Экологическая игра-викторина "Знатоки природы"
методическая разработка

Внеклассное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra-viktorina_znatoki_prirody_nerkagi_h.s.docx196.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Экологическая игра-викторина

«Знатоки природы»

(для детей младшего школьного возраста,4 класс)

Автор – составитель: Х.С. Неркаги

воспитатель школы-интерната

с. Панаевск, 2022

Цель: обобщение и закрепление знаний, воспитанников о природе.

Задачи:

Обучающая: 

  • Расширять кругозор воспитанников, их знаний об окружающем мире.
  • Учить детей соблюдать правила игры, работать в команде.

Развивающая:

  • Развивать любознательность, коммуникативные качества личности.
  • Развивать познавательные, творческие способности воспитанников.

Воспитательная: 

  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение окружающей природе, желание заботиться о ней;

Форма мероприятия – игра-викторина.

Методы мероприятия – беседа, игра, проблемно-поисковый, видео-метод, наглядный, педагогической оценки, стимулирования,

- метод прямого воздействия (показ способов действия);

- наглядный метод (рассматривание; применение схем;

- исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);

- словесный метод (вопросы к детям, беседа, художественное слово, краткое описание, объяснение);

- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);

- игровой метод (проведение физкультминутки).

Участники мероприятия: ведущий (воспитатель), воспитанники (обучающиеся 4 классов)

Межпредметные связи: окружающий мир, литература (малые фольклорные формы, загадки, пословицы и поговорки)

Подготовительные работа:

  1. Составление конспекта воспитателем;
  2. Подбор музыкального сопровождения;
  3. Составление презентации;
  4. Беседа с детьми о животных и растениях тундры;
  5. Предварительное знакомство с пословицами и поговорками по теме «Природа»;
  6. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов деревьев, животных, птиц, насекомых;
  7. Знакомство с приметами о природе;
  8. Разгадывание загадок о природе.

Материалы и оборудование: минусовка песни «Увезу тебя я в тундру», эмблемы «Брусничка», «Полярные совы», лист с заданием-4, лист с творческим заданием-2, мешочек, видео-1, презентация по теме «Знатоки природы», символические баллы в виде «еловых шишек», «грибочки», грамоты-1, стационарный компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки.

План занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач мероприятия. Мотивация деятельности воспитанников.
  3. Основной этап
  4. Рефлексия (подведение итогов мероприятия).

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. 1 тур «Разминка»
  3. 2 тур «Пословицы о природе»
  4. 3 тур «Заморочки из мешочка»
  5. 4 тур «Знакомые незнакомцы» 
  6. Физкультминутка
  7. 5 тур Кроссворд «тундра»
  8. 6 тур «Зеленая аптека» 
  9. 7 тур «Вопросы с вариантами ответов» 
  10. 8 тур «Собери пазлы»
  11. Заключительное слово.

1.Организационный этап (Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру», звучащая в заставке к викторине «Знатоки природы», (заставка на экране слайда.)

Ведущий: - Здравствуйте, ребята. О чём сегодня мы будем говорить на занятии вы узнаете, если отгадаете загадку.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг ……. (природа).

- Правильно, это природа. Наверное, каждый из вас наблюдает за изменениями в природе. Ежедневно взглянув в окно, вам хочется узнать-что же происходит в окружающем мире. 

2.        Постановка цели и задач мероприятия. Мотивация деятельности воспитанников.

Ведущий: Среди просторов нашей страны есть край, где ты живешь, где родной дом, твоя земля. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда ты будешь вспоминать свою родную природу. А округ наш, окраина России, - это много маленьких поселков; это тундра, где растет мох, морошка и другие ягоды. Сегодня мы поговорим о природе родного края. Вспомним мудрые пословицы и поговорки о природе, попробуем разгадать кроссворд. Думаю, вы уже многое изучили о природе, знаете ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире природы. Возможно ваши знания, обязательно пригодятся вам в жизни, когда вы будете взрослыми людьми, и может кто-то из вас в будущем станет экологом и будет заботится о нашей окружающей среде. Этой теме мы и посвящаем игру-викторину «Знатоки природы» (слайд 1)

Думать, размышлять о таком важном вопросе как природа будут две команды. Каждая команда ещё до нашей игры придумала название своей команде. Пожалуйста представьте название команд. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.

