«Доносится эхо из звонкого детства». (литературная гостиная, посвященная 105-летию со дня рождения А. Л. Барто)
методическая разработка по литературе по теме

Острикова Ирина Викторовна

 

Оборудование:


  1. Большой портрет А. Л. Барто
  2. Выставка книг А. Л. Барто
  3. Презентации
  4. Слайды

 


Жила в стране советской,

А может, не советской,

А может, в стране детской,

Что тоже хорошо!

Писательница детская!

А  может, и не детская.

А может, поэтесса

Агния Барто!

Детей она любила!

Для них она творила!

Стихи о них писала,

Давайте их прочтем!

А может, прочитаем,

На сцене их сыграем,

А может, протанцуем

И даже пропоем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon a._barto.zip1.7 МБ

Предварительный просмотр:

«Доносится эхо из звонкого детства».

(литературная гостиная, посвященная 105-летию со дня рождения А. Л. Барто)

Учитель: Острикова Ирина Викторовна

Оборудование:

  1. Большой портрет А. Л. Барто
  2. Выставка книг А. Л. Барто
  3. Презентации
  4. Слайды

Жила в стране советской,

А может, не советской,

А может, в стране детской,

Что тоже хорошо!

Писательница детская!

А  может, и не детская.

А может, поэтесса

Агния Барто!

Детей она любила!

Для них она творила!

Стихи о них писала,

Давайте их прочтем!

А может, прочитаем,

На сцене их сыграем,

А может, протанцуем

И даже пропоем!

Ход мероприятия

1 ведущий. Яркий, добрый, безграничный мир детства! Мир, в котором всё просто и понятно: дружба искренняя и на века, смех звонкий и от души, обида – на 5 минут. Мир, в котором каждый прожитый и грядущий день наполнены глубинным смыслом. Мир открытий и откровений.

        В этом мире идут только тёплые дожди, радуга яркая и во весь горизонт, а главное – ты любишь весь этот мир просто за то, что он есть. Но, к сожалению, детство проходит, а вместе с ним исчезает и его волшебный мир.

2 ведущий. Наш сегодняшний праздник «Доносится эхо из  звонкого детства» (слайд 1), посвящён А. Л. Барто (слайд 2), писательнице, которая сохранила на страницах своих книг картинки мира детства. А. Л. Барто посвятила всю свою жизнь детской поэзии, книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу. А главное. Завоевали сердца многих миллионов детей. А ведь это совсем непросто! Мир детства особенен и исключителен, специфичен и, если хотите, экзотичен. Он не похож на мир взрослых.

1 ведущий. Агнии Барто удалось найти внутреннее единство двух миров – взрослого и детского (слайд 3). Ведь в каждом взрослом живёт ребёнок. Сегодня у всех присутствующих взрослых есть возможность вновь прикоснуться к миру детства, а у детей открыть для себя что-то новое в творчестве Агнии Барто.

2 ведущий. Родилась Агния Львовна 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. (слайд 4)

        Стихи  начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии, но сначала решила стать балериной и закончила  хореографическое училище.

 1 ведущий. В 1925 году вышла первая книга стихов Агнии Барто для детей, автору было всего девятнадцать лет (слайд 5).

        Агния Львовна с большой благодарностью вспоминала своих поэтических учителей – К. И. Чуковского и С. Я Маршака, В. В. Маяковского: «Писать стихи меня учили многие, каждый по своему» (слайд 6). Самуил Яковлевич Маршак редактировал её первые стихи. 30-е годы 20-го века были периодом расцвета дарования поэта Агнии Барто. В 1936 году был издан знаменитый цикл «Игрушки» самое популярное у детей и взрослых произведение А. Барто (слайд 7 - показать презентацию «Игрушки»).

Агния Барто писала стихи о дружбе детей разных стран, в годы Великой Отечественной войны была корреспондентом «Комсомольская правда», она много выступала на заводах, писала военные стихи и статьи (слайд 8). Но любимым жанром поэтессы всегда остались весёлые стихи.

        Один за другим выходят сборники детских сатирических и лирических стихов Агнии Барто: «Лешенька, Лешенька», «Леночка с букетом», «Я расту», «За цветами в зимний лес». «Просто стихи» и другие (показать книги с выставки).

