Классный час для 7-9 классов
классный час (7, 8, 9 класс)

Шашукова Аник Валерьевна

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_zakon.docx22.03 КБ
Office presentation icon ya_i_zakon.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Я и закон» (7-9 классы)

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

                                                      Ход классного часа

  1. Классный руководитель: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

-Кто же  считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление- запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожностиГрупповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон  автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие  последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

- Так вот за все эти правонарушения дети  от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.

В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои  действия, поступки, быть ответственным за них.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Классный руководитель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание в школу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Классный руководитель: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся. 

1 Разбор ситуации:

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? 

4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

5. Подростки разрисовали остановку общественного пользования. Какое наказание им грозит?

Классный руководитель: Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Классный руководитель: -А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

- А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника (Г).

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).

3. Избил одноклассника (У).

4. Совершил кражу мобильного телефона (У).

5. Совершил прогул в школе (Д).

6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).

7. Разбил мячом окно (Г).

8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

Просмотр фильма «Такая жизнь!» (о жизни  несовершеннолетних преступников в исправительной колонии)

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и закон « Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны» Ф. Вольтер

Слайд 2

Не знал… Не думал… Не хотел!

Слайд 3

Цели: выяснить, что толкает подростков на путь преступной жизни; составить психологический портрет потенциального правонарушителя; разобраться, какую ответственность несёт подросток за совершение различных поступков.

Слайд 4

Ситуация В кинотеатре шёл очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку пива они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил по телефону. Подозреваемые были задержаны.

Слайд 5

Из Кодекса РФ об административных правонарушениях Статья 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (в сокращении) Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих… Статья 164 . Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (в сокращении) … Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений…; Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Слайд 6

аморальный поступок аморальное поведение

Слайд 7

Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Аморальный поступок – это деяние, нарушающее общеприня-тые моральные нормы.

Слайд 8

Определите, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие нельзя: ходить босиком по траве – грубить сорить в общественных местах – ловить рыбу распивать алкогольные напитки – курить зарабатывать много денег – сплетничать смотреть видеофильмы – жадничать

Слайд 9

Правонарушение – это анти-общественное деяние, при-чиняющее вред обществу и караемое по закону. Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государст-венной власти в установ-ленном Конституцией порядке.

Слайд 11

Проступок – это нарушение правил поведения; вызываю-щее поведение

Слайд 12

Из Уголовного Кодекса РФ Статья 318 . Применение насилия в отношении представителя власти (в сокращении) 1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… , либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Слайд 13

Чем же преступление отличается от других видов правонарушений? Преступлениями считаются деяния, представляющие опасность для личности, общества и государства. Распитие спиртных напитков тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит. Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием «преступления». И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания. Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние. Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

Слайд 14

Обсудите каждую из предложенных ситуаций, и определите, о чём идет речь: о проступке, преступлении или правонарушении . А) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. Б) Света, ученица 9 класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. В) Женщина, проживающая напротив школы, продавала школьникам наркотики. Г) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. Д) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. Е) На уроке физкультуры Миша оступился и нечаянно толкнул Колю. Коля разозлился и ударил Мишу кулаком в плечо и в живот.

Слайд 15

С юридической точки зрения выделяют Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность Преступление – виновно совершенное об-щественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания

Слайд 16

Социальные причины правонарушений: безработица невысокий материальный достаток многих семей жилищная проблема

Слайд 17

Психологические причины правонарушений: • вспыльчивый характер • отсутствие сильной воли • страсть к азартным играм • жадность • нежелание работать

Слайд 18

Потенциальный правонарушитель. Кто он?

Слайд 19

Это человек, который… пренебрегает моральными норами; пренебрежительно относится к учёбе и знаниям; стремится к примитивному времяпрепровождению; предпочитает материальные ценности духовным; не знает и не уважает законы .

Слайд 20

Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространёнными причинами правонарушений среди подростков.

Слайд 21

Виды ответственности Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмот- ренное уголовным законом общест- венно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответст-венность наступает с 14 лет.

Слайд 22

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонаруше-ниях. К административным нарушения относятся нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответст-венности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Слайд 23

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к пример, опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Слайд 24

Определите виды юридической ответственности ( административная ответственность, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная) при рассмотрении различных нарушений 1. Порвал учебник одноклассника 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде 3. Избил одноклассника 4. Совершил кражу мобильного телефона 5. Совершил прогул в школе 6. Переходил дорогу в неположенном месте 7. Разбил мячом окно 8. Нецензурно выражался в общественном месте.

Слайд 25

В наших ли силах остановить рост преступности среди несовершеннолетних?

Слайд 26

Да! Если бы люди с самого детства учились не нарушать моральные нормы, у них было бы больше возможностей прожить жизнь счастливо и интересно. И преступлений было бы несравнимо меньше. Поубавилось бы тюрем и воспитательно-трудовых колоний. Общество и граждане от этого бы только выиграли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы Цели:дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;формиров...

Конкурс "Самый классный классный" АНАЛИЗ воспитательной работы с классом

Материал содержит анализ воспитательной работы с классом за 4 года...

Конкурс "Самый классный классный" ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Я и мой класс" .

Презентация представлена в виде кадров фильма "Воспитание добротою", отражает воспитательную работу класса   по семи направлениям....

Классный час в 5-8 классах классный час «Подросток и алкоголь»

Сценарий классного часа по теме: «Подросток и алкоголь» по профилактике употребления психоактивных веществ. Направленный на профилактику негативных проявлений в молодежной среде, пропаганд...