Литературная гостиная, посвященная 135-летию со дня рождения С.Я. Маршака. "Я думал, чувствовал,я жил..."
классный час (6 класс)

Домнина Ирина Хабибуловна

     С.Я. Маршак — фамилия, известная каждому с детства: его стихи, сказки и пьесы любимы не только детьми, но и взрослыми.                                                                                                                           3 ноября — день рождения выдающегося советского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, на стихах которого выросло не одно поколение. Но мало кто знает, что помимо того, что он был известным детским поэтом, переводчиком, прозаиком, мастером слова, знатоком языка, критиком, редактором и теоретиком, он занимался развитием детской литературы на протяжении всей своей жизни, понимая её важность в становлении ребёнка как личности.                                                                                                                                                                                                                  Творчество Маршака — убедительный пример передачи широким массам читателей богатства поэтической культуры. Его наследие сыграли большую роль в воспитании многих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_ya_dumalchuvstvovalya_zhil.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

"Я думал, чувствовал, я жил…»,

 посвящается  135-летию С.Я. Маршака.

 

Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака, расширение кругозора детей, знаний о творчестве русского детского писателя.

Задачи:

- формировать культуру школьников;

- создавать положительную мотивацию к развитию творческих способностей;

- прививать интерес к чтению;

-развитие коммуникативной компетенции.

Оборудование:  презентация, выставка книг, портрет, эпиграф «Я думал,  чувствовал, я жил и все, что мог, постиг.  И этим право заслужил. На свой бессмертный миг».

 Ход мероприятия. Выходят участники.

1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы   в гостях поэта, драматурга, переводчика, сценариста.  

2. Выпуск нашей встречи посвящён юбилею одного из любимейших детских поэтов.

1. Вряд ли найдётся ребёнок, незнакомый с его творчеством.

2. Сейчас мы прочитаем Вам отрывок одного из его произведений, ну а Вы, если узнаете его, помогайте нам. (Ученики читают отрывок, делая паузы, чтобы слушатели могли им помогать - подсказывать)

1. Жил человек … рассеянный

С улицы … Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку … надевать.

В рукава просунул … руки –

Оказались это … брюки.

2. Вот какой …рассеянный

С улицы … Бассейной.

Надевать он стал пальто –

Говорят ему: … “ Не то!”

Стал натягивать … гамаши –

Говорят ему: … “Не ваши!”

1. Вот какой …рассеянный

С улицы … Бассейной.

Вместо шапки на ходу

Он надел … сковороду.

Вместо валенок …перчатки

Натянул себе на … пятки.

2. Хором: Вот какой …рассеянный

С улицы … Бассейной.

1. Кто же автор этих строк? (ответы слушателей). Да, это известный детский поэт и друг детей всего мира – Самуил Яковлевич Маршак.

2. В этом году 3 ноября ему исполнилось 135 лет со дня его рождения.  

1. Родился С.Я. Маршак в 1887 году в семье заводского техника, талантливого изобретателя в Воронежской губернии.  

2. В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном: “Признаться я очень редко бывал “хорошим мальчиком”.То ввязывался во дворе в драку, то уходил без спросу в гости… В раннем детстве я не ходил, а бегал”.

1. Первое своё стихотворение Маршак пытался писать в 4 года, правда, устно, так как грамоты он ещё не знал. Семья тогда жила в городе Острогожске. Здесь Самуил пошёл учиться в гимназию, сдав все экзамены на одни 2. Затем семья переехала в Санкт-Петербург.

  В Санкт-Петербурге Маршак поступил в гимназию.  В 1912 году он продолжил учёбу в Лондонском университете, где Самуил Яковлевич совершенствовал знания английского языка, знакомился с английской литературой.

2.Для детей Самуил Яковлевич Маршак стал сочинять в 20-е годы. А так как он писал “от всего сердца и во весь голос”, то его произведения очень нравились юным читателям. Первая детская книга была выпущена в 1923 году и называлась – “Детки в клетке”.  

1. Животные являются героями многих произведений поэта. Давайте вспомним некоторые из них (читает отрывок):

Стала девочка учить котёнка говорить:

- Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

- Скажи: ло-шадь.

А он говорит: мяу!

- Скажи: э-лек-три-чест-во.

А он говорит: мяу-мяу!

Всё “мяу” да “ мяу” !

Вот какой глупый котёнок!

(Слушатели отгадывают произведение – “Усатый – полосатый”)

2. Впервые на арене

Для школьников Москвы —

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец-слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи. ( Цирк)

2. Самуил Яковлевич Маршак был большим другом детей.  Он писал свои стихи для детей и о детях.

Его стихи дают нам ответ на любой вопрос.  

Захотели выучить буквы – вот “ Весёлая азбука”.

Не умеете считать – вам “Весёлый счёт”.

