Личностно-ориентированный классный час «Все мы разные»
классный час
Личностно-ориентированный классный час «Все мы разные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный
классный час
«Все мы разные»
Форма воспитательного мероприятия: классный час
Участники: классный руководитель и учащиеся 1-го класса
Цель: формирование у обучающихся отношения к толерантности, как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к окружающим;
- сформировать толерантные отношения одноклассников между собой;
- объяснить ученикам, что проблемы нужно уметь решать мирным путём;
образовательные:
-сформировать у обучающихся знаний о понятии «толерантность»;
-развивающие:
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать мнение других;
Планируемые результаты:
- сформированность понимания понятия «толерантность», толерантного поведения;
- толерантное отношение в классе;
Методы, используемые в ходе подготовки и проведения классного часа:
- беседы
- диалога
- коллективного анализа
- создания ситуации творчества
- анализа
- коллективного анализа
- игры
- педагогической поддержки
- самовоспитания
- выбора
- самооценки и взаимооценки
-рефлексии
Подготовительная работа:
- Организация блиц-опроса учеников по проблеме организации предстоящего классного часа с целью генерирования идей по его подготовке и проведению;
- Составление учителем сценарного плана классного часа, презентации;
- Изготовление фишек на каждого ученика;
- Выбор притчи;
- Подбор фрагментов из мультфильма «Гадкий утёнок»;
- Заучивание учениками стихотворения наизусть;
Оформление, оборудование и инвентарь:
- Презентация к классному часу
- Мультипликационный фильм «Гадкий утенок».
- Фишки.
Ход мероприятия
Этапы воспитатель ного мероприятия | Задачи, реализуемые на этапах | Методы и приёмы, реализации задач и достижения результатов | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Вступительная часть 1.1. Приветствие, разминка | Мотивация к разговору | Беседа | 1 Вступительная часть -Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас. Прежде чем начать наш классный час, давайте выполним небольшую разминку в парах. Повторяйте за мной! «Добрый день вам, господа! (рукопожатие) - Молодцы! Теперь мы настроились на работу и можем начинать. Можете присаживаться за парты. | Выполняют разминку, настраиваются на работу. |
1.2. Проговаривание правил поведения | Установление правил поведения во время мероприятия | Беседа Диалог | - Я очень рада вас видеть. Давайте для начала договоримся соблюдать правила поведения и общения во время нашего занятия. Какие правила поведения вы знаете? (Ответы детей) -Какие все молодцы! | Называют правила поведения. |
1.3. Определение детьми темы урока | Развитие умения определять тему урока | Беседа Диалог | -Посмотрите на доску. Перед вами цифры, они обозначают порядок какой-то буквы в алфавите. Попробуйте отгадать зашифрованное слово (толерантность). -Молодцы! Вы отгадали слово. И так какая тема нашего классного часа? Итак, сегодня мы узнаем, что такое толерантность и важна ли она в нашем мире. Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете активно делиться со мной своими мнениями и рассуждениями. | Определяют тему урока, расшифровав слово. |
2. Основная часть 2.1. Просмотр и анализ мультфильма | Развитие умения анализировать увиденное | Метод диалога Метод коллективного анализа Метод беседы | -Чтобы больше понять о чём мы сегодня будем говорить, посмотрим несколько фрагментов из мультфильма «Гадкий утёнок» (сказка Ганса Христиана Андерсена). - Кто знает эту сказку? После показа 3 фрагментов: - Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? - Почему утенка называют гадким? - Про какие положительные черты гадкого утенка говорит его мать? - Важно ли иметь доброе сердце? - Как вы думаете, каждый может оказаться в такой же ситуации? - Могут ли нас обижать? Почему? - А правильно ли относиться к человеку плохо из-за того, что он не похож на остальных? | Смотрят фрагменты мультфильма, анализируют его; отвечают на вопросы. |
2.2. Стихотворение | Развитие умения анализировать стихотворение | Метод беседы Метод диалога Метод анализа | - Сейчас трое ваших одноклассников расскажут вам одно стихотворение: - Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. (1 ученик) Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. (2 ученик) Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! (3 ученик) - О чём это стихотворение? | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Трое учеников рассказывают стихотворение (заранее выученное). |
2.3. Игра «Комплимент» | Организовать взаимодействие: ученик-ученик, ученик –учитель. Научить выделять качества и черты, которые отличают нас друг от друга | Метод игры | А сейчас мы поиграем в одну игру. Вы должны назвать отличительные качества своего соседа по парте по цепочке. Постарайтесь не повторяться. - Это хорошо, что мы не похожи друг на друга? - Разумеется, хорошо! Каждый человек на земле уникален, нет полностью схожих людей. Даже близнецы различаются характером. А остальные люди и подавно не могут быть схожими. Все люди выглядит по-своему, у каждого свой характер и интересы. У всех то, чем он не похож на остальных. И нам нужно уважительно относиться к индивидуальности каждого человека. Вы согласны со мной? | Называют качества соседа; отвечают на вопросы. |
2.4. Понятие слова «толерантность» и история его появления | Формирование представления учащихся о толерантности и её значении
Формирование нравственных качеств. Обучения высказыванию своего мнения.
| Метод беседы | -Все мы должны быть толерантными друг к другу. А кто знает, что это значит? - Данное понятие связано с таким человеком, как Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел во Франции в 18-19 веке. Он всегда уважительно относился к окружающим людям и умел учитывать их настроение. Поэтому в честь его имени появилось такое понятие «толерантность». - Как вы поняли, что такое толерантность? Толерантность – это доброжелательное отношение к другим людям и принятие их такими, какие они есть; это готовность быть снисходительным к недостаткам и отличиям других. Быть толерантным значит уметь уважительно воспринимать другого человека, уважать его, несмотря на его отличия. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
2.5. Игра «Приветствие у разных народов и в разных странах» | Формирование представления учащихся о толерантности и о её важности | Метод беседы
| Наша родина Россия – страна многонациональная. Её территорию населяют более 100 разных народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура, которые отражаются в национальных костюмах, танцах, музыке, кухне. Народы нашей страны исповедают разные религии: христианство, иудаизм, ислам, буддизм. И каждый народ знает, помнит и уважает свой язык, свои традиции, свои обычаи. Среди вас тоже много людей различных национальностей, мы многонациональный класс. -Давайте поиграем с вами в игру «Приветствие у разных народов и в других странах». Я буду показывать как приветствуют друг друга люди разных стран и народов, а вы повторяйте за мной со своим соседом по парте. 1) Поклон (японцы) 2) Лёгкий наклон головы и сложенные руки вверх ладонями на уровне груди (индийцы). 3) Пожимать одну руку своими двумя (таджики) 4) Очень крепко пожать друг другу руки (русские) 5) приложить правую руку к сердцу (ассирийцы) - Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности? -У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей. | Играют в игру. |
2.6. Мультипликационные герои | Метод игры Метод анализа | - Даже в наших любимых мультиках есть толерантные герои, попробуйте угадать их: - Какой кот, который призывал всех дружить дружно, самый толерантный? (Леопольд) -Кто дружно пели песню, лежа на солнышке? (Львенок и черепаха) - Какая девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания? (Элли) - Чья семья приютила маленького мальчика в джунглях? (Волки) - Любовь какой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу? (Белль) - Как вы думаете, что их всех объединяет? | Отгадывают героев из мультфильмов. | |
2.7. Анализ притчи | Формирование у детей представления о толерантности и её важности Обучение пониманию скрытого смысла произведения
Организация взаимодействия: ученик-ученик, ученик- учитель | Метод беседы Метод анализа воспитывающей ситуации Метод самовоспитания Метод коллективного анализа | - Подумайте, где мы можем научиться толерантности с нашего рождения? -Безусловно, толерантности мы начинаем учиться в семье. - Я хочу прочитать вам китайскую притчу «Ладная семья»: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Какие законы были в этой семье? - Какие качества присущи толерантной семье? Есть ли эти качества в вашей семье? | Слушают притчу и определяют её смысл, делают выводы. |
2.8. Анализ ситуаций | Формирование представления учащихся о толерантности
Обучения высказыванию своего мнения.
