рабочая программа "Билет в будущее"
рабочая программа (9 класс)
рабочая программа по профориентации для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsiya.docx | 167.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оршанская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ____________Муралева И.Н «____»______________2022 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа" _____________В.В.Ефремова «___»____________2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Билет в будущее»
для обучающихся 9 «Б» класса
по социальному направлению
пгт. Оршанка
2022 г.
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи
Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют после окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой будущей профессии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Курс внеурочной деятельности «Профориентация» нацелен на помощь учащемуся:
- в освоении надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т д ). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
- в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут;
- в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии;
- в формировании и развитии трёх компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного;
- в планировании жизненного и профессионального пути Это позволит учащемуся строить образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;
- в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности Это позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализуется в работе со школьниками 9 классов.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы (очные и виртуальные), коммуникативные и деловые игры, консультации представителей ГКУ Республики Марий Эл "ЦЗН Оршанского района".
Программа реализуется в течение одного учебного года со школьниками 9 классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля
«Профориентация» программы воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Задачи: сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т п ); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия Особенностью занятий являются их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного занятия педагог может чередовать разнообразные игры, групповую работу, обмен мнениями, самостоятельную работу, дискуссии Кроме того, программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов, профориентационных проб, проведение которых будет более успешным при участии самих школьников в их организации, при участии других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы
В приложении к программе содержатся методические рекомендации в помощь педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников по профессиональному ориентированию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии
В сфере эстетического воспитания:
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
- стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в деятельности, связанной с освоением курса
«Профориентация», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
- навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
- умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
- использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
- аргументировать свою позицию, мнение;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
- выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Профориентация»
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;
- выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
- понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профориентация», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса «Профориентация»
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации;
- уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- различать, называть и управлять собственными эмоциями;
- уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников
Русский язык:
- формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование;
- участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
- обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
- извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
- создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность
Литература:
- овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности
Иностранный язык:
- овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;
- приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме Информатика:
- овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач;
- умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
- сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования
География:
- освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта;
- умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами;
- умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
- сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
- умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности;
- сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования
Обществознание:
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микро-экономики);
- умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
- умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
- овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
- приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом
Биология:
- владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;
- умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
- интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта
Изобразительное искусство:
- сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах
Основы безопасности жизнедеятельности:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Профориентация» (5 ч)
Знакомство участников программы Игры и упражнения, помогающие познакомиться Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Понятие «профессия» О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о буду- щей профессии Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.
Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего. Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы С чего начать проектирование собственного профессионального пути Первый выбор, связанный с будущей профессией, который делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия
Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особенное каждой профессии Что важно для людей любой профессии Профессиональные и надпрофессиональные навыки Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии Профессии, которые ушли в прошлое
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека Устная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения Жесты, мимика, телодвижения как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя) Влияние интонации на слушателя Эффективная коммуникация Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового этикета Составление перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным
Понимание как основа взаимоотношений между людьми Умение поставить себя на место другого человека Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека Личная страница в соцсетях, как возможность понять других людей ?
Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди Дистанции в общении Нарушение личных границ Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере
Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта
«Я-высказывания» против «ты-высказываний» Способы взаимодействия в конфликте Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта «Конфликтоёмкие» профессии Влияние профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве Риск возникновения заболеваний, связанных с профессией Способы профилактики
Раздел 3. Какой я? (12 ч)
Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии Игры, развивающие внимание, па-
мять, логику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие максимальной концентрации внимания
Способность к самопознанию как особенность человека Возникновение лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения Профессии «психолог» и «психотерапевт» Профориентационные тесты стандартизированной методики оценки (При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала ) О точности их результатов Экстремальные ситуации и
«экстремальные» профессии
Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу
Кому и когда важно презентовать себя На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её последствия Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории собственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере Примеры траекторий становления известных людей
мира, страны, города
Большая профориентационная игра как способ конструирования школьником собственного образовательного и профессионального маршрута Этапы проведения игры Цели и задачи игры
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (14 ч)
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после окончания Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона
Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы, интервью
Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности трудоустройства после окончания вуза Встреча с представителями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы Поиск нужной информации на сайтах вузов
Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с родителями школьников, работающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах
Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Мастер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вернисажу «Лучшая фотография с производства»
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть интересны школьнику и которые могут помочь в запуске собственного стартапа
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Профессиональная проба — что это такое
Профессиональная проба «Интервью»1 Основные направления деятельности журналиста Жанры в журналистике Профессиональные качества и этика журналиста Особенности работы в периодической печати, особенности новостной информации и её виды Поиск информации и особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью Типы интервью: о событии, о личности, о мнении Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к публикации, комментарии
Профессиональная проба «Фитодизайн» Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением Цели и задачи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурно-влажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость растений Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном
Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведения о сфере профессиональной деятельности экспозиционера Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в области музееведения, культурологии и истории искусства, способы их приобретения Группа профессий, связанных с музееведением
Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация» Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Профессиональная и образовательная траектория: версия
Календарно - тематическое планирование
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников | |||
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (5 ч) | |||||
Вводный профориентационный урок “Моя Россия – мои горизонты» (1 ч) | Знакомство участников программы Игры и упражнения, помогающие познакомиться Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы Понятие «профессия» О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей профессии Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на профессиональном пути | Представление участников программы Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает, что я…», «Расскажи мне о себе» и т п 2) Высказывание детьми своих ожиданий от занятий курса с ис- пользованием игры «Разворачивающаяся коопе- рация»3 Обсуждение вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности Беседа о раз- вилках на профессиональном пути, уникально- сти каждого профессионального маршрута, о наличии у каждого возможностей для его изменения | |||
Урок профориентацииРасширяем горизонты: сценарий и практики для всего класса (3 ч) | Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы С чего начать проектирование собственного профессионального пути | Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельское хозяйство, металлургия, информационные технологии, химическая промышленность), о низкой доле наукоёмких, технологичных отраслей; о самозанятости и удалённой работе; о единой цифровой платформе занятости; | |||
Первый выбор, связанный с будущей профессией, который делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия | о портале «Работа в России» Составление общего для группы списка профессий, которыми владеют члены семей детей Блиц-интервью с директором школы «Профессии людей, которые работают в нашей школе» Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «После окончания 9 класса я, скорее всего…» Самостоятельная работа, в процессе которой каждый школьник составляет собственный ранжированный список предпочитаемых на сегодняшний день профессий | ||||
Виртуальная выставкаИнтерактивное путешествие по профессиям отраслям (2 ч) | Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особенное каждой профессии Что важно для людей любой профессии Профессиональные и надпрофессиональные навыки Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии Профессии, которые ушли в прошлое | Посещение виртуальной выставки на сайте «Билет в будущее». Составление списка из 10—12 профессий, представителей которых школьники встречают по пути из дома в школу Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии»4, во время которой участники формулируют профессиональные и надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают вывод о том, что надпрофессиональные навыки у представителей разных профессий очень близки между собой Беседа о причинах этого и принципиальной важности коммуникации для представителей почти всех профессий Знакомство с ролью надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и личного пути человека | |||