Любите природу – откройте поэтический календарь.

1.Сейчас мы послушаем стихотворение «Где обедал воробей?»

2.Стихотворние «Мяч».

 1. Стихотворение «Не страшен этот белый кот»

1. Хотите развить логическое мышление - возьмите “Загадки”. Давайте попробуем отгадать некоторые загадки С.Я.Маршака. (Загадывает загадки)

2. «Бага́ж» — стихотворение поэта Самуила Яковлевича Маршака, написанное в 1926 году. В основе сюжета — история про даму, которая, сдав в багажное отделение большое количество вещей и маленькую собачку, по прибытии в Житомир получила «огромного взъерошенного пса». Для Маршака, по мнению литературоведа Бориса Галанова, в «Багаже» была важна игра со словом; поэт говорил, что такой вид творчества помогает детям быстрее усвоить «музыку языка». Двигателем сюжета в стихотворении является многократное перечисление тех предметов, которые вместе с дамой отправились в путь: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка». Само же произведение, напоминающее считалку, ориентировано на чтение вслух. Постоянные повторы сближают стихотворение «Багаж» со сказкой «Колобок» («Колобок, колобок, я тебя съем») и английской народной песней-скороговоркой «Дом, который построил Джек». Вы услышите стихотворение «Багаж» в исполнении заведующей школьной библиотекой.

1. Своими стихами добрый волшебник Маршак помогает нам, читателям,  понять, к чему могут привести лень, хвастовство, безграмотность. А также учит нас дружбе, взаимопомощи, хорошим поступкам.  

Стихотворение «Кот и лодыри» читают ученики 6 класса.

2.  Сейчас вашему вниманию предлагается инсценировка «Про ученика и шесть единиц» в исполнении учеников    7 класса.

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

М: - Где твой дневник? - спросила мать.

А: Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?

 - Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго, -

И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет! -

Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? -

  Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: - Крокодил,

За что ты третью получил?!

- Я думал, что гипотенуза -

Река Советского Союза.

- Ну, а четвертая за что? -

Ответил юноша: - За то,

Что мы с Егоровым Пахомом

Назвали зебру насекомым.

- А пятая? - спросила мать,

Раскрыв измятую тетрадь.

- Задачу задали у нас.

Ее решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:

Два землекопа и две трети.

- Ну, а шестая, наконец? -

Спросил рассерженный отец.

- Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,

И указал на свой и Ванин...

- Ты очень скверный ученик, -

Вздохнув, сказала мать. -

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

2. Стихотворение «Дремота и Зевота» читает учащиеся 5 класса  

1. Стихотворение «Знаки препинания» читает  ученица 7 класса. «Урок родного языка» мы услышим в исполнении ученика 5 класса.

 1. Кроме Маршака – поэта, сказочника, был ещё Маршак - переводчик. Многие интересные сказки, стихи, песенки перевёл он на русский язык.   Может кто-нибудь из Вас припомнит какие-нибудь строчки?

Стихотворение «Робин-Бобин» Читает ученик 6 класса  на английском языке.

2. Во всех театрах мира дети с удовольствием смотрят мультфильмы, спектакли, поставленные по пьесам Маршака-драматурга. По отрывкам  из мультфильмов попробуйте угадать название произведений Самуила Яковлевича Маршака.  (видео-нарезка: «12 месяцев», «Кошкин дом», «Теремок», «Почта», «Мистер Твистер»,  «Умные вещи»)

1. Произведений, написанных С. Я. Маршаком очень много, но обо всех мы не можем рассказать сегодня. Поэтому предлагаем небольшую викторину по произведениям Самуила  Яковлевича.

О ком говорится в следующих строчках?  

2) Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Ленинградский почтальон.( «Почта»)

1) Хвостик на подушке

На простынке ушки.

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

( Усатый-полосатый»)

2)Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень.

 Сказка об умном мышонке»)

1) Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит. ("Пожар").

2) Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки. ("Вот какой рассеянный").

1) Я учиться не хочу,

Сам любого научу.

Я известный мастер

По столярной части! ("Мастер-ломастер")

2) У Скворцова Гришки

Жили-были

Книжки -

грязные,

лохматые,

рваные,

горбатые,

Без конца

И без началa!.. ("Книжка про книжки")

1) Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет 20-ти. ("Рассказ о неизвестном герои")

2) На ногах сапожки,

А в ушах сережки.

На сапожках –

Лак, лак.

А сережки –

Бряк-бряк.

Платье новое на ней.

Стоит тысячу рублей.

Да полтысячи тесьма,

Золотая бахрома.

