Любим. Помним
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ Азевская основная общеобразовательная школа
Агрызский муниципальный район Республики Татарстан
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Любим. Помним»
Выполнила:
Кузнецова Любовь Витальевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ АМР РТ Азевская ООШ
Адрес школы : 422218 Республика Татарстан
Агрызский район
село Азево ул. Советская дом 81
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств
Задачи:
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну на примере героических поступков своих родных и близких людей в военное время,
-cпособствовать воспитанию бережного отношения к памяти о людях войны,
- развивать способность чувствовать, сопереживать; умение слушать окружающих
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,
- противодействовать искажению и фальсификации истории Отечества
-быть в курсе событий, гордиться своими земляками
Техническое и художественное сопровождение:
- Персональный компьютер
- Проектор
- Экран
- Стенд «Герои рядом»
- Фотографии родных и близких
Звучит песня «Облака» (выступление учащейся школы)
Учитель: Дорогие, ребята!
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память тех, кто воевал на фронтах, кто погиб, о тех, кто выжил, кто трудился в тылу, кто подарил нам безоблачное небо и солнце над головой. Мы поговорим с вами и о наших близких и родных, о людях, которые во время войны были детьми, о тех кто сегодня встал на стражу своей родной земли.
К сожалению, живых участников войны в нашем селе уже нет. И тружеников тыла, детей войны становится все меньше. Будем же достойны памяти погибших! Будем же внимательны к тем, кто живет рядом с нами, кто сегодня защищает нас от нацизма
7 лет назад в нашем селе был открыт памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Вернулось с войны 78 фронтовиков – азевцев. Не вернулось - 225 жителей села.
Я хочу прочитать вам стихи собственного сочинения, которые я посвятила тем, кто не вернулся домой…
***
Жил парнишка в нашем селе.
Был таким, казалось, как все:
Симпатичный, веселый, озорной,
Маленький ростом, порою смешной.
Мечтал он о звездах, мечтал о луне,
Мечтал побывать на чужой стороне...
Свершилось... И он до Берлина дошел,
И звезды на грудь - он их тоже нашел.
Село защищал, семью наш герой,
Но только вот он не вернулся домой...
Всю жизнь проплакала бедная мать
Сердце материнское не устало ждать…
Не вернулся сын - был лишь чудный сон.
Говорят: « В небеса улетела душа».
Только горечь и боль, только горечь и боль -
До сих пор жива, до сих пор жива...
Ведущий
Нам кажется, что героями можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях или в тылу, кто сегодня был мобилизован на спецоперацию
Учитель. Вспомним и расскажем о героях.
(Учащиеся рассказывают о своих родных )
1 учащийся:
- Мой прадед Митрошин Василий Федорович родился в 1912 году в селе Азево. С детских лет стал работать подпаском –пасти скот вместе со своим отчимом. Зимой успешно учился в Азевской церковно-приходской школе. Полученные знания помогли ему устроиться продавцом в магазин. Наверное, у него все получалось отлично в работе, ибо в дальнейшем его выбирают председателем Азевского сельского совета. В 1939 году женится на Кузнецовой Марии Ивановне, но недолго длилась счастливая семейная жизнь. В 1939 году началась советско-финская война, и прадед был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт. Он прошел всю финскую военную кампанию, но не успел демобилизоваться, как началась Великая Отечественная война. Перед войной ему предоставили краткосрочный отпуск, и он приехал на родину к молодой жене. Встреча была коротка, как сон в летнюю ночь, и снова на фронт, но уже на советско-германский. 3 октября 1941 года у Василия Федоровича и Марии Ивановны родился второй сын Анатолий. В письме Мария Ивановна сообщила мужу радостную весть о рождении второго сына. Василий Федорович часто писал жене письма с фронта, в которых просил писать все деревенские новости, особенно о родственниках и сыновьях. К сожалению, в 1943 году умер от дифтерии его первый сын… Смерть не приходит одна. В одном из боев в 1943 году у деревни Зезюлино Витебской области в Белоруссии Василий Федорович погиб смертью храбрых.
Очень хотел Василий Федорович вернуться домой, поцеловать жену, обнять сына, которого еще не видел. Лежа в окопе или идя в бой, он представлял эти минуты и ждал, ждал. Во сне он разговаривал со своим любимым сыном Толиком.
Для него он писал стихотворение Алексея Суркова, переживая эти же чувства, которые передал автор.
2 учащийся:
Мой сын синеглазый,
В тревожные, грозные дни
Прочти эти строки
И в памяти их сохрани.
Я жить, побеждая хочу,
Но война есть война.