При выполнении заданий будет учитываться: правильность, скорость выполнения. На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

За победу в каждом конкурсе команды будут получать вот такие «еловые шишки», «грибочки». Та группа, которая наберет больше «еловых-шишек», или «грибочков» станет победителем. (В игре принимают участие две команды по 5 воспитанников в каждой).

1 тур «Разминка»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, как называется природа Ямала? (Тундра). Тундра – это дом для многих растений и животных. И поэтому предлагаю начать игру с разминки и каждой команде ответить на 15 вопросов, нужно как можно быстрее на них ответить. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде «еловой шишки» или «грибочка»

Вопросы команде №1

  1. Как называется трава от 99 болезней. (зверобой)
  2. Сколько ног у паука? (восемь)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)    
  4.   Хищная ночная птица с большими глазами и крючковатым клювом.     (Сова)
  5. Большая болотная птица с длинными ногами, длинной шеей и прямым острым клювом. (Журавль)
  6. Дикая птица из семейства куриных. (Куропатка)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  8. Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (смородина)
  9. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  10. У какого дерева ствол белый? (береза)
  11. Какая птица выше всех летает? (орел)
  12. Как называют самку северного оленя? (Важенка)
  13. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (она умирает)
  14. Жвачное парнокопытное млекопитающее с ветвистыми рогами.

 (Олень)

  1. Крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой. (Морж)

Вопросы команде №2

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. Название, какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)
  3. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (волк)
  5. Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (дождём)
  7. Животное, которое очень похоже на кошку. (рысь)
  8. Хищное животное с густым серым мехом и длинным пушистым хвостом. (Песец)
  9. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет там очень холодно)
  10. Дерево – символ России? (берёза)
  11. У кого самое плохое зрение? (крота)
  12. Она похожа на тетрадь в линию. (зебра)
  13. Какое животное хорошо бегает, прыгает ещё и боксирует? (кенгуру)
  14. Какое дерево весной дятла поит? (береза)
  15. Большое хищное млекопитающее с массивным телом, длинной густой шерстью и короткими когтистыми лапами? (Медведь)

Ведущий: Молодцы ребята, вы много знаете раз смогли ответить на такое количество вопросов. Скажите, а где можно узнать об интересных растениях и животных? Да, это можно узнать в энциклопедиях.

Ведущий: Ребята, наши мудрые предки очень трепетно относились к природе, оберегали ее и любили. Они знали, что являлись частью мира, который окружал их и стремились жить с ним в гармонии. Поэтому сохранилось довольно много пословиц, призывающих беречь нашу матушку-природу. Такие пословицы и поговорки есть и у ненецкого и русского народа.

2 тур «Пословицы о природе»

Каждой группе предлагаю собрать из частей пословицы.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей.

Ведущий: Итак, какие пословицы и поговорки получились у первой группы (второй) – («Брусничка», «Полярные совы)»)

- Как вы понимаете смысл пословицы … (Подведение итогов – правильность ответов, анализ. Задание оценивает воспитатель

 3 тур «Заморочки из мешочка»

Следующее задание очень интересное «Заморочки из мешочка».

Ведущий: Чтобы выжить в тундре, нужна сообразительность, находчивость и ум. Для каждой команды заранее приготовила «мешочки» с вопросами. Сейчас проверим, насколько вы эрудированны. Для этого буду задавать вам вопросы- с помощью подсказки, отвечать нужно будет не хором, а, подняв руку, чей ответ будет правильным, тот заработает для своей команды жетоны «еловые шишки», «грибочки»

Группам поочередно задаются вопросы-подсказки.