«Кошкин  дом»

1.Мы знаем, что С.Я. Маршак написал очень много детских произведений, и одно из них это «Сказка об умном мышонке». Вашему вниманию представляется инсценировка этой сказки в исполнении учеников 5 класса

Унесла мышонка кошка

И поет: — Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Перепуганный мышонок

Отвечает ей спросонок:

- В кошки-мышки наша мать

Не велела нам играть.

- Ну, а мне какое дело,

Что она вам не велела?

Поиграй со мной, мой свет! -

А мышонок ей в ответ:

- Поиграл бы я немножко,

Только — чур! — я буду кошкой.

Ты же, кошка, хоть на час

Мышкой будь на этот раз!

Засмеялась кошка Мурка:

- Ах ты, дымчатая шкурка,

Как тебя ни называть,

Мышке кошкой не бывать!

Говорит мышонок Мурке:

- Ну тогда сыграем в жмурки!

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

Завязала кошка глазки,

Но глядит из-под повязки.

Даст мышонку отбежать

И опять бедняжку — хвать!

Кошке — смех, мышонку — горе…

Отыскал он щель в заборе.

Сам не знает, как пролез.

Был мышонок — да исчез.

2. Вот таким он был удивительно талантливым человеком. Его книги переведены на многие языки мира.

И как писал один замечательный врач: “Стихи Маршака можно прописывать малышам как целебное средство,  как витамин роста”.  

1.Слайд. В 1938 г он переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах – его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага. Также он писал стихи, посвящённые войне. Вот одно из них. «Мальчик из села Поповки» читает  ученица 5 класс.

 

2. В 1945 г. Маршак награждён орденом Отечественной войны I степени. За то, что он писал стихи о войне, высмеивал врагов в своих призывах. Но сам в боевых действиях участия не принимал, он был признан непригодным для армии по состоянию здоровья.

1.Послушайте стихотворение, написанное сразу после окончания войны «Путь славы» в исполнении  ученика 7 класса

1. В 1947 занимается переводами произведений британских писателей и поэтов (Шекспир, Дж.Остин.)

Самуил  Яковлевич  также познакомил наших читателей со стихами великого Шотландского поэта Р. Бёрнса. Сам он говорит: «Я счастлив, что на мою долю выпала честь дать моим современникам и соотечественникам наиболее полное собрание переводов Бёрнса. За переводы Роберта Бёрнса С. Я. Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии. Свидетельством того, послужил исключительно тёплый и уважительный  приём, который был оказан Маршаку, прибывшему в 1955 на юбилей Бёрнса в Шотландию.

2.   Как часто слушая или напевая любимую мелодию, мы вспоминаем фильм, любимых актёров. Но, к сожалению, не всегда знаем и не задумываемся о том, кто автор слов той или иной песни. И порой с удивлением узнаём, что  слова написал поэт, живший несколько столетий назад, и поэт этот может быть даже не наш соотечественник. И мы открываем для себя творчество поэта, как новую планету – далёкую и очень интересную. Вот и сегодня многие сделают для себя открытие. Сейчас вы услышите песню «В моей душе покоя нет» из кинофильма «Служебный роман», слова этой песни принадлежат Роберту Бернсу, а перевод С.Я. Маршаку. (звучит отрывок из песни)

1.В 1963 вышла избранная лирика  последняя книга писателя. Лирика Маршака, предназначенная не для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.  

2.   А вот, что думают его коллеги по поводу его творчества. К. И. Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти еще пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. В этом и есть  признание его таланта.

1.  С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве. С.Я Маршак –  явление уникальное и оригинальное в нашей литературе. Он писатель, любящий жизнь и верящий в человека, утверждающий доблесть, красоту мирного и честного труда, любящий родину и свой народ, борец за мир, подлинный гуманист, человек широких и разнообразных интересов. Он тонкий художник, мастер слова, знаток языка. Маршак утвердил высокий взгляд на дело писателя, писателя – переводчика.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг.

И этим право заслужил

                                                                      На свой бессмертный миг.                                             С.Я.  Маршак.

2.Заключение. Большое спасибо всем участникам, которые подготовили такие замечательные стихи и инсценировки, те, кто активно участвовали в нашей викторине. Читайте больше, творите, узнавайте. Пусть вам всегда все удается. На этом наша литературная гостиная заканчивается. До новых встреч!

1. С книгами Самуила Яковлевича Маршак вы можете познакомиться и в нашей школьной библиотеке. Они ждут Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцова

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцову Н.

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

«Доносится эхо из звонкого детства». (литературная гостиная, посвященная 105-летию со дня рождения А. Л. Барто)

Оборудование:Большой портрет А. Л. БартоВыставка книг А. Л. БартоПрезентацииСлайды Жила в стране советской,А может, не советской,А может, в стране детской,Что тоже хорошо!Писательница детск...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

"Великий певец великой России". Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения И.С. Тургенева

"Великий певец великой России". Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения И.С. Тургенева...

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского...