Методическая разработка факультативного занятия "Пауза"
методическая разработка (7 класс)

Адыкова Марина Валерьевна

Увлекательно о паузе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauza.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Оргмомент

 - Здравствуйте, ребята!  Сегодня на урок к нам пришли гости.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь  и скажите: «Я желаю тебе добра!» Теперь посмотрите на меня: Я тоже желаю вам добра и   открыть  для себя что-то новое.

Мотивационный

магниты

магниты

Словарь С.И.Ожегова

Презентация(слайды)

Запись в тетради

 

Пауза

Задание про ГРЕЯ

Составляют схему:

Виды фраз

Записывает 1 строчку на доске

О, я хочу безумно жить:

Физминутка

Записывает  последние 2 строчки на доске

Узнаем о них в старших  классах

К сожалению

       Константин Сергеевич Станиславский

Задание:

 проверка

приЁм 

 Ребята, мы сейчас с вами вступили в коммуникацию. Французский писатель-летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: единственная настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения. 

За небольшой промежуток времени мы успели с вами наладить общение(коммуникацию).Общение у нас было двух видов: вербальное (с помощью слов, от латинского слова : вербум-глагол., т.е слово) и невербальное( язык тела, жесты, мимика). А теперь подумайте и скажите, что относилось к вербальному общению, а что к невербальному (рассуждают, вносят свои предположения)

Вывод учителя:

Вербальные-слова: Я желаю тебе добра

Невербальное: улыбка, мимика, жесты.

       Но предметом разговора на сегодняшнем уроке, конечно же, будет вербальное общение, эффективность общения (коммуникации) достигается при помощи интонации, ударения и  расстановки пауз.

 1 подсказка Фраза Мака Твена –И это всё о ней: ( угадывают?)

2 подсказка: В каком случае вам время хочется сказать: « Подожди, пожалуйста, дай я сам глазками пробегу» ( монотонная, нет пауз) (угадывают?)

 3 подсказка   решите  ребус (на доске)

Итак, тема урока: ПАУЗА

Заглянем в словарь: заглядывают в словарь С.И.Ожегова:

Толковый словарь Ожегова

1. В музыке: краткий перерыв в звучании. Знак паузы (в нотном письме).

2. перен. Перерыв, приостановка в речи, работе, каких-н. действиях.

| прил. паузный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Пауза (лат. pausa - прекращение, остановка)- временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза - это молчание.  В русском языке есть даже выражение, словосочетание:

    Выдержать паузу — сделать остановку в речи, беседе с какой-либо целью

Есть даже наука  - ПАУЗОЛОГИЯ.

США профессор О'Коннор.  Он считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова. В разговоре на них уходит 40-50% времени.

      Хорошая речь – это осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

 Из грамматики мы знаем, что слово или несколько слов, обозначающих законченную мысль, называются предложением. В устной речи предложение обычно именуется фразой. Фраза от фразы отделяется паузой.

Паузы получаются в результате группировки звуков речи, причем в каждой группе есть центр, вокруг которого эти звуки объединяются. Самой меньшей группой звуков является слог, центр которого – слогообразующий гласный звук – как бы притягивает к себе остальные звуки. Слоги группируются в слова. Роль центра в слове играет ударный, т. е. наиболее полнозвучный, слог.

Виды пауз:

-физиологические

-логические,

-психологические,

- ритмические (стиховые)

Физиологическая пауза

Физиологическую  - они появляются, когда не хватает воздуха в легких( слабости, одышки, старости);

Логические паузы

   Логические паузы-     Паузы, отделяющие фразу от фразы или звено от звена, называются. Логические паузы(грамматические) – не случайные остановки в речи, их место строго определено строением мысли, выражаемой произносимым текстом. Логическая пауза - «служит уму».

       Такие паузы вносят в речь порядок.  Поэтому их отсутствие или паузы случайные, непродуманные затрудняют понимание произносимого текста, делают высказываемую мысль неясной или искажают ее,  необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду.Давайте, понаблюдаем: Стихотворение А.Блока « О, я хочу безумно жить». Подумайте, где надо сделать паузу?

О, я хочу безумно// жить:

( Всё сущее - увековечить,

 Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

 Если неправилно поставить паузу , то в таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить». Нелепица?Согласитесь?

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Если учитель говорит великаны - дети должны стать  на носки и поднять руки вверх ; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед.  Учитель: может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться

Психологические паузы

 В отличие от логической, которая «служит уму» ,психологическая служит чувству.

Цель психологической паузы - насторожить, обострить внимание слушателя на каких-то словах.  

  Пример из «Руслана и Людмилы»:

...смотрит храбрый князь -

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним || живая голова.

«Бородино» (финальная)

 Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
 (Финальная)

«Смерть поэта»

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!(Финальная )

Ритмические (стиховые) паузы

Ритмические (стиховые) паузы, т.е построчные. Ставятся обязательно после каждой стихотворной строки, независимо от логического смысла стиха.

Бывают: межстиховые, цезуры, леймы

 

  К сожалению, у чтецов иногда ослабляется внимание к переносам. Даже Василий Иванович  Качалов(мастер художественного слова, чтец) читая:

…И умер бедный раб// у ног

Непобедимого владыки --

не делает паузы после слова «раб» и ставит интонационную точку после слова «ног».

            К. С. Станиславский справедливо заметил, «что трудность выдерживания пауз среди стихотворной речи усложняется заботой о сохранении рифмы».

  

Задание: Надо поставить 4 паузы в предложении из в повести-феерии « Алые паруса»: «… На носок сапога Грея// легла пурпурная волна;// на его руках// и лице// блестел розовый отсвет

И напоследок, хочу поделиться маленьким, но очень полезным приемом: Если есть необходимость уложить информацию в очень сжатые временные рамки, то паузы - наше спасение. Они не растянут времени  вашего выступления, но при этом вы будете внятными, если паузы  будут четко расставленными, вы будете говорить быстрее, но вас будут понимать!

Рефлексия

(Итог урока)

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,)

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Миру дарить!

Резерв: 

Чтобы разобраться с   паузами,  возьмите карандаш, и, подчеркивая главное слово, вот в речевом звене, ставьте галочку между  этими  речевыми звеньями. Кажется, что это пустяк, но это не так: речь  человека, который прошелся карандашом по бумажке перед выступлением очень отличается  от той, к которой подошли менее подготовлено.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка факультативного занятия по обществознанию по теме "Анализ политического события"

Формирование умения разбираться в публичной политике; формирование гражданского отношения к восприятию политиков.Учащиеся развивают умения анализировать выступления политических лидеров и выявлять их ...

Методическая разработка факультативного занятия по английскому языку на тему «Intercultural Communication. Gestures in Russia and America» c презентацией

Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся....

Методическая разработка факультативного курса « Теория и практика написания сочинения»

Разработка факультативного курса "Теория и практика написания сочинения" с календарно-тематическим планированием для 9-11 классов...

Методическая разработка факультативного курса по математике в 10 классе

Факультативный курс по математике в 10 классепо теме: " Практикум по математике", расработан на 35 учебных часов.Цель: совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся; расши...

Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...

Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс

Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности....