Сценарий экологического конкурса «Причуды природы»
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему
Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня мы посвящаем наш конкурс чудесам природы, которые отражаются в различных связях организмов между собой и окружающей средой.
Конкурсная программа:
- Приветствие
- «Эрудит»
- «Немое кино»
- Экологический кроссворд
- Конкурс капитанов
- «Сами с усами» представление творческих работ (домашнее задание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический конкурс «Причуды природы»
(сценарий)
В игре принимают участие школьники VI-VII классов. Ребята заранее выбирают капитанов команд, которые получают задания и организуют их выполнение. Необходимо выполнить следующие задания:
- Выбрать название команды, эмблему, подготовить приветствие;
- Подготовить творческую работу на экологическую тему (проект, кроссворд, головоломку, биологический лабиринт и т.д.)
В качестве ведущего обычно выступает ученик X или XI классов, но им может быть и учитель биологии.
Ведущий :
Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня мы посвящаем наш конкурс чудесам природы, которые отражаются в различных связях организмов между собой и окружающей средой.
На сцену приглашаются команды 6-х (7-х) классов. Они сегодня покажут свои знания, смекалку и изобретательность в следующих конкурсах:
- Приветствие
- «Эрудит»
- «Немое кино»
- Экологический кроссворд
- Конкурс капитанов
- «Сами с усами» представление творческих работ (домашнее задание)
Оценивать знания участников экологического конкурса будет компетентное жюри (представление жюри).
Итак, мы начинаем ! И первый конкурс ПРИВЕТСТВИЕ. Максимальная оценка – 3 балла.
На сцену приглашается команда «Симбионты»
Гриб: «Мы гифы гриба»
Водоросль: «А мы зеленые водоросли. Гриб дает нам воду и минеральные вещества, защищает от страшного внешнего мира»
Гриб: «А водоросли дают нам готовые органические вещества, ведь мы гетеротрофы и не можем создавать их сами».
(Хором) Друг без друга мы жить не можем. (Угадайте кто я?)
Девиз «Мы изучили тему сообща, и отвечать здесь будем не ропща»
На сцену приглашается команда «Хищники»
Волк: «Сейчас я тебя догоню и съем, должен же я что-то есть?!»
Заяц: «Обидно быть жертвой, но обычно он отлавливает самых слабых и больных, тех которые и без него скоро погибли бы».
Девиз «Всех порвем и покусаем, поражений мы не знаем»
Объявление итогов конкурса.
Ведущий :
Итак, команды представлены, и мы переходим ко второму конкурсу «ЭРУДИТ», который посвящен решению познавательных задач. Командам зачитываются задания, та команда, которая быстрее найдет ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание №1.
Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
Задание № 2
Английский ученый Джозеф Пристли (1733-1804) посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в1771. Так его описывал автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма…» Дайте объяснение этому факту.
Задание № 3
Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Задание № 4
Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
Задание № 5
В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Объясните данный факт.
Объявление итогов конкурса.
Ведущий :
А теперь мы переходим к конкурсу «НЕМОЕ КИНО». Командам демонстрируется видеофрагмент о питании растений (документальный сериал «Невидимая жизнь растений» ч.1, фильм 1; производство Великобритания, ВВС). Задача участников составить к нему текст. При оценивании текста учитывается грамотность и логичность изложения, применение и владение терминологией.
А пока участники думают, болельщики могут помочь своим командам и принести дополнительный балл, участвуя в экологическом конкурсе «Взойди на вершину пирамиды». На доске прикреплен лист ватмана, на котором разграничены фото пяти трофических уровней (звеньев пищевой цепи).
КОНСУМЕНТЫ |
сова куница |
уж большая еж синица | |
лягушка паук жужелица прыткая лягушка жужелица крестовик ящерица | |
бабочка дождевой мокрица слизень гусеница голубянка червь майский усач большой переливница клоп жук дубовый тополевая лесной | |
ПРОДУ-ЦЕНТЫ | зеленые плоды цветковые кора разлагающаяся зеленые опавшая плоды цветки листья и семена растения деревьев древесина листья листва и семена растений |
В игре участвуют 2 человека.
Правила:
- Задача – как можно быстрее подняться с первого трофического уровня на последний, побывав при этом на каждом трофическом уровне.
- Двигаться можно по полю во всех направлениях, но лишь от вида, который является пищей, к тому виду, который эту пищу поедает.
- Ходы делаются по очереди, за один ход – один «скачок».
- Та команда, которая сделала неверный ход, возвращается на исходную позицию и пропускает ход.
- Время на обдумывание хода 5 секунд.
- Побеждает та команда, которая первой поднимется на самый верхний трофический уровень.
За победу в этом конкурсе болельщик приносит команде 1 балл.
Через 5-7 минут представители команд зачитывают комментарий к видеофрагменту. Высший балл за конкурс – 5.
Ведущий :
Ну что ж, а теперь настало время проверить, как участники команд знают экологическую терминологию. И вам, ребята, предлагается решить кроссворд. (Командам выдаются одинаковые кроссворды). Ваша задача за 10 минут разгадать и найти в кроссворде 10 экологических понятий. Максимальная оценка – 5 баллов.
Вопросы:
- Взаимовыгодное сожительство организмов (7 букв). Симбиоз.
- Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой (8 букв). Экология.
- Организм, часто являющийся первым звеном в цепи питания (8 букв). Растение.
- Особь (живое существо) обладающее свойствами – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость (8 букв). Организм.
- Воздушная оболочка Земли (9 букв). Атмосфера.
- Группа особей одного вида, длительно обитающая на определенной территории, относительно обособленно от представителей этого же вида (9 букв). Популяция.
- Сообщество живых организмов (8 букв). Биоценоз.
- Организм, нападающий, убивающий и поедающий свою жертву (6 букв). Хищник.
- Процесс биосинтеза органических веществ на свету в листьях растений (10 букв). Фотосинтез.
- Организм, живущий за счет питательных веществ хозяина (7 букв). Паразит.
а | д | л | о | г | и | я | к | р | п |
э | к | о | в | о | ъ | з | м | а | ж |
п | о | п | у | р | ч | и | з | с | е |
с | и | ф | л | г | а | н | о | т | и |
х | м | х | я | б | и | о | н | е | н |
и | б | и | ц | а | т | ц | е | ь | ы |
щ | п | о | и | з | м | о | с | ф | е |
н | ю | з | я | ф | о | т | о | с | р |
и | п | а | р | а | й | з | е | и | а |
к | к | р | т | з | и | т | т | н | ц |
А чтобы болельщики не скучали, объявляется конкурс – назвать (по очереди) как можно больше организмов, обитающих в почве (воде, воздухе). Дополнительный балл принесет своей команде болельщик, который последним даст ответ.
Объявление итогов конкурса.
Ведущий :
А теперь пришло время КОНКУРСА КАПИТАНОВ. Капитанам демонстрируется видеофрагмент, в котором комментатор делает ошибку (документальный сериал ВВС «Великие события природы», фильм «Большая охота», фрагмент о комарах). Задача – обнаружить эту ошибку, дать пояснение. (2 балла)
Дополнительный балл – Привести примеры временных паразитов подобных комарам.
Объявление итогов конкурса.
Ведущий :
И заключительный конкурс «САМИ С УСАМИ». Ребята подготовили творческие работы по теме «Экологические факторы» и теперь представят их. Максимальный балл – 5.
Для болельщиков фотоконкурс – по фотографии определить тип питания организма, свой ответ обосновать (Дополнительный балл).
Объявление итогов конкурса, подведение итогов игры.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «1000 чудес природы». Перевод с английского. Русское издание подготовлено Издательским домом Ридерз Дайджест. – Испания, 2002.
- Акимушкин И.И. «Причуды природы» (кн. 1) – М.: Юный натуралист, 1992.
- Акимушкин И.И. «Причуды природы» (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992.
- Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997.
- Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
- Секреты природы. Перевод с английского. Copyright © 1999 ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест»
- Экологические игры в школьном курсе «Биология». Методические рекомендации для учителей-биологов – Самара: СИПКРО, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-166500-1355902521.jpg)
Сценарий экологического праздника "Мы друзья твои, природа!"
Развлекательное мероприятие для обучающихся 1-6 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-383552-1391783949.jpg)
Сценарий экологической игры для начальной школы "Наш дом - природа"
Игра по экологии для 3го класса. Основа - курс "Окружающий мир".Организует экологическое образование и воспитание в первую очередь учитель как носитель эколого-педагогической деятельности.Основные цел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-180139-1361111219.jpg)
Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»
Экологический фестиваль.Цель мероприятия: в Год охраны окружающей среды актуализация экологических проблем охраны о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-555255-1419352721.jpg)
Сценарий экологического мероприятия "Мы - друзья природы"
В связи с ухудшением экологической обстановки на планете в последнее время, большое значение имеет экологическое...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334608-1383652160.jpg)
Сценарий конкурса экологических агитбригад "С природой вместе навсегда"
Сценарий конкурса экологических агитбригад....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/06/picture-951309-1651800521.jpg)
Сценарий экологической сценки для школьников "Всё это называется Природа!"
Данная сценка может быть использована как в ходе классного часа, так и в конце учебного года на уроках природоведения в 5-х классах. Аудитория: 5 – 6 классы.Экологическая сценка «Всё это н...
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом»
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом» дя обучающихся ГПД в начальной коррекционной школе....