         Десять лет А.Л. Барто вела на радио передачу «Найти человека» (слайд 9) и помогла по воспоминаниям детства соединить 927 семей, разлученных войной. Материалы этой радиопередачи легли в основу прозаической книги с тем же названием – «Найти человека» (1969 г.)

2 ведущий.         Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая, Агния Барто успевала всегда и всюду. И её хватало на всё. На стихи (и прежде всего – на них). На переводы. На частые выступления на самых разных писательских и совсем не писательских конференциях и съездах. И на многочисленные поездки за рубеж. На бесконечные встречи со своими читателями (слайд 10)

        Часто она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.

- Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.

- Да, - смущённо ответила писательница.

- А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали.

        С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали.

Встречалась она со своими читателями и в детских библиотеках.

        Агния Барто писала не только стихи, но и сценарии для кинофильмов: «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Чёрный котёнок», «Десть тысяч мальчиков». Многие стихи Агнии Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Лёшенька», «Полезная коза».

        Внешне жизнь Агнии Барто была исполнена удач: яркая, насыщенная, необходимая миллионам маленьких и взрослых людей, отмеченная всенародным признанием и любовью, высокими наградами Родины (А. Л. Барто награждена орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалью Н. К. Крупской, почётной медалью «Борцу за мир»; она лауреат Государственной премии СССР, 1950 г. и лауреат Ленинской премии, 1972 г.)

1 ведущий. Агния Львовна Барто умерла в 1981 году в возрасте 75 лет, но с нами осталась память о её добрых делах и её стихи, с помощью которых она разговаривает со своими читателями – уважительно и серьезно – об очень полезных вещах: о характере человека, взаимоотношениях с людьми, самовоспитании. В своих стихах: весёлых, метких, добрых – она живо воспроизводила голоса, интонации, жесты, мысли ваших сверстников – Тани и Вовки, Любочки и Павлика. А теперь ребята мы познакомимся с героями стихов Агнии Барто. Они такие же ребята, как и вы. Иногда они поступают хорошо, а иногда не совсем. Давайте мы с вами попробуем им поставить оценки за поведение. Ваши товарищи будут вам читать стихотворение, а вы при помощи веера цифр поставьте главному герою или героине оценку и объясните, почему вы поставили такую оценку.

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

1 ведущий. Какую оценку вы поставите Любочке?

Дети. «Тройку»

1 ведущий. Почему?

Дети. Люба очень грубая девочка, невоспитанная. Она не хочет помогать домашним, не уступает место старушкам в трамвае. Но всё же хорошо учится, хорошо танцует.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Старший брат сестру баюкал:

- Баюшки-баю!

Унесём отсюда кукол, баюшки-баю.

Уговаривал девчушку

(Ей всего-то год):

- Спать пора,

Уткнись в подушку,

Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лёд.

Баю - баюшки,

Не плачь,

Подарю

Футбольный мяч,

Хочешь –

Будешь за судью,

Баю – баюшки - баю!

Старший брат сестру баюкал:

- Ну не купим мяч,

Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.

Спать пора давно…

Ты пойми – я папу с мамой

Отпустил в кино.

2 ведущий. Какую оценку поставите мальчику?

Дети. «Пятёрку»

2 ведущий. Почему?

Дети. Он любит сестрёнку, помогает папе с мамой, умеет петь колыбельные песни.

ПО ДОРОГЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Спешил Никита на урок,

Шел, не сбавляя шага,

Вдруг на него рычит щенок,

Кудлатая дворняга.

Никита – взрослый! Он не трус!

Но шла Танюша рядом,

Она сказала: - Ой, боюсь! –

И сразу слёзы градом.

Но тут её Никита спас,

Он проявил отвагу,

Сказал: - Иди спокойно в класс! –

И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути

Благодарит за смелость.

Ещё разок её спасти

Никите захотелось.

- Ты потеряешься в лесу,

А я приду - тебя спасу! –

Он предложил Танюшке.

- Ну нет! – ответила она. –

Я не пойду гулять одна,

Со мной пойдут подружки.

- Ты можешь в речке утонуть!

