Классный час на тему "Экология"
классный час (7 класс)

Классный час посвящен экологической загрязненности планеты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsek_klassnogo_chasa_na_temu_ekologiya.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект классного часа по экологии для 7 класса

 

 

 

 

Разработала и провела:

классный руководитель

7 Б класса

Дашеева Н.С.

 

 

 

 

2021г 

Конспект классного часа по экологии для 7 класса

Классный час посвящен проблеме экологической загрязненности планеты.

Это мероприятие можно провести в апреле-мае, когда в России проходят дни экологической безопасности. В эти дни уместно будет напомнить детям еще одну дату: 5 июня - Всемирный день окружающей среды.

Цели: углубить представление детей об экологической безопасности; способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру; формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность; побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе; способствовать формированию активной общественной позиции. Подготовительная работа:

1. Поручить 2 ученикам выяснить значение слова «экология» и провести словарную игру (материал в тексте сценария).

2. Назначить 2 учеников на роли экспертов, которые расскажут об экологическом загрязнении Земли (материал в тексте сценария).

Оформление:

• картины природы, фото, плакаты экологического содержания, поделки;

• на доске - эпиграф к уроку: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется» (Ф. Бэкон).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация «Бабочка».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

1. Информационная минутка «Что такое экология?».

2. Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?».

V. Информационный блок «И станет мачехой Земля».

VI. Деловая ситуация «Экологический рейд».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Экологическая катастрофа - так называют экологи то, что происходит сейчас на земном шаре. Тема нашего классного часа звучит как угроза и как предостережение: наша прекрасная планета Земля, мать всего живого, может превратиться в злую мачеху и жестоко отплатить своим детям за все, что они с ней сделали.

II. Проблемная ситуация «Бабочка»

Классный руководитель. У американского писателя- фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего классного часа.

Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путевку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты - не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.

«Мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, - говорил инструктор. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!» Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а с ними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.

«И вот итог, - продолжает инструктор, - через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон... Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет».

Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в свое время, застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации?

Примерные ответы детей:

- Может быть, этого нельзя доказать.

- Наверное, нет, потому что лисы могут есть не только мышей, но и других животных.

- И львы едят не только лисиц, древние люди охотились и на мамонтов, и на других животных.

- Писатель просто преувеличил опасность, чтобы заставить нас задуматься.

- Может быть, цивилизация и не погибнет, но вымрут другие животные, это точно.

Классный руководитель. Хорошо, но наше время тоже когда-нибудь станет будущим. Думают ли о нем современные люди? Как мы относимся к природе?

Примерные ответы детей:

- Очень плохо. Воздух отравляют заводы, машины, самолеты.

- Вода в реках отравлена заводскими стоками, канализацией, в городах уже продают питьевую воду.

- Фрукты, овощи насыщены нитратами.

- Земля отравлена, можно отравиться даже съедобными грибами.

Классный руководитель. Давайте вернемся к рассказу

Рея Брэдбери. У вас не возникло вопроса: а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?

(Дети высказывают фантастические предположения.)

Если вы не читали этот рассказ, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма отправляла в прошлое агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на динозавре метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до его естественной смерти. Потом еще и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно все: машина, одежда охотников, их дыхание - все было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух даже бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?

Примерные ответы детей:

- Да, они все предвидели, не нарушали равновесия в природе.

- Это варвары, которые думали только о доходах, потому что всего предвидеть невозможно, они же не могли знать, что кто-то раздавит бабочку.

- Они должны были спросить разрешения у всех людей, потому что эта охота может повлиять на их жизнь. Но я бы не разрешила этой фирме организовывать путешествие в прошлое.

- Можно было организовывать такие путешествия, только нужно было все продумать.

IV. Словарная работа

1. Информационная минутка «Что такое экология?»

Классный руководитель. Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (имена, фамилии).

(Два ученика выходят к доске, дают определение слова «экология».)

Ученик 1. Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово предложи в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.

Ученик 2. В словаре Ожегова дается такое определение: «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Ученик 1. Экологический - значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.

2. Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»

Ученик 1. А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?». В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть класса («Север» - «Юг» или «Запад» - «Восток»).

Ученик 2. Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический».

Ученик 1. Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Ученик 2. Внимание, начинает команда (название)1.

Дети поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников следит за игрой, другой записывает на доске очки (1 -О, 1-1 ит. д.).

Примеры словосочетаний

• Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.

• Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.

• Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

Ученик 1. Гонг! Время истекло, в игре победила команда (название).

V. Информационный блок «И станет мачехой Земля»

Классный руководитель. Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

Вот результаты нашей экологической экспертизы. С ними вас познакомят (имена, фамилии).

(К доске выходят 2 эксперта, по очереди сообщают о результатах своей экспертизы.)

Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около б млн гектаров.

Эксперт 2. Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.

Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн гектаров.

Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн гектаров леса.

Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Эксперт 1. Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 г. сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.

Эксперт 2. Создается угроза существованию самого человека.

Эксперт 1. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.

Эксперт 2. Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.

Эксперт 1. С 70-х гг. XX в. на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

Эксперт 2. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.

Эксперт 1. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.

Эксперт 2. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Эксперт 1.Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

(Эксперты садятся на свои места.)

VI. Деловая ситуация «Экологический рейд»

Классный руководитель. Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем городе и вы проводите

свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?

Примерные ответы детей:

- Мусорные свалки возле домов.

- В речку из канализационной трубы текут стоки.

- Вырубили парк, на его месте строят супермаркет.

- Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.

- Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.

- На пляжах оставляют мусор, битое стекло.

- Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд мыльную воду.

- Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.

- Наказал бы руководителей города.

- Оштрафовал бы дворников, хозяев домов.

- Наказал бы родителей.

- Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.

Классный руководитель. Спасибо участникам рейда за активную работу. Может быть, когда у нас появится экологическая полиция, и вам найдется в ней место.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Тысячи лет человек покорял природу, и вот результат: мы как бы переселились на другую, более жестокую планету, лишь внешне похожую на Землю, где миллионы лет формировался наш организм. «Знания - сила» - так утверждал видный английский мыслитель Френсис Бэкон. Он считал, что задача человека - покорить природу. Но он же сказал еще одну замечательную фразу. Ее я взяла в качестве эпиграфа к нашему классному часу: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор - жалость, обиду, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?

Примерные ответы детей:

- Чувство жалости к нашей планете.

- Чувство возмущения: ради денег, доходов люди готовы погубить всю планету.

- Чувство тревоги: очень много вреда человек причинил природе.

- Есть надежда, что люди одумаются и начнут исправлять свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...