Доклад к педсовету "Самоуправление в современной школе."
статья на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_o_samoupravlenii_microsoft_word.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Жбанова Елена Вениаминовна

Зам.директора по ВР

МБОУ Кочуновской ООШ

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Проблемы развития школьного самоуправления.

      Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

      Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

     Актуальность темы

В обществе и в школах  происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей. Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1.  Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления  на  жизнедеятельность школы.

2.  Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

 Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

    Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

   Скорее всего, проблема заключается в следующем:

 1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

 2. Иногда педагоги,оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

 3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

 4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

 5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

 6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

  Возникают вопросы:

 · Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

 · Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

 · Как создать школьное самоуправление?

 · Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

 Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

 Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

 Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

 С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

 С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

     Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

 У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

    На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

 Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

  Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

 Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

 Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

  Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

Самоуправление нашей школы

     В нашей школе функционируют детское объединение «Городок детства» и  ученическое самоуправление. В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Существуют постоянные органы самоуправления – это 4сектора: вожатый, старосты, досуг и пресс-центр. Есть положение о школьном самоуправлении. Учащиеся  школы   организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, посещаемостью учащихся, участвуют в организации различных  мероприятий и КТД. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают.
     Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета актива, обучающихся, был составлен план работы самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: 
– совместно определяют цель своей деятельности; 
– договариваются о средствах и способах ее реализации; 
– управляют процессом ее осуществления;

– результат (подводят итоги «Вести из класса»). 
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые,  помогают в подборке материалов для сценариев.

     Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащихся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четвертьУчёба актива проходит 1 раз вчетверть, но план заседаний стихийный.

     В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным.     Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, областных  конкурсах и участие детей в КТД.

    Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Несколько  обучающихся  с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни. 

     С целью проверки  уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование, беседа с классными руководителями.

  1. Слово «самоуправление» дети понимают по – разному: выполнение обязанностей в школе и классе, управление самим собой,  контроль над самим собой.
  2. На второй вопрос они отвечают, что оно учит их быть ответственным, прислушиваться к мнению других.
  3. .Без классного руководителя им трудно, он может помочь в разных делах, может наблюдать, контролировать и руководить работой класса.
  4. Совет класса может решать проблемы класса, организовать мероприятие, классный час. Решает вопросы об успеваемости, посещаемости, поведении обучающихся.
  5. .Ученики 5-6 классов назвали конкретные поручения, которые они хотели бы выполнять, ученики постарше, затруднялись в ответах, не знают конкретно  чего они хотят.
  6. Конкретных пожеланий и предложений у обучающихся  по организации жизнедеятельности класса нет.

Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

  Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:  

Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

-              Развитие творческой индивидуальности ребёнка;

-                      активизировать учёбу актива ученического самоуправления;

-             привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)

 

АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Дорогой друг!

Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.

  1. Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________
  2. Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?

  1. Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________

  1. Какие традиции есть в твоем классе?____________________________

  1. В чем проявляется твое участие в жизни класса?

  • Просто присутствуешь на делах класса;
  • Сам предлагаешь провести некоторые из них;
  • Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;
  • Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;
  • Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.
  1. Какие отношения друг к другу у вас в классе?
  • Отзывчивые;
  • Доброжелательные;
  • Равнодушные;
  • Безразличные;
  • Конфликтные.
  1. Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?
  • Да;
  • Скорее да, чем нет;
  • Скорее нет, чем да;
  • Нет.
  1. Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
  • Да;
  • Нет.
  1. Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________
  2.  Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Дорогой друг!

Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.

  1. Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________
  2. Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?

  1. Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________

  1. Какие традиции есть в твоем классе?____________________________

  1. В чем проявляется твое участие в жизни класса?

  • Просто присутствуешь на делах класса;
  • Сам предлагаешь провести некоторые из них;
  • Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;
  • Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;
  • Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.
  1. Какие отношения друг к другу у вас в классе?
  • Отзывчивые;
  • Доброжелательные;
  • Равнодушные;
  • Безразличные;
  • Конфликтные.
  1. Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?
  • Да;
  • Скорее да, чем нет;
  • Скорее нет, чем да;
  • Нет.
  1. Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
  • Да;
  • Нет.
  1. Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________
  2.  Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Доклад "Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка"

Доклад на педагогическом совете и на общешкольном родительском собрании....

Доклад "Липецкий опыт в современной школе"

В докладе раскрывается Липецкий опыт преподавания (К.Москаленко) и его использование в современной школе....

Доклад "Имидж педагога в современной школе"

Доклад подготовлен к методическому совету и содержит информацию о личности учителя в современной школе с презентацией....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

ДОКЛАД "РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Основные функции языка говорят о том, что язык – явление общенародное, а не классовое. Все люди, независимо от их принадлежности к отдельным классам и социальным или профессиональным группам, ну...