Конспект урока на тему: "Класс однодольные"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Конспект урока на тему: "Класс однодольные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnodolnye.docx920.88 КБ
Файл 00081205-95120928_2.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Дата

Тема: «Семейства класса Однодольные».

 Карта спроектирована на основе УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой [1].

Цель урока: изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые;

сформировать представление о многообразии цветковых растений;

- развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

- воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

предметные:

- формирование представления о многообразии цветковых растений;

- формирование умения определять семейства класса Однодольные;

- объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

метапредметные:

- познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимо-

контроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных

умений; эстетического отношения к живым объектам.

Основные понятия: Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.

Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологии: организации самостоятельной работы обучающихся, технология развития критического мышления.

Организационная структура урока

Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный

момент (1 мин.)

 Организует класс, проверяет готовность

обучающихся к уроку, приветствует их

Готовятся к уроку,

успокаиваются,

настраиваются на работу, приветствуют учителя

Формирование

ответственного

отношения к

учению, готовно-

сти и способно-

сти к саморазви-

тию и самообра-

зованию на осно-

ве мотивации к

обучению и по-

знанию

II.

Мотивационноцелевой этап

Актуализирует требования к обучающимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

III.

Этап актуализации знаний

Ребята, давайте вспомним, с какой те-

мой вы знакомились на прошлом уроке?

С целью проверки усвоения вами мате-

риала прошлого урока проведем: самостоятельную работу на тему «Семейства класса Двудольные».

1.Чашечка состоит из пяти свободных чашелистиков.(Р)

 2.Чашечка состоит из четырех свободных чашелистиков.(К)

 3.Венчик цветка состоит из четырех лепестков. (К)

 4.Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. (Б)

  5. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок. (К)

  6. Плод стручок. (К)

  7.Венчик цветка сростнолепестной, состоит из пяти лепестков. (П)

  8. Плод - семянка. (С)

  9. Плод- ягода или коробочка. (П)

 10. Мелкие цветки собраны в соцветие «корзинка». (С)

 11. Пятилепесковый венчик, похожий на сидячего мотылька. (Б)

 12. На корнях имеются вздутия, в которых живут бактерии, усваивающие азот воздуха. (Б)

 13. В цветке много тычинок. ( Р)

 14. Тычинок 6 , из них 2 короткие и 4 длинные. (К)

 15. Цветки крупные, одиночные. (Р)

Инструкция:Записать в таблицу номера признаков, соответствующих данным семействам.

На работу вам отводится 5 минут.

Учитель предлагает решить биологиче-

скую задачу:

Некоторые растения этого семейства выра-

щивают на зеленое удобрение и закапыва-

ют. Они перегнивают, обогащая почву азо-

том. Почему это происходит? Назовите их.

К какому семейству относятся эти расте-

ния?

Предлагает ответить на вопрос: Какой

еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете?

Об особенностях этого класса мы уже зна-

ем. Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.

Корректирует тему урока.

Семейства класса Двудольные.

Самостоятельно распределяют признаки на листочках в таблицу

Крестоцветные

2,3,5,6,14

Розоцветные

1,13,15

Бобовые

4,11,12,

Пасленовые

7,9,

Сложноцветные

8,10,

Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками.

После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна,

эспарцет, люпин и многие другие

-Класс Однодольные

Тему записывают в тетради

Формирование

представления

о многообра-

зии цветковых

растений

IV.Изучение нового

материала (20 мин.)

Семейство Злаки (или Мятликовые).

Учитель предлагает классу познакомиться

со слайдами презентации

Показ слайдов сопровождается объяснением учителя.

Изучаем на примере пшеницы.

В процессе объяснения учитель предлагает

обучающимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”.

Основные признаки

Характеристика

семейства Злаки

Общее количество ви-

дов

Жизненные формы

Стебель

Листья

Цветки

Плод

Значение в жизни людей

Семейство Лилейные

Учитель предлагает классу познакомиться

со слайдами презентации

Изучаем на примере тюльпана.

В процессе объяснения учитель предлагает

учащимся заполнить таблицу “Семейство

Лилейные”.

Основные признаки

Характеристика

семейства Лилейные

Общее количе-

ство видов;

Жизненные фор-

мы

Цветки

Плод

Значение в жизни

людей

Для изучения семейства Луковые учи-

тель организует самостоятельную работу

учащихся в группах.

Инструктивная карточка:

1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Се-

мейство Луковые».

