План внеурочной деятельности. 1 класс. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
методическая разработка
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vneurochnoy_deyatelnosti_ovz-2_na_2021-2022_gg.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования
обучающихся с УО (нарушением интеллекта)
«Согласовано» | «Утверждаю» | |
Педагогический совет школы | Директор АНО СОШ «Димитриевская» | |
протокол № _ от __ ______ 20_ года | _________________________________ | |
иерей Александр Лаврухин | ||
«__» ________ 20_ года |
ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1б КЛАССА
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
АНО СОШ «Димитриевская»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций.
Виды совместной внеурочной деятельности подобраны с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий обеспечены условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Основные направления и формы организации
внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3050 часов.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.
Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять организационные формы её учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.
Формы организации внеурочной деятельности в АНО СОШ «Димитриевская» определены: кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п).
Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в том, что в ней могут быть созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Формы и способы организации внеурочной деятельности образовательной Организации определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании возможностей обучающихся, запросов родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся с ОВЗ организуется по 5 направлениям развития личности:
Социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Социальное направление
Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственного отношения к деятельности.
Задачи:
-формировать ответственное отношение к деятельности, социально- полезным делам и
проектам;
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых знаний;
-формировать умения соблюдать порядок на рабочем месте;
-воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, личным вещам;
-развивать интерес и активное отношение к социальным проблемам города, страны;
-формировать первоначальные навыки коллективной работы.
Социальное направление включает в себя проведение классных часов и бесед о роли труда и профессиях, в том числе востребованных в Москве; участие в трудовых акциях, классных и общешкольных мероприятиях экологической и социальной направленности, и др.
Спортивно-оздоровительное направление
Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но вопросы духовного и
интеллектуального оздоровления школьника.
Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путѐм применения комплексного подхода к обучению здоровью.
Задачи:
- сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья:
физического, нравственного, социально- психологического;
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда, творчества;
-развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Спортивно-оздоровительное направление включает в себя динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях; беседы, классные часы с практическими заданиями по темам здоровьесбережения и др.
Нравственное направление
Целью нравственного направления является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи нравственного направления.
В области формирования нравственной культуры:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
-укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях,
-внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-формировать основы нравственного самосознания личности, способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
-сформировать нравственный смысл учения;
-формировать основы морали, необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки;
-принятие обучающимися нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
-развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
-формировать основы российской культурной и гражданской идентичности;
-воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
-формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
-становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных
ориентаций;
-формировать уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формировать отношения к семье как основе российского общества;
- формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-познакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Нравственное направление включает в себя беседы об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, о государственной символике России; экскурсии по родному краю; проведение конкурсов, викторин, бесед нравственной и гражданской направленности, концертов, фестивалей, смотров патриотической песни, посещение музеев и др.
Общеинтеллектуальное направление
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности школьника.
Целью общеинтеллектуального направления является формирование у школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности.
Задачи:
-способствовать полноценному развитию у обучающихся опыта организованной познавательной и научно-исследовательской деятельности;
-способствовать развитию умения добывать знания и умения использовать их на практике;
-стимулировать развитие потребности в познании;
-формировать навыки работы с различными формами представления информации.
Общеинтеллектуальное направление включает в участие в олимпиадах разного уровня, проведение игр, викторин, учебных встреч, конкурсов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления обучающихся по различным
предметным областям и др.
Общекультурное направление
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество.
Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи:
-расширять общий и художественный кругозор обучающихся, общую культуру, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса;
-развивать творческие способности, фантазию, воображение через знакомство с различными областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство;
-формировать способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
-формировать представление об искусстве народов России;
-развивать интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-формирование стремления к опрятному внешнему виду.
Общекультурное направление включает в себя участие в выставках, фестивалях художественного творчества, подготовку и организацию концертных номеров для мероприятий школьного, муниципального уровня; организация театральных постановок по литературным произведениям; вокальное выступление; экскурсии в музей, посещение театров.
Годовой план организации внеурочной деятельности в 1 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...
Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.
- Цель презентации, уточнить знания обучающихся о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5-9 класса...