Совершенствование профориентационной работы – важнейший фактор профессионального самоопределения личности.
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья посвящена проблеме совершенствования профориентации среди обучащихся и интегрированию новых форм и методов работы с использованием электронных технологий в эту деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
IMPROVING CAREER GUIDANCE IS AN IMPORTANT FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY.
Иванова Юлия Евгеньевна, Россия, г. Пикалево
Ivanova Julia Evgen’evna, Russia, Picalyevo
Аннотация: статья посвящена проблеме совершенствования профориентации среди обучащихся и интегрированию новых форм и методов работы с использованием электронных технологий в эту деятельность.
Ключевые слова: IT-технологии, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, технологии профессиональной ориентации.
Key words: IT technologies, professional orientation and its technologies, professional self-determination, choosing a profession.
За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в иных условиях. Исчезла обязательная система распределения выпускников в вузах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному будущему. Появилась необходимость планирования карьеры, и этот процесс следует начать еще со школьной скамьи.
Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Во-первых, нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В этом могут помочь профориентационные тесты. Во-вторых, следует правильно оценить свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры. В-третьих, нужно учесть конъюнктуру рынка труда и ее ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности. В-четвертых, нужно исходить из реальных возможностей получения образования.
В основе эффективной жизнеспособности любой образовательной организации лежит профессиональная ориентация среди обучащихся школ, профессиональных училищ и колледжей для формирования личностных качеств абитуриентов, необходимых для выбора профессии и достижения профессионального и социального успеха.
Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
По последним статистическим данным более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности. Как показывает практика, решающим фактором при выборе профессии традиционно является мнение семьи, учителей, близкого окружения [2].
Напрашивается вывод, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы или работают неэффективно. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.
Проблемы профориентации растут, но и расширяются её возможности. Задача всех специалистов, работающих в этом направлении, заключается в повышении мотивации обучащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.
На сегодняшний день абсолютное большинство образовательных учреждений имеют свои собственные странички в сети Internet, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем, либо по базам данных на образовательных порталах.
Использование глобальной сети резко повышает внимание молодых людей к образовательным учреждениям, увеличивает интерес к профориентации в целом. Наличие собственного сайта (web-страницы, web-ресурса) позволяет учреждению оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, проводить конференции (вплоть до видеоконференций), осуществлять обратную связь, публиковать пресс-релизы и проводить рекламные акции. В перспективе возможно создание электронной энциклопедии, «музеев профориентации», проведение различных мероприятий непосредственно в сети. Именно на персональном сайте образовательного учреждения можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, подготавливаемых профессиях и специальностях, дополнительных образовательных услугах и другое.
Использование этих ресурсов помогает молодым людям и их родителям определиться с выбором будущей профессии.
Узким местом профориентационной работы было её методологическое оснащение. Сегодня широко внедряются новые методики, например, использование игровых технологий для профориентационной работы в виде тренажеров и симуляторов. Попробовав на себе ту или иную роль, молодой человек может понять, справится ли он с ней в реальной жизни.
Также существует возможность организации различных профориентационных мероприятий, так или иначе связанных с применением технических новинок, в школах. Благодаря применению ИКТ, образовательные учреждения могут проводить конкурсы среди будущих дизайнеров, архитекторов, монтажников, продавцов, программистов и т.д. с целью выявления и поддержки талантливой молодежи в области избранной сферы деятельности, пропагандируя тем самым возможности информатизации в той или иной профессии.
Появилась возможность создания комплекса программ (тестов), направленных на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик абитуриентов. Так, комплекс Effecton Studio, представленный на сайте http://www.effecton.ru, содержит демо-версии тестов для выявления профессиональных способностей как учащихся, так и студентов. Методики позволяют определить личностные особенности тестируемых для учета требований, предъявляемыми профессиями к человеку.
Использование информационных технологий в профориентационной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес молодежи к компьютерным технологиям:
• помогает формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
• даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
• формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
• помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.
Таким образом, современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Internet для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
В первую очередь при организации профориентационной работы необходимо разработать технологии, формы и методы социального партнерства вуза с общеобразовательными школами, учреждениями среднего профессионального образования, с центрами занятости населения и потенциальными работодателями вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть использование сквозных технологий сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях образования:
- технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность обучающихся и др.);
- технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии, социально-психологические тренинги, социальные и культурные практики и др.);
- практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора (профессиональные пробы, проектная деятельность обучающихся , мастер-классы и др.);
- технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное Портфолио).
