Максим Горький на Кубани
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
«Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычайной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратится в славу мировую. Её называли сказкой – эту чудо-славу. И она была сказкой, потому что молнии её доносили удивительный зов писателя- сделать жизнь прекрасной», - так писал о М. Горьком известный писатель, его современник, Константин Федин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksim_gorkiy_11_klass.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Максим Горький на Кубани
Учитель русского языка и литературы
Филь Валентина Николаевна. МБОУ СОШ № 14
посёлка Советского Тимашевского района Краснодарского края
Ход урока:
- Слово учителя.
«Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычайной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратится в славу мировую. Её называли сказкой – эту чудо-славу. И она была сказкой, потому что молнии её доносили удивительный зов писателя- сделать жизнь прекрасной», - так писал о М. Горьком известный писатель, е5го современник, Константин Федин.
Мы, кубанцы, гордимся тем, что крыло этой славы коснулось и нашей земли. Мы вправе сказать о писателе : «Наш Горький». Великий писатель посетил наш край четырежды .
- Сообщение учеников (у карты Краснодарского края, где флажками обозначены маршруты хождений А.М.Горького по Кубани) .
1) . 1891 год . Маршрут : Новороссийск , Анапа , станица Ханская , Геленджик, Туапсе , Екатеринодар , Майкоп , северные районы .
В апреле 1891 года «цеховой малярного цеха» Алексей Пешков после мучительных поисков своего пути, разочаровавшись в деятельности народнических кружков, отвлечённых представлениях о жизни, ушёл из Нижнего Новгорода в своё второе странствие по дорогам России… В августе 1891 года он начал свой путь по Кубани: районы Анапы, Новороссийска, Геленджика, Майкоп, Армавир, станицы: Ханская, Лабинская, долины рек Кубани, Белой, Лабы. Работал на строительстве железной дороги Беслан – Петровск, ходил на Алагир, в Черноморье. В ноябре 1891 года пришёл в Тифлис. Отсюда летом следующего года вновь ходил в Черноморье и в предгорные станицы Кубани.
С детства привычный к любой работе, А.М.Пешков нанимался на молотьбу хлебов, уборку кукурузы, кашеварил, сторожевал, копал землю. На несколько месяцев перед Пешковым пронеслась такая жизнь, наполненная мечтаниями и страданиями, такая буря новых драматических острых и разнообразных впечатлений, что сама эта дорога, в сущности, формировала писателя Максима Горького. Впечатлений двухлетних странствий хватило на долгую творческую жизнь .
В сознании горьковских героев Кубань, Черноморье, Юг – особое место, где не только можно спастись от голода, но и начать новую жизнь на благодатной ласковой земле. «Идём из России в Кубань», - объясняют встречному мужику босяки из рассказа «В степи».
«Максим! Айда на Кубань!!» - призывает Коновалов. На Кубань собирается Кузька-Косяк ( «Тоска» ). О возможности новой жизни на Кубани размышляет Силон Петров ( «На плотах»).
Кубань встречала их по-разному. Казаки не отказывали в куске хлеба, делились табаком, за стол сажали и чарку водки наливали, и пускали в дом на ночлег, и даже кумовались с пришлыми. Но в целом отношение к «щляющему» народу было настороженным, и в голодный год повсюду усилилось. Хищнические законы эксплуатации царили повсюду, и плата за труд в кубанских хуторах и станицах стала такой же «голодной». Горький испытал на себе то, что чувствовали и о чём думали его герои.
В Майкопе «проходящий» Пешков был задержан в день поминок по убитым и несколько дней провёл в тюрьме. В ответ на вопрос жандармского офицера, зачем он ходит, ясно и смело ответил: «Хочу знать Россию».
С большим интересом всматривался великий писатель в приметы кубанской земли. Под впечатлением первого пребывания на Кубани Горьким были написаны рассказы : « Дед Архип и Лёнька» , « Женщина» , « Два босяка» и другие .
( По ходу сообщений учащиеся интерпретируют рассказы , написанные в тот или иной период – проверка домашнего индивидуального задания . Остальные учащиеся после прослушивания интерпретаций выполняют самостоятельно задания учителя ) .
Примерный план
- Первые впечатления , мысли , чувства, Что особенно тронуло ? Какие вопросы возникали при чтении ?
- Если известна история этого произведения , можно в кратце рассказать .
- Художественный мир рассказа : художественное пространство , система художественных образов .
- Средства раскрытия характеров главных героев . Их роль в произведении . Автор , рассказчик ( если есть) и персонажи.
- Сюжет и композиция .
- Художественная функция пейзажа.
- Основные проблемы. Идейное звучание.
