«Луи Брайль - гений, подаривший незрячим мир»
методическая разработка (7 класс)
Луи Брайль – гений, подаривший незрячим мир.
Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brayl.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Познавательный час
«Луи Брайль - гений,
подаривший незрячим мир»
Выполнила:
педагог-библиотекарь
Некрасова Г.В.
Цель мероприятия: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Луи Брайля.
Задачи:
- Познакомить учащихся с жизнью Луи Брайля, с деятельностью его по созданию азбуки для незрячих.
- Учить чувствовать и понимать мир незрячих людей.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям.
Форма проведения мероприятия:
Познавательный час.
Дидактические средства:
- Портрет Луи Брайля.
- Выставка книг брайлевским шрифтом.
Методическая литература:
- Бирючков М.В. Автор великого шеститочия Луи Брайль: библиографический указатель // М.В. Бирючков. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС, 2002.
- Дэвидсон М. Дитя ночи: повесть // М. Дэвидсон. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС, 2007.
Слайд 1
Луи Брайль – гений, подаривший незрячим мир.
Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.
Сегодня вы услышите рассказ о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.
Слайд 2
4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи. Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп.
Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В местной школе Луи изучил алфавит при помощи обыкновенных палочек.
В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.
Учась в Парижском институте, Луи Брайль познакомился с методом письма выпуклыми буквами Хауи и с методом, разработанным артиллерийским офицером Шарлем Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры, и послание можно было «прочесть» прикосновением. Изобретение Барбье было непрактичным. Кроме того, символы букв были слишком большими для детских пальцев. Тем не менее, эта система дала Брайлю творческий импульс, он задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты.
Слайд 3
Брайль начал экспериментировать и в 1824 г., в возрасте 15 лет, ввел свою собственную систему: маленькую «ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1, 2, 3 в левом ряду и 4, 5, 6 в правом. Это дало 63 комбинации. Из них Брайль выбрал буквы для своего алфавита, знаки нотации, номера, математические символы и некоторые часто употребляемые слова, такие, как «для», «от», «вместе» и артикли. Он работал над своей системой долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.
Слайд 4
Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать. Несмотря на энтузиазм его друзей, изобретение Луи Брайля не было официально принято во Франции до 1853 г., после того. Как со смерти Брайля от туберкулеза прошел год. Но, в конечном счете, во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая.
Слайд 5
Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени.
Слайд 6
В России первая книга по системе Брайля была издана Анной Александровной Адлер в 1885г.
Слайд 7
Крупнейшим издателем книг, использующих алфавит Брайля, является находящийся в Лондоне Королевский национальный институт для слепых. Он регулярно издает книги, газеты и другую разнообразную продукцию, включая музыкальные работы, экзаменационные документы и даже банковские извещения.
В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств.
Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали, и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России.
Слайд 8
В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.
Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину.
В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев.
Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.
Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. <…>. Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы брайлевского печатания и выписала из-за границы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. <…> Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…<…>. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."
Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.
Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых".
В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.
В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время, в связи с введением всеобуча, началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и, поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности.
Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.
К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС.
Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).
Слайд 9
13 ноября отмечается Международный день слепых.
Слайд 10
В настоящее время созданы современные приборы для работы шрифтом Луи Брайля. Перед вами монитор Брайля.
Слайд 11
Планшет.
Слайд 12
Клавиатура для слепых.
Слайд 13
Компьютерный дисплей для незрячих.
Слайд 14
Портативный тактильный дисплей Брайля.
Слайд 15
Брайлевский дисплей.
Слайд 16
Портативное устройство для чтения/увеличения PEARL.
Слайд 17
Электронный ручной видео-увеличитель.
Слайд 18
Тифломагнитофон.
Слайд 19
Тифлофлэшплеер PlexTalk Pocket.
Слайд 20
«Белая трость» - это эмблема незрячего человека.
Мне лучше трости
друга не найти,
Она меня везде
сопровождает
И о преградах
на моём пути
Заботливо меня
предупреждает.
Слайд 21
Незрячая женщина переходит дорогу с собакой-поводырём. В руках она держит белую трость.
Слайд 22
Луи Брайлю установлены памятники. Перед вами один из них. Это бюст в Буэнос-Айресе. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
Слайд 23
Бюст с рельефом на родине в Кувре.
Слайд 24
На фотографии вы видите долларовую монету с изображением Луи Брайля (Филадельфийский монетный двор. Памятная монета, серебряная монета, медаль).
Слайд 25
Выпущено несколько марок с изображением Луи Брайля в разных странах (в СССР в 1959 году в ГДР в 1975 году, в Казахстане в 2009 году).
Слайд 26
Могила Брайля в Пантеоне в Париже.
Луи Брайль умер 6 января 1852г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
Луи Брайлю - создателю универсального алфавита для слепых
Моника от счастья вся сияет,
Горд и счастлив сам Рене-отец:
В их семье среди сестренок-Брайль
Мальчик появился, наконец.
Мальчика Людовиком назвали
Или по-домашнему - Луи.
Нет, тогда они еще не знали,
Что им пережить всем предстоит.
Рос Луи в семье любимцем общим
Было все ему разрешено.
