Лингвистическая квест-игра
методическая разработка

Вдовина Екатерина Васильевна

"Тайны русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx72.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий лингвистической  квест-игры

«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Форма проведения мероприятия:  квест- игра - путешествие по станциям

Участники: ученики 5-6 классов

Продолжительность квеста: 1 час

Место проведения: учебные кабинеты, территория школы

Автор: Вдовина Е.В., учитель русского языка и литературы

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология,  морфология, синтаксис, пунктуация).
  • Формировать умения применять полученные знания на практике.
  • Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
  • Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  • Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  • Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.

Ход мероприятия:

«Каждое  произнесённое  тобой  СЛОВО – ЖИВОЕ, оно  имеет  свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».

Глаголы русских мудрецов

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 1. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…

Ведущий 2. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

Ведущий 1. Нам повезло!

Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 1. Это ли не повод, чтобы гордиться…


Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов,  двигаясь по лингвистическому маршруту. СЛАЙД.

Разминка

Ведущий 1: Для того чтобы отправиться в путешествие по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
  7. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
  8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)

Ведущий 1: Итак, у нас 3 команды. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка.  

 Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что

за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!

1 этап     Станция «В мире слов»  

-  Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам,  связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание: (оценивается в 5 баллов)

Объясните значения устаревших слов.

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеницы

Уста

Выя

Чело

Перст

Комонь

Глаза

Губы

Шея

Лоб

Палец

Конь

2 задание  (оценивается в 5 баллов)

 Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут

2 этап  Станция «Волшебная шкатулка»

- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)

        3 станция «Удивительная фразеология»        

Продолжи пословицу:

  • Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда)
  • Любопытной Варваре … (на базаре нос оторвали)
  • Не зная броду … (не суйся в воду)
  • Пол лежачий камень … (вода не течёт)
  • Делу время … (потехе час)
  • Взялся за гуж … (не говори, что не дюж)
  • Чем дальше в лес … (тем больше дров)
  • Маленькое дело … (лучше большого безделья)
  • Век живи - … (век учись)
  • Жизнь прожить … (не поле перейти)

4 Станция  «Дерево мудрости»

Одним из самых главных славянских богов считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. В нашем языке от слова «РОД» образовано много родственных слов. Запишите их. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(время ограничено 1.5 минуты)

 

Язык помогает сохранить и мудрость  народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли».  Все народа едины во мнении, что  пословицы передают  основные  важнейшие  представления  народа  о  главных  жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге, родине. Знание  пословиц  может дать  человеку  знание  о  русском  народе, и  в  конечном  итоге о самом себе.

5 станция  «Шифровальщик»

- Рассмотрите  расписание уроков, и расшифруйте все предметы .

C:\Users\User\Desktop\волшебная шкатулка\расписание урока.jpg

 история, математика, русский язык, география, рисование, физкультура

6 станция «Поэтическая »

Задание : Задание оценивается до 10 баллов:

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними

четверостишие.

1 команда: слово, учитель, урок. 2 команда: музыка, голос,звук.

Подведение итогов:

Ведущий:  «Каждое  произнесённое  тобой  СЛОВО – ЖИВОЕ, оно  имеет  свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка,  вы смогли  ощутить его силу. Мы  надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!

Ведущий: Пословицы шутят

Найдите ошибки:

  • Два сапога – тара.
  • Ус хорошо, а два лучше.
  • Голод не щётка.
  • Трус своей лени боится.
  • Жди у горя погоды.
  • Толочь соду в ступе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование)

Сценарий квест-игры «Найди свою звезду» (игра на спортивное ориентирование) ...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Дистанционная квест-игра оп материалам ОБЖ: "Самостоятельный спасатель". Ссылка на архив с материалами игры: https://yadi.sk/d/7TULOtQH5rWhqg

Разработка и материалы для организации и проведения дистанционной образовательной игры по ОБЖ "Самостоятельный спасатель". Форма проведения - квест. Возраст участников: 6-11 классы. Количест...

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует разви...