Курс внеурочной деятельности " Час общения"
рабочая программа

Дружинина Марина Борисовна

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей  с окружающей средой, их социализации.  Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.  На занятиях уделяется  большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым  дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma-chas_obshcheniya.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Богородская средняя школа

Воскресенского района Нижегородской области

Согласовано                                                                                  Утверждено

Заместитель директора по ВР                                                   Директор  МОУ Богородская СШ                                                  

____________ Е.А.Малышева                                                     _______________ В.С.Тюкина

«__» ___________ 20                                                                     Приказ №______ от «__»_________20            

 Рабочая программа

курса  внеурочной деятельности

«Час общения»

                                                                        Составила учитель первой

                                                                               квалификационной категории

                                                                                  Дружинина Марина  Борисовна

2021год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час общения» разработана на базе Федерального государственного стандарта  основного общего  образования, на основе авторской программы внеурочных занятий, разработанной Стерниным И.А. и следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от  29.13. 2012 года № 273 – ФЗ);
  • Приказа  Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Устава школы;
  • Учебного плана внеурочной деятельности ;

Общая характеристика курса

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей  с окружающей средой, их социализации.  Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.  На занятиях уделяется  большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым  дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию


Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;
  • эмоциональное отношение к его воздействиям;
  • стремление продемонстрировать себя;
  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
  • потребность в активной деятельности;
  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.  …………………………………………………………………………………..
.        Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………..
        В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира, формирование коммуникативной грамотности  и культуры поведения и общения учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
……………………………………………………

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
………………

7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Назначение рабочей программы внеурочных занятий              

Основная особенность курса внеурочной деятельности по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.  

Актуальность и перспективность

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности «Час общения» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы курсы,- пятый - девятый классы. Программа внеурочных занятий «Час общения»  разработана с учетом особенностей детей каждого класса.

Объем часов, отпущенных календарным учебным графиком на данные внеурочные занятия, 35 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения курса «Час общения»

Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

- понимание роли личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания, самопознания и саморазвития;

- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

- овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

-  использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

- логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации;

- умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

Календарно-тематическое планирование курса для 5 класса

№ п/п

Тема

Форма проведения

Дата (по плану)

Самопознание

1

Общение в жизни человека.

Беседа

02.09

2

Зачем нужно знать себя?

Диспут

09.09

3

Я глазами других.

Беседа

16.09

4

Самооценка.

Анкетирование, тренинг

23.09

5

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Беседа

30.09

6

Ярмарка достоинств.

Беседа, игра, защита проекта

07.10

7

Ищу друга.

Беседа, игра

14.10

8

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

Беседа

21.10

Позитивное общение

28.10

9

Почему люди ссорятся?

Диспут

11.11

10

Барьеры общения.

Беседа

18.11

11

Предотвращение конфликтов.

Тренинг

25.11

12

Учимся слушать друг друга.

Беседа, игра

02.12

13

Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника.

Беседа, игра, диспут

09.12

14

Уверенное и неуверенное поведение

Беседа

16.12

15

Нужна ли агрессия?

Дискуссия

23.12

16

Правила и законы общения. Почему нужны правила общения.

Беседа, игра

13.01

17

Пойми меня.

тренинг

20.01

Проблемы общения

27.01

18

Мои проблемы.

Беседа, игра, защита проекта

03.02

18

Обиды.

Беседа

10.02

20

Критика.

Дискуссия

17.02

21

Комплименты или лесть?

Диспут

24.02

22

Груз привычек.

Беседа

03.03

23

Азбука перемен.

Беседа

10.03

24

Вежливость.

Беседа

17.03

Культура поведения

24.03

25

Зачем нужен этикет?

Беседа

07.04

26

Азбука вежливости или этикет на каждый день

Беседа, игра

14.04

27

Приветствия.

Беседа, игра

16.04

28

Умение вести беседу.

круглый стол, анкетирование

21.04

29

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься.

Беседа, игра

25.04

30

Телефонный разговор.

Беседа, игра

28.04

31

Принимаем гостей.

Беседа, игра

02.05

32

Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

06.05

33

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

Беседа, игра

12.05

34

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

Беседа, игра

19.05

35

Итоговое занятие.

беседа, анкетирование

26.05

Календарно-тематическое планирование

                                                                              6 класс

Клуб «Час общения»

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

                                          Самопознание

1

2.09

«Урок мира»

Беседа

2

8.09

Организационный классный час

Беседа

3

15.09

Тематический классный час «Что в человеке самое главное»

Тренинг . Анкетирование

4

22.09

ПДД «Наш город»

Анкетирование, тренинг

5

29.09

Экскурсия на природу «Дружно за руки возьмёмся»

Беседа. Подготовительная работа.