И если фашистская пуля
Мой путь оборвет,
Заменит отца тебе
Наша большая страна,
И сердце мое
В груди твоей оживет.
Я в трудное время
Исполню свой долг до конца.
Тебе не придется краснеть
Вспоминая отца…
1 учащийся:
Не довелось Василию Федоровичу увидеть своих внуков. У сына Анатолия Васильевича и его любимой жены Людмилы Сергеевны три сына – все честно, добросовестно отслужили в Вооруженных силах России, не уронили честь и достоинство своего деда. Сегодня младший ее сын, отслуживший в Чечне, вновь встал на защиту родины.
А я его внук. И горжусь своим прадедом.
Ведущий
Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. Оказавшись в самом пекле, дети выносили то, что порой было не под силу даже взрослым. Поэтому всех их можно назвать маленькими героями, «маленькими героями большой войны».
Ребята, расскажите о воспоминаниях своих родных
3 учащийся
Мой прадедушка Русинов Иван Алексеевич рассказывал:
«Военное детство было тяжелым. В домах холодно, дров было мало, из постели – одно тряпье, овчина. Я первую простынь увидел в армии в 1958 году. Одежда очень плохая, зимой старые валенки подшитые, весной и осенью лапти, их почти в каждом доме умели плести. В сухую погоду здорово выручали, а вот в непогоду нет. Вся семья на печке спала. Печки спасали всю деревню.
Постоянное переохлаждение, плохое питание (матери обделяли себя, чтобы сохранить детей), почти полное отсутствие медицинского обслуживания вело к частым болезням.
Зимой 1943 года мать заболела сыпным тифом. Больных надо было вести в райцентр. Лошадь в колхозе не дают, а везти никто не хотел, болезнь заразная. Мама лежала без сознания несколько дней. Рискнула увезти ее сестра, тетя Лена: «Будь, что будет». Муж у не тоже воевал, своих детей двое было маленьких. Папа добавляет: «Видимо, ее Бог спас». Тетя Лена не заболела и прожила долгую жизнь, 85 лет. Мама поправилась.
Дети все в чирьях бегали, на сопли никто не обращал внимания. Бывало, что дети умирали: кто от дифтерии, одна соседская девочка поранила ногу и буквально умерла на второй день…
Послевоенные годы были не лучше. Тоже голодные. Отцы вернулись раненые, больные. Помню, в 1946 году ко Дню Победы женщины испекли пряники из черной муки, но раздавали их только тем детям, чьи отцы погибли, другим не полагалось. А голодными были все…»
4 учащийся
Воспоминания моей бабушки, Афанасьевой Нины Григорьевны:
«Страшным было это военное детство. По 12 часов в день женщинам приходилось работать в поле. Техники не хватало, и хлеб жали вручную, в плуг впрягали коров, а когда коровы уставали и не могли подняться, в плуг впрягались сами женщины.
Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.
Да, здесь был тыл…Снаряды не рвались, пули не свистели, но были похоронки, была страшная нужда и работа, тяжелая мужская работа, а делали эту работу полуголодные женщины, старики и мы, подростки».
5 учащийся
С каждым годом постепенно забывается история о ВОВ, а память и митинги 9 мая помогают вспомнить эту трагедию, случившуюся 1941 года. Мы должны знать историю войны, мы должны помнить ее участников.
Мой дедушка, Бурганов Харис Гильфанович ,родился 5 мая 1925 года в деревне Уразаево Елабужского района Татарской АССР в незажиточной семье крестьянина.Он был самым старшим и единственным сыном у родителей, после него было еще 4 девочки в семье. Поэтому в хозяйстве вся мужская работа ложилась на его плечи.
В 1939 году закончил 5 классов. А в 1943 году 23 января был призван на военную службу.
В одном из боев под Смоленском в 1943 году 3 сентября получил тяжелое ранение в правую голень, бедро и ягодицу. Пролежав несколько месяцев в госпитале, как только затянулась рана, снова встал на защиту родной земли. Был награжден нагрудными знаками: медалями и орденом. Всю войну до Победы был стрелком и автоматчиком. Когда наши войска одержали Победу, он еще остался на послевоенных восстановительных работах.
С марта 1944 года, по декабрь 1946 года - был плотником. С декабря 1946 году по апрель 1951 года - был слесарем-домкратчиком.
