Внеурочное занятие "Герои нашего времени"
методическая разработка (9 класс)

Методическую разработку можно использовать для подготовки классного часа или внеурочного мероприятия ко дню Героев Отечества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_nashego_vremeni.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургский государственное бюджетное  учреждение здравоохранения Восстановительный Центр Детской ортопедии и травматологии «Огонек»

Методическая разработка внеурочного занятия

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Выполнила: И.Н. Стромилова,

воспитатель

                                             

 Санкт-Петербург

2022 год

Содержание


1.Введение……………………………………………………................3

2.Основная часть

    Постановка цели, определение темы мероприятия………………..4

    Жизненный путь М.М. Сомова...........................................................7

    Дрейф НЭС «Михаил Сомов»............................................................ 7

    Биография В.Ф Родченко.....................................................................7

    Выводы………………………………………………………………..8

3.Заключение...........................................................................................11

4. Литература…………………………………………………………...11

5.Приложения..........................................................................................12

2

Мы будем помнить ваши имена

И память завещать грядущим поколеньям.

Герои не уходят навсегда,

Им не грозит холодное забвенье.

Сыны России подрастают вновь

И Родине служить они готовы,

Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,

А утром озаряло землю снова.

ВВЕДЕНИЕ

     Жизнь общества ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима во все времена. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – самая благоприятная пора для привития чувства любви к родине, готовности к её защите.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать мужественных, инициативных, дисциплинированных, высоконравственных людей, сформировать чувство долга перед государством, Родиной и семьёй.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и формирования российской идентичности можно считать воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях российского народа.

Цель:

Целью данной разработки является формирование представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; формирование у молодого поколения позитивного восприятия современной России, поддержки патриотических настроений и чувства восхищения и гордости подвигами, совершенными её гражданами; показать учащимся , что место подвигу есть всегда и везде.

Задачи:

- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из жизни;

- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;

3

- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;

- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;

- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;

- формировать активную жизненную позицию;

- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

Оборудование:

толковый словарь;

интерактивная доска;

презентация;

Постановка цели, определение темы мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем, как назвать тему нашего занятия – давайте немного поиграем. У вас на партах лежат карточки со словами. Вам нужно составить из них предложения - это известные пословицы, и затем прочитать вслух то, что у вас получилось (обучающиеся составляют высказывания

Презрение к смерти рождает героев.

Лучше биться орлом, чем жить зайцем

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Герой никогда не умрет — он вечно в народе живет.

Герой за славой не гонится.

Пример героя зовет на подвиг.

Наш народ — герой, ходит на врага стеной.

(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)

4

Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о героях и героизме, но не только об этом. Тема нашего занятия: "Герои живут среди нас."

 Кто они? Герои Нашего Времени. Они живут среди нас и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах.

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуют данное понятие словари. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Вам сейчас раздадут карточки с выпиской из словарной статьи "Герой". (Прил. 1) Прочитайте, какие определения этого понятия дают словари (учащиеся читают вслух).

Ожегов

Герой - м. героиня ж.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

4. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

Даль

Герой - м. героиня ж.

1) витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин;

2) Герой повести, главное, первое лицо.

3) Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный.

4) Геройствовать, совершать геройские подвиги;

Ефремова

Герой

1) Тот, кто привлек к себе всеобщее внимание, вызывает общий интерес.

2) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

3) Воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени.

4) Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма.

Учитель: Внимательно послушайте задание:

Выберете одно значение, которое больше всего подойдет к слову «герой».

5

Ребята, я прошу вас внимательно выслушать ответ каждой группы, чтобы ответить на вопрос:

Какое слово объединяет все три значения? (Ребята высказывают свое мнение)

Учитель: Герой - это человек, совершающий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»? (мнение учащихся).

Учитель: А вот такое определение даётся в словаре: "Подвиг - самоотверженный героический поступок". "Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке" . Скажите, а кто-нибудь из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? (мнение учащихся).

Учитель: Давайте с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). (Обсуждение с подростками написанных на доске характеристик)

Учитель: Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)

Герой не тот, что грудь горою.

И голос – во! И руки – во!

Не громким голосом героя

Мы измеряем рост его.

Другой, глядишь, и скажет скупо,

И вид не тот, и ростом мал...

Но как высок его поступок!

Как звонок мужества металл!

И мы теряемся порою,

И нелегко бывает нам

Все подвиги и всех героев

Назвать стране по именам…

6

Учитель:  Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.