Вот утони когда-нибудь! –

Ей предложил Никита. –

Не дам тебе пойти ко дну!

- Я и сама не утону! –

Она в ответ сердито.

Она его не поняла…

Но ведь не в этом дело!

Он всю дорогу до угла

Спасал Танюшу смело,

В мечтах её от волка спас…

Ну, тут пришли ребята в класс.

1 ведущий. Какую оценку вы поставите Никите?

Дети. «Четверку»

1 ведущий. Почему?

Дети. Хоть Никита и спас Танюшу от собаки, но все же стал мечтать о других подвигах. Он не совсем скромный мальчик.

КАТЯ

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе сажали рассаду,

А Катя ходила с подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

- Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

- Я жду урожая.

2 ведущий. Какую оценку поставите Кате?

Дети. «Тройку»

2 ведущий. Почему?

Дети. Катя не помогала, а только сидела.

2 ведущий. А почему не «двойку»?

Дети. Она ведь еще маленькая.

МАЛЯР

Мы с дедом красили сарай,

Мы встали с ним чуть свет.

- Сначала стену вытирай, -

Учил меня мой дед. –

Ты ототри её, очисть,

Тогда смелей берись за кисть.

Так и летала кисть моя!

Гремел на небе гром,

А мне казалось – это я

Гремел своим ведром.

Ну, наконец, сарай готов.

Мой дедушка так рад!

Эх, взять бы краски всех цветов

И красить всё подряд!

Немного краски есть в ведре,

На донышке, чуть-чуть, -

Я завтра встану на заре,

Покрашу что-нибудь!

1 ведущий. Какую оценку поставите мальчику?

Дети. «Пятёрку»

1 ведущий. Почему?

Дети. Мальчик очень трудолюбивый, помогает дедушке.

КОПЕЙКИН        

В будний день и в выходной

Раздаётся за стеной:

- Ты возьмёшь меня на пляж?

- Что ты мне за это дашь?

- Очини мне карандаш!

- Что ты мне за это дашь?

Алексей пришёл из школы,

Это он ведёт торги

(Знаю я Алёшин голос,

Узнаю его шаги).

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату –

Взял с него за попеченье

Полпеченья.

- Подними очки, голубчик! –

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек:

- Дашь копейку – подниму!

Алексей пришёл из школы.

Он теперь придумал так:

«Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки».

В будний день и в выходной

Раздаётся за стеной:

- Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

- Алексей, отца уважь! –

А в ответ одно и тоже:

- Что ты мне за это дашь?

2 ведущий. Какую оценку вы поставите Алексею?

Дети. «Двойку»

2 ведущий. Почему?

Дети. Алексей ничего не делает бесплатно, за всё требует плату.

2 ведущий. Да ребята, к сожалению, такие люди встречаются и в нашей жизни не только в книжках. Они не знают, что такое бескорыстие, не умеют помочь в трудную минуту просто так, бесплатно. И, наверно, у таких людей никогда не будет настоящих и верных друзей.

ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

1 ведущий. Какую оценку вы поставите мальчику?

Дети. «Тройку»

1 ведущий. Почему?

Дети. Он ведь сам может обидеть свою сестрёнку.

РУКОДЕЛЬНИЦА

Села красна девица

Отдохнуть под деревце.

Посидела в детском парке

В уголке тенистом, -

Сшила кукле-санитарке

Фартук из батиста.

Ай да красна девица!

Что за рукодельница!

Сразу видно – молодчина!

Не сидит без толку:

Двух мальчишек научила,

Как держать иголку.

Ай да красна девица!

Что за рукодельница!

Учит всех шитью и кройке,

Никому не ставит двойки.

2 ведущий. Какую оценку вы поставите девочке?

Дети. «Пятёрку»

2 ведущий. Почему?

Дети. Девочка очень умелая, не сидит без дела. Сама шьёт и других учит.

1 ведущий. Стихи А. Л.  Барто  знают все - и большие и маленькие!!! Я уверена, что все ребята помнят хотя бы одно стихотворение! Да! Да! Да! Сейчас мы это проверим. (показ презентации «Звездный час»).

