Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.
методическая разработка
Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategoiya.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия педагогов при подготовке слепого ребенка к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля.
Обучение слепого ребенка чтению и письму при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь. Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения плоским шрифтом, поэтому требует междисциплинарного взаимодействия: педагога, врача-офтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога). Интеграция их профессиональных знаний позволяет выработать индивидуальные рекомендации по подбору рельефно-графического и иллюстративного материала с учетом возможности одновременного использования осязания и зрения ребенком при чтении и письме. Для этого целесообразно:
- совместное планирование работы на учебные четверти учителя-логопеда и учителя, ведущего уроки русского языка и чтения;
- взаимное посещение специалистами уроков и коррекционных занятий;
взаимные консультации специалистов;
- мониторинг эффективности оказываемой помощи на психолого-медико-педагогических консилиумах образовательной организации.
Специфические трудности освоения рельефно-точечного шрифта Брайля слепыми детьми проявляются как неумение проверять написанное при закрытой крышке прибора Брайля, несформированность «двуручного» чтения; тактильные ошибки при восприятии написанного шрифтом Брайля и графические ошибки при письме шрифтом Брайля; к графическим ошибкам относятся переколы и недоколы, ошибки смешения правого и левого (вертикальных) рядов в клетке прибора Брайля, ошибки смешения первого и третьего (горизонтальных) рядов в клетке прибора Брайля, ошибки, связанные с нарушением ориентировки в рабочем поле клетки прибора Брайля.
Для успешного освоения рельефно-точечного шрифта Брайля тифлопедагогу необходимо сформировать у учащихся следующие неречевые умения: ориентироваться в пространстве и на плоскости; осязательно обследовать объекты двуручным способом, координируя движения рук и выделяя информативные признаки; опознавать тактильные стимулы. Содержание коррекционной работы со слепыми школьниками первых лет обучения должно включать задачи формирования базовых неречевых умений, необходимых для успешного освоения рельефно-точечного шрифта Брайля.
Одним из примером развития неречевых умений является упражнения на тренировку тонких движений пальцев рук, что оказывает большое влияние на развитие речи школьника, развитие ориентировки в пространстве и на плоскости, учит усидчивости и терпению. Детям младшего школьного возраста для развития мелкой моторики кистей рук рекомендуются следующие средства деятельности:
-наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
-наборы резиновых мячей разного размера с поверхностями различных фактур;
-наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень
-цветные клубочки ниток для перематывания;
-деревянные игрушки «Пирамидка», «Матрешка» и т.д.;
-мозаики по возрастающей сложности;
-бусы, бисер; пуговицы для нанизывания;
-пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
-наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
-наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
-пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров;
-вязание, шитье, вышивание;
-пластилин, глина для лепки;
- «Пальчиковый театр» и т.д.
Важным ориентиром тифлопедагога при оценке успешности проводимой коррекционной работы будет служить значительное снижение количества графических ошибок при письме и тактильных ошибок при восприятии написанного шрифтом Брайля. Требуется коррекционная работа по формированию умения воспринимать и представлять каждую изученную букву в различных позициях при письме и чтении. Она проводится на уроках русского языка.
Для формирования глобального образа-представления изучаемой брайлевской буквы используется специальные тифлотехнические и наглядные пособия разного масштаба: «Разборная азбука по Брайлю», «Кубик буква», «Колодка шеститочия»), что позволяет овладеть умениями ориентироваться на плоскости, опознавать тактильные стимулы, координировать движения рук и осязательно обследовать объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"
Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе...
Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"
Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...
«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»
В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...
Пособие по обучению системе Брайля взрослых слепоглухих
В пособии подобран материал с учетом специфики контингента....
Оптимизация системы оценивания текущих и промежуточных результатов освоения обучающимися с нарушениями письма и чтения основных общеобразовательных программ
Помощь обучающимся с нарушениями чтения и письма. Mеры по оптимизации системы оценивания учащихся с дисграфией и дислексией. Индивидуализация образования обучающихся с нарушениями чтения и письма....
Программа повышения квалификации для педагогов и родителей "Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля"
Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога так и для родителей воспитывающи...
Проект «Разработка методического пособия «Правила записи химических формул по системе Брайля»»
Практика показывает, что большинство учащихся с нарушением зрения испытывают трудности при составлении химических формул неорганических и органических веществ. Курс химии призван обеспечить освоение в...