План внеурочной деятельности. 1 класс. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
методическая разработка

Акишина Галина Александровна

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обе­с­пе­чи­вать­ся достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями):

  • воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,  некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneurochnoy_deyatelnosti_ovz-2_na_2021-2022_gg.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение к АООП образования

 обучающихся с УО (нарушением интеллекта)

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет школы

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

протокол № _ от __ ______ 20_ года

_________________________________

иерей Александр Лаврухин

«__» ________ 20_ года

 

 

 

 

 

ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1б КЛАССА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОВЗ

АНО СОШ «Димитриевская»

НА  2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка 

 

Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.

Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.  

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется  по соответствующим направлениям.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций.

 Виды совместной внеурочной деятельности подобраны с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий обеспечены условия, благоприятствующие самореализации и  успешной совместной деятельности для всех ее участников.  

 Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. 

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Основные направления и формы организации

внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3050 часов.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. 

Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять организационные формы её учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

Формы организации внеурочной деятельности в АНО СОШ «Димитриевская» определены: кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п).

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в том, что в ней могут быть созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Формы и способы организации внеурочной деятельности образовательной Организации определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,  некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность для обучающихся с ОВЗ организуется по 5 направлениям развития личности:

Социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

 Социальное направление

 

Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственного отношения к деятельности. 

 Задачи: 

 -формировать ответственное отношение к деятельности, социально- полезным делам и 

 проектам; 

 -умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении  учебных и учебно-трудовых знаний; 

 -формировать умения соблюдать порядок на рабочем месте; 

 -воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к 

 школьному имуществу, личным вещам; 

 -развивать  интерес и активное отношение к социальным проблемам города,  страны; 

 -формировать первоначальные навыки коллективной работы. 

         Социальное направление включает в себя проведение классных часов и бесед о роли труда и профессиях, в том числе востребованных в Москве; участие в трудовых акциях, классных и общешкольных мероприятиях экологической и социальной направленности, и др.

Спортивно-оздоровительное направление 

 

Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но вопросы духовного и

интеллектуального оздоровления школьника. 

         Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путѐм применения комплексного подхода к обучению здоровью.

Задачи: 

- сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: 

 физического, нравственного, социально- психологического; 

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда, творчества; 

 -развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в

спортивных соревнованиях; 

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; 

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни. 

         Спортивно-оздоровительное направление включает в себя динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях; беседы, классные часы с практическими заданиями по темам здоровьесбережения и др.

Нравственное  направление

 

Целью нравственного направления является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее  и         будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

         Задачи нравственного направления. 

 В области формирования нравственной культуры: 

 - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

 -укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, 

-внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; 

 -формировать основы нравственного самосознания личности, способность формулировать  собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль; 

 -сформировать нравственный смысл учения; 

 -формировать основы морали, необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки; 

 -принятие обучающимися  нравственных  ценностей,  национальных  и  этнических  духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; 

 -развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и 

настойчивости в достижении результата. 

 В области формирования социальной культуры: 

-формировать основы российской культурной и гражданской идентичности;

-воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 -формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

 -становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных

ориентаций;

-формировать уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

         В области формирования семейной культуры:

- формировать отношения к семье как основе российского общества;

- формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-познакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Нравственное направление включает в себя беседы об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, о государственной символике России; экскурсии по родному краю; проведение конкурсов, викторин, бесед нравственной и гражданской направленности, концертов, фестивалей, смотров патриотической песни, посещение музеев и др.

Общеинтеллектуальное направление

 

Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности школьника. 

Целью общеинтеллектуального направления является формирование у школьников опыта  продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как  общественной и личностной ценности.

 Задачи:

-способствовать         полноценному развитию         у         обучающихся опыта организованной познавательной и научно-исследовательской деятельности;

 -способствовать развитию умения добывать знания и умения использовать их на практике;

 -стимулировать развитие потребности в познании;

 -формировать навыки работы с различными формами представления информации.

         Общеинтеллектуальное направление включает в участие в олимпиадах разного уровня, проведение игр, викторин, учебных встреч, конкурсов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления обучающихся по различным

предметным областям и др. 

 

Общекультурное направление

 

Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество.

Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи: 

 -расширять общий и художественный кругозор обучающихся, общую культуру, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса; 

-развивать творческие способности, фантазию, воображение через знакомство с различными  областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство; 

 -формировать способность формулировать собственные эстетические предпочтения; 

 -формировать представление об искусстве народов России; 

 -развивать интерес  к  чтению,  произведениям  искусства,  спектаклям,  концертам,  выставкам, музыке; 

 -формирование стремления к опрятному внешнему виду. 

         Общекультурное направление включает в себя участие в выставках, фестивалях художественного творчества, подготовку и организацию концертных номеров для мероприятий школьного, муниципального уровня; организация театральных постановок по литературным произведениям; вокальное выступление; экскурсии в музей, посещение театров.

 

                 Годовой план организации внеурочной деятельности в 1 классе

Направление

Наименование видов деятельности

Дата

Ответственные

Социальное

Участие  в трудовых акциях, классных и общешкольных мероприятиях экологической и социальной направленности, и др.

По плану школы в течение учебного года

Классный руководитель

Классные  часы и беседы о роли труда и профессий, в том числе востребованных в Москве

Среда

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное

Подвижные

игры на свежем воздухе. Весёлая лыжня.

Лыжные гонки.

Спортивный игры.

Общешкольные соревнования.

Спортивные праздники, посвященные Дню

здоровья.

Весёлые старты.

Четверг , в течение учебного года

Учитель физической культуры

Посещение спортивных секций (по состоянию здоровья).

В течение учебного года

Родители (законные представители)

Классные часы  и беседы по теме здоровьесбережения.

Среда

Классный руководитель

Динамические  паузы во время перемен

Перемены

Классный руководитель

Нравственное

Беседы  об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, о государственной символике России. Экскурсии  по родному краю.

Проведение конкурсов, викторин, бесед нравственной и гражданской направленности, концертов, фестивалей, смотров патриотической песни, посещение музеев, выставок и др.

В течение учебного года

Классный руководитель

Классные часы  и беседы по данной тематике.

Среда

Классный руководитель

Общеинтеллектуальное

Участие в олимпиадах разного уровня, проведение игр, викторин, учебных встреч, конкурсов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления обучающихся по различным

предметным областям.

В течение учебного года

Классный руководитель

Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры.

Среда

Классный руководитель

Общекультурное

Посещение выставок,

музеев, экскурсий.

В течение учебного года

Кл. руководитель

Участие в выставках, фестивалях художественного творчества.

Участие в подготовке и организации концертных номеров для мероприятий школьного; организация театральных постановок по литературным произведениям; вокальное выступление; экскурсии в музей, посещение театров.

В течение учебного годаа

Классный руководитель

Тематические классные часы

Среда

Классный руководитель

Посещение кружков: музыкальных, театральных, танцевальных и др. (по состоянию здоровья).

В течение учебного года

Родители (законные представители)

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Олимпиадные задания по биологии  для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....