Добросердечность и милосердие - нравственные качества человека
методическая разработка (5 класс)
Разобрать с учащимися такие понятия, как нравственность, добросердечность и милосердие. Развивать умение в разных жизненных ситуациях поступать нравственно. Прививать нормы нравственного поведения в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
milos._i_dobro._-_kopiya.docx | 27.18 КБ |
prezent._dobrozh._i_miloserdie.pptx | 875.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Добросердечность и милосердие – нравственные качества человека»
Цели:
Образовательная: разобрать с учащимися такие понятия, как нравственность, добросердечность и милосердие.
Развивающая: развивать умения учащихся в разных жизненных ситуациях поступать нравственно.
Воспитательная: прививать учащимся нормы нравственного поведения в обществе.
Ход урока.
Звучит музыка «Каждое утро, встречая зарю…» ( Видеоклип )
1. Вступительное слово воспитателя (Слайд 1)
Добрый вечер ребята! мы собрались с вами в этом зале, большой, дружной семьей, чтобы побеседовать о таких важных понятиях как нравственность, добросердечность и милосердие. Конечно, прежде чем о них говорить, надо знать, что они обозначают.
Обращаясь к словарю С.И.Ожегова (Слайд 2) мы читаем:
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Добросердечный – человек, обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Откуда взялись эти правила и где записаны? (Слайд 3)
Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в нем и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком.
2. Работа над заповедью Библии « Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Воспитатель:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» одна из главных нравственных истин. Кто же тот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, с которым ты связан родственными узами или симпатиями? Да, но не только. Ближний — это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от нуждающегося и просящего, проявить милосердие является одной из важнейших общечеловеческих добродетелей. Милосердный человек обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: бедный это или богатый, добрый или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Он дарит любовь, не надеясь на благодарность и не ожидая ее, и, оказывая помощь, испытывает радость уже от того, что дает. Деяние добра для него становится нормой. Человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.
Ребята, вы, наверное, все со мной согласитесь, что нравственные качества прививают человеку в первую очередь в его семье.
3. Вот послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (Слайд 4)
Иллюстрация к рассказу (Слайд 5)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. (Слайд 6) Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят муж с женой дома и смотрят, сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
- Что же ты, Миша, делаешь?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Воспитатель: - Скажите, какой урок преподал Миша своим родителям ?
(Об уважительном отношении младших к старшему поколению. Об отношениях между стариками и их детьми.) Отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко.
« Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» Так записано в Библии , Ветхий Завет (Слайд 7)
4. Сейчас вы посмотрите сценку Л.Сорокина « Помощник»» (Слайд 8)
Автор: «Вова плачет тонко-тонко»
И глаза трёт кулаком
Вова: Я вам вовсе не девчонка,
Не пойду за молоком!
Автор: Мама смотрит без улыбки
Мама: Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять!
Автор: Постоял, подумал он
Вова: Ну, давай уж твой бидон.
Автор: Вове грустно и обидно
Он шагает стороной
Вова: Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Автор: Дядя с длинными усами
Высоченный, как отец
Улыбнулся…
Дядя: Видно маме помогаешь, молодец!
Автор: Тётя девочке в панаме
Говорит:
Тётя: Бери пример!
Помогает мальчик маме,
Настоящий джентльмен!
Автор: И уже не стороной
Вова гордо шёл домой.
Хоть по лестнице скакал
Молока не расплескал.
Вова: Мама, что ещё купить?
Я могу сейчас сходить!
Воспитатель: Ребята, кто же помог Вове правильно оценить своё поведение?
5. Видеофильм « Бумеранг Добра»
Воспитатель: сделать вывод. Через какой поступок добро вернулось к мальчику?
6. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами. (На Слайде 9 пословицы без окончания). Задача детей составить пословицы, используя подсказки. Дети зачитывают пословицы.
- Худо тому…(добрый ответ),
- На добрый привет…(кто добро не делает никому),
- Про доброе дело…(на добрые дела),
- Жизнь дана…(дурное на ум не пойдёт),
- Учись доброму…(а зло забывай),
- Добро помни…(говори смело),
- Не одежда красит человека…(а его добрые дела)
(Проверка пословиц ) (Слайд 10)
7. Давайте, поиграем. (Слайд 11) Я буду называть поступок, а вы будете хлопать, если вежливо и топать, если не вежливо.
* Поздороваться при встрече?