День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

Наш город,  Санкт-Петербург, город морской славы. Среди наших земляков много Героев России и Советского Союза. Это почетное звание присваивается за подвиги в военное и мирное время.

Жизненный путь М.М. Сомова

О героях мирного времени и будет сегодняшний рассказ.(презентация М.М.Сомов)

Учитель: Получается, чтобы стать героем, необязательно спасать кого-то.

А что для этого нужно делать?

А в вашем классе может тоже есть такие свои герои, которые добились успеха во имя школы, во имя семьи?

(ребята делятся своим мнением)

Дрейф «НЭС «Михаил Сомов»1985 год»

Учитель: Героический путь М.М. Сомова продолжили моряки одноименного судна. Об этом следующий рассказ (презентация «Дрейф НЭС «Михаил Сомов» 1985 год»)

Биография В.Ф. Родченко

Учитель: Почетным званием Герой Советского Союза был награжден капитан легендарного корабля Валентин Филиппович Родченко.

Валентин Филиппович Родченко родился 12 мая 1939 года в г. Ворошиловград Украинской ССР (ныне Луганск). В 1961 году окончил Херсонское мореходное училище Министерства морского флота.

Работал на судах Дальневосточного морского пароходства, в частности, помощником капитана и старшим помощником капитана на судах «Каменец-Подольск», «Владивосток», «Москва», в том числе, доставлял грузы в Арктику и воюющий Северный Вьетнам. Ходил на научно-исследовательских судах.

7

С 1973 года — старший помощник капитана, дублёр капитана, капитан ледокольно-транспортного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

 Сразу после дрейфа 1985 года его здоровье обследовали врачи Военно-медицинской академии и рекомендовали не ходить в арктические и антарктические рейсы не менее трех лет, чтобы забылось пережитое. В этот период В. Ф. Родченко работал на судах Арктическо-Антарктического

института в тропических и экваториальных районах по изучению Мирового океана и взаимодействия океана и атмосферы. «Хоть погрелся, — смеется Валентин Филиппович. — Не было бы счастья, да несчастье помогло». 

А через три года, еще раз обследовав здоровье, его вернули на «Сомов». После выхода на пенсию, Валентин Филиппович поселился в родительском доме в станице Луганской. Еще несколько лет назад он и в страшном сне не мог представить, что в эти края придет война. Но она пришла. Станица, в которой жил Родченко, оказалась в зоне боевых действий. Его дом, как и многие другие дома по соседству, был разрушен, а имущество растащили мародеры. 
Оставаться на родном пепелище уже не было смысла. Тем более что в любой момент в станице могли появиться боевики «Правого сектора», для которых звание Героя Советского Союза — уже преступление. Вряд ли они стали бы разбираться, за какие заслуги Валентину Филипповичу оно было присвоено. Так что пришлось Родченко перебираться на свою вторую Родину — в Санкт-Петербург, ведь с нашим городом — а именно с Научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики — был связан не один десяток лет его жизни. Недавно Валентину Федоровичу исполнилось 83 года.

Выводы:

Учитель: Есть подвиг, как вспышка, как яркий факел, но есть и другой подвиг, внешне не броский, повседневный. И длится он не секунды, минуты, а недели, месяцы, годы. И проявляется в самоотверженном труде, требующем от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, нередко сопряжённого с опасностью, риском. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми.

Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне.
 А поступить честно – это просто всегда? А уличить человека во лжи – это просто, если это ваш друг? А если кто-то ворует, а ты стоишь и молчишь, не желая выдать одноклассника? А знаете ли вы что человек, который был рядом, когда совершали преступление и смолчавший – является участником

8

преступления? А обстановка трусливого молчания развязывает руки клеветнику и хулигану.
 А смелость и критика создаёт невыносимую обстановку для подлости. А трусливое молчание – соучастие подлости. Но надо быть мужественными, чтобы признать свою ошибку или остановить негодяя! А подвиги возможны и в быту и в семье и во всех будничных делах!  

Получается, конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Выберите черты характера, которыми должен обладать герой.

 (На доске представлен список качеств характера. Учитель обсуждает его с подростками)

Качества:

Принципиальность

Дисциплинированность

Ложь

Честность

Самопожертвование

Смелость

Жалость

Ответственность

Доброта

Сила воли

Совестливость

Безрассудство

Страх

Корысть

Милосердие

9

Храбрость

Трусость

Бескорыстие

Мужество

Хвастливость

Агрессивность

Учитель: Что такое характер?