Отгадай с 1-й подсказки.

1 вопрос

  • Это служит защитой от хищников.
  • Спасает от голода.
  • Его разводят туристы и оленеводы.
  • На нем можно кипятить воду и готовить еду. (Костер)

2 вопрос

  • Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
  • Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
  • Защищает от холода, ветра и дождя.
  • Можно укрыться от знойного солнца. (Палатка)

3 вопрос

  • Предмет круглой формы, но в спортзале не используется.
  • Пестренький, крутится.
  • С помощью этого предмета можно путешествовать, не имея денег. Так и поступает его владелец.
  • Живет в кабинете географии. (Глобус)

4 вопрос

  • Млекопитающее, рождает живых детенышей и вскармливает их молоком.
  • Занесено в Красную книгу.
  • К этим животным относятся: белуха, горбач, наврал, кашалот, касатки.
  • Это самое большое животное, когда-либо существовавшее на земле. (Синий кит)

5 вопрос

  • Вид спорта.
  • Бывает горный, водный, лыжный.
  • Групповой поход.
  • Вид путешествий, совершаемый для отдыха. (Туризм)

6 вопрос

  • Водный поток значительных размеров.
  • Можно ей любоваться.
  • Имеет исток, устье.
  • Бывает горная, равнинная. (Река)

4 тур «Знакомые незнакомцы» 

Ведущий: - Итак, продолжаем захватывающий турнир между командами «Брусничка» и «Полярные Совы». Вы живете на Севере, хорошо знаете животных и птиц нашего края, сейчас это и проверим. Какие животные и растения могут встречаться в тундре, а какие нет?

Есть птицы, которые постоянно проживают в тундре, такие как куропатки; некоторые только изредка залетают, например-Глухарь, а есть такие, которые никогда не залетают в тундру, они живут слишком далеко.

Ведущий: - Ваша задача выбрать и подчеркнуть, каких птиц можно увидеть в тундре.

Птицы: лебедь, пеликан, орлан белохвост, орёл, полярная сова, ворон, мандаринка, перепел. (Ответ: лебедь, орлан, сова, ворон.)

Ведущий: - Вам нужно выбрать зверей, которые встречаются в тундре.

Звери: волк, песец, тушкан, росомаха, барсук, лось, кабан, косуля, горностай, хорёк. (Ответ: волк, песец, росомаха, лось, горностай.)

Физкультминутка

Ведущий: - А сейчас мы все поиграем. Условия игры следующие. Если я произнесу название растения, то вы приседаете, а если вы услышите название птиц, то вы летаете (машете руками).

Ястреб, карликовая берёзка, кедр, белая куропатка, мох, белая сова, морошка, беркут, смородина, крачка, голубика, журавль, канюк, пушица, снегирь, воробей, лебедь, брусника, утка, княженика, чирок-свистунок, клюква.

5 тур Кроссворд «тундра» (творческое задание, видео-вопрос)

Ведущий: Ребята, нам пришло приглашение от учителя родного языка Надежды Сэромовны Хороля. Она прислала нам видео, давайте мы его посмотрим. (Видео-задание, слайд,)

 -Как вы, наверное, поняли для того, чтобы выполнить задание нам надо показать, насколько хорошо вы знаете природу родного края.

-Для этого каждая группа получает одинаковые листы с заданием. Приступаем к выполнению кроссворда. (звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру»)

 По вертикали.

1. Растение получившее название за цвет ягод. (Голубика.)

5 Насекомое которое разводится огромное количество летом. (Комар.)

6.Хищная птица, которая питается грызунами. (Сова)

8.Очень красивый пушной зверь, родственник лисы. (Песец.)

По горизонтали.

2. Грызун на которого охотятся все хищники тундры. (Лемминг.)

3. Карликовое дерево. (Береза.)

4.Белая птица, близкая родственница кур. (Куропатка)

7.Крупное животное с ветвистыми рогами. (Олень.)

Ведущий: Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте оценим свою работу по разгадыванию кроссворда. Посмотрите на экран слайда и проверьте себя сами. Правильные ответы на экране. Кто не допустил в этом задании ни одной ошибки. (подведение итогов, слайд кроссворда)

6 тур «Зеленая аптека» 

Ведущий: Итак, объявляю 6 тур нашей игры «Зеленая аптека». Эти конверты с письмами о себе передали вкусные богатства тундры. Думаю, что наши команды знают ягоды. Команды должны прочитать, то что ягоды о себе рассказывают и ответить на вопрос, что это? 

Задание 1 команде

  • Я плод кустарника семейства вересковых, кислый вкус и румяные щёчки. В этой ягоде очень много полезных свойств. Из ягод готовят морс, варенье, желе. Отвар из листьев обладает антимикробным действием. Этот отвар пьют при заболевании почек. Пейте морс, отвар из листьев, ешьте и будьте здоровы! (Брусника)

Задание 2 команде

  • Я ближайший родственник малины. растение не очень видное. Тонкий стебелёк, на мне – лист сложной формы и белый цветочек. Вот и всё. Отцветут цветки, опадут лепестки, останутся одни коричневые чашелистики. Ягоды похожи на малину. И ботаники зовут «малиной приземистой» Дети любят меня за хрустящий звук во рту. Очень нравлюсь оленям. Они любят меня больше ягеля и больше грибов. (Морошка)

7 тур «Вопросы с вариантами ответов» 

Ведущий: Ребята, предлагаю следующее задание, каждой команде буду задавать вопросы с вариантами ответов. Вам нужно выбрать, один правильный ответ.

1. Где, скажите, повсеместно

Поселилась мерзлота?

Ночь полярная полгода

И неделями пурга?

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур.

А) Арктика

Б) Тундра+

В) Тайга

Г) Антарктида

2.Растет там, где много воды, и образует кочки. Травой питаются олени. Зимой она помогает выжить леммингам.

А) ягель

Б) пушица+

В) полярный мак

Г) полярная ива

3. Только ляжет снег несмело

И покроет все места,

Становлюсь и я весь белым,

Кроме кончика хвоста.

А) заяц

Б) лемминг

В) горностай +

Г) песец

4.Северная птица, живет в тундре. Лето меняет белую одежду на пеструю под цвет мхов и лишайников.  Зимой меняет пёстрое оперение на белое.

А) кайра

В) кречет

В) куропатка +

Г) гагара

5. Птица прилетает на лето в тундру, выводит птенцов, а на зиму улетает в теплые края.

А) лебедь +

Б) тупик

В) белая сова

Г) куропатка

6.Птица, живущая в тундре. Занесена в Красную книгу.

А) Белая куропатка

Б) Краснозобов казарка +

В) Кулик

Г) кайра

7) Там, где близко полюса,

Происходят чудеса. Солнце в небе кругом ходит

 И полгода не заходит.

 А) Полярный день   +      

 Б) Полярная ночь

8) Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

А) Молнии

Б) Полярное сияние +

В) Полярный день

Г) Полярная ночь

9) Крупный зверь, имеет бивни,

Но не те, что у слонов,

Вместо ног - имеет ласты.

Кто назвать его готов?

А) тюлень

Б) морской котик  

В) морской лев

Г) морж+

10) Жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Имеет форму шалаша, состоит из жердей, на которые зимой натягивают шкуры, летом – покрывают корой бересты или парусиной. Шкуры стелили на пол, внутри разжигали костер.

А) чум +

Б) яранга

В) юрта

Г) изба

8 тур «Собери-пазлы»

Ведущий: Ребята, все мы знаем, чтобы жить в тундре, нужно быть сильным, выносливым, быстрым, внимательным, а главное уметь ориентироваться в местности. Предлагаю командам собрать пазлы из кусочков с изображением животных (одной команде -морж, другой-олень). Задача каждой команды-

как можно быстрее собрать единую картинку. (звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру»)

Ведущий: Сегодня вы были участниками увлекательной игры-викторины. Каждая команда работала дружно и слаженно. Давайте подведем итог. Посчитаем, сколько «еловых-шишек», «грибочков» заработала каждая команда. Победителем экологической игры-викторины «Знатоки природы» становится команда_______ (ведущий называет победившую команду). Команда победителей награждается грамотой, а также все участники викторины награждаются поощрительными вкусными призами.

Ведущий: Вы прошли все испытания и пусть у кого-то сегодня не получилось победить, но мы надеемся, что вам было интересно. Мы сегодня много вспомнили и размышляли о природе, и это только самая маленькая часть тех познаний, которыми вы совершенствуете. На сегодняшний день, у нас очень много не решенных вопросов, проблем, например-как сохранить, нашу природу в первозданном виде? Но более подробно, вы можете изучить и пополнить свой багаж знаний, о таком важном вопросе как природа, когда будите учиться в старших классах. И сегодняшнюю нашу встречу хочется закончить словами ненецкого поэта Леонида Лапцуя, он очень много писал о природе, и всей душою переживал, за хрупкую и нежную природу Ямала. (Показ слайда)

Послушайте, отрывок из стихотворения «Тундра»:

Вновь в груди моей властно

Бьёт горячий родник.

О, как тундра прекрасна

Каждый день, каждый миг!

Сколько прелести в лете!

Под ногами ковер –

Шелк травы и соцветий

И стеклярус озер.

Тундра в снежной купели

Нежит нас при луне.

Колыбельную пели

Ветры дикие мне,

И средь первых видений

Сквозь мороз и пургу

Было стадо оленей

На декабрьском снегу.

Потому-то так трудно

Жизнь представить свою

Без оленей и тундры –

Даже в светлом раю.

 

Список использованной Интернет ресурсы:

  1. https://yandex.ru/search/?text=брусника+это+кустарник+или+травянистое+растение&lr=144131&clid=2270455&win=234&src=suggest_B
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/11/08/viktorina-puteshestvie-v-tundru
  3. https://videouroki.net/razrabotki/intielliektual-naia-ighra-znakom-ties-tundra.html
  4. https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2018/10/22/igra-poslovitsy-i-pogovorki-o-mire-prirode
  5. https://znanio.ru/media/viktorina-lesnye-tajny-2786371
  6. https://kladraz.ru/raskazy-dlja-detei/raskaz-pro-moroshku-3-4-klas-okruzhayuschii-mir.html
  7. https://kladraz.ru/blogs/anastasija-nikolaevna/viktorina-o-prirode-4-klas-s-otvetami.htmlя
  8. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/143427
  9. https://infourok.ru/poznavatelno-igrovaya-programma-zov-tundry-4237765.html

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по экологическому воспитанию "Сохраним природу"

Данный классный час предназначен для учащихся среднего звена. Его основная цель - воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. ...

Экологическая игра "Мы природой дорожим".

  Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день.    Экологическая игра "Мы природой дорожим" предназначена для учащихся пятых классов и способствует повышению уровня...

Сценарий экологического конкурса «Причуды природы»

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и...

Концепция здоровьесберегающей технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества

В данной статье описан опыт экологического объединения "Ритмы природы" МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества Республики Бурятия по применению здоровьесберегающих технологий....

Экологическая игра " Живая природа"

Разработка внеклассной работы по биологии " Живая природа " предназначена для учащихся 5-6 классов.Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время экскурсий, походов орган...

Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"

Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии.     Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на ба...

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности"

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности", проведенное в МБОУ СОШ №21 г.Шахты на закрытии недели МО классных руководителей....