Лингвистическая квест-игра
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сценарий лингвистической квест-игры
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям
Участники: ученики 5-6 классов
Продолжительность квеста: 1 час
Место проведения: учебные кабинеты, территория школы
Автор: Вдовина Е.В., учитель русского языка и литературы
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
- Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивающие цели:
- Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.
Ход мероприятия:
«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».
Глаголы русских мудрецов
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!
Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.
Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.
Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.
Ведущий 1. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…
Ведущий 2. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.
Ведущий 1. Нам повезло!
Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).
Ведущий 1. Это ли не повод, чтобы гордиться…
Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту. СЛАЙД.
Разминка
Ведущий 1: Для того чтобы отправиться в путешествие по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
- Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
- Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
- Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
- Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
Ведущий 1: Итак, у нас 3 команды. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка.
Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что
за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!
1 этап Станция «В мире слов»
- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: (оценивается в 5 баллов)
Объясните значения устаревших слов.
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеницы Уста Выя Чело Перст Комонь | Глаза Губы Шея Лоб Палец Конь |
2 задание (оценивается в 5 баллов)
Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
2 этап Станция «Волшебная шкатулка»
- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
3 станция «Удивительная фразеология»
Продолжи пословицу:
- Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда)
- Любопытной Варваре … (на базаре нос оторвали)
- Не зная броду … (не суйся в воду)
- Пол лежачий камень … (вода не течёт)
- Делу время … (потехе час)
- Взялся за гуж … (не говори, что не дюж)
- Чем дальше в лес … (тем больше дров)
- Маленькое дело … (лучше большого безделья)
- Век живи - … (век учись)
- Жизнь прожить … (не поле перейти)
4 Станция «Дерево мудрости»
Одним из самых главных славянских богов считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. В нашем языке от слова «РОД» образовано много родственных слов. Запишите их. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(время ограничено 1.5 минуты)
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
5 станция «Шифровальщик»
- Рассмотрите расписание уроков, и расшифруйте все предметы .
история, математика, русский язык, география, рисование, физкультура
6 станция «Поэтическая »
Задание : Задание оценивается до 10 баллов:
За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними
четверостишие.
1 команда: слово, учитель, урок. 2 команда: музыка, голос,звук.
Подведение итогов:
Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!
Ведущий: Пословицы шутят
Найдите ошибки:
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Голод не щётка.
- Трус своей лени боится.
- Жди у горя погоды.
- Толочь соду в ступе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)
Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...
Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"
В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...
Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование)
Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование) ...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
Дистанционная квест-игра оп материалам ОБЖ: "Самостоятельный спасатель". Ссылка на архив с материалами игры: https://yadi.sk/d/7TULOtQH5rWhqg
Разработка и материалы для организации и проведения дистанционной образовательной игры по ОБЖ "Самостоятельный спасатель". Форма проведения - квест. Возраст участников: 6-11 классы. Количест...
КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»
Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует разви...