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Учитель: Что влияет на формирование характера?

(Ученики высказывают свои предположения)

Учитель: Самовоспитание это очень важно!

Некоторые думают, что стать храбрым очень легко. Груби старшим, говори дерзости, имей самоуверенный вид, ввязывайся в драки и о тебе пойдёт молва как о храбром парне. Но это мнимая, ложная храбрость. Это не храбрость, а завоевание дешёвого авторитета перед одноклассниками. От неё очень далеко до настоящей смелости и мужества.

Вокруг нас сколько угодно возможностей для воспитания смелости, решительности, настойчивости на нужных и полезных делах. Видите, обижают человека – защитите его. Это и будет воспитанием вашей смелости. Учиться выполнять все, даже скучные и неприятные обязанности, подчинять общим интересам своё «хочу» и «не хочу» - вот первые ступеньки воспитания воли без которой почти невозможен путь к подвигу. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитанию в себе сильного характера.
Жизнь продолжается, а подвиг вечен. И он может быть совершен даже тогда, когда вокруг тишина, и мирно сияет яркое солнце. Ведь не зря сказано, что в жизни всегда есть место подвигу.

Так пусть никогда в мире не будет войны, но всегда будет место подвигу.

Мы надеемся, что каждый из нас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих. И каждый из нас совершит какой – то подвиг в своей жизни!

10

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

 Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!

Заключение

 Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Литература

1.Конституция Российской Федерации. – М.Проспект, 2006.

2.Адлер, А. Постижение человеческой природы– М. Знание, 1985.

3.Воловик, А.Ф. Педагогика досуга -М. Флинта, 1998.

4.  Мухина В.С. Детская психология  – М.:Просвещение, 1985.

5  Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое – СПБ.ВЕИП, 1999.

6. Публикации ЦГАИПД СПб Имя на борту: МИХАИЛ СОМОВ 

7.  И. А. Мизин «Михаил Сомов» и «Академик  Федоров»: корабли и люди»

8.Интернет ресурсы

11

Приложения

1.Пословицы и поговорки о героях

Презрение к смерти                                рождает героев.

Лучше биться орлом,                           чем жить зайцем.

Кто храбр да стоек,                        тот десятерых стоит.

Либо грудь в крестах,                   либо голова в кустах.

Герой никогда не умрет         он вечно в народе живет.

Герой за славой                                              не гонится.

Пример героя                                          зовет на подвиг.

Наш народ — герой,                   ходит на врага стеной.

12

2. Цитаты из словарей

 

Ожегов

Герой - м. героиня ж.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

4. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

Даль

Герой - м. героиня ж.

1) витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин;

2) Герой повести, главное, первое лицо.

3) Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный.

4) Геройствовать, совершать геройские подвиги;

Ефремова

Герой

1) Тот, кто привлек к себе всеобщее внимание, вызывает общий интерес.

2) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

3) Воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени.

4) Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма.

13

3. Стихотворение о герое

Герой не тот, что грудь горою.

И голос – во! И руки – во!

Не громким голосом героя

Мы измеряем рост его.

Другой, глядишь, и скажет скупо,

И вид не тот, и ростом мал...

Но как высок его поступок!

Как звонок мужества металл!

И мы теряемся порою,

И нелегко бывает нам

Все подвиги и всех героев

Назвать стране по именам…

14

4.Качества героя

Принципиальность

Дисциплинированность

Ложь

Честность

Самопожертвование

Смелость

Жалость

Ответственность

Доброта

Сила воли

Совестливость

Безрассудство

Страх

Корысть

Милосердие

Храбрость

Трусость

Бескорыстие

Мужество

Хвастливость

Агрессивность

15

5. Текст к презентации М.М. Сомов

Слайд 1. Михаил Михайлович Сомов — известный советский учёный-океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук, Герой Советского Союза. (фото)

Слайд 2. Родился 7 апреля 1908 года в Москве. Михаил Сомов родился в Москве в 1908 г., но его научная деятельность неразрывно связана с Ленинградом. В 1938 г. он участвовал в арктической экспедиции, изучал дрейф льдов и занимался составлением ледовых прогнозов. В 1939 г. Сомов переехал в Ленинград, где работал в ААНИИ.(Институт Арктики и Антарктики)

Слайд 3.Во время Великой Отечественной войны Сомов прокладывал во льдах маршруты для наших судов. В составе Беломорской флотилии принимал участие в ледовых операциях, позже в составе Главсевморпути помогал в проводке судов в Арктике

Слайд 4. Пять послевоенных лет Сомов отдал высокоширотным экспедициям. За эти годы ему удалось изучить дно Северного Ледовитого океана и сделать важнейшие географические открытия. Вместе с коллективом исследователей он открыл мощный подводный хребет, названный именем Ломоносова.

