Копейка к копейке – проживет семейка!
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия
по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 137.27 КБ |
prilozhenie.docx | 610.71 КБ |
prezentatsiya_k_vnekl_meropriyatiyu.pdf | 363.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия
по финансовой грамотности
Копейка к копейке – проживет семейка!
Подготовила: Ивченко Анжела Александровна
учитель истории, обществознания
МБОУ БГО СОШ №6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная
школа №6
г. Борисоглебск, пер. Гражданский, 9
8(47354) 9-07-02
KaverinVV@govvrn.ru
г. Борисоглебск 2022г
Введение.
Умение решать проблемы – является важнейшей ключевой компетенцией, которая необходима человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Внеклассное мероприятие «Копейка к копейке – проживет семейка!» Проводится в игровой форме в рамках факультативного курса «Финансовая грамотность». Возраст обучающихся: 9-10лет. Мероприятие направлено на развитие умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации обучающихся.
Применение игровых форм позволяет легче усваивать знания, способствует формированию необходимых умений и закреплению полученных навыков в интересной и доступной форме.
Цель занятия: закрепление знаний о семейном бюджете. Актуализация имеющихся знаний и практических навыков по финансовой грамотности.
Задачи:
- Выявить основные источники семейного бюджета;
- Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
- Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-знание источников доходов и направления расходов семьи;
- умение оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов.
Регулятивные:
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками.
Базовые понятия: финансовая грамотность, финансовое поведение, бюджет, благосостояние семьи.
Образовательные технологии: игровая технология, технология проблемного обучения.
Методы и приемы: решение проблемных ситуаций, дидактическая игра.
Оснащение занятия: персональный компьютер, видеопроектор с экраном. Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей. Мультимедийная презентация.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя: ( слайд 1) Копейка к копейке – проживет семейка!
Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем?
На занятиях по финансовой грамотности мы приоткрыли дверцу в таинственный, пока нам незнакомый, но такой интересный и важным мир финансов. Мы только начинаем путешествие по этому таинственному миру, чтобы не заблудиться в нем, нам нужен помощник. Нашим путеводителем будет сама королева «Экономика». Она научит нас экономить деньги и правильно планировать расходы.
Экономика: Здравствуйте друзья. Всех очень рада видеть я.
Я - Экономика – наука о правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ.
В жизни вы не раз слышали слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает? (ответы)
Конечно, в своей жизни с экономикой сталкивается каждый человек, потому что начинается наша экономическая жизнь еще в детстве. Например, когда мы просим у мамы купить игрушку, но она очень дорогая – мы впервые узнаем о том, что каждая вещь имеет свою цену. Цена позволяет сравнивать разные вещи, вложенный в них труд. Цена дает нам выбор: купить дорогой товар или дешевый. Наш выбор зависит от наличия у нас денег.
Ребята, скажите, для чего нужны деньги?
(Ответы: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать…)
Экономика: Да! Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.
Деньги, - это кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу и нужны для оплаты товаров или услуг. Значит экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, продают его или покупают.
Экономика: Я пришла к вам сегодня не просто так. Я хочу подарить вам новые знания и полезные навыки. А то, о чем мы сегодня будем говорить зашифровано вот в этом ребусе (проблемное задание):
слайд 2 (или карточка с заданием) «7Я» + деньги (Семья + деньги) - (ответ: семейный бюджет)
Экономика: Да, это зашифрованная фраза означает – СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ! - именно о нем и обо всем что с ним связано мы будем сегодня говорить. Ведь только грамотное распределение денежных средств позволяет семье жить, не зная нужды. как в народе говорят: «Копейка к копейке – проживет семейка!»
Слово "бюджет" означает " денежная сумка, кошелек".
Бюджет - это ….. совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Семейный бюджет – это… сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени
Вспомните и ответьте, что такое доходы и что такое расходы?
(Ответы: Доходы – это ….. поступления денежных средств в семейный бюджет.
Расходы – это….. затраты денежных средств из семейного бюджета)
Ребята, вы молодцы все знаете. Давайте начнем нашу игру и закрепим знания на практике!
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать монетку и складывать ее в свой кошелек. В конце игры мы посчитаем монетки и подведем итоги. Вместе с монетами вы будете получать опорные слова, которые помогут вам выполнить последнее задание в нашей игре.
Экономика: Внимание, внимание! Итак, мы начинаем! Нашу игру будет оценивать компетентное и неподкупное, честное и справедливое жюри в составе: … перечисляются члены жюри)
1. Визитная карточка команд. Выступление команд (желательно 3 команды).
(Варианты названий: Копилка, монетка, банкиры и т.п.)
Экономика: Ребята, вы молодцы! За вашу авторскую работу вы получаете – гонорар.