2 ведущий. Благодаря Агнии Барто вы узнаете, что герой её стихотворения  с юных лет мечтал уйти …на пенсию. (Стихотворения разыгрываются).

ЮНЫЙ ПЕНСИОНЕР

Чтец.       Один малец лет дести

                Мечтал на пенсию уйти.

Мальчик (обращаясь к зрителям).

                Ну, разве плохо, например,

                Живется деду Косте?

Чтец.       Один малец лет десяти

                Мечтал:

Мальчик. На пенсию б уйти.  (Садится на стул)

                 И пусть стучит вожатый в дверь:

                 (Передразнивая. Гордо.)

                 - Ты почему не в школе?

                 - А я на пенсии теперь,

                 Вы не слыхали, что ли.

                 С утра могу развлечься,

                Ударить по мячу…

                (как бы ударяя по мячу ногой).

                И на тахте разлечься

                (откидывается на спинку стула)

                Могу, когда хочу.

                А дед грустит – такой чудак!

                (встает, пожимает плечами)

                Вздыхает то и дело…

                Встает зачем-то за верстак…

                Повсюду ищет дела… (уходит)

Чтец.      Иной совсем ещё не сед,

               Но ищет он пути

               Уйти на отдых с юных лет,

               На пенсию уйти.

1 ведущий. Школьные годы длятся долго, целых одиннадцать лет. Всякое происходит за это время с учениками. Вот Петя, например, даже дома не отдыхает от занятий.

Инсценирование  стихотворения «Петя утомлён».

Действующие лица: мама, Петя, санитар (девочка с повязкой).

Ведущий.  Петя взял «Родную речь»,

                   На диван решил прилечь.

Петя (слабым голосом). Дайте что-нибудь принять,

                                          Витамины, что ли…

                                          Слабость чувствовал опять

                                          Я сегодня в школе.

Ведущий.   Мать меняется в лице,

                    Витамины А, В, С

                    Предлагает Пете.

(трогает лоб, подносит воды).

Мать (тревожно, убедительно). Витамины А, В, С

                                                      Очень любят дети!

   (Девочка-санитар тоже предлагает Пете витамины, в руках большой термометр, где на шкале написано «Лень»).

Ведущий.   Мать на Петеньку глядит

                    И, вздохнув украдкой,

                    Просит:

Мать.          Больше не сиди

                    Долго над тетрадкой.

Петя.         Что ж, пожалуй, ты права, -

Ведущий.  Стонет хитрый малый.

Петя (сладко зевая, поворачиваясь на бок).

                 Отдохну часочка два…

                 Я такой усталый.

Ведущий.  Сунул в шкаф

                   «Родную речь»,

                  И гора свалилась с плеч.

                  Витамины А, В, С

                  Катает кошка на крыльце.  

(Девочка – санитар подносит к уху Пети будильник, он похрапывает).

2 ведущий.  У детства свои законы, это особенный, волшебный период жизни. Ну вот, возникают новые проблемы. Дети взрослеют и убегают из детства, волшебной страны, где все счастливы.

Доносится эхо из звонкого детства,

В него возвратиться не сможет никто.

Шепнем по секрету, есть верное средство:

Читать надо книжки со стихами Барто!

На каждой страничке – урок бескорыстья,

На каждой страничке – рецепт доброты.

Открыта дорога к великим открытьям,

Открыта дорога к приближению мечты!  

Листаются годы, как книги странички,

Скрипит по бумаге устало перо.

Давно уже в прошлом вихры и косички,

Уже ты читаешь сынишке – Барто.

1 ведущий.  Вот наша экскурсия в мир детства, подаренный нам А. Л. Барто  в своих произведениях, закончена. Нам было приятно путешествовать вместе с вами. Читайте книги А. Барто, и ваша жизнь наполнится добром. До новых встреч в нашей литературной гостиной!  

Источники:

http://aida.ucoz.ru 

http://www.kostyor.ru/biography/?n=111 

http://www.stihi-rus.ru/1/Barto/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцова

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцову Н.

разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

"Великий певец великой России". Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения И.С. Тургенева

"Великий певец великой России". Литературная гостиная, посвященная 195-летию со дня рождения И.С. Тургенева...

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского...

Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова.  Миниспектакль...