В 1950–1951 годах Михаил Сомов руководил полярной станцией «Северный полюс-2», располагавшейся на дрейфующих льдах. Это была вторая после легендарной папанинской (1937) долговременная дрейфующая станция.

Слайд 5. В1955–57 годах Сомов возглавил первую Советскую Антарктическую экспедицию, основал три научных станции, включая «Мирный» и «Пионерскую». В 1962–1964 годах был начальником 8-й и 9-й Антарктических экспедиций.

Слайд 6. Скончался Сомов в 1973 году в Ленинграде. Надгробие на его могиле выполнено из камней, привезённых из Антарктиды.

Слайд 7. Выдающиеся заслуги М.М. Сомова в области изучения Арктики и Антарктики отмечены присуждением ему медали "Вега" Шведским королевским обществом антропологии и географии и золотой медали Британским географическим обществом.

М.М. Сомов был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, орденом Красной звезды, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией" и знаком "Почетный Полярник".

16

На стене "дома полярников", где жил М.М. Сомов установлена мемориальная доска из серого гранита.

Слайд 8. Именем М.М. Сомова названы:

  Ледник Сомова, расположенный в горном массиве Вольтат на Земле Королевы Мод, к югу от станции Новолазаревская.

  Море Сомова, окраинное море Тихоокеанского сектора Южного океана между морями Росса и Дюмон Д' Юрвиля.. На берегу моря Сомова находится российская научная антарктическая станция Ленинградская.

   Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".

6. Текст к презентации «Дрейф НЭС «Михаил Сомов» 1985 год»

Слайд 2. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» было построено в Херсоне в 1975 году. Название ему дали в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973). При мощности двигателя 8200 лошадиных сил и толщине ледового корпуса 44 мм дизель-электроход мог преодолевать метровый лед. Водоизмещение 16 000 т, экипаж и экспедиция — до 180 человек. 8 июля 1975 года на нем в торжественной обстановке был поднят Флаг СССР. В сентябре того же года дизель-электроход прибыл в Ленинград, где его передали судовладельцу — НИИ Арктики и Антарктики. В порту приписки «Михаилу Сомову» приходилось бывать нечасто. Место его работы — полярные воды. В 1977 году на судне прошло дооборудование на Херсонском судостроительном заводе: достроили вертолетную площадку для Ми-8, провели модернизацию лабораторий. «Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной советской и российской антарктических экспедициях. 

Слайд 3. Десятилетие спустя, весной 1985 года, с большим отставанием от графика, научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» с новым составом зимовщиков, топливом и продуктами шло в район советской антарктической станции «Русская». Но внезапно, 15 марта, скорость ветра достигала 50 метров в секунду и начался шторм. Корабль быстро оказался зажат в море Росса тяжёлыми льдами, толщиной до четырёх метров, винт и руль заклинило, а корпус оказался на подушке из застывшей ледяной каши. Пришлось вынуждено ложиться в дрейф в восьмистах километров до чистой воды.

Слайд 4. С помощью спутников и ледовой авиаразведки в Москве

17

проанализировали ситуацию и поняли, что в сложившихся условиях

самостоятельно дизель-электроход в ближайшие полгода из ледового дрейфа не освободится. Над судном реально нависла угроза быль раздавленным льдами и утонуть, как в своё время произошло с пароходом «Челюскин». А людям придётся сходить на лёд и ждать спасения. С помощью спутников и ледовой авиаразведки в Москве проанализировали ситуацию и поняли, что в сложившихся условиях самостоятельно дизель-электроход в ближайшие полгода из ледового дрейфа не освободится. Над судном реально нависла угроза быль раздавленным льдами и утонуть, как в своё время произошло с пароходом «Челюскин». А людям придётся сходить на лёд и ждать спасения.

Слайд 5.Фото сделано с вертолета. Сомов ложится в дрейф

Слайд 6. С помощью спутников и ледовой авиаразведки в Москве проанализировали ситуацию и поняли, что в сложившихся условиях самостоятельно дизель-электроход в ближайшие полгода из ледового дрейфа не освободится. Над судном реально нависла угроза быль раздавленным льдами и утонуть, как в своё время произошло с пароходом «Челюскин». А людям придётся сходить на лёд и ждать спасения.

Слайд 7. Скрывать происходящее стало уже бессмысленно, о ситуации узнали в правительстве. И теперь уже весь мир с замиранием сердца следил за ледовым дрейфом. 10 июня из владивостокского порта на помощь терпящим бедствие отправили ледокол «Владивосток» под командованием опытного ледового капитана Геннадия Антохина.

Слайд 8. Но дорога к морю Росса дальняя и трудная! Особенно для ледокола, который конструктивно не приспособлен пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые штормовые широты. Тем не менее, «Владивосток» во главе с капитаном Геннадием Анохиным дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.

Слайд 9. А в это время «Михаил Сомов» дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов и окончательно лишился подвижности, в условиях ограниченной видимости южнополярной ночи при температуре воздуха до минус 45 градусов.

Капитан В. Ф. Родченко мобилизовал все ресурсы для жизнеобеспечения судна, вёл наблюдение за массивными подвижками льдов и торосов.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля

18

поднялись торосы верхушками достигавш верхней палубы, стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту.

Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева служебных помещений, балластных танков.  И баню устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до двух с половиной тонн горючего.

Слайд 10.Фото ледокола «Владивосток» и НЭС «Павел Корчагин»

Слайд 11. А в это время «Михаил Сомов» дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов и окончательно лишился подвижности, в условиях ограниченной видимости южнополярной ночи при температуре воздуха до минус 45 градусов.

Капитан В. Ф. Родченко мобилизовал все ресурсы для жизнеобеспечения судна, вёл наблюдение за массивными подвижками льдов и торосов.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы верхушками достигавш верхней палубы, стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту.

Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева служебных помещений, балластных танков.  И баню устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до двух с половиной тонн горючего.

Слайд 12.Фото. В снегах Антарктиды

Слайд 13. Около двух недель «Владивосток» пробивался к «Михаилу Сомову».С 19 июля начались полеты вертолетов, как с целью авиаразведки, так и к «Сомову» (для доставки врачей, медикаментов, теплых вещей). За время прохода к дрейфующему судну ледокол находился в движении 170,1 часов, пройдя во льдах 979 миль со средней скоростью 5,8 узла. На завершающем этапе похода участникам спасательной экспедиции сопутствовала удача – с воздуха были обнаружены несколько трещин в 6-метровых льдах, окружавших «Сомов». Одна из них вывела ледокол прямо к терпящему бедствие судну. Долгожданная встреча произошла 26 июля 1985 г. в 18.00.

Слайд 14. Около двух недель «Владивосток» пробивался к «Михаилу Сомову».С 19 июля начались полеты вертолетов, как с целью авиаразведки, так и к «Сомову» (для доставки врачей, медикаментов, теплых вещей). За время прохода к дрейфующему судну ледокол находился в движении 170,1

19

 часов, пройдя во льдах 979 миль со средней скоростью 5,8 узла. Назавершающем этапе похода участникам спасательной экспедиции сопутствовала удача – с воздуха были обнаружены несколько трещин в 6-метровых льдах, окружавших «Сомов». Одна из них вывела ледокол прямо к терпящему бедствие судну. Долгожданная встреча произошла 26 июля 1985 г. в 18.00.

Слайд 15.«Сомов» был в ледовом плену ещё дважды: в 1977 году возле станции Ленинградская и в 1991 – у станции Молодёжная. Это были не менее героические моменты обычной работы зимовщиков, моряков и лётчиков полярной авиации. Михаил Михайлович Сомов мог бы гордиться славной историей судна, носящего его имя.

Слайд 16.Памятные марки, выпущенные в честь подвига моряков

Слайд 17. Памятная медаль, ее вручали всем героям-участникам дрейфа и спасательной экспедиции.

Слайд 18, 19. Фото корабля

Слайд 20. «Сомов» был в ледовом плену ещё дважды: в 1977 году возле станции Ленинградская и в 1991 – у станции Молодёжная. Это были не менее героические моменты обычной работы зимовщиков, моряков и лётчиков полярной авиации. Михаил Михайлович Сомов мог бы гордиться славной историей судна, носящего его имя.

Слайд 21. Здание института Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...