Самоуправление в современной школе
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Терехова Людмила Михайловна

В статье рассмотрены проблемы развития школьного самоуправления, сложности эффективного функционирования школьного самоуправления. Школьное самоуправление на примере конкретной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_sovremennoy_shkole.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Самоуправление

в современной школе».

                               

 

 

 «Самоуправление - нельзя «дать»,

нельзя « взять», нельзя «ввести».

Его приходится годами

вырабатывать и отрабатывать»

Н.К.Рерих.

 

 

 

 

 

 

 

             

  педагог-организатор:

Терехова Л.М.

 

 

  

Санкт-Петербург

2021

Самоуправление в современной школе.

Школьное ученическое самоуправление – это составная часть системы управления коллективом учащихся школы. Органы школьного самоуправления выражают интересы всех учащихся школы. Ученическое самоуправление даёт возможность самим учащимся планировать и организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить интересные творческие дела и мероприятия.

Проблемы развития школьного самоуправления.

Работа в школьном ученическом самоуправлении готовит подростков к последующей гражданской деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а так же нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только выражения, но и защиты своих прав и интересов.

  Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

      Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Актуальность темы

В обществе и в школах  происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей. Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1.  Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления  на  жизнедеятельность школы.

2.  Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

 Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

    Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

   Скорее всего, проблема заключается в следующем:

 1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

 2. Иногда педагоги, оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

 3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

 4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

 5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

 6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

  Возникают вопросы:

 · Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

 · Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

 · Как создать школьное самоуправление?

 · Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

  Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

 Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

 Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

  Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

В нашей школе школьное ученическое самоуправление охватывает учащихся 8-11 классов. Высшим органом ученического самоуправления является школьное собрание учащихся школы, которое проходит в начале учебного года, в сентябре. Здесь учащиеся знакомятся с основными положениями по работе ученического самоуправления в нашей школе, нормативно – правовыми документами, с целями, задачами, а также с направлениями программы «Лидер». Работа в школьном ученическом самоуправлении готовит подростков к последующей гражданской деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а также нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только выражения, но и защиты своих прав и интересов. Работа с активом ученического самоуправления ведется согласно основным направлениям программы «Лидер». В содержании программы особое место занимает как обучение актива первичных объединений методике проведения различных мероприятий, традиционно проводимых в школах. При полной самостоятельности детей в планировании работы школьного ученического самоуправления, в ней допускается членство взрослых: педагогов, психолога школы, социального педагога, функции которых заключаются не в опеке детей, а создании им условий для возникновения потребности во взаимодействии с ними. Функции взрослых в школьном ученическом самоуправлении можно сформулировать так:

  • расширять, углублять и дополнять знания учащихся;
  • придавать деятельности организации практическую направленность (участие в выставках, концертных программах, соревнованиях, благотворительных акциях)
  • выполнять разнообразные защитные функции;
  • создавать творческую обстановку для работы организации.

Программа «Лидер» своей целью ставит повышение степени самостоятельности детей и подростков, адаптация их в обществе, способность принимать на себя ответственность, воспитание социально-активной личности. Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим особое место в работе с активом занимают следующие формы обучения:

  • Деловые и ролевые игры
  • Творческие задания
  • Проектирование
  • Встречи с интересными людьми
  • Экспресс-опрос, тест-опрос
  • Тренинги
  • «Мозговая атака»
  • Круглые столы
  • Беседы
  • КТД

На первом занятии нужно выделить характерные черты успешной команды, этапы ее становления и необходимые условия для развития;
- научить максимально эффективно использовать потенциал каждого члена команды; 
- научить управленческим технологиям ( правильно ставить общие цели и задачи делать их значимыми для каждого; принимать решения, планировать работу); 
- освоить умение организовывать работу в соответствии с целями; 
- научить развивать энтузиазм и повышать мотивацию членов команды; 
- овладеть умением решать конфликтные ситуации в группе. 
Методика обучения актива представляет собой обучение с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкретных ситуаций из опыта деятельности участников. Цель игровых упражнений в том, чтобы научить активистов работать вместе и лучше понимать друг друга. Игры учат находить компромисс, работать всей командой в одном направлении. Динамика занятия должна постоянно поддерживаться четкой темой: у всякого занятия есть своя завязка, действие и развязка. На всех этапах занятия надо четко обозначать соответствующие рекомендации, правила, алгоритмы действий.
Занятия можно проводить по таким разделам как : «Командообразование», «Технологии управления», «Коммуникации в команде актива».

Командообразование
В период командообразования педагог – куратор дает определение –что такое команда, проводит с активом ряд упражнений на сплочение команды и более тесное знакомство. Проводится обсуждение, каким видится членам команды их коллектив. Каким он может стать в идеале. Для чего активисты объединились в команду. Команда непросто собранные вместе люди. Команда – это группа людей, преследующая определенные цели и способы их достижения.

Упражнение «Узнать друг друга»

Команда добивается успеха благодаря творческим способностям и таланту каждого активиста. Присмотритесь, друг к другу и расскажите о целях, которые каждый из вас преследует в своей жизни. Может, ваши личные цели совпадают с целями команды?

Понимание другого человека – основа уважительного отношения к нему.
Заполните анкету. Обсудите вопросы анкеты, так что бы каждый из вас мог больше узнать друг о друге».


Я_______________________________________________________

Мои лучшие качества проявляются сильнее всего, когда я _____________________________________________________________________

Больше всего я интересуюсь__________________________________________

Больше всего я боюсь________________________________________________

Я испытываю гнев из-за______________________________________________

У меня вызывает сильнейшее любопытство______________________________
Я хотел бы научиться_________________________________________________
Мой герой__________________________________________________________

Моя жизненная цель_________________________________________________

Моя цель может дать обществу

Моя цель может дать мне самому


Участники заполняют анкету, затем каждый представляет свой вариант ответов. В ходе представления анкет, участники задают друг другу вопросы.

Упражнение «Я в команде»

        Команде необходимо организовать дискуссию, целью которой будет выработка ряда основных правил. Эти правила должны подчеркивать, что каждый в команде имеет права выражать свою точку зрения, быть выслушанным. Не нужно ничего усложнять, достаточно что-то вроде этого:

  • Я - равноправный член команды с соответствующими правами и обязанностями.
  • Я имею право на собственное мнение и свободен его выражать.
  • Я имею право быть выслушанным.
  • Я обязан предоставить такие же возможности остальным.
  • Если мне есть что сказать, мой долг сказать это.
  • Если мне нечего сказать, я должен послушать других.
  • Я имею право на то, чтобы изменить свое мнение.
    Упражнение «Нестереотипность мышления».

        Цель упражнения: объединить лидера и его команду, поднять командный дух, научить активистов работать вместе.

Ведущий: Кто Вы: творческая команда или исполнители, генераторы идей или восторженные поклонники чужих талантов? Вот это мы сейчас проверим с помощью теста. Сразу настройтесь на то, что вопросы с хитринкой и с загадкой, то есть отвечать на них нужно таким образом, чтобы предложить, на ваш взгляд, неординарное и неожиданное решение. Пример: Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им переправиться на противоположный берег с помощью лодки, чтобы та после переправы осталась стоять на прежнем месте? (Ответ: Если два человека подошли с разных берегов реки, то переправу начнет тот, с чьей стороны лодка, а закончит тот, кто с другой стороны, вернув лодку на место.) Да вы просто команда - генератор идей! Вами все восхищаются и вам все завидуют: еще бы не завидовать, если вы даже в обыкновенной капле воды способны увидеть океан! Совет: если вы все пока еще не заметны, займитесь, наконец-то, настоящей творческой работой. Поверьте, именно она приведет вас на вершину успеха.

Тема: «Качества команды, о которой можно только мечтать». 
Все преуспевающие команды имеют несколько характерных черт. Если вы сможете развивать эти качества в своей группе, то они помогут вам стать крепкой командой, способной выполнить любую задачу. Как и любой группе, команде нужны правила. Правила должны поощрять проявление интереса к решаемой задаче, поддерживать открытость членов команды, их вовлеченность в работу и прежде всего — заинтересованность в успешном результате. 
В каждой команде правила должны быть уникальными. В работе над принятием правил должен поработать каждый член команды. Правила обсуждаются и принимаются всей командой.

Например:

  • следовать намеченной командой цели;
  • оказывать поддержку друг другу;
  • проявлять высокую дисциплину;
  • поддерживать в команде доброжелательные и доверительные отношения;
  • критиковать по делу;
  • быть пунктуальным;
  • уважать мнение каждого члена команды;
  • работать увлеченно, творчески, эффективно и с удовольствием;
  • решать конфликтные ситуации;
  • рационально распределять между собой роли; 

        Если команда прошла стадию командообразованиния, определила цели, задачи, роли и должностные обязанности, следующим этапом деятельности актива будет определение стратегии деятельности. Для этого е необходимо разработать алгоритм действий команды.

Он может быть примерно таким:

  • Изучаем потребности (предложения) учащихся школы через анкетирование, опрос; обрабатываем результаты.
  • Планируем работу актива.
  • Проводим собрание актива, корректируем план.
  • Организуем и проводим ученическую конференцию.
  • Участвуем в работе педагогического совета школы по определенным вопросам.
  • Участвуем в работе общешкольного собрания с вопросами активизации ученического самоуправления.
  • Разрабатываем локальные акты, документы (положение об активе школы, класса, кодексы, памятки и т.д.)
  • Устанавливаем связи с общественностью (СМИ, Учреждения дополнительного образования, общественные организации и т.д.).

        Реализуем план работы:

-Проекты,
-Переговоры, 
-Совещания.
        Для составления алгоритма деятельности можно разделить команду на несколько рабочих групп. Каждой группе дать задание составить свой вариант. Провести презентацию. Обсудить предложенные мероприятия. Определить единый алгоритм деятельности команды, уточнить сроки.

Упражнение «Типичные ошибки проведения собраний»

        Учитывая рассмотренные выше правила проведения собрания, вам предстоит определить причины, по которым собрание может быть бесполезным и неудачным. На определение таких причин вам отводится 10 минут. Затем каждая команда представит свой вариант типичных ошибок проведения собраний». После представления вариантов предложенных рабочими группами ведущий дополняет перечень ошибок проведения собраний:
-Отсутствие ясно выраженной цели (за исключением, может быть, того, что «сегодня среда, и мы собрания проводим по средам»).

-Даже если вы услышали цель, но по истечению получаса вам кажется, что вы не туда попали.

-Собрание не начинается в назначенное время, так как все те, кто пришел вовремя, ждут одного, двух человек.

-Плана собрания не существует, а если он есть и его озвучили, но говорят о совсем других проблемах.

-Председатель собрания дает слово только одному, двум присутствующим (они злоупотребляют этим положением даже тогда, когда нечего сказать).

 Тема: «Как научиться принимать решения».

Чтобы решить проблему, необходимо принять решение. Насколько вы готовы к этому?

Алгоритм принятия решения

Определение проблемы.

Прояснение ситуации.

Формулирование и заслушивание вариантов решения проблемы.

Принятие решения.

Назначение ответственных за выполнение решений.

Доведение решений до коллектива образовательного учреждения.

Выполнение решений. 

Контроль за исполнением решения.

Получение информации о ходе выполнения решений.

Анализ. 

Оценка деятельности.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цели и возможности применения

Упражнение моделирует групповую дискуссию, развивает навык принятия командных решений.

 Описание упражнения

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала на необитаемый остров.
        Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье. На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней. Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые
 предметы.
        Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя. После выполнения этой части задания группе дается следующая. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7-8 минут».

Инструкция: «У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список».

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения;

- Постановка (выявление) проблемы

- Прояснение ситуации.

- Формулирование и заслушивание вариантов решения.

- Обсуждение последствий каждого из вариантов.

- Принятие единого решения.

Решение может быть выработано методом мозгового штурма.

Тема: «Деловые переговоры».

Если команда приняла решения и готова выйти с предложениями к администрации школы, другим партнерам, необходимо обдумать ход переговоров. К переговорам нужно серьезно готовиться!

Эффективно вести переговоры - искусство. Практика показывает - лучше на переговоры выходить командой.

         Шесть этапов деловых переговоров

1.Вступление. Переговоры следует начать со слов: «Мы готовы…», «У нас есть предложение...», «Наш актив принял решение...»

2.Изложение информации. Помните: реально люди готовы активно слушать вас 3- 5минут. Поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя терять темп общения.

3.Аргументация. Вы должны иметь наготове целый ряд аргументов. Важно поставить аргументы в определенной последовательности. Заканчивать нужно сильным аргументом.

 4.Ответы на вопросы и нейтрализация возражений. У вас должны быть готовые ответы на все возможные вопросы и возражения. Составьте заранее список возможных возражений и несколько контраргументов на каждое из них.
 5.Поиск удобного для вас компромиссного решения. Думайте, чем можно пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть главное.

6.Подведение итогов, принятие решений.

Вы должны во время переговоров оставаться спокойным и уверенным в себе. Демонстрировать уважение к партнерам по переговорам, их позициям – обязательное правило, если вы хотите добиться успехов. Программа «Лидер» предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучаемых позволяют педагогам лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и нуждающимся людям. Немаловажным условием оценки результативности является участие обучаемых в традиционных мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, педагогов, которые помогают корректировать содержание программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из состовляющих воспитательной системы современной школы

Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и г...

Педагогический совет «Ученическое самоуправление в современной школе»

Педагогический совет актуальной тематики для современной школы...

Доклад к педсовету "Самоуправление в современной школе."

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организацииЦели ученического самоуправления - воспитание гражданина с в...

Современная модель самоуправления в школе

Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Современная наука  и практика пытаются развести понятия самоуправление и соуправление. Некоторые ученые ...