2. Рассмотрите предложенные вам изобра-

жения лука порея, лука репчатого, лука

медвежьего, шнитт-лука. Отметьте сход-

ства и различия этих представителей се-

мейства «Луковые»

3. Пользуясь полученной информацией за-

полните таблицу

Основные признаки

Характеристика

семейства Луковые

Общее количе-

ство видов;

Жизненные фор-

мы

Цветки

Плод

Значение в жизни

людей

Результаты работы оформляются в рабочей

тетради в виде таблицы “Семейство Луко-

вые”.

Учитель оценивает качество работы в груп-

пе по заполнению таблицы у доски (вызы-

вая любого ученика).

Просматривают слайды и заполняют таблицу

Основные признаки

Характеристика семейства Злаки

Общее количе-

ство видов;

Жизненные

формы

Стебель

Листья

Цветки

Плод

Значение в жизни

людей

10000;

преобладают травы, но есть кустарники и деревья;

полый (соломина) с хорошо выраженными узлами;

простые, длинные, имеют влагалище, жилкование

параллельное;

мелкие, невзрачные с двумя цветочными чешуями,

имеют три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми

рыльцами; формула цветка ^ О(2)+2Т3П1;

метёлка, сложный колос, початок, султан;

сухой, зерновка.

используются в пищу (рожь, кукуруза, пшеница, рис,

просо, сорго, ячмень); корм для животных (тимофеев-

ка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и др.); сорняки (пырей

ползучий, овсюг).

Просматривают слайды и заполняют таблицу

Основные признаки

Характеристика семейства Лилейные

Общее количе-

ство видов;

Жизненные

Формы

Цветки

Плод

Значение в жизни

людей

4000;

преимущественно многолетние луковичные травы;

обычно яркие, крупные, ароматные; они обоеполые с

простым венчиковидным околоцветником из шести ча-

стей, тычинок шесть, пестик один; формула цветка *

О3+3Т3+3П1;

коробочка (тюльпан) или ягода (ландыш).

Овощные культуры (спаржа); Декоративные растения

(лилии, тюльпаны, гиацинты); Лекарственные растения

(ландыш майский, вороний глаз).

Самостоятельно изучают §26 учебника,

работают с иллюстрациями и раздаточным

материалом, заполняют таблицу

Формирование

умения опре-

делять семей-

ства класса

Однодольные;

формирование

представления

о многообра-

зии цветковых

растений

Сравнение био-

логических объ-

ектов, умение

делать выводы и

умозаключения

на основе срав-

нения;

Сравнение био-

логических объ-

ектов, умение

делать выводы и

умозаключения

на основе срав-

нения;

Умение работать

фронтально, ин-

дивидуально;

осуществление

самоконтроля и

взаимоконтроля;

Оценивание пра

вильности вы-

полнения действия и внесение

необходимых

корректив.

Сравнение био-

логических объ-

ектов, умение

делать выводы и

умозаключения

на основе срав-

нения;

Умение работать

в группе; осу-

ществление са-

моконтроля и

взаимоконтроля;

проведение кор-

рекции и оценки

собственных

действий и дей-

ствий сверстни-

ков;

Оценивание пра

вильности вы-

полнения действия и внесение

необходимых

корректив

V. Физкультминутка ( 2 мин.)

Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук

Выполняют задания учителя, повторяют упражнения

VI Этап самоконтроля Этап рефлексии учебной деятельности

Учитель говорит о том, что учащиеся на

уроке познакомились с основными

семействами класса Однодольные, и

предлагает учащимся отгадать кроссворд

11      1. У двудольных – лепестки, а у однодольных - ……

2.        2. Раннецветущее растение с белыми цветками. Находится под охраной.

3.      3  По горизонтали. Видоизмененный побег лилейных, частично или полностью расположенный в земле. По вертикали. Культурное растение с крупными красивыми цветками.

4.       4.У двудольных околоцветник двойной, а у однодольных ……

5.         5.Культурное растение с крупными красивыми цветками. В больших количествах разводится и выращивается в Голландии.

6.       6. Ценное овощное растение. Запах и вкус его обусловлены эфирными маслами.

7.       7. Число пестиков цветка лилейных

8.        8.Число тычинок цветка лилейных

9.        9.Вещества, выделяемые в воздух некоторыми лилейными (лук, чеснок) и обеззараживающие воздух от микроорганизмов.