| Метод беседы Метод диалога Метод выбора Метод анализа Метод само- и взаимооценки | -Наш класс тоже можно назвать маленькой семьёй. А все ли мы толерантно относимся друг к другу? - Почему могут появляться конфликты? - Как сделать так, чтобы никто не конфликтовал? - А сейчас рассмотрим несколько ситуаций: Ситуация 1. В классе появился новый мальчик, и за несколько дней он успел получить несколько двоек. Твои друзья называют его «неучем» и не хотят с ним дружить. Что бы сделали вы? Ситуация 2. После уроков вы дали своему другу из класса тетрадь на выходные, а он её испачкал. Учитель, проверив в понедельник тетрадь, поставила плохую оценку. Как вы себя поведете? И как может повести себя ваш друг? Ситуация 3. Представьте, что вы решили поиграть с какой-нибудь игрушкой, а кто-то без спроса её забирает и уходит, не спрашивая, можно ли и закончили ли вы. Что бы вы сделали? Как поступили? | Высказывают мнение о том, как бы они поступили в данных ситуациях. |
2.9. | Формирование у учащихся представления о толерантности
| Метод беседы Метод диалога Метод выбора | Считаете ли вы себя толерантным человеком? Сейчас мы это проверим. На ваших столах есть фишки двух цветов. Я назову ситуацию, а вы выбираете, как вы поступите, и убираете один из кружков: красный – первое выражение синий – второе. 1.Младшая сестра сломала твою игрушку. -Простишь. - Поругаешь. 2.Ты не хочешь идти гулять с родителями. - Всё равно пойдешь с ними. - Останешься дома. 3. В твоём классе появился мальчик с чёрным цветом кожи. - Тебе интересно с ним пообщаться - Начнёшь обзывать, потому что он не такой как все. 4. Бабушка медленно спускается по лестнице - Поможешь ей спуститься. - Обойдёшь и пойдешь дальше. 5.Во дворе обижают маленького мальчика - Начнёшь защищать - Сделаешь вид, что ничего не видишь. 6.К тебе подъезжает мальчик на инвалидном кресле - Начинаешь общаться - Уходишь в сторону
-Если у вас осталось 6 кружков, то это прекрасно! Это значит, что вы умеете уважать взгляды и мнения других людей. Вы толерантные люди. Если осталось от 3 до 5, то вы не очень толерантны. А если меньше трёх, то ай– ай – ай! Вы совсем не толерантны! | Анализируют являются ли они толерантными |
3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов. Рефлексия | Подведение итогов мероприятия.
| Метод беседы
| - Мы не сможем сразу стать толерантными, но важно сделать первый шаг к этому. -Спасибо вам за активное участие. Я думаю, что этот классный час помог в чём-то изменить нас, помог понять, как важно уважать друг друга. - Давайте подведём итоги нашего занятия: С каким понятием мы сегодня познакомились? Что нового вы для себя узнали? Какие выводы сделали? Было ли наше занятие интересным и полезным для вас? Что было самым запоминающимся? А сейчас давайте все встанем в ровный круг очень близко друг к другу, положим руки на плечи своим соседям. По моей команде все делаем шаг внутрь и хором говорим: «Мы все разные, но мы равны» - Молодцы! | Дети отвечают на вопросы |
Литература:
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение,2009
- Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
- Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-ориентированный классный час
Привожу выступление на педсовете: "Роль личностно-ориентированного классного часа в воспитании учащихся" (из опыта работы)...
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
Планирование работы ШМО...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....