Домой, в родную деревню, вернулся 13 апреля 1951 года. В селе работал в колхозе, трактористом-механизатором. С утра, до поздней ночи, был на тяжелых работах. Когда в деревнях стали проводить электричество, мой дедушка освоил профессию электрика и работал на подстанциях, обеспечивая деревню светом. После перевода в лесное хозяйство, стал работать столяром-плотником и проработал до самой пенсии. Но когда вышел на пенсию, долго не жил. Ушел из жизни 1 мая 1986 года, последствием стала рана, полученная на войне.
За свои, 61 год, он был примером для своих четверых детей, одним из которых является мой папа. К сожалению, про своего деда, я знаю только из рассказов отца.
Прошло много лет, но из памяти не уходят события страшной войны. Я всегда буду помнить и чтить подвиг своего деда, который боролся за мир и за наши жизни. Я горжусь, что у меня был такой защитник.
6 учащийся
Я сидела и смотрела в окно, на улице бушевала метель. В доме моей двоюродной бабушки Капиталины Николаевны Афанасьевой было тепло, даже жарко и душно. Мы сидели на кухне и пили чай. Они любят, когда я прихожу к ним в гости. Моей двоюродной бабушке 91 лет – она ребенок войны. Я люблю слушать её рассказы о молодости, особенно, про войну, но редко спрашиваю её о тех годах, потому что на её лице сразу появляются слёзы. Но когда всё-таки речь заходит о войне, я слушаю внимательно, пытаясь запомнить все подробности. В тот день я решила больше узнать и всё записать, чтобы следующие поколение помнили о случившимся. Я взяла ручку и блокнот. Села напротив бабушки и спросила:
-Баб Кап, расскажи о том дне, когда вы узнали, что началась война?
-Было воскресное утро , - начала она, -хороший день. Все сидели кружочком на улице. Пришла женщина и сказала: « Война». Началась мобилизация, начали собирать мужчин в военкомат. Собирали со всех деревень и отправляли на пароходах. Пароход так жалобно гудел, на берегу был такой сильный плач, и все бежали к берегу.
Тут по её щеке скопилась слеза. До сих пор она помнит этот страшный гул. Взяв платочек, она убрала слезу и продолжила:
- Мой отец, Николай Михайлович, был на брони, его забрали на фронт в1942 году. По дороге он написал всего три письма, что едут на юг в Сталинград. Пропал без вести, где похоронен - до сих пор не знаем. Нас осталось семь человек , маме было 34 года. Жили на квартире, потому что мы приехали из Бугульмы перед самой войной. Папа хотел увести нас на родину, но не получилось, так как началась война, и мы остались в селе Азёво.
Тут она улыбнулась. Азёво - вот её настоящий дом.
-Жилось трудно, потому что не было родных, но ни одного ребёнка мама не отдала ни в люди, ни в детдом. Огород нам дали маленький, всего пятнадцать соток, и тот- песок. Картошки не хватало до нового года. Мне в то время было одиннадцать лет. С тринадцати лет начала работать, сначала на маслозаводе, потом, после войны, в колхозе.
-Трудно было работать с тринадцати лет? - перебила я бабушку.
-Ну как сказать, было, но куда денешься, надо было кормить семью. На маслозаводе в большом чугуне варили похлебку со свекольной ботвой, а потом все вместе ели наперегонки. Весной, когда растаял снег, копали картошку, на поле грязь, на ногах лапти. Вот так и жили, - глубоко вздохнула и выдохнула она.
-Неужели всё время вам было так тяжело? - спросила я, не отводя глаз с бабушки.
-Было, но всё равно, когда мы собирались вместе с моими подругами, пели песни возле костра и танцевали.
Она улыбнулась и стала напевать мотив какой-то песенки.
-Что такого запоминающегося было для вас в военные годы, чего до сих пор не можете забыть?
-Однажды мне пришлось идти за пайком в другую деревню с женщиной. Я тогда маленькой и худенькой была. Конечно же, путь был долгий, обратно шли с санками, я уже выбилась из сил, еле дошла до дому. До сих пор, как вспоминаю, так становится страшно, как я жива осталась.
По моей спине пробежались мурашки. Я сидела и записывала, в голове стоял вопрос, как можно было отпустить одну, такую хрупкую и маленькую девочку, в столь далекий путь. Но у семьи, видимо, не было выбора.
Я, взяв в руки конфетку, задала последний вопрос:
«Как вы узнали об окончании Великой Отечественной войны?»
-Ох, помню, был ясный майский день, мы все работали в поле, приехали из деревни и сказали, что война кончилась. Это было 9 мая 1945 года. Мы все вернулись в деревню, собрались возле сельсовета на митинг, люди смеялись, плакали от радости. Нам, конечно, было горько и обидно, что наш отец с войты не вернулся, но мы были рады, что теперь будем жить, что на земле мир.. Не дай Бог пережить этого ещё раз….