Но зачем же в мастерскую он заходит
И берет отцовский шорный нож?
Моника от горя сна не знает,
Горем так убит Рене-отец:
В том году у них в семействе Брайль
Появился маленький слепец.
«Ну, не век же предаваться горю,
Темнота, но это ж не конец.
Тьмы завесу мы ему откроем», -
Говорил жене Рене-отец.
Бахрому плетет Луи для сёдел,
В школу ходит с местной детворой.
Он не долго в эту школу ходит:
Ждет его уже Париж большой.
А в Париже школа есть другая,
Нет, не школа - Королевский институт.
Там слепые дети пишут и читают,
Постигают азбуку и труд.
Вот Луи исполнилось шестнадцать,
Он во всем - примерный ученик.
В институте суждено ему остаться,
Чтоб учить там маленьких слепых.
Учит он их музыке и цифрам,
И ему сопутствует успех.
А еще - работает над шрифтом,
Чтобы тот понятен был для всех.
«Выпуклые буквы? Нет, не стоит.
Их рукою трудно прочитать.
Шарль Барбье? Его «Письмо ночное»?
Точки? Точки можно бы принять».
Точки, шеститочье - вот открытье!
Быстро пальцы по строке бегут...
Но не примет, молодой учитель,
Шеститочья Королевский институт.
«Выпуклые буквы - не иначе!»
«Не мудри, Людовик, перестань.
Не поймет тогда слепого зрячий,
Будет между ними грань.
Хочешь точками печатать книги?
Ах, оставь, угомонись, чудак».
Уговоры, а потом интриги -
Обойтись без них нельзя никак.
Шеститочье: буквы, цифры, ноты...
Книг незрячим он открыл секрет.
Труд Луи считал большой работой
Абсолютно зрячий Гуадэт.
Гуадэт - он человек ведь дерзкий,
Деятель общественный ведь он.
Гуадэт дошел до Министерства -
Орден был Людовику вручен.
Мальчик пьеску разобрал по нотам,
Бегло девочка стихи прочла.
Может, неприятно для кого-то,
Но система принята была.
Моника не увидала это,
Это не узнал Рене-отец:
Одержал блестящую победу
Их любимец - больше не слепец.
1994
Ультра-портативный Дисплей Брайля Focus 14 blue с Bluetooth. Новые дисплеи Брайля Focus 14 Blue сочетают в себе новейшие технологии, самую удобную для пользователя клавиатуру, эргономичное расположение органов управления, подключение USB кабелем или беспроводное подключение Bluetooth, чрезвычайно легкий и компактный дизайн.
Брайлевский дисплей – это устройство, позволяющее незрячему пользователю воспринимать текстовую информацию с обычного дисплея в виде рельефно-точечных символов системы Брайля. К его безусловным достоинствам относятся: возможность для незрячего человека составлять образ экрана, возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов.
ПОРТАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ/УВЕЛИЧЕНИЯ PEARL |
PEARL с программой OpenBook представляет собой компьютеризированный набор для чтения печатных текстов. Портативный увеличитель PEARL имеет множество вариантов для настройки визуальных возможностей инвалидов по зрению. Он также имеет многоязычный синтезатор и богатый набор опций для автоматизации процесса сканирования и чтения, удовлетворяя индивидуальные потребности слепых пользователей. PEARL является складным портативным прибором, благодаря чему его легко можно перемещать. После работы легко складывается и хранится в сумке, закрываемой на молнию. После извлечения из сумки PEARL легко раскладывается. PEARL читает все типы документов. Может быть использован для чтения книг, газет, журналов и векселей. OpenBook определяет столбцы и помещает их в логическом порядке. Вы можете изменить настройки языка для чтения документов на иностранные языки.
- Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат. Формирует на экране увеличенное изображение фокусировки и позволяет читать любой плоскопечатный текст;
- Лупы ручные, опорные, накладные разной кратности и конструкций.
Тифломагнитофоны различных типов, для чтения книг на кассетах, записанных на специальной скорости движения ленты 2,38
Тифлофлэшплеер PlexTalk Pocket
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие для обучающихся III вида III варианта "Прибор Брайля двустрочный"
Доступное обучение грамоте по системе Брайля детей III вида III варианта....
Памятка для родителей "Обозначения по Брайлю" (русский язык).
Справочный материал для родителей детей, обучающихся по системе Брайля....
Конспект урока математики. 3.3. ( VIII вид) Надомное обучение. 9 класс. Брайль
Конспект индивидуального урока математики. 9 кл. Брайль. вид 3.3....
Обучение детей с нарушениями зрения чтению и письму по Брайлю
Чтение и письмо по Брайлю остается для незрячего ребенка обязательным и необходимым условием для его обучения и развития. При чтении и письме важно соблюдать првильную постановку тела и пальцев рук. У...
Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.
Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля....
Презентация "Шрифт Брайля"
В презентации показаны основные знаки шрифта Брайля, необходимые на уроках русского языка, и даны правила их оформления....
«Луи Брайль – гений, подаривший незрячим мир»
Луи Брайль – гений, подаривший незрячим мир. Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникаль...