Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.
методическая разработка

Сафронова Лариса Николаевна

Стратегия педагогов при  подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategoiya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия педагогов при  подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.

Обучение слепого ребенка чтению и письму при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь. Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения плоским шрифтом, поэтому требует междисциплинарного взаимодействия: педагога, врача-офтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога). Интеграция их профессиональных знаний позволяет выработать индивидуальные рекомендации по подбору рельефно-графического и иллюстративного материала с учетом возможности одновременного использования осязания и зрения ребенком при чтении и письме. Для этого целесообразно:

- совместное планирование работы на учебные четверти учителя-логопеда и учителя, ведущего уроки русского языка и чтения;

-   взаимное посещение специалистами уроков и коррекционных занятий;

взаимные консультации специалистов;

-  мониторинг эффективности оказываемой помощи на психолого-медико-педагогических консилиумах образовательной организации.

Специфические трудности освоения рельефно-точечного шрифта Брайля слепыми  детьми проявляются как неумение проверять написанное при закрытой крышке прибора Брайля, несформированность «двуручного» чтения; тактильные ошибки при восприятии написанного шрифтом Брайля и графические ошибки при письме шрифтом Брайля; к графическим ошибкам относятся переколы и недоколы, ошибки смешения правого и левого (вертикальных) рядов в клетке прибора Брайля, ошибки смешения первого и третьего (горизонтальных) рядов в клетке прибора Брайля, ошибки, связанные с нарушением ориентировки в рабочем поле клетки прибора Брайля.

Для успешного освоения рельефно-точечного шрифта Брайля тифлопедагогу необходимо сформировать у учащихся следующие неречевые умения: ориентироваться в пространстве и на плоскости; осязательно обследовать объекты двуручным способом, координируя движения рук и выделяя информативные признаки; опознавать тактильные стимулы. Содержание коррекционной работы со слепыми школьниками первых лет обучения должно включать задачи формирования базовых неречевых умений, необходимых для успешного освоения рельефно-точечного шрифта Брайля.

                Одним из примером развития неречевых умений является упражнения на  тренировку тонких движений пальцев рук, что  оказывает большое влияние на развитие речи школьника, развитие ориентировки в пространстве и на плоскости, учит усидчивости         и терпению.  Детям младшего школьного возраста для развития мелкой моторики кистей рук рекомендуются        следующие средства        деятельности:
-наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
-наборы резиновых мячей разного размера с поверхностями различных фактур;
-наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень
-цветные        клубочки        ниток                для        перематывания;
-деревянные игрушки «Пирамидка», «Матрешка»        и        т.д.;
-мозаики        по        возрастающей        сложности;
-бусы,        бисер;        пуговицы        для        нанизывания;

-пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
-наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
-наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на        ощупь);
-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких        камешков,        круп;
-пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров;
-вязание, шитье,         вышивание;
-пластилин,                глина                для        лепки;
- «Пальчиковый театр» и т.д.

Важным ориентиром тифлопедагога при оценке успешности проводимой коррекционной работы будет служить значительное снижение количества графических ошибок при письме и тактильных ошибок при восприятии написанного шрифтом Брайля. Требуется коррекционная  работа по формированию умения воспринимать и представлять каждую изученную букву в различных позициях при письме и чтении. Она проводится на уроках русского языка.

Для формирования глобального образа-представления изучаемой брайлевской буквы используется  специальные тифлотехнические и наглядные пособия  разного масштаба: «Разборная азбука по Брайлю», «Кубик буква», «Колодка шеститочия»), что позволяет    овладеть   умениями ориентироваться на плоскости, опознавать тактильные стимулы,  координировать движения рук и осязательно обследовать объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"

Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе...

Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"

Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...

«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»

В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене  и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...

Пособие по обучению системе Брайля взрослых слепоглухих

В пособии подобран материал с учетом специфики контингента....

Оптимизация системы оценивания текущих и промежуточных результатов освоения обучающимися с нарушениями письма и чтения основных общеобразовательных программ

Помощь обучающимся с нарушениями чтения и письма. Mеры по оптимизации системы оценивания учащихся с дисграфией и дислексией. Индивидуализация образования обучающихся с нарушениями чтения и письма....

Программа повышения квалификации для педагогов и родителей "Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля"

Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога так и для родителей воспитывающи...

Проект «Разработка методического пособия «Правила записи химических формул по системе Брайля»»

Практика показывает, что большинство учащихся с нарушением зрения испытывают трудности при составлении химических формул неорганических и органических веществ. Курс химии призван обеспечить освоение в...