Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.
статья (9 класс) по теме
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Главная цель профессиональной трудовой адаптации – это успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2013-2014_metod._obed.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 городского округа Тольятти
ТЕМА ДОКЛАДА:
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ».
учитель профессионального трудового обучения:
Артюшина Ольга Александровна
2013-2014у.г.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Главная цель профессиональной трудовой адаптации – это успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение.
Наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед учителем ставится ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.
Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является проектная деятельность.
Метод проекта характеризуется как:
– личностно – ориентированный;
– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
– построенный на принципах проблемного обучения;
– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально – волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.
Проектный метод – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, проект ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую и индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность учителя играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого – педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно – поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития не могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием. Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.
Также мне, как учителю необходимо тщательно продумать этапы работы над проектом, четко запланировать всю работу и руководствоваться рядом требований, а именно:
- комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение года;
- соответствие уровню подготовки уч-ся их индивидуальным, возрастными и физиологическим, возможностям;
- соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских;
- политехническая направленность;
- общественно полезная и личностная значимость;
- обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда;
- учет интересов детей (занимательность);
- творческая направленность;
- рациональность технологии, экономичность и соответствие требованиям дизайна.
Мои функции как учителя заключаются в:
- помощи в подборе тем проекта;
- наблюдение за ходом работы учащихся;
- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебной трудовой деятельности;
- поддержание рабочей обстановки в классе;
- оценке учебной трудовой деятельности на каждом этапе.
От учащихся проектная работа требует изучение структуры предприятий разных видов собственности, работы предприятий, производства и сбыта продукции, понятия о бизнес-плане, выполнении элементарных экономических расчетов. Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках я стараюсь постепенно вводить экономические понятия (раздел реклама).
В этом году планирую с 8 классом разработать групповой проект– предприятия по профилю (ученического ателье). Эта работа поможет сформировать профессиональное определение учениц в новых социально-экономических условиях, даст дополнительную информацию по экономическим вопросам, приблизит работу учащихся к реальным производственным условиям.
Конечно, наши выпускники не станут модельерами и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ТСТиП)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение проектной деятельности на уроках профессионального трудового обучения трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. Поэтому так важно формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска учащихся из стен школы. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
Только учитывая особенности интересов и увлечений каждой ученицы, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ОВЗ, при этом имея в виду трудности, с которыми встречаются дети при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению на уроках профессионального трудового обучения посредством проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА
Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...
Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.
Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...