- Авторская позиция и какими средствами она выражается.
- Ваше отношение к позиции автора.
2. Интерпретация рассказа « Два босяка»
Ответ на вопрос : «Установите близость главного героя Михаила Маслова с образом автора.»
( Учащиеся отмечают поэтическое восприятие мира и стремление осмыслить действительность, найти ответы на вопросы жизни, обрести себя в активном сопротивлении злу . )
3. Интерпретация рассказа « Дед Архип и Лёнька»
Ответ на вопрос : « В чем заключается трагизм судьбы героев рассказа?»
( Учащиеся отмечают внутренний спор деда с внуком. В неокрепшей , не зачерствевшей от грубости жизни душе мальчика жалкий дед в определённых ситуациях становится существом ненавистным . Противоречие достигает драматической кульминации , когда Лёнька узнаёт о воровстве деда. Для Архипа украденный платок – добыча , для Лёньки – такая душевная драма , которая рушит его связь с миром , с жизнью . )
2. 1892 год. Маршрут : из Тифлиса в Новороссийск .
Вторично М. Горький побывал на Кубани в 1892 году . Он вышел из Тифлиса , добрался до моря и побережьем направился в сторону Новороссийска .В течение лета он прошёл Черноморье от Сухуми до Геленджика , подрабатывал в артелях , строивших шоссейную дорогу Сухуми – Новороссийск . Он работал также на сооружении шоссейной дороги Геленджик – Пшада . В это же время он пересёк Кавказский хребет и побывал в предгорных станицах . Отправляясь во второе странствие , Горький , как всегда, не взял с собой ничего , кроме котомки . Он шёл берегом моря , и снова вместе со спутниками . На этот раз спутники попадались большей частью ему интересные , волновавшие его воображение . вместе сними он работал , любовался природой и шёл вдоль берега моря . Природа действительно в этих местах была такой яркой и красочной , что казалось , наполняла верой и силой усталых и раздавленных горем голодающих орловских и других мужиков . С одним из них – Алексеем Калининым – Горький встретился возле Нового Афона , возвращаясь в Тифлис . Впечатления от встреч и путешествия по Черноморью легли в основу рассказа « Калинин» .
1 . ) Интерпретация рассказа « Калинин» .
Вопрос : « В чём заключалось двойственное отношение автора к своему герою?»
( Учащиеся говорят , что поначалу Калинин « пленил» молодого искателя правды и смысла жизни « ясным отсутствием обычного – рабьего , пугливого отношения к своему богу».
4. ) Интерпретация рассказа « Женщина» .
Ответ на вопрос : « В чём обаяние образа Татьяны?
( Учащиеся отмечают, что в серых буднях жизни от неё исходит тепло , доброта,
ласка и уверенная сила , которые ещё не знают настоящего применения , а поэтому и не знают покоя . У неё открытое , доброе сердце , ей свойственна душевная откровенность . )
3 . 1900 год . Маршрут : Екатеринодар , Армавир , Черноморское побережье .
Прошло ещё восемь лет . И снова писателя потянуло на юг . В марте 1900 года Горький приехал в Крым и через два месяца предложил А. П. Чехову совершить поездку на Кавказ через Кубань . Чехов согласился . К ним присоединились В. М. Васнецов , Л. В. Средин и А. Н. Алексин . В мае они уже были в Новороссийске . Отсюда Горький с друзьями выехал поездом , через Екатеринодар , Армавир и Минводы на Кавказ .
После этого путешественники решили возвращаться домой двумя группами . Горький и Васнецов – через Кубань , а остальные – морем . Горькому хотелось ещё побывать в тех местах , где он когда-то ходил .
Снова вставали на его пути степные кубанские станицы и города . Писатель продолжал знакомиться с нашим краем . Вернулся он очарованный Кубанью , полный творческих сил и замыслов .
4. 1903 год. Маршрут : Гагры , Екатеринодар , Станица Белореченская , Армавир , Майкоп .
В четвертый раз М. Горький побывал в нашем крае в 1903 году . Вместе с женой Екатериной Павловной , И. А. Тихомировым и К. П. Пятницким он выехал из Нижнего Новгорода и по Военно- Грузинской дороге прибыл в Тифлис . Здесь его настигла телеграмма , в которой сообщалось о том , что заболела дочь . Жена вернулась .
Читаешь горьковские рассказы и поражаешься способности художника удержать в памяти и точно воспроизвести местный колорит. Знойный степной полдень, медленный паром, крепко сколоченная телега, заросли осоки, высокие свечи тополей, жёлтое пламя подсолнечников – всё живёт, дышит в горьковском пейзаже, полнится звуками, красками, людским гомоном. И рождаются поразительно искренние признания в любви к природе и человеку, и такой же искренностью грусть, сострадание к человеческому горю на этой прекрасной земле, и мечта о счастье людском, о гордом и сильном человеке – романтически вдохновенная вера, окрыляющий трезвый, беспощадный реализм Горького.