Онлайн- диагностика 1 этап «Понимаю» | Понимание как основа взаимоотношений между людьми Умение поставить себя на место другого человека Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека Личная страница в соцсетях как возможность понять других людей | Дискуссия о том, почему люди, которые пытаются понять других, реже становятся участниками конфликтов Обсуждение того, насколько трудно признаться себе в наличии отрицательных качеств Самостоятельная работа: описать свои тревоги, переживания Обсуждение того, связаны ли они с наличием качеств, которые мешают человеку и требуют работы над собой Беседа о том, что умение анализировать свои поступки порождает умение понимать поступки других; что умение не торопиться с выводами позволяет увидеть, что у одинаковых поступков могут быть разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в выстраивании доверительных отношений между людьми; о наблюдении за поведением людей, которое помогает в понимании их Игра «Поза»6 Анализ странички в соцсетях как занятие, которое может приблизить момент понимания другого человека Практическое задание: анализ чьей-либо личной страницы (например, блогера, музыканта и т д ) с точки зрения человека, стремящегося понять автора этой странички Игра «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, для представителей которых способность к эмпатии является определяющей | |||
Онлайн- диагностика 2 этап «Осознаю» | Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу. .Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу | Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом портрете человека, о возможностях развития памяти, внимания, критического и абстрактного мышления Участие в играх для развития зрительного , слухового внимания. | |||
Профессиональные пробы (2 часа) | Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Профессиональная проба — что это такое | Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связанных с окончанием 9-ого класса Знакомство с интернет-ресурсами, позволяющими «примерить» профессию Прохождение те- стов для «примерки» профессии (например, сайт проекта «Билет в будущее» http://gotourl ru/14321 Обсуждение результатов «примерки» Беседа о профессиях, в которых можно себя по- пробовать до окончания школы Условия приёма на работу в 14, 15, 16 лет Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких профессиях можно себя попробовать на ближайших занятиях | |||
Рефлексивный урок (1 час) | Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия Список предпочитаемых профессий | Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», |
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч) | ||
Коммуникация (3 ч) | Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека Устная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения Жесты, мимика, телодвижения как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя) Влияние интонации на слушателя Эффективная коммуникация Что значит быть «активным слушателем»? Основ- ные правила делового этикета Составление перечня профессий, для представителей которых на- вык коммуникации является приоритетным | Знакомство участников программы с понятием «вербальная коммуникация» Участие в дискуссии «Нужно ли современному человеку быть грамотным?», в ходе которой школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: означает ли грамотность только знание орфографии; чем уст- ная речь отличается от письменной; связаны ли устная и письменная речь с чтением Знакомство школьников с характеристиками невербальной коммуникации Участие в беседе о внешнем виде как источнике информации о чело- веке, о причинах использования смайликов вместо слов, о значении интонации в общении Участие в играх «Интонация» и «Разговор через стекло»5 Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть плодотворным Об- суждение общего списка барьеров в общении и способов нивелирования этих барьеров Работа в группах по определению навыков, которые помогают сделать общение между людьми эффективным Обобщение результатов работы и формулирование перечня навыков, важных для эффективного профессионального общения в будущем Мозговой штурм — обсуждение правил делового этикета Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, для представителей которых навык эффективной коммуникации является определяющим |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
Я тебя понимаю (3 ч) | Понимание как основа взаимоотношений между людьми Умение поставить себя на место другого человека Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией О чём говорят поступки человека Личная страница в соцсетях как возможность понять других людей | Дискуссия о том, почему люди, которые пытаются понять других, реже становятся участниками конфликтов Обсуждение того, насколько трудно признаться себе в наличии отрицательных качеств Самостоятельная работа: описать свои тревоги, переживания Обсуждение того, связаны ли они с наличием качеств, которые мешают человеку и требуют работы над собой Беседа о том, что умение анализировать свои поступки порождает умение понимать поступки других; что умение не торопиться с выводами позволяет увидеть, что у одинаковых поступков могут быть разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в выстраивании доверительных отношений между людьми; о наблюдении за поведением людей, которое помогает в понимании их Игра «Поза»6 Анализ странички в соцсетях как занятие, которое может приблизить момент понимания другого человека Практическое задание: анализ чьей-либо личной страницы (например, блогера, музыканта и т д ) с точки зрения человека, стремящегося понять автора этой странички Игра «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, для представителей которых способность к эмпатии является определяющей |