(раздает монеты и у участников появляется первое слово карточке гОнорар)
2. Разминка «Доход-Расход»
Экономика:
У вас на столе карточки с буквами. Буква «Д» - означает –доход «Р» расход
Предлагаю определить, является названное доходом или же расходом семьи. Поднимаем карточки в соответствии с ответом:
Папа получил зарплату — Д.
Лекарства для дедушки — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 100 рублей — Д.
Оплатили мобильный интернет — Р.
Бабушка получила пенсию - Д
Маме выплатили пособие по уходу за сестрой - Д
Заплатили за электричество — Р.
На день рождения получили в подарок деньги – Д
Получили проценты по вкладу в банке - Д
Купили новый автомобиль — Р.
Посмотрели фильм в кинотеатре - Р
Экономика: Ребята, вы отлично справились с заданием и получаете первую зарплату!
(раздает монеты и второе слово карточке - зарплаТа)
3. Блиц – опрос
Экономика: За каждый правильный ответ жюри будет выдвать монетки! Вопросы командам будут задаваться по очереди. В случае неправильного ответа или его отсутствия право дать ответ переходит следующей команде.
1. Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ.
2. Какое животное всегда при деньгах? Ответ: (Свинья: у нее всегда есть пятачок/ вариант- копилка)
3. Из кармана в карман скачет. Ответ: МОНЕТА.
4. Чем богачи гребут деньги? Ответ: ЛОПАТОЙ
5. Что проверяют, не отходя от кассы? Ответ: ДЕНЬГИ
6. Что сколачивают из денег? Ответ: КАПИТАЛ.
7. Что делает с рублём копейка? (бережёт).
8. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
9. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).
Экономика: Какие умники и умницы сегодня здесь собрались. Воспользовавшись своей копилкой знаний вы сумели найти ответы на непростые вопросы! (выдает третье слово на карточке - копилкА)
4. «Источники доходов»
Экономика: Перед вами семья Ивановых – картинки с изображение членов семьи и карточки с обозначение источников доходов. (приложение 3). Соедините карточки так, чтобы каждый член семьи выбрал свой источник дохода
(Время выполнения задания 30 сек).
У бабушки? (Пенсия).
- У папы? (Зарплата).
- У старшего брата? (Стипендия).
- У мамы с маленьким ребенком? (Пособие).
Экономика: не тяжкий труд, а мыслей ход, приумножил ваш доход. (Жюри оценивает и раздает монеты, выдает четвертое слово на карточке - Доход)
5. Финансовый эрудит
Экономика: Перед вами карточки с ребусами Отгадайте слово, которое спряталось в ребусе и запишите его. Помните. каждый правильно разгаданный ребус - 1 монетка.
( приложение – 4)
ДОХОД
- долг
кошелек
зарплата
Экономика: Приумножили доход. Кошелечек ваш растет! (Жюри оценивает и раздает монеты, выдает пятое слово на карточке - экОномия )
6. Экономическая задача.
Экономика: вам необходимо спланировать отдых вашей команды используя метод построения «дерева решений» и провести презентацию вашего проекта. Вам необходимо использовать условную сумму на отдых 30 000 рублей.
Напомню, правила построения «дерева решений»:
1) поставить цель (например, найти способ наиболее интересного отдыха в имеющейся финансовой ситуации);
2) собор информации (поиск возможных вариантов: поход, поездка на море… выяснение стоимости каждого из вариантов и т. п.);
3) провести совместный поиск критериев оценки выбора решения (экономичность, интерес и удовлетворённость каждого члена команды, финансовая обеспеченность);
4) оценить каждый варианта решения согласно выработанным
критериям;
5) выбрать оптимальное решение, которое будет удовлетворять всех членов команды;
6) представить результат работы
(Время на выполнение задания 7 мин. Подсказка на слайде 3)
Экономика: Выступление команд
Экономика: Приносить доходы стал ваш интеллектуальный … (капитал)!
(Жюри оценивает и раздает монеты, выдает шестое слово на карточке - Капитал)
Экономика: Сейчас в ваших командах состоится «Семейный совет по составлению бюджета»
Ваша задача: попробовать самостоятельно спланировать семейный бюджет. Каждая команда – семья. С помощью карточек для игры, команды - семьи, составляют семейный бюджет на месяц с учётом общего дохода «семьи», её обязательных текущих расходов, а также расходов, связанных с предстоящими событиями; представляют свой семейный бюджет экспертам и классу.
(Время на выполнение задания 7-10 мин. Карточки - подсказки в приложении 5 и на слайде 4, критерии на экране. На время выполнения задания можно негромко включить музыку.)
Экономика: Внимание! Выступают все игровые «семьи», оценивается каждое выступление по критериям, жюри заполняет оценочный лист.
Выступление команд.
Для жюри: Критерии оценки бюджета семьи (0–10 баллов)
1. Бюджет сбалансирован: запланированные расходы не превышают доходов.
2. Бюджет предусматривает обязательные платежи.