* Толкнуть, не извиниться?
* Помочь подняться упавшему?
* Не уступить место старшему в автобусе?
* Громко кричать в школе?
* Переговариваться с мамой?
* Поблагодарить бабушку за пирог?
* Обижать котёнка?
* Пожелать спокойной ночи брату?
Молодцы, ребята. Я вижу, что вы вежливые и добрые.
8. «Копилка добрых поступков».
В наше время, человек не всегда может нести в себе доброту, уметь отказаться от каких-то благ, ради другого человека или животного. Как вы думаете, быть добрым легко? (ответы детей). Я предлагаю вам посмотреть видео фильм « Невероятный поступок бездомного»
Ребята, когда вы смотрели фильм, что вы чувствовали? (Ответы детей). Как поступил бездомный человек? А были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому-то помогли? (Ответы детей). Ребята, о человеке судят по его поступкам. Нельзя быть равнодушным к беде других людей, к беде животных. Если поможешь ты, тогда помогут и тебе. Человек должен всегда помочь своему другу, а также незнакомому в беде.
9. Какие качества определяют доброту? Попробуйте составить сложные прилагательные, используя слова. (Слайд 12)
- добро и дело (добродетельный);
- добро и душа (добродушный);
- добро и желать (доброжелательный);
- добро и порядок (добропорядочный);
- добро и сердце (добросердечный);
- добро и совесть (добросовестный).
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
10. В продолжении нашего разговора о главной заповеди Библии « Возлюби ближнего своего, как самого себя», хочу прочитать стихотворение О. Высотской «Ёжик» (Слайд 13)
(Воспитатель читает стихотворение).
Сережа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девочки просят: — Ежик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем:
Сидит; не говорит ни с кем.
Сережа, взять в кино билет? —
А он сердито буркнет: — Нет.
А на коньках пойдешь кататься?
Нет, мама будет волноваться.
И вот уже под Новый год
Узнали об Еже,
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она,
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: «Мы ему
Всей звездочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно!
А здесь, в пакетике,— пшено!
Давай готовить ужин! —
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй, с целым светом!..
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
Воспитатель: К чему призывает вас автор стихотворения? Какие качества человека вы можете назвать нравственными, а какие безнравственными?
Воспитатель: В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (ответы детей).
11. Предлагаю посмотреть видеоролик « Добрые дела».
Ребята, будьте всегда добросердечны, милосердны ко всем окружающим, дарите тепло своей души и тогда вас всегда будут любить и уважать. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых. Идите всегда дорогою Добра. Я благодарна вам всем за доброе общение. Спасибо.
(Слайд 14)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Добросердечность – человек, обладающий добрым сердцем, ласковый , участливый . Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. С.И. Ожегов 2
Возлюби ближнего своего, как самого себя 3
4
5
6
7
8
« Народная мудрость» Худо тому…… (говори смело) На добрый привет……( на добрые дела) Про доброе дело….(кто не делает добра никому) Жизнь дана…(добрый ответ) Учись доброму…(а зло забывай) Про добро помни…(дурное на ум не пойдет) Не одежда красит человека…(чем злым) Лучше быть добрым….(а его добрые дела) 9
МОЛОДЦЫ,БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Худо тому – кто не делает добра никому На добрый привет – добрый ответ Про доброе дело – говори смело Жизнь дана – на добрые дела Учись доброму – дурное на ум не пойдёт Про добро помни , а зло забывай Не одежда красит человека, а его добрые дела Лучше быть добрым, чем злым 10
11
Составь слово Добро и дело Добро душа Добро и желать Добро и порядок Добро и сердце Добро и совесть 12 добродетельный добродушный доброжелательный добропорядочный добросердечный добросовестный
Составь слова 13
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....
Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....
Классный час "Патриотизм - одно из духовно-нравственных качеств человека"
Тема классного часа является актуальной, так как воспитание патриотических чувств является одним из главных составляющих воспитания высоконравственного гражданина России. Государству нужны здоро...
Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ
Физическое качество – сила. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для ...
Презентация к этической беседе "Нравственно -эстетическое качество человека."
Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого...
Этическая беседа "Нравственно-эстетическое качество человека."
Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого...
Настольная игра Тримино "Духовно-нравственные качества человека на примерах литературных героев"
Настольная игра "Духовно-нравственные качества человека на примерах литературных героев"...