Моё личное пространство (2 ч) | Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди Дистанции в общении Нарушение личных границ Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере | Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием Работа в парах: собственное определение понятия «личное пространство человека» Общее обсуждение: что значит это понятие для всей группы Участие в беседе о том, что нарушение личного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию Совместная выработка правил, кото- рые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства другого человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не будет нарушено Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, у представителей которых часто возникает риск нарушения их личного пространства | ||||
Конфликт и нега- тивные эмоции (3 ч) | Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта «Я-высказывания» против «ты- высказываний» Способы взаимодействия в конфликте Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта «Конфликтоёмкие» профессии | Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась Составление общего списка возможных выходов из конфликта Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положительные последствия, и если «да», то какие? Работа в группах: школьники делятся на группы в зависимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, избегание, сотрудничество и компромисс); обсуждают плюсы и минусы выбранной стратегии; | ||||
затем разыгрывают предложенный педагогом конфликт в зависимости от стратегии Участие в игре «Паровозик»7 Составление списка «конфликтоёмких» профессий | ||||||
Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала (3 ч) | Влияние профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве Риск возникновения заболеваний, связанных с профессией Способы профилактики | Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека Обсуждение причин разной продолжительности жизни человека в разных странах Выяснение отличий физического и психического здоровья Игра «Самая опасная для здоровья профессия»8, во время которой школьники учатся видеть потенциальные риски разных профессий, а также способы их снижения Участие в рефлексии «Я, скорее всего, никогда не стану …, потому что…», во время которой школьники продолжают предложенную выше фразу Обсуждение ограничений, которые накладывает здоровье на овладение профессией, и способов преодоления этих ограничений | ||||
Раздел 3. Какой я (12 ч) | ||||||
Темперамент Память Внимание Особенности мышления (3 ч) | Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии Игры, раз- | Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом портрете человека, о возможностях развития памяти, внимания, критического и абстрактного мышления Участие в играх для развития зри- | ||||
вивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие максимальной концентрации внимания | тельного, слухового внимания («Перепутанные линии», «Анаграммы», «Таблицы Шульте», «Пятнашки» и т п ), памяти («Мемори», «Ма- фия», «Судоку» и т п 9), логики («Данетки», ре- бусы, поиск закономерностей и т п ) Обсуждение правил командных игр, допустимого поведения во время игр, проявление взаимного уважения, честности, чувства юмора, ответственности Составление в группах списка профессий, требующих: максимальной концентрации внимания; хорошей зрительной памяти; хорошей моторной памяти; хорошей слуховой памяти | |||||
Как узнать, какой я на самом деле (3 ч) | Способность к самопознанию как особенность человека Возникновение лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения Профессии «психолог» и «психотерапевт» Профориентационные тесты стандартизированной методики оценки О точности их результатов Экстремальные ситуации и «экстремальные» профессии | Участие в беседе о способности человека к позна- нию себя, о мотивах своих поступков и особенно- стях своего поведения Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью сказать, что знает всё о себе самом Игра «Верю — не верю»10, связанная с историей лженаук — астрологии и нумерологии Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?» Участие в блиц-интервью со школьным психологом Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии Прохождение онлайн-тестов стандартизированной методики оценки, направлен- ной на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связан- |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
ных с выбором профессиональных и образовательных траекторий, например диагностики проекта «Билет в Будущее» или «Профилум» (При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала ) Обсуждение с психологом, педагогом вопроса о степени точности таких тестов Участие в беседе об экстремальных ситуациях и «экстремальных» профессиях: обсуждение ситуаций, которые могут стать экстремальными для разных людей (например, поход в горы; оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т д ) Участие в рефлексии: закончить предложение «Экстремальной для себя я считаю ситуацию, когда …» Составление собственного списка «экстремальных» профессий | ||
Секреты восприя- тия (3 ч) | Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу | Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые Участие в игре «Кто это?»: школьники наедине записывают на листке свои самые сильные стороны; после этого листки перемешиваются и в произвольном порядке педагог зачитывает вслух текст из взятого наугад листочка Остальные пытаются отгадать, чьи качества перечисляет педагог Обсуждение проблемы совпадения и несовпадения собственного мнения о себе с мнением окружающих Игра «Достоинства и недостатки», игра «Комплимент»11 |
Работа в мини-группах, во время которой школьники каждой группы представляют себя руководителем предприятия (например, торговли, транспорта, сферы обслуживания и т п ), который набирает персонал: каждая группа формулирует вопросы анкеты, которую они хотели бы предложить потенциальным работникам своей организации, и по возможности ранжируют вопросы по степени важности для представителя профессии этой сферы деятельности Обсуждение проблемы неравенства (гендерного, возрастного, расового) между людьми, претендующими на одну и ту же должность | ||
Первый опыт самопрезентации (3 ч) | Кому и когда важно презентовать себя На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить | Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу, при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении покупок и т п ) Ролевая игра «Первое знакомство»12, подводя итоги которой школьники вместе с педагогом формулируют перечень некоторых правил самопрезентации Индивидуальная работа, во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение пословицы «По одёжке встречают, а по … провожают», записывают его на стикере и прикрепляют листок со своей пословицей к школьной доске или стене Обсуждение вопроса о том, можно ли понять настроение, помыслы человека, анализируя его |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
