Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных"
рабочая программа
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение «Дружина юных пожарных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dyup.docx | 49.66 КБ |
dyup_chleny_komandy.docx | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №19 г.Улан-Удэ»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ Белявская Ю.Н. « »___________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №19 _____________ Хамнуев В.И. Приказ № ____ от «___» ____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по правилам пожарной безопасности
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
Составил: учитель английского
и китайского языков
Базарова Бэлигма Дондоковна
г. Улан-Удэ
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных» для 5-7х классов разработана на 3 года обучения, с учётом действующего учебного плана и структуры предмета и предполагает изучение предмета в объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), предназначена для ознакомления учащихся с ППБ, а также для приобретения ими умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Актуальность программы
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение «Дружина юных пожарных».
«Дружина юных пожарных»- детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Направленность программы социальная
Программа рассчитана на учащихся 5-7-х классов. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний. Форма обучения - групповая, состав группы постоянный.
Цели программы: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества;
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Объем программы:
Данная программа рассчитана на 3 года - 102 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1час). Количество воспитанников в дружине – 14 человек.
Формы и методы работы с обучающимися
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность обучающимся максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки. Формы и методы проведения занятий могут быть различными — викторины, игры, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия — промежуточную диагностику, по окончании учебного года — итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы курса.
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновения пожара;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Предметные результаты освоения программы курса.
- В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5.В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Формы подведения итогов:
- выставки детских рисунков и стенгазет по ППБ;
- занятия - викторины с включением игр;
- рейды отряда ДЮП;
- выпуски информационного листка;
- разработка памяток по ППБ;
- оформление противопожарного уголка.
Календарно-тематический план
1 год обучения (5 класс)
№ | Раздел программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | |||||
1 | ДЮП: цели и задачи пожарной охраны, знакомство с положением |
| лекция | 1 | ||
2.Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | лекция | 1 | ||||
2 | Тренинги по ПБ |
| беседа, тестирование | 1 | ||
3 | Что такое огонь? Тайны огня. Огонь – друг, огонь – враг. |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
4 | Отчего происходят пожары |
| лекция, беседа | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| практика | 1 | ||||
5 | Правила пожарной безопасности в школе и быту |
| лекция | 1 | ||
| практика | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| практика | 1 | ||||
6 | Осторожно, Новый год. |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| ролевая игра | 1 | ||||
7 | Пожарная техника |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| практика | 1 | ||||
8 | Огнетушители и их предназначение |
| лекция | 1 | ||
| практика | 1 | ||||
9 | Один дома |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
10 | Основы медицинских знаний. Ожоги. |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| деловая игра | 1 | ||||
11 | Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт |
| лекция, практика | 1 | ||
| практика | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
12 | Подготовка к городским мероприятиям по ППБ |
| экскурсия, игры-викторины, тестирование | 3 | ||
Итого: 34 часа |
Программа второго года обучения предусматривает усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся. Работа на новом этапе должна базироваться на имеющемся уже опыте, на поиске новых форм вовлечения детей в дело борьбы с пожарами, новых методов воспитательной работы с детьми. На втором году обучения уроки проводятся в онлайн режиме на платформе Zoom, также появляется работа с ИКТ.
Календарно-тематический план
2 год обучения (6 класс)
№ | Раздел программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | |||||
1 | История пожарной охраны России |
| лекция | 3 | ||
| онлайн-лекция на платформе Zoom | 1 | ||||
2 | Компьютерный рисунок |
| практика | 1 | ||
3 | Опасность пожара для жизни и здоровья людей |
| онлайн-лекция | 1 | ||
| онлайн-лекция | 1 | ||||
| онлайн-лекция | 1 | ||||
| онлайн-викторина | 1 | ||||
4 | Первичные средства тушения пожаров |
| онлайн-лекция, просмотр видео | 1 | ||
| онлайн-лекция | 1 | ||||
| онлайн-лекция | 1 | ||||
| онлайн-семинар | 1 | ||||
5 | Пожарные спешат на помощь |
| сюжетно-дидактическая игра | 1 | ||
| онлайн презентация | 1 | ||||
6 | Сигарета – яд и пожар |
| лекция, беседа | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| 1 | |||||
7 | Нет пожарам в Новый Год |
| викторина | 1 | ||
8 | Первая медицинская помощь |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| игра-соревнование | 1 | ||||
9 | Охрана лесов от пожаров |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| 1 | |||||
10 | Строевая подготовка |
| практика | 3 | ||
11 | Экскурсия по музею |
| экскурсия | 1 | ||
12 | Без паники! |
| сюжетная игра | 1 | ||
13 | Подготовка к городским мероприятиям по ППБ |
| игры-викторины, тестирование | 3 | ||
Итого: 34 часа |
Программа третьего года обучения усложняется, так как учащимся предстоит в течение года закрепить уже имеющиеся знания и передать свои знания, умения и навыки учащимся школы. Дружину ждёт пропагандистская и агитационная работа.