3. Слово учителя
Творческий путь писателя начался с публикиции в сентябре 1892 года в тифлисской газете « Кавказ» рассказа « Макар Чудра» после хождения по Кавказу . Тогда же впервые появился литературный псевдоним – Максим Горький .
Сегодня на уроке речь пойдёт о тех произведениях , которые стали отражением пребывания писателя на Кубани , В 90 –е годы 19 века появились следующие рассказы :
« Дед Архип и Лёнька» (1883) , « Мой спутник» ( 1894 ) , « Два босяка» , (1894_) , « В Черноморье» (1894)…
В1912 – 13 годах М. Горький вновь обратился к воспоминаниям о пребывании на Кубани . В печати один за одним появляются рассказы : « Женщина» (1912), « Чужие люди» , « рождение человека» (1912) , « Калинин» (1912) , « В ущелье» (1913)….
Эти произведения тепло принимала публика , Новизна тематики , суровая правда , разыгрывающиеся острые драматические , трагические ситуации, психологизм горьковских повествований , конкретные судьбы его героев , чётко дифференцированные мотивы их поведения . сугубо индивидуальные характеры героев привлекали внимание читателей , оставляли глубокий след в памяти .
4. Интерпретирование рассказов А. М. Горького
Примерный план.
- Первые впечатления, мысли, чувства. Что особенно тронуло Вас?
Какие вопросы возникают при чтении?
- Если известна история это произведение можно вкратце рассказать.
- Художественный мир рассказа: художественное пространство, система художественных образов.
- Система персонажей. Средства раскрытия характеров главных героев. Их роль в произведении. Автор, рассказчик (если есть) и персонажи.
- Сюжет и композиция.
- Художественная функция пейзажа.
- Основные проблемы. Идейное звучание.
- Авторская позиция и какими средствами она выражается?
- Ваше отношение к позиции автора.
Интерпретация рассказа « Дед Архип и Лёнька»
( Учащиеся записывают кратко тезисы выступающего )
Интерпретация рассказа « Два босяка»
( Учащиеся устанавливают близость главного героя Михаила Маслова с образом автора – рассказчика )
Интерпретация рассказа « Женщина»
( Учащиеся отвечают на вопрос : « В чём обаяние образа Татьяны ?»
Интерпретация рассказа « Рождение человека»
( Учащиеся отвечают на вопрос : « Почему Горький считал этот рассказ своим лучшим , программным произведением ?»
5. Итог урока
Прошло 70 лет с тех пор , как перестало бится сердце великого писателя – гуманиста Алексея Максимовича Горького . На траурном митинге 20 июня 1936 года Алексей Толстой сказал : « У великих людей не две даты их бытия в истории – рождение и смерть , а только одна дата : их рождение» . Писателя Горького нет снами , но его книги учат нас « строить И жить» , учат правде , бесстрашию , мудрости жизни. Книги этого писателя и сегодня – наши друзья и советчики , наставники , Жизнь учёного -его открытия , жизнь художника – его картины , жизнь писателя – его книги . Поэтому , если вы хотите ближе узнать Горького , нашего Горького – певца земли кубанской , прочитайте дома его рассказы .
6 Домашнее задание
1 группа Сравните рассказы « Мой спутник» и « В степи»
2 группа . « Чужие люди»
Сравните образ Горбуна из рассказа «Чужие люди» с образом Луки из пьесы
« На дне»
3 группа Рассказ « Калинин»
Двойственное отношение Горького к Калинину .
4 группа . Рассказ « В ущелье»
Символика в рассказе .
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Максим Горький
Знакомство с биографией...
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"...
Максим Горький
Презентация к уроку литературы в 11 классе....
"Трагедия океанического человека" (Максим Горький и его судьба)
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР...
Конспект урока в 8 классе по теме "Максим Горький и Самара. Начало литературного пути".
Профессиональная литературная деятельность А.М.Горького началась в Самаре. Именно здесь, работая в редакции "Самарской газеты", молодой литератор приучался к кропотливому труду. Именно здесь был...
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке урока по литературе в старших к...
Максим Горький. Пьеса "На дне" Что лучше - святая ложь или горькая правда?
Проект урока по литературе с использованием дискуссионной технологииЧто лучше - святая ложь или горькая правда?Урок литературы в 11-м классе. Максим Горький. Пьеса "На дне...