Её рассказ закончился. Я отложила тетрадь с записями в сторону, чтобы допить уже остывший чай. Дальше мы сидели и говорили о погоде и новостях деревни. Во время рассказала, бабушка не скрывала эмоции, ведь это, действительно, страшно. Допив чай, я собралась уходить домой, напоследок баба Капа сказала:
« Никого роднее нет у меня, кроме вас»
Я возвращалась домой и думала, что этот родной человек, единственный из семьи моего дедушки, который остался сейчас рядом с нами, самый дорогой для меня, самый близкий. Все они пережили такое страшное время. Они не сломились, не пали духом. Я горжусь! Я ценю! Разве можно об этом забыть? Разве имеем мы право забыть об этой войне, которая принесла столько горя, отняла жизни людей. А те, кто остался, как им было непросто жить дальше.
Мы должны это помнить. Об этом нельзя забывать…
Учитель
В школьном музее бережно хранятся воспоминания тех ребят, которым пришлось пережить в детстве страшную трагедию.
Эти рассказы трогают до слез. Несмотря на трудности, выпавшие на долю наших земляков, они прожили долгую и достойную жизнь.
Но, не смотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!
Учитель.
Сегодня тоже очень тревожное время. Нам казалось, что этого никогда не повторится. Но, к сожалению, это не так…. Идет спецоперация на Украине. Многие задают вопрос:
Что мы делаем на Украине?
Как заявил 21 февраля в своем обращении президент Путин, несмотря ни на что, в декабре 2021 года мы в очередной раз предприняли попытку договориться с США и их союзниками о принципах обеспечения безопасности в Европе и о не расширении НАТО. Все тщетно.
Мы знаем из истории, как в 1940-м и в начале 1941-го СССР всячески стремился предотвратить или хотя бы оттянуть начало войны. Попытка ублажить агрессора в преддверии Великой Отечественной войны оказалась ошибкой, которая дорого стоила нашему народу.
"Второй раз мы такой ошибки не допустим", - заявил Владимир Путин. Проблема в том, что на прилегающих к нам наших же исторических территориях создавалась враждебная нам "анти-Россия", которая была поставлена под полный внешний контроль, усиленно обживалась вооруженными силами натовских стран и накачивалась оружием.
"Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая "красная черта", о которой неоднократно говорили. Они ее перешли", - подытожил президент РФ.
По существу, в отношении России все последние годы проводилась тщательно спланированная операция в рамках столь любимой на Западе концепции "гибридной войны". Что касается информационной операции США последних недель, то точно такая же картина наблюдалась накануне американского вторжения в Ирак, и точно такую же кампанию по американским лекалам проводил Саакашвили перед ударом по Цхинвалу. В 2022 году все повторилось. Ежедневные заявления США и Британии с точной датой нападения России на Украину готовили мировое общественное мнение, что агрессор - именно Москва. США и НАТО не собирались с нами договариваться - они готовились к нападению первыми. Не исключено, что параллельно с украинским наступлением 150-тысячной группировки на Донбасс и Крым были разработаны планы нанесения превентивных ракетных ударов сил НАТО по территории России. В этом контексте становятся понятными слова президента Путина о недопустимости повторения ситуации июня 1941 года с вероломным нападением фашистской Германии. Поэтому, начав спецоперацию, мы спасли не только сотни тысяч жизней мирных граждан Донбасса, Украины и России, но, скорее всего, этим шагом предотвратили начало Третьей мировой войны….»
Началась частичная мобилизация. Многие мужчины были призваны и из нашего района, а также и из нашего села. В первых рядах оказался и мой сын, и сын уважаемой женщины нашего села. Фамилии их, вы, все знаете. (В работе не указываю по понятным причинам)
Эти ребята служили в горячих точках. Они уже герои, герои, которые живут рядом с нами. И мы с вами должны гордиться ими. А мы, матери, их бесконечно любим и ждем. И верим, что они придут живыми и невредимыми.
Ребята, я хочу, чтобы вы послушали мои стихи, которые я посвятила им:
***
Спаси, Господь, детей, отцов, мужей и братьев
От вражеской пули, снарядов и взрывов вдали.
Мы с вами, мы в сердце, мы рядом, любимые наши,
Дай, Господи, всем вам живыми вернуться с войны.
Я верю, я знаю, Господь не оставит,
Укроет, спасет, защитит от напасти любой.
Бог рядом, он с вами, а правда за нами.
И каждый из вас – наш любимый герой.