3. Бюджет учитывает необходимые потребности семьи в течение месяца.
4. Бюджет предусматривает сбережения на будущее.
При грамотном составлении бюджета: • не менее 10% от всех доходов семья стремится оставить для сбережений, в том числе на крупные покупки в будущем; • до 10% – на непредвиденные расходы; • до 70% семья планирует на текущие расходы (прежде всего коммунальные и другие обязательные платежи, возврат кредитов и денежных долгов, если они есть, расходы на питание, одежду, общественный транспорт и т. п.); • до 10% – на развлечения.
Слово жюри:
Анализ и обобщение игры. Жюри подводит итоги, поощряет позитивную оценку другой команды, задавая вопросы: «Что лучше всего удалось этой команде? Что вы можете им посоветовать, чтобы улучшить их работу?».
(Жюри оценивает и раздает монеты, выдает седьмое слово на карточке - бюджеТ)
Экономика: вот так, как в народе говорится: Копейка к копейке – проживет семейка!
Пусть к вам удача, словно птица,
Залетит внезапно в дверь,
И все лучшее случится,
Только ты в успех поверь!
(выдает восьмое слово на карточке – уСпех).
Рефлексия.
Экономика:
Сегодня вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.
-Какое понятие вы сегодня закрепили? (Бюджет)
-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет? (Ответы детей)
- Что самое трудное при составлении бюджета семьи?
- Какие финансовые ловушки подстерегают семью при составлении семейного бюджета?
- Что произойдёт с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывает?
- К чему приведёт ситуация, при которой доходы семьи будут больше, чем расходы?
- Перечислите основные шаги по планированию семейного бюджета.
Вывод: планируя бюджет, каждая семья решает, на какие цели и как распределить свой доход и чем грамотнее будет планирование расходов, тем меньше финансовах проблем будет у семьи.
Экономика: Ребята, подходит к концу наше увлекательное путешествие. Вы просто великолепно справились со всеми трудностями, которые встретились вам в мире финансов. У нас осталось только одно невыполненное задание. Посмотрите на слова которые перед вами, в каждом слове есть выделенная буква, из выделенных букв вам нужно составить слово которое означает материальное благосостояние семьи, отсутствие нужды. Какое слово у вас получилось?
Проверяем ответ на слайде 5
Экономика: Это слово – ДОСТАТОК
Только преодолев трудности, люди понимают, что беззаботная жизнь и достаток никогда не даются нам легко.
Достаток в семье бывает только у рачительного хозяина. Он позволяет достойно жить: хорошо питаться, одеваться, иметь хорошее медицинское обслуживание, давать детям достойное образование, отдыхать. Еще наши предки - славяне считали, что человек, который умеет жить в достатке – рачительный хозяин и достойно заботится о семье, с уважением относится к деньгам, с умом ведет хозяйство, не растрачивая лишнего. Ведь кто не умеет удержать в руках то, что нажил, не наживет большего.
Ребята, не забывайте, что родители зарабатывают деньги свои трудом, поэтому старайтесь тратить деньги с умом!
Знайте, что есть разница между потребностями и желаниями.
Помните, что в современном мире необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность. А для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
Экономика: Пока мы с вами рассуждали, жюри подвело итоги. Мы предоставляем им слово. (объявление результатов и награждение победителей)
Экономика: Спасибо за игру. До свидания, до новых встреч.
Заключение.
В результате игры, обучающиеся научатся применять теоретические знания на практике. В процессе выполнения игровых заданий у обучающихся создаются схемы и модели построения рассуждений, которые будут свидетельствовать об уровне понимания ими изученного материала.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Монеты и кошелек
Приложение 2.
Слова с выделенными буквами для итогового задания:
доход, гонорар, успех, бюджет, копилка, зарплата, экономия, капитал,
Приложение 3.
Семья
У бабушки? (Пенсия).
- У папы? (Зарплата).
- У старшего брата? (Стипендия).
- У мамы с маленьким ребенком? (Пособие).
Приложение 4.
Ребусы
Приложение 5.
Карточки – подсказки к заданию
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике «Копейка к копейке – рубль бережёт»
Внеклассное мероприятие по математике, с использованием активных форм обучения и методов критического мышления...
Урок-игра "Три копейки-алтын"
Урок рассчитан для учащихся 7-8 классов для обобщения знаний по истории Отечества XVI-XVIII вв....
Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"
Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"...
Викторина "Копейка рубль бережет"
Внеклассное мероприятие-викторина "Копейка рубль бережет" познакомит детей с интересными фактами из истории возникновения и развития денежной системы России, в соревновательной части ребята смог...
МАСТЕР – КЛАСС “КОПЕЙКА”
Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение....
Мастер-класс по математике "Копейка"
Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение....
Внеклассное занятие по математике "Деньги, денежки, копейки"
Внеклассное коррекционно-развивающее занятие по математике в коррекционной школе 8 вида...