позу, движения, выражение лица; что значат позы человека Обсуждение поз, которые располагают одного человека к другому; поз, которые вызывают желание побыстрее закончить общение; поз и жестов, которые ставят собеседника в неловкое положение Игра «Разгадай меня», во время которой учащиеся в парах пытаются узнать настроение, мысли друг друга по выражению лица, изгибу спины, жестам Прослушивание текста, который читает или пересказывает педагог, намеренно использующий слова-паразиты («так сказать», «как будто», «как бы», «понимаешь», «типа», «в принципе» и т п ), поиск слов-паразитов и обсуждение их влияния на восприятие говорящего; анализ детьми собственной речи и выявление в ней «слов-паразитов»; обсуждение причин их появления и способов избавления от них Участие в беседе о стилях в одежде Определение «писаных» и «неписаных» правил создания собственного визуального образа (чистота одежды, соотнесение со стилем поведения, «уличная», «школьная», «спортивная» и «рабочая» одежда) Просмотр и обсуждение слайд-шоу «Признаки стиля», которое педагог и/или группа детей подготовили к занятию Участие в мастер-классе по написанию резюме, проводимом приглашённым на занятие психологом или руководителем кадровой службы школы |
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч) | ||
Ошибки, которые мы совершаем (2 ч) | Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её последствия Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок | Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли Работа в парах: составление участниками списков ошибок, которые могут совершить и совершают выпускники в выборе профессии; соотнесение своих списков со списком, предложенным педагогом (выбор экзаменов, не соответствующих той деятельности, которой хочется заниматься в будущем; учёт только материальной составляющей профессии; выбор по аналогии с выбором близ- ких друзей; выбор престижной специальности, не имея к ней склонностей и т п ); обсуждение списков педагога и школьников Дискуссия «Надо ли исправлять ошибки» |
Я через 5, 10, 20, 50 лет (2 ч) | Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории собственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города | Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем Самостоятельная работа, в ходе которой школьники схематично изображают или записывают, какими они видят себя через 5, 10, 20 лет; затем записывают, какие основные события (успехи, неудачи) случились с ними до сегодняшнего дня: 2 года назад, 4 года назад, 8 лет назад Обсуждение того, повлияли ли эти события на то, что происходит с ними сегодня Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в реальный, и ка- |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
кие шаги для этого нужно предпринять Участие школьников в блиц-опросе о самых известных (знаменитых, успешных) людях разных профессий, о которых школьники знают (от известных физиков, изобретателей до лучшего кондитера или парикмахера города или посёлка) | ||
Большая профориентационная игра (4 ч) | Большая профориентационная игра как способ конструирования школьником собственного образовательного и профессионального маршрута Этапы проведения игры Цели и задачи игры | Участие школьников в беседе о предстоящей большой профориентационной игре, в ходе которой школьникам предстоит сделать 7 шагов (от ранжирования на первом шаге группы карточек «Кто», «Что», «Где», до взвешивания на седьмом шаге сформулированных вариантов выбора направленности будущей профессиональной деятельности) Обсуждение целей игры Участие в большой профориентационной игре Рефлексия хода и результатов игры13 |
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (14 ч) | ||
Учреждения сред- него профессионального образования нашего региона (2 ч) | Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после | Участие школьников в блиц-опросе о колледжах и техникумах, которые работают в регионе, о друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся Участие в беседе об учреждениях среднего профессионального образования, которые существуют в регионе Игра «Да-нет», в ходе которой педагог называет необычную про- |
окончания Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона | фессию, а школьники пытаются угадать, готовят ли таких специалистов учреждения СПО региона Беседа с директором колледжа (преподавателем), выпускником школы, который учится или учился в одном из колледжей региона Обсуждение методики подсчёта среднего балла аттестата при поступлении в колледж Подсчёт собственного среднего балла аттестата по итогам прошлого учебного года Участие в беседе о пред- стоящей экскурсии в колледж, составление перечня вопросов для руководителей колледжа Распределение обязанностей по подготовке и проведению экскурсии (выбор оптимального маршрута, выяснение правил прохода на территорию колледжа, организация питания во время экскурсии, фото- и видеосъёмка на территории колледжа, сбор информации для размещения на сайте школы и т д ) | |
Экскурсия в колледж (3 ч) | Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы, интервью | Участие в беседе с руководителями и студентами колледжа Интервью с руководителями колледжа, студентами Создание по окончании экскурсии авторских работ школьников к онлайн-вернисажу «Фотоколледж» |
Учреждения высшего профессионального образования нашего региона (2 ч) | Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности | Участие школьников в блиц-опросе о вузах, которые существуют в регионе, о родственниках, друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся Участие в беседе об учреждениях высшего профессионального образования, которые работают в регионе Игра «Да-нет», |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
трудоустройства после окончания вуза Встреча с представителями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы Поиск нужной ин- формации на сайтах вузов | в ходе которой педагог называет необычную профессию, а школьники пытаются угадать, готовят ли таких специалистов высшие учебные заведения региона Беседа с выпускником школы, который учится или учился в одном из вузов региона Поиск информации в Интернете о профессиональных судьбах выпускников, окончивших вузы региона Знакомство с понятием «проходной балл», с возможностями получить дополнительные баллы, необходимые для поступления в вуз Анализ сайта одного из вузов региона с целью обучения поиску информации для абитуриентов | |