***
Господи, прошу тебя, помилуй,
Спаси и сохрани мою страну.
Сколько можно воин и раздоров,
Сколько можно жить нам, как в аду?
Глупые жестокие, как звери
Рвутся к нам. Да что у них в башке?
Господи, дай силы нам и веры
В завтрашнем грядущем новом дне.
Помоги бойцам, что защищают
Нас от извергов и псов,
Им, которые не понимают,
Дай им, Господи, немножечко мозгов…
Одолеем, всех мы одолеем,
В единстве наша сила и любовь.
Мы всё, мы всё преодолеем,
Мир спасём, мы русские на то.
***
Молитва
Мой крик души услышь, Господь,
Ты всемогущий,
Всемилостливый.
Я тебя молю.
Спаси и сохрани людские души,
Спаси и сохрани солдат земли (страны)
Укрой своим крылом, Святая Дева,
Всех их, кто на защиту встал стеной,
Кто не сбежал, не струсил и не предал,
Кто нас закрыл своей спиной.
Господь, тебя прошу.
Ты всемогущий,
Всемилостливый.
Я тебя молю…
Помилуй наших сыновей,
России преданных людей.
Ребята, а сейчас мы с вами напишем письма нашим солдатам (письма – треугольники, можно в стихотворной форме)
(Творческая работа - Акция «Письмо солдату»
Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу.
Отгремят победные салюты, вернутся мужчины с фронта и начнётся столь желанная мирная жизнь. Но это уже другая история.
9 мая - «День Победы навсегда останется « праздником со слезами на глазах».
В 2022 году вся страна будет праздновать великую дату -77 лет со дня победы над фашисткой Германией. Казалось бы, это дела давно минувших дней. Все осознали, осудили, покарали военных преступников, и этого зла никогда в мире не будет. А если и будет, то не у нас. Увы, история учит, и сегодняшние события на Украине говорят о том, что все забывается, и история движется по кругу. Под экстремистские лозунги опять подпадает наименее сознательная часть нашей молодежи, как будто никогда не была Освенцима и Треблинки.
Чтобы не дать прорасти этому чудовищному ростку национал – фашизма мы должны хорошо знать и помнить уроки истории. И лучше всего начать с истории своей семьи.
Мы с вами продолжаем собирать материалы для написания эссе на тему «Война в моей семье». Это та малая лепта, которую поможет сохранить для наших потомков памяти о той страшной войне 1941-1945 гг.
В этой работе долгом чести является участие всех школьников с 5-9 классов. Неважно, что мы не можем взять оружие в руки, чтобы покарать зло. Бороться можно и мирными путями, путем сохранения памяти о войне.
Будем жить и гордиться своими родными и близкими! Будем верить и знать, что наши солдаты с Украины вернутся настоящими героями.
А наша страна богата героями, и это люди совершенно разных национальностей. И все они рискуют жизнью, чтобы обеспечить безопасность России и защитить людей Донбасса. Наша сила — в единстве.
***
Я верю, я знаю
Час нагрянет,
И в прошлое уйдут лихие времена.
Всё будет хорошо,
И русские солдаты
С победою вернутся,
Живыми и здоровыми
Домой вернутся!
Господа,
А вы, презренные, бежавшие из России,
Предавшие и родину, и мать,
Останетесь никем вы на чужбине,
Не примет вас никто назад…
А те, кто нас не предал и не струсил,
Кто заслонил от вражеских огней.
Хвала и слава вам, о РУССКИЕ СОЛДАТЫ.
Поклон земной для ваших матерей.
(Любовь Кузнецова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час«Булгария…Помним, скорбим, любим»
классный час, посвященный трагедии, которая произошла в Казани РТ 9 июля 2011 года. это событие произвело огромное впечатление не только на весь город, но и на всю страну и за ее пределы. разговор-бес...
Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»
Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве Гагарина Григория Григорьевича ...
Проект "Помним, любим, изучаем".
Конкурсная работа "Помним, любим , изучаем ". Работа посвящена Отечественной войне 1812 года: краеведческие материалы экспедиции в деревню Дубровка Спировского района....
Легко любить все человечество. Соседа любить сумей!
Разговор с учащимися. Весь Божий свет любить легко,Влюбиться можно в Архимеда,А ты не бегай далеко –Попробуй полюбить соседа....
«Помним, любим, гордимся!»
Рассказ о том, как с помощью сайтов Министерства обороны "Мемориал" и "Подвиг народа" искали сведения о своем дедушке - Галанове Александре Игнатьевиче, а нашли сведения еще о трех братьев деда - Евсе...
Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.
Урок-Памяти разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...