Календарно-тематический план
3 год обучения (7 класс)
№ | Раздел программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | |||||
1 | Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы пожарной охраны. |
| лекция | 2 | ||
| лекция, беседа | 2 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| ролевая игра | 1 | ||||
2 | Алгоритм действий при пожаре в транспортном средстве |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| практика | 1 | ||||
3 | Экскурсия |
| 1 | |||
| 1 | |||||
4 | Горит огнями новогодняя ёлка |
| семинар | 1 | ||
| практика | 2 | ||||
5 | Первая медицинская помощь |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| практика | 1 | ||||
6 | Знаки пожарной безопасности |
| лекция, беседа | 1 | ||
| практика | 1 | ||||
7 | Пропаганда и массово - разъяснительная работа в школе |
| 1 | |||
| 1 | |||||
8 | Составление презентации по пожарной безопасности |
| 1 | |||
| семинар | 1 | ||||
9 | Противопожарный режим в жилых помещениях |
| лекция | 1 | ||
| лекция | 1 | ||||
| лекция | 1 | ||||
| 1 | |||||
10 | Охрана леса. |
| 1 | |||
11 | Подготовка к городским мероприятиям по ППБ |
| игры-викторины, тестирование | 4 | ||
Итого: 34 часа |
Список литературы
- Беляков Г. И. Пожарная безопасность : учеб. пособие для вузов / Г. И. Беляков. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 143 с. - Серия : Специалист.
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
- Ратникова О. Д. Пожарная безопасность : учебное пособие для членов добровольных Дружин юных пожарных / О. Д. Ратникова, В. В. Володченкова, А. А. Чистякова, Н. В. Баранова. – М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017. – 181с., ил.
- Ронская П. И. Прометей: уроки пожарной безопасности. / П. И. Ронская, сост. /. Вып.2. – Улан-Удэ: Изд-во ГБУЗ РЦМП МЗ РБ им. В. Р. Бояновой, 2015. – 172 с.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О пожарной безопасности».
- Холщевников В. В. Эвакуация и поведение людей при пожарах : Курс лекций / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 237 с.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
- https://www.youtube.com/watch?v=y7mHP0ccibY – Волшебная книга МЧС
- http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
- https://www.youtube.com/watch?v=EVTLWNeqKks – Первичные средства пожаротушения
Предварительный просмотр:
Дружина юных пожарных
«Укротители огня»
Состав ДЮП МАОУ «СОШ № 19» на 2021-2022 учебный год
Руководитель ДЮП: Базарова Бэлигма Дондоковна, классный руководитель 7 «Е» класса
Члены ДЮП:
Нороев Максар – командир
- Андреев Артем
- Артемьев Илья
- Балданов Дондок
- Белобородов Павел
- Болонев Владислав
- Гармаев Аюр
- Жалсанов Артем
- Кондратьева Валентина
- Нихилеева Яна
- Нороев Максар
- Плюснина Аленна
- Сахияева Дарья
- Таюрская Есения
- Черниговская Сэсэг
- Цыденов Максим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Программа внеурочной деятельности " Юный пожарный"
Программа внеурочной деятельности " Юный пожарный" - социальное направление, расчитана на 32 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные пожарные"
Рабочая программа "ДЮП" для 5-6 классов...