 Заполняют кроссворд

кроссворд цветок

кроссворд семейство лилейные биология

Объяснение

роли семейств

класса Одно-

дольные в

природе и

жизни человека

Осуществление

самоконтроля и

взаимоконтроля;

проведение кор-

рекции и оценки

собственных

действий и дей-

ствий сверстни-

ков;

Оценивание пра

вильности вы-

полнения дей-

ствия и внесение

необходимых

корректив

VII. Этап рефлексии учебной деятельности

(5мин.)

  На листочках перед вами анкеты.  

Закончите фразы:

1)Урок для меня показался… (коротким/ длинным)

2)Материал урока мне был… (понятен/ не понятен)

3)Теперь я умею………..

 4)Перепишите одно из предложенных утверждений:

“2” - я присутствовал на уроке;

“3” - я наблюдал, как работают другие;

“4” - я изучал учебник, своей работой на уроке я доволен (не доволен)

“5” - я изучал предложенную литературу; на уроке я работал активно

Отвечают на вопросы

Проведение коррекции и оценки

собственных

действий

VIII. Домашнее задание

(2 мин.)

 П.26 , подготовить доклады по семействам Однодольные

Благодарит за урок!

Записывают домашнее задание

 Благодарят учителя за урок!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2013- 192 с.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Семейства класса Однодольные». Выполнила учитель биологии МБОУ-Княгининская СОШ Курносенкова С.А.

Слайд 2

Самостоятельная работа на тему: «Семейства класса Двудольные». 1.Чашечка состоит из пяти свободных чашелистиков.(Р) 2.Чашечка состоит из четырех свободных чашелистиков.(К) 3.Венчик цветка состоит из четырех лепестков. (К) 4.Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. (Б) 5. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок. (К) 6. Плод стручок. (К) 7.Венчик цветка сростнолепестной, состоит из пяти лепестков. (П) 8. Плод - семянка. (С) 9. Плод- ягода или коробочка. (П) 10. Мелкие цветки собраны в соцветие «корзинка». (С) 11. Пятилепесковый венчик, похожий на сидячего мотылька. (Б) 12. На корнях имеются вздутия, в которых живут бактерии, усваивающие азот воздуха. (Б) 13. В цветке много тычинок. ( Р) 14. Тычинок 6 , из них 2 короткие и 4 длинные. (К) 15. Цветки крупные, одиночные. (Р)

Слайд 3

Ответы Крестоцветные 2,3,5,6,14 Розоцветные 1,13,15 Бобовые 4,11,12 Пасленовые 7,9 Сложноцветные 8,10

Слайд 4

Класс Однодольные Семейство Лилейные Семейство Луковые Семейство Злаки (Мятликовые)

Слайд 5

Представители Злаки (Мятликовые) Пшеница Мятлик Пырей Тимофеевка Ковыль Кукуруза

Слайд 6

Основные признаки Характеристика семейства Злаки · Общее количество видов · Жизненные формы · Стебель · Листья · Цветки · Плод · Значение в жизни людей

Слайд 7

Семейство Злаки (Мятликовые) Формула и диаграмма цветка ЦЧ2+ Пл2+Т3+П1, или ↑О (2) +2 Т 3 П 1 Где ЦЧ - цветочные чешуи, Пл - пленки, Т - тычинки, П - пестик

Слайд 8

Семейство Злаки (Мятликовые ) Листья, соцветия Цветок плод Листья линейные, обхватывающие стебель целиком. Соцветия колоски, из которых образуются простые (початок0 и сложные (колос, метелка, султан) Цветок состоит из 2 цветковых чешуй, заменяющих околоцветник. Одна из них более крупная и вытянута в длинную ость. 3 тычинки с крупными пыльниками на длинных тычиночных нитях, 1 пестик с двойным перистым рыльцем . Зерновка

Слайд 9

Общее количество видов Жизненные формы · Стебель · Листья · Цветки · Плод · Значение в жизни людей 10000 ; преобладают травы , но есть кустарники и деревья ; полый ( соломина ) с хорошо выраженными узлами ; простые , длинные , имеют влагалище , жилкование параллельное ; · мелкие , невзрачные с двумя цветочными чешуями , имеют три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми рыльцами ; формула цветка ^ О (2)+2 Т 3 П 1; · метёлка , сложный колос , початок , султан ; · сухой , зерновка . · используются в пищу ( рожь , кукуруза , пшеница , рис , просо , сорго , ячмень ); корм для животных ( тимофеев - ка , ежа , мятлик , овёс , ячмень и др .); сорняки ( пырей ползучий , овсюг ). Характеристика Признаки семейства Злаки

Слайд 10

Представители семейства Лилейные Лилия Тюльпан Гиацинт Ландыш Рябчик императорский Майник

Слайд 11

Основные признаки Характеристика семейства Лилейные Общее количество видов ; · Жизненные формы · Цветки · Плод · Значение в жизни людей

Слайд 12

Семейство Лилейных Формула и диаграмма цветка Ок 3+3 Т 3+3 П 1

Слайд 13

Основные признаки Характеристика семейства Лилейные · Общее количество видов ; · Жизненные ф ормы Цветки · Плод · Значение в жизни людей · 4000; · преимущественно многолетние луковичные травы ; · обычно яркие , крупные , ароматные ; они обоеполые с простым венчиковидным околоцветником из шести ча - стей , тычинок шесть , пестик один ; формула цветка * О 3+3 Т 3+3 П 1; · коробочка ( тюльпан ) или ягода ( ландыш ). · Овощные культуры ( спаржа ); Декоративные растения ( лилии , тюльпаны , гиацинты ); Лекарственные растения ( ландыш майский , вороний глаз ).

Слайд 14

Представители семейства Луковые Черемша Лук репчатый Шнитт-лук Чеснок Лук-порей Агапантус

Слайд 15

Семейство Луковые Листья Цветок плод Листья растений могут иметь разную, непохожую друг на друга форму. Они могут быть дудчатыми, овальными, линейными, ланцетными. Соцветия зонтиковидные, рыхлая головка Цветки обоеполые, околоцветник состоит из 6 свободных или сросшихся узких лепестковидных частей, 6 тычинок, 1 пестик Коробочка, вскрывающаяся по гнездам

Слайд 16

Размножение луковых Семенами Вегетативно Выводковыми луковичками Зубками Луковицами-детками Делением донца луковицы

Слайд 17

Семейство Луковые Формула и диаграмма цветка О3+3Т3+3П1

Слайд 18

Основные признаки Характеристика семейства Луковые Жизненные формы Многолетние травянистые растения Цветки Обоеполые Формула цветка *О 3+3 Т 3+3 П 1 Соцветие - зонтик Плод коробочка Значение в жизни людей Пищевые, лекарственные, декоративные Представители Лук репчатый, лук батут, лук- шалот, агапантус зонтичный.

Слайд 19

Задание2 Определите систематическое положение Тимофеевки луговой Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство -

Слайд 20

Задание2 Определите систематическое положение Тимофеевки луговой Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство - Тимофеевка луговая Тимофеевка Злаки Однодольные Цветковые Многоклеточные Растения

Слайд 21

Задание2 Определите систематическое положение Ландыша майского Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство -

Слайд 22

Задание2 Определите систематическое положение Тимофеевки луговой Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство - Ландыш майский Ландыш Лилейные Однодольные Цветковые Многоклеточные Растения

Слайд 23

Кроссворд

Слайд 24

1. У двудольных – лепестки, а у однодольных - …… 2. Раннецветущее растение с белыми цветками. Находится под охраной. 3 По горизонтали. Видоизмененный побег лилейных, частично или полностью расположенный в земле. По вертикали. Культурное растение с крупными красивыми цветками. 4. У двудольных околоцветник двойной, а у однодольных …… 5.Культурное растение с крупными красивыми цветками. В больших количествах разводится и выращивается в Голландии. 6. Ценное овощное растение. Запах и вкус его обусловлены эфирными маслами. 7. Число пестиков цветка лилейных 8. Число тычинок цветка лилейных 9. Вещества, выделяемые в воздух некоторыми лилейными ( лук , чеснок) и обеззараживающие воздух от микроорганизмов.

Слайд 25

Кроссворд

Слайд 26

Представители семейства Луковые Черемша Лук репчатый Шнитт-лук Чеснок Лук-порей Агапантус

Слайд 27

Назовите растения семейства Лилейные 1 2 3 6 5 4 7 8 9

Слайд 28

Назовите растения семейства Луковые 1 2 3 6 5 4 7 8 9

Слайд 29

Назовите растения семейства Злаки 1 2 3 6 5 4 7 8 9

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"

В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке....

Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....

Конспект урока на тему: "Класс Птицы"

Автор УМК: В.Б Захаров, Н.И. СонинТема урока: "Класс Птицы"Тип урока: обобщение и систематизация знаний...

Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...

конспект урока на тему: Класс Млекопитающие

Общая характеристика Класса Млекопитающие....