Промышленные, научные, сельско- хозяйственные предприятия региона (2 ч) | Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с родителями школьников, работающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах | Знакомство с информацией педагога об основных предприятиях региона, интересных фактах и событиях, с ними связанных Участие в беседе с родителями школьников — представителями разных профессий, работающими на предприятиях региона Конкурс на лучший вопрос родителям о предприятии, профессиональном росте, требованиям к сотрудникам, динамике роста заработной платы и т п Участие школьников в блиц-опросе о предприятиях региона, которые они могут назвать Знакомство с информацией педагога о центрах занятости, бирже труда Групповая работа: поиск информации о вакансиях, заработной плате, условиях труда предложенной педагогом профес- |
сии (например, ландшафтного дизайнера, повара-кондитера, водителя) на одном из онлайн-ресурсов, где размещается информация о вакансиях (например, http://gotourl ru/13799) Участие в беседе о предстоящей экскурсии на производство, составление перечня вопросов для представителей предприятия Распределение обязанностей по подготовке и про- ведению экскурсии (выбор оптимального маршрута, выяснение правил прохода на территорию предприятия, организация питания, фото- и видеосъёмка на территории предприятия, сбор ин- формации для размещения на сайте школы и т д ) | ||
Экскурсия на производство (3 ч) | Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Мастер-класс/ тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вернисажу «Лучшая фотография с производства» | Экскурсия по одному из предприятий региона Участие в беседе с представителями предприятия о продукции предприятия, о социальных гарантиях сотрудникам, условиях труда, динамике заработной платы, карьерном росте, повышении квалификации, вакансиях, перспективах предприятия Участие в мастер-классе / работа на тренажёре Посещение музея предприятия Сбор информации для размещения на сайте школы, в социальных сетях |
Сам себе стартап (2 ч) | Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть ин- | Обсуждение вопроса о том, как и где можно реализовать свою потребность в литературном и художественном творчестве, изобретательстве, предпринимательстве (с привлечением информации о конкурсах, грантах, стипендиях, например, с сайтов http://gotourl ru/14318, http:// gotourl ru/14319) |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
тересны школьнику и которые могут помочь в запуске собственного стартапа | Знакомство с сайтом Министерства просвещения РФ, на котором можно получить информацию о проводимых олимпиадах и конкурсах, условиях участия в них и преимуществах, которые даёт успешное выполнение олимпиад разного уровня (http://gotourl ru/14320) | |
Раздел 6. Проба профессии (15 ч) | ||
Как «примерить» профессию (2 ч) | Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школь- ника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Профессиональная проба — что это такое | Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связанных с окончанием 9-ого класса Знакомство с интернет-ресурсами, позволяющими «примерить» профессию Прохождение те- стов для «примерки» профессии (например, сайт проекта «Билет в будущее» http://gotourl ru/14321 Обсуждение результатов «примерки» Беседа о профессиях, в которых можно себя по- пробовать до окончания школы Условия приёма на работу в 14, 15, 16 лет Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких профессиях можно себя попробовать на ближайших занятиях |
Профессиональная проба «Интервью» (4 ч) | Основные направления деятель- ности журналиста Жанры в журналистике Профессиональ- | Участие в беседе о профессиональной пробе «Интервью», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельно- |
ные качества и этика журналиста Особенности работы в периодической печати, особенности новостной информации и её виды Поиск информации и особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью Типы интервью: о событии, о личности, о мнении Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к публикации, комментарии | сти человека, работающего в сфере журналистики Составление перечня профессий, которыми владеют люди, работающие в сфере журналистики Прохождение пробы, в ходе которой школьники учатся вести поиск информации, необходимой для выполнения данного педагогом задания, а также оценивать её значимость и достоверность, анализировать и осмысливать события, происходящие в обществе, связи между ними и возможные последствия Школьники выполняют профессиональную пробу «Интервью15 на двух уровнях сложности | |
Профессиональная проба «Фитодизайн» (4 ч) | Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением Цели и задачи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурно-влажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость растений Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном | Беседа о профессиональной пробе «Фитодизайн», в ходе которой школьники узнают о специфике профессиональной деятельности в области растительного дизайна Составление перечня профессий, которыми владеют люди, работающие в сфере фитодизайна Прохождение профессиональной пробы по двум уровням сложности16 |
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
Профессиональная проба «Экспозиционер» (4 ч) | Основные сведения о сфере профессиональной деятельности экспозиционера Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в области музееведения, культурологии и истории искусства, способы их приобретения Группа профессий, связанных с музееведением | Участие в беседе о профессиональной пробе «Экспозиционер», в ходе которой школьники узнают о специфике профессиональной деятельности в музейной сфере Прохождение профессиональной пробы «Экспозиционер» по двум уровням сложности17 |
Подводя итоги (1 ч) | Итоги изучения курса внеуроч- ной деятельности «Профориентация» Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Профессиональная и образовательная траектория: версия 9 0 | Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…» Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогом и детьми во время занятий (экскурсий, профессиональных проб, групповой работы, игр и т п ) Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер деятельности Составление версии 9 0 (на момент окончания 9 класса) траектории профессионального и образовательного пути Благодарности друг другу за совместную работу |
Календарно-тематическое планирование. Кружок « Билет в будущее» 9б класс.
№п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения |
1 | Вводный профориентационный урок “Моя Россия – мои горизонты» | 1 | 6.09 |
2. | Урок профориентации Расширяем горизонты: сценарий и практики для всего класса
| 3 | 13.09 20.09 27.09 |
3. | Виртуальная выставка Интерактивное путешествие по профессиям отраслям | 2 | 4.10 11.10 |
4 | Онлайн- диагностика 1 этап «Понимаю» | 1 | 18.10 |
5. | Онлайн- диагностика 2 этап «Осознаю» | 1 | 25.10 |
6. | Профессиональные пробы в ОМК | 2 | 8.11 |
7. | Как «примерить» профессию | 1 | 15.11 |
8. | Профессиональная проба «Интервью» | 1 | 22.11 |
9. | Профессиональная проба «Фитодизайн» | 1 | 29.11 |
10. | Профессиональная проба «Экспозиционер» | 1 | 6.12 |
11. | Рефлексивный урок | 1 | 13.12 |
12. | Коммуникация | 1 | 20.12 |
13. | Моё личное пространство | 1 | 10.01 |
14. | Конфликт и негативные эмоции | 1 | 17.01 |
15. | Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала | 1 | 24.01 |
16. | Темперамент. Память. Внимание. Особенности мышления | 1 | 31.01 |
17. | Как узнать, какой я на самом деле | 2 | 7.02,14.02 |
18 | Секреты восприятия | 1 | 21.02 |
19. | Первый опыт самопрезентации | 1 | 28.01 |
20. | Ошибки, которые мы совершаем | 1 | 7.03 |
21. | Я через 5, 10, 20, 50 лет | 1 | 14.03 |
22. | Учреждения среднего профессионального образования нашего региона | 1 | 4.04 |
23. | Экскурсия в колледж | 1 | 11.04 |
24 | Учреждения высшего профессионального образования нашего региона | 1 | 18.04 |
25. | Промышленные, научные, сельскохозяйственные предприятия региона | 1 | 25.04 |
26. | Экскурсия на производство | 2 | 2.05,16.05 |
27. | Сам себе стартап | 1 | 23.05 |
28. | Подводя итоги | 1 | 23.05 |
34ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы «Становление личности будущего рабочего»
Программа воспитательной работы предназначена для учащихся СПО в группе по профессии"Слесарь по " КИП и А "Цель воспитательной программы: Создание условий для становления творческой, свободной социаль...
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее"
Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее" разработан по УМК С.И.Львовой Цель проекта: РАЗВИТИЕ творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соотв...
Рабочая программа проекта по географии для "Школы будущего десятиклассника" "Оценка туристических ресурсов Владимирской области""
Проект "Оценка туристических ресурсов Владимирской области" реализуется в рамках школьного лагеря "Школа будущего десятиклассника", расчитан на 5 часов. Цель курса: помочь школьникам с выбором профори...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения ...
Рабочая программа "Клуб будущих юристов"
Календарный тематический пландополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Клуб будущих юристов» на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа "Выбор будущей профессии"
Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя п...
Рабочая программа "Моя будущая профессия" предметная область Технология, для учащихся 8 -9 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Моя будущая профессия» основного общего образования разработана в соответствии c нормативными документами:Федеральный закон "Об образовании в ...