Технологии патриотического воспитания в современной школе
статья (9 класс)
В статье рассматриваются современные технологии по формированию ценностей гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_patrioticheskogo_vospitaniya_v_sovremennoy_shkole.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии патриотического воспитания в современной школе.
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек»
Выполнила: воспитатель И.Н. Стромилова
Детство и юность – самая лучшая пора для привития благородного чувства – любви к Родине. Поэтому патриотическое воспитание – одна из главных задач современной школы. Патриотическое воспитание понимается как системное формирование у школьников любви к своей Родине, готовности к ее защите, патриотического мироощущения и чувства преданности своей стране, готовности к исполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своего Отечества.
Каждый тип образовательного учреждения имеет свою концепцию и программу воспитания с учетом многих факторов. При выборе технологий воспитания необходимо ориентироваться на цели и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением.
Для повышения качества деятельности участникам воспитательного процесса необходимы глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Использование научно- обоснованных педагогических технологий, большинство которых предполагает применение технических средств обучения, позволяет наполнить процесс воспитания конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Под технологией воспитания мы понимаем систему разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют гарантировать результат и качество. В образовательном процессе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Функционирование воспитательной технологии подразумевает несколько этапов воспитания:
- ориентировки (формирование представлений о воспитательных целях);
- исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности);
- контроля и корректировки
Отдельной задачей формирования воспитательной технологии является отбор и выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности , личностные особенности педагога и его педагогический опыт.
К используемым в нашем учреждении технологиям воспитания патриотизма применяется комплексный подход и выполнение следующих требований:
- технологии воздействуют на подростков по трем направлениям : сознание, чувства и поведение;
- положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания и самовоспитания личности;
- единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов. Прежде всего – средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, коллективов;
При этом используется системный подход к действующей в воспитании совокупности внешних и внутренних факторов и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся образ жизни подростков, условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, уровень развития и условия жизни коллектива.
Технологическая цепочка педагогических действий, коммуникаций выстраивается в соответствии с установкой выработки у подростка устойчивого патриотического мироощущения.
Опираясь на существующие классификации в научной литературе, можно выделить следующие воспитательные технологии:
- коллективное творческое дело;
- шоу-технологии (конкурсы, игры);
- групповая проблемная работа (дискуссии, обсуждение ситуаций);
- технология рефлексивного самовоспитания;
- технология формирования ценностных ориентаций;
- технология ситуационного классного часа.
Для реализации задач патриотического воспитания с успехом используются информационные образовательные технологии, которые позволяют:
- организовать самостоятельную познавательную работу учащихся в ходе воспитательного процесса;
- сделать воспитательную работу более эффективной, вовлекая внимание подростка в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым смысловым инструментарием;
- построить открытую систему воспитания, где каждому ученику будет обеспечен самостоятельный путь воспитания;
Основная ценность информационно-коммуникационных технологий состоит в том, что они позволяют создать интерактивную среду, в которой возможности педагога и ученика практически не ограниченны. Они позволяют не только обеспечить ученика большим количеством понятий, но так же развить его творческие способности, интеллектуальные способности, умение получать новые знания, работать с различными источниками информации и визуализировать цели исследований.
К примерам обоснованного внедрения ИК технологий в процесс формирования гражданина, патриота своей страны, можно отнести использование контента виртуальных и интерактивных экскурсий.
Виртуальные музеи представляют собой сайты с информацией о музее, его тематике, географическом положении и времени работы. А также виртуальные экспозиции, которые объединены в виртуальные экскурсии. В настоящее время качество и количество представленного материала непрерывно растет. Многие музеи проводят онлайн – экскурсии.
Виртуальная экскурсия включает те же этапы, что и обычная экскурсия: начинается с вводного слова, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, предлагает маршрутные листы, где указан порядок прохождения экспозиции, знакомит со способами навигации по сайту. Навигационные инструменты позволяют приблизить каждый стенд, документ, фотографию, ознакомиться со старинными документами и материалами из хранилищ музея.
Важную роль в активизации деятельности учеников во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Подростки не только знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются поиском необходимой информации для выполнения поставленных задач. Перед экскурсией ученикам предлагается творческое задание. Во время экскурсии ребята делают записи в тетради, копируют материалы с сайта, делают пометки.
Завершается экскурсия беседой, в которой педагог совместно с учениками подводит итоги: систематизирует увиденное и услышанное, выделяет существенное, спрашивает о впечатлениях. Можно предложить ученикам творческое задание: подготовить доклад, написать эссе или отзыв на сайт музея.
Применение виртуальных экскурсий в рамках внеурочных занятий или мероприятий, посвященных конкретным историческим датам, очень эффективно в плане пробуждения у современных школьников интереса к истории своей Родины и формирования патриотического мировосприятия.
В заключении необходимо отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит от наших возможностей, а самое главное, от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны. «Моя любовь к России, - писал А.И. Герцен, - вовсе не животное чувство привычки, вовсе не природный инстинкт, из которого сделали добродетель патриотизма. Я люблю Россию потому, что знаю ее, люблю сознательно, с рассудком.»
Список литературы:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989
- Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000
- Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.- Молодой ученый.-2012, №5
- Караковский В.А Патриотическое воспитание в школе. – М.,2004
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://virtual-museum.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"
Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...
Конференция учащихся школы на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в современной России"
материалы клуба "Подросток и Закон"...
Статья: "Значение патриотического воспитания в современном обществе".
Статья о сущности, значении, реализации, методах, критериях патриотического воспитания обучающихся. Необходимость для молодого поколения и важность данного процесса для современного общества....
Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе
Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личн...
Технологии патриотического воспитания в школе.
О.А. СергееваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школаЗаместитель директора по воспитательной работе МБОУ Пречистенская СШ Технологии патриотического...
Значимость патриотического воспитания в современной школе
Патриотическое воспитание молодежи - одна из приоритетных задач современной школы....