Рассматривая практикоориентированность процесса сопровождения профессионального самоопределения, следует отметить, что практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности, основанной на «усвоении материала». Поэтому важно вовлечение обучающихся в систему практикоориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению, введение в повседневную образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима развернутая система профессиональных проб (игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы). Работа по организации профессиональных проб требует налаживания социального партнерства школ, ПОО, вузов и предприятий «реальной сферы».
Формы и методы сопровождения профессионального самоопределения:
- педагогические (подготовка педагогов к осуществлению сопровождения);
- организационные (взаимодействие ПОО/ООВО с ООО при организации профильного обучения школьников в рамках системы непрерывного профессионального образования, разработка интегрированных учебных планов, программ профессиональных проб, развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам (сетевое взаимодействие с ПОО, предприятиями и организациями), Портфолио, проекты и др.);
- психологические (направления: психологическая диагностика профессионального самоопределения обучающихся, консультации; формы и методы: тренинги, ролевые и деловые игры, ТРИЗ и др.).
Говоря о технологиях профориентации, следует выделить следующие технологии/формы/методы осознанного выбора: портфолио, мозговой штурм, дискуссия, деловая/ролевая игра, метод проектов, метод личного примера, метод проб и ошибок, метод подбрасывания идей, метод вопросов, методы аналогий и ассоциаций, эмпатии, смекалки, метод функционального анализа, методы развития творческого воображения, методы синхронизации работы полушарий, беседа, поручения…
К технологиям планирования карьеры относят:
1. Тестирование
2. Консультирование
3. Тренинг, деловая/ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, проекты и др.
4. Портфолио
В профориентации используют следующие группы форм и методов [1]:
1. Основные, ознакомительные:
- встречи со специалистами,
- просмотр и обсуждение телевизионных передач,
- выставки передового опыта,
- экскурсии на предприятия и в учебные заведения,
- информационные уроки для 6-9 классов (теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии и др.),
- уроки в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, демонстрация практических умений.
2. Активизирующие деятельность:
- индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,
- конкурсы для выявления склонностей,
- вечера техники, книги, математики…
- недели искусства, техники…
- клуб будущих специалистов,
- кружки технического творчества,
- молодежные объединения,
- школьные трудовые объединения.
3. Методы изучения личности:
- беседа (целенаправленная, индивидуальный подход, педагогический такт, ознакомление с профессиями, выявление мотивов и причин, затрудняющих выбор),
- анкетирование,
- наблюдение,
- анализ результатов деятельности (дневник, школьный журнал успеваемости, сочинение, тетрадь с высказываниями, личное дело, медицинское обследование)
- метод экспертов (обобщение высказываний друзей, учителей, родителей)
- метод обобщения независимых характеристик (рекомендации родителей, знакомых по выбору)
- педагогический эксперимент.
Выбор форм и методов профориентационной работы зависит от ступени образования и задач профессионального самоопределения. Например, на ступени среднего (полного) общего образования можно поставить следующие задачи:
- уточнение профильного выбора; проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута; знакомство со специфическими особенностями выбираемых профессий/специальностей и направлений подготовки.
- формирование ценности самообразования и саморазвития.
Для достижения этих задач предлагаются следующие средства:
- использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов.
- система профильных элективных курсов.
- специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование).
- внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).
На ступени среднего и высшего профессионального образования можно поставить следующие задачи профессионального самоопределения:
- уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии.
- обеспечение перехода из социальной роли и личностной позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника», формирование профессионально-трудовой самостоятельности.
- формирование ценности профессионального самообразования и саморазвития.
Для достижения этих задач предлагаются следующие средства:
- насыщение образовательного процесса (образовательной среды) профессиональным контекстом.
- курс «введение в специальность» (на первом году обучения).
- система индивидуальных и групповых консультаций.
- знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.
- знакомство с корпоративной культурой предприятий-партнеров, введение ее элементов в образовательную среду.
- обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения.
К современным формам и методам профориентационной работы относят следующие:
- внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;
- разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;
- организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;
- курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий – менеджменту, маркетингу, рекламе;
- психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.
Правильно выбранная профессия способствует удовлетворенности процессом труда и его результатами, дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления своих жизненных планов [3].
Таким образом, внедрение информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии помогает существенно повысить эффективность профориентационной работы.
Литература:
- Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с: ил. — (Б-ка учителя труда); с.27-55. Журнал «Школа и производство».
- http://proekt-pro.ru/project/company/news/737
- http://www.profguide.ru/test/category/proforient/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Контрольная работа "Психические процессы, важные для профессионального самоопределения" 9 класс
Проверка знаний по теме «Психические процессы, важные для профессионального самоопределения»...
Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...
К вопросу о совершенствовании гибкости как важнейшего фактора повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, в...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...