Максим Горький и его творчество
учебно-методический материал
Данное мероприятие разработано для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Максима Горького, может быть применена в ходе проведения урока внеклассного чтения произведений М.Горького и тематического классного часа.
Цели и задачи:
- расширить представление учеников о личности писателя;
- способствовать выявлению у обучающихся оценочного, личностного отношения к прочитанному;
- развивать умение формулировать своё отношение к прочитанному;
- воспитывать моральные ценности: чувство долга, добра, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, сопереживания, толерантности.
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya_m._gorkiy.docx | 28.74 КБ |
m.a.gorkiy_ou_7.ppsx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Номинация: Внеурочное мероприятие
«Максим горький и его творчество»
Никифорова Эльза Аркадьевна
библиотекарь МБОУ «СОШ № 7»
Мироново
2017г
Аннотация
Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный общественный деятель. Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.
Данное мероприятие разработано для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Максима Горького, может быть применена в ходе проведения урока внеклассного чтения произведений М.Горького и тематического классного часа.
Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы.
Цели и задачи:
- расширить представление учеников о личности писателя;
- способствовать выявлению у обучающихся оценочного, личностного отношения к прочитанному;
- развивать умение формулировать своё отношение к прочитанному;
- воспитывать моральные ценности: чувство долга, добра, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, сопереживания, толерантности.
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Предварительная подготовка: раздать обучающимся произведение писателя, для прочтения и дальнейшего обсуждения. Отдельные ученики могут подготовить доклады на темы: «Биография М. Горького», «Памятники А. М. Горькому», «Факты из жизни Горького», «Песня о Буревестнике».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Указ Президента Российской Федерации "О праздновании 150 - летия со дня рождения Максима Горького» от 13.07.2015г.
И наше сегодняшнее мероприятие, посвящено жизни и творчеству этого писателя.
Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и трагическом детстве. Он сам организовывал для нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость, питали его творчество. Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.
Необычайна жизненная и творческая судьба Максима Горького.
Ученик: Биография М. Горького. (СЛАЙД 3)
Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом.
Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.
Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.
В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.
К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал. (СЛАЙЛ 4, 5)
В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.
На родине Горький продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.
Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки.
Учитель: Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы — хотя произведений, написанных для детей, у него не так много. Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие. Главные отличительные черты этих произведений — умение писателя занимательно и просто говорить с детьми о важном, знание их интересов и языка.
Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям, которых ему — всех! — хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.
Обсуждение прочитанных книг.
Учитель: Одним из известных литературных произведений Максима Горького является «песня о Буревестнике».
Ученик: «Песня о Буревестнике» была написана в Нижнем Новгороде после возвращения М. Горького 12 марта 1901 года из поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в 1901 в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение после запрета цензурой всего рассказа. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих, и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов, «…в сердце у меня горят зори весенние, и дышу я во всю грудь», — писал он весной 1901 Л. Андрееву. «Песня» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Первоначально она не задумывалась как самостоятельное произведение, а входила в сатирический рассказ «Весенние мелодии», где разные слои общества изображались в виде птиц. Представитель молодого поколения — Чиж (видимо, студент) — поет крайне возбуждающую песнь «О Буревестнике». Цензура запретила печатать рассказ полностью, но песню чижика непредусмотрительно разрешила (целиком «Весенние мелодии» были напечатаны нелегально на гектографе нижегородскими радикалами). Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!». В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы его вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал закрыли.
Просмотр мультипликационного фильма «Песня о Буревеснике» (СЛАЙД 6)
Учитель: Не только в произведениях живет память о Максиме Горьком, В 2013 году имя Горького носят 2110 улиц, проспектов и переулков в России, а ещё 395 различных наименований носят имя Максима Горького (это и водохранилище, и лице и театры, и многое другое). Память о Максиме Горьком так же увековечена в памятниках.
Ученики рассказывают о памятниках А.М. Горькому. (СЛАЙД 7)
Учитель: Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.
М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.
Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
В его жизни встречаются интересные факты.(Слайд 8)
Доклад ученика, об интересных фактах из жизни М.Горького
Учитель: Вы так многое узнали о жизни и творчестве писателя. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
1.Назовите годы жизни писателя.
2. ФИО писателя.
3.Как звали отца писателя?
5. В чьём доме провёл детство Алёша Пешков?
6.Когда Пешков впервые выступил в печати?
7.Когда написана «Песня о Буревестнике»?
8.Когда Горького избрали в почётные академики Императорской Академии наук?
9.Какие вы знаете пьесы М. Горького?
10.Когда Горький умер?
11. Где расположен музей М. Горького?
Ну а теперь поиграем немного. «Закончи фразу и назови произведение»
- Спокойно, точно псалтирь, читая, дед говорил: «Донос – не оправданье! Доносчику…_______________(первый кнут)» (Повесть «Детство»)
- «Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня – не место тебе, а …___________(иди-ка ты в люди)» (Повесть «Детство»)
- «Что ему грехи, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда…________(есть место подвигам)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)
- «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и …_______(умер)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)
Учитель: И в заключение Максим Горький сказал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я поминутно спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, изо всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
Писатель «свинцовыми мерзостями» называл бессмысленную злобу людей, зависть к добру, желание навредить другому, сделать его жизнь несчастной. Горький убеждённо говорит: «Не только тем изумительна наша жизнь, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Давайте будем, любить ценить и помнить друг друга. (Слайд 9, 10)
Использованные ресурсы сети Интернет:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1848895
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://skazkibasni.com/goryashhee-serdce
http://skazkibasni.com/skazki-maksima-gorkogo
http://comerartadvisory.com/pamyatnik-gorkomu-v-yalte.html
https://yandex.ru/images/search
https://yandex.ru/images/search
https://anashina.com/pamyatnik-maksimu-gorkomu-v-moskve/
http://peterburg.center/maps/pamyatnik-maksimu-gorkomu-v-sankt-peterburge.html
https://yandex.ru/images/search
https://yandex.ru/images/search
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Максим Горький (1868 – 1936) – знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы.
Биография
Детские произведения Воробьишко Про Иванушку дурачка Горящее сердце Жил был самовар Утро Случай с Евсейкой
Произведения М.Горького
Мультфильм по мотивам произведения М. Горького «Песня о Буревестнике»
Памятники А.М.Горькому Памятник Краснодар Ялта Нижний - Новгород Ростов на Дону Крым Москва Санкт-Петербург
Факты из жизни М.Горького
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Максим Горький
Знакомство с биографией...
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"...
Максим Горький на Кубани
«Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычайной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратится в славу...
Максим Горький
Презентация к уроку литературы в 11 классе....
Презентация по литературе "Максим Горький в жизни и творчестве"
В данной презентации рассказывается о жизни и творчестве одного из выдающихся писателей XX века - Максиме Горьком. Материал содержит большое количество информации о жизни писателя и его судьбе, а такж...
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке урока по литературе в старших к...
Максим Горький. Пьеса "На дне" Что лучше - святая ложь или горькая правда?
Проект урока по литературе с использованием дискуссионной технологииЧто лучше - святая ложь или горькая правда?Урок литературы в 11-м классе. Максим Горький. Пьеса "На дне...