6

6.10

Тематический классный час «Моё поручение»

 Беседа

7

13.10

ПДД «Причина дорожно-транспортных происшествий»

КТД

8

20.10

Счастье человека.

Беседа, игра

9

27.10

Человек трудолюбивой души.

Беседа

10

10.11

Наши общие дела

Беседа, игра, защита проекта

11

17.11

 «Когда добро творит зло?»

Дискуссия, защита проекта

Позитивное общение

12

24.11

Азбука общения.

Беседа

13

1.12

Учимся общаться без предрассудков.

Тренинг

14

8.12

Секреты общения

Беседа, игра

15

15.12

Конструктивное реагирование на агрессию

Беседа, игра, диспут

16

22.12

Как предотвратить конфликт?

Беседа

17

12.01

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Беседа, игра

18

19.01

Я в ответе за себя и других.

Беседа, игра, анкетирование

19

26.01

 Каждому человеку нужен друг.

тренинг

Проблемы общения

20

2.02

Отчего бывает одиноко?

Беседа, игра, защита проекта

21

9.02

 Быть белой вороной легко?

Дискуссия

22

16.02

Стыд и совесть.

Беседа

23

2.03

Мир среди других.  

Беседа

24

16.03

Опасные грани жизни и пути их преодоления.

Беседа

25

6.04

Тайна третьей планеты.

Беседа

26

13.04

 Кого можно считать настоящим товарищем.

Беседа

Культура поведения

27

20.04

Культура поведения в школе и школьный этикет

Беседа

28

27.04

Современный этикет.

Беседа, игра

29

4.05

Права и правила.

Беседа, игра

30

18.05

Как правильно распределить время.

круглый стол, анкетирование

31

25.05

Итоговое занятие.

Беседа, игра

                                                                                           

Календарно-тематическое  планирование

7 класс

Номера

занятий

Наименования  разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скоррек-тирован-ные сроки прохожде-ния

Эмоциональная  окраска  общения (6 часов)

1

Эмоциональность как свойство личности.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

2

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

Знакомство с понятиями. Поведенческий тренинг.

3

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Куль-тура эмоций и чувств.

Решение коммуникативных речевых задач.

4

Пути  саморегуляции.

Коммуникативный тренинг.

Сюжетно-ролевая игра.

5

Способы взаимодействия с отри-цательными эмоциями.

Этическая беседа. Коммуни-кативный тренинг.

6

Эмоциональная культура лично-сти.

Проблемно-ценностная дис-куссия.

Коммуникативная культура личности (10 часов)

7

Общение и его функции.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

8

Коммуникативная культура лич-ности.

Лекция с обратной связью.

Коммуникативный тренинг.

9

Культура общения. Виды обще-ния.

Лекция с обратной связью.

Работа в парах.

10

Стили общения. Нормы этикета.

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

11

Конфликты: их причины и пос-ледствия.

Этическая беседа. Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

12

Средства и способы передачи информации в общении.

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

13

Механизмы  взаимопонимания.

Психологические  игры.

14

Осознание способов взаимодей-ствия людей друг с другом.

Поведенческий тренинг.

15

Группа и ее законы.

Работа  в  группах. Коммуни-кативный тренинг.

16

Конфликты в группе и пути их преодоления.

Диспут «Решаем конфликт».

Слушать и слышать (8 часов)

17

Роль умения слушать в лич-ностном общении.

Лекция с обратной связью.

18

«Эффективные»  слушатели.

Сюжетно-ролевая и словесная  игра.

19

Умение слушать как метод восприятия  информации.

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слы-шу».

20

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.

21

Речь говорящего и понимание слушателя.

Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг.

22

Барьеры между говорящими и слушателями.

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

23

Язык «поддержки» и язык «пода-вления».

Сюжетно-ролевая игра  «Язык «поддержки» и язык «пода-вления».

24

Преодоление барьеров в общении.

Коммуникативный тренинг «Дебаты».

Совершенствование навыков устной речи (10 часов)

25

Совершенствование навыков «слу-шания».

Поведенческий тренинг. Ре-шение коммуникативных ре-чевых задач.

26

Совершенствование навыков уст-ной речи. Техника речи.

Проблемно-ценностная дис-куссия «Навыки устной речи: техника речи».

27

Монолог.  Диалог.

Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг.

28

Совершенствование навыков уст-ной речи. Полилог.

Коммуникативный тренинг.

29

Совершенствование навыков уст-ной речи. Культура общения  показывает культуру личности.

Дебаты  «Культура общения  показывает культуру лично-сти».

30

Совершенствование навыков уст-ной речи. Дискуссия.

Коммуникативный тренинг.

31

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

Коммуникативный тренинг.

32

Этика и виды речевой деятель-ности.

Проблемно-ценностная дис-куссия  «Этика и речь».

33

Поведение  человека и культура общения.

Коммуникативный тренинг «Интервью». Составление плана  публичного  выступ-ления.

34

Итоговое занятие.  Публичное выступление проблемного харак-тера.

Коммуникативный тренинг.

Проблемное  обучение.

Итого: 34 часа

Календарно-тематическое  планирование

8 класс

№ урока

Тема

Часы

Формы проведения

Дата план\факт

Раздел I. Что такое нравственные ценности (13 часов)

Цель: раскрыть понятие нравственные ценности

1

Что такое «ценности»

1

Беседа

2

Человек — высшая ценность

1

Круглый стол

3

Главные ценности человека

1

Работа в творческих группах

4

Главные ценности человека

1

Диспут

5

Ценности и моральный долг

1

Беседа

6

Ценности и моральный долг

1

Анализ заданных ситуаций

7

Что такое «подвиг»?

1

Беседа

8

Что такое «подвиг»?

1

Сочинение- рассуждение

9

Нормы жизни как ценность

1

Круглый стол

10

Что такое «добродетели»?

1

Анализ заданных ситуаций

11

Главные добродетели людей

1

Ролевые игры

12

Смысл и счастье жизни

1

Беседа

13

Жизнь дана на добрые дела

1

Сочинение-рассуждение

Раздел II.  Главные понятия морали (21 час)

Цель: Показать особенности базовых понятий морали  как общечеловеческих ценностей.

14

Главные понятия морали

1

Беседа

15

Добро и зло в жизни людей

1

Диспут

16

Миф и представление о мифе

1

Сочинение-рассуждение

17

Добро и зло в сказках и мифах народов мира

1

Ролевая игра

18

Добро и зло в сказках народов мира

1

Ролевая игра

19

За что люди говорили «спасибо»?

1

Анализ заданных ситуаций

20

Осуждение кровной мести

1

Диспут

21

Добро и зло в первобытном обществе

1

Анализ заданных ситуаций

22

По каким правилам жили люди в родовой общине

1

Беседа

23

Нравственность Древней Руси

1

Беседа

24

Нравственность Древней Руси

1

Ролевая игра

25-26

Что считалось добром и злом в истории человечества

2

Работа в творческих группах

27

Что считалось добром и злом в разные эпохи

1

Викторина

28

Что считалось добром и злом в разные эпохи

1

Анализ заданных ситуаций

29

Что такое «благо» и стоит ли его творить?

1

Диспут

30

Кому тяжелее жить: доброму или злому?

1

Диспут

31-34

Итоговые и резервные уроки

4

Обобщение

Календарно-тематическое  планирование

9 класс

Название разделов и тем

Часы

Форма проведения занятий

Дата план\факт

1 раздел.  Человек как личность

Цель: дать более полное понятие о человеке как «личности» (12 часов)

1-4

Личностью не рождаются - личностью становятся 

4

Беседа

5

Нравственные характеристики личности

1

Беседа

6-7

Что такое нравственные качества личности

2

Беседа.

8

Виды нравственных качеств  личности

1

Беседа

9

Основы формирова-ния нравственных качеств личности

1

Беседа

10-11

Что такое нравственная культура личности

2

Беседа

12

Что такое культура нравственного поведения

1

Беседа - диалог

2 раздел.  Выбор жизненной позиции.

Цель:  учить делать осознанный выбор нравственной жизненной позиции                                   (11 часов)

13-14

Чего я хочу от общества?

2

Беседа-обсуждения

15

Общество и окружающая среда

1

Проект «Общество, в котором я хотел бы жить»

16-17

Что важнее: я или другие

2

Дебаты

18

Личные или общест-венные интересы - что главное?

1

Беседа

19-20

Что такое целеустремленность?

1

Беседа

21

«Что  такое гуманность?»

1

Диспут

22-23

Гуманность -   принцип жизни

2

Беседа

24

Что значит иметь идеал?

1

Беседа

25

Нравственная оценка- что это такое?

1

Беседа 

26

Надо ли нравственно совершенствоваться?

1

Беседа

27

Есть ли идеальные люди?

2

Диспут

28-30

Как жить: для себя

или для людей?

3

Беседа

Диспут

31

Делай хорошее для других - станешь сам лучше

1

Сочинение –

рассуждение

32-34

Нравственное самовоспитание – каковы его приемы

3

Беседа

Круглый стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса

Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...

Курс внеурочной деятельности "Секреты гармоничного общения"

Курс содержит программу и девять занятий, рассчитан на учащихся 7-8 классов. В материал занятий включены основные понятия речевого этикета, понятие речевого жанра. Занятия построены на использовании р...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"

Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа общения" для обучающихся 1-4 классов

Цель программы:  формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.Задачи программы:– обучение навыкам общения и сотруднич...