Классный час "Патриотизм - одно из духовно-нравственных качеств человека"
классный час (11 класс)

Тема классного часа является актуальной, так как воспитание патриотических чувств является  одним из главных составляющих воспитания высоконравственного гражданина России. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она способна   показать  учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», в том числе через призму православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_patriotizm.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского

муниципальное образование Тимашевский район

Классный час

«Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека»

Номинация – «Методическая разработка образовательного учреждения»

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов

Цель -  показать  учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», определить отношение каждого ученика к позиции “быть патриотом», », сформировать  понимание того, что нужно любить Родину.  

Задачи:

 - развивать у учащихся  умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

-учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности;

- развивать творческие способности учащихся

- воспитывать любовь к Родине, Отечеству.

Автор - Коробка Светлана Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №2 имени Луначарского

Оборудование: презентация, видео « Сильные духом», ватманы, маркеры, карточки с цитатами.

Ход классного часа

  1. ОРГМОМЕНТ.  Учащиеся садятся по группам.
  2. ВВОДНО - МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ.

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами говорить о духовно-нравственных качествах  человека. Сегодня мы поговорим об одном  важном, на мой взгляд, качестве.  И  я  предлагаю вам посмотреть на экран.

         Учитель демонстрирует презентацию с изображением березы, георгиевской ленточки, олимпийских колец, матрешки. При помощи наводящих вопросов подводит учеников к тому, что это символы России, это то, что дорого русскому человеку, тому, кто любит свою Родину, патриоту. Например:

- Что изображено на слайде?

- Какой общей темой можно объединить эти предметы? Какие  ассоциации вызывают?

- Какое изображение ближе вам? Почему оно дорого вам?

- Как называют человека, который любит свою Родину?

- О каком нравственном качестве человека мы сегодня будем говорить? (О патриотизме)

-Верно, тема классного часа - « Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека».

Сегодня мы  вместе постараемся   понять, что такое патриотизм, чем истинный патриотизм отличается от ложного, а также  поразмышляем  над тем , как пробудить в человеке  чувство любви к Родине.   “Пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Считаю, нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1). «Мозговой штурм»

Учитель:

-  Ребята, что же такое патриотизм? Кого мы называем патриотом?

Группы  на ватмане пишет определение патриотизма и демонстрирует классу. Находят общее в определении каждой группы. Выбирают наиболее удачное определение. Учащиеся делают вывод, что понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

Учитель:

- Давайте прочитаем определение на слайде.

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина .

2).Проблемный вопрос   

Учитель:

- Послушайте стихотворение и определите главную мысль.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."

Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.

И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.

Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.

Учащиеся определяют главную мысль: «патриотизм не продают в нагрузку». Делают вывод: каждый человек  не только должен гордиться страной, в которой живет, но и трудиться, творить ради ее процветания.

3) Работа с карточками. «Истинный» и «ложный» патриотизм.

-Многие люди считают себя патриотами, но понимание патриотизма у каждого разное. Я предлагаю поработать в группах. Перед вами карточки, на которых высказывания известных людей о патриотизме. Распределите их на две группы: ложное понимание патриотизма, истинное понимание патриотизма.

1.«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». (Б. Шоу)

2."Патриотизм - признание приоритета интересов своей страны перед интересами других народов".

3.Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведенной на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное – выбор аргументов, почему это должно быть так».  Виктор Олсуфьев

4. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

5. «Патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям» Н. Чернышевский

6.“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”. П. Багратион.

Учащиеся обсуждают цитаты и делают вывод, что патриотизм не совместим с национализмом, расизмом.

Национализм – установки на превосходство страны и необходимость ее доминирования («ложный, слепой патриотизм»)

Патриотизм – любовь к своей нации и гордость за свою страну («истинный, здоровый патриотизм»)

Учитель:

-На протяжении веков русский человек гордится своей Родиной. Он  может обладать самыми скромными способностями и талантами, но в определенных обстоятельствах проявляет гражданственность и патриотизм.

- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

(Ученики приводят примеры. Слайд)

-  Быть патриотом – это не обязательно  совершать героические поступки. В каких практических делах выражается ваша позиция патриота?  ( Волонтерство, семейные и школьные традиции, уважительное отношение к героическому прошлому страны и т.д.).

- А. Граф говорил: “Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим”. Вы можете себя назвать патриотами? Аргументируйте свой ответ. (Высказывания учащихся).

4).Просмотр и анализ видеофильма «Сильные духом» на основе  синема-технологии

1.Этюд

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм. Он повествует о трагической истории вашего сверстника Евгения Родионова, простого русского парня из "поколения девяностых",которому поклоняются сотни людей, военнослужащих. Чем он заслужил такое признание? Мы ответим на этот вопрос, просмотрев фильм.

2.Экспликация

  1. Кто такой  Женя Родионов?
  2. Что вы знаете о поколении девяностых?
  3. Какой подвиг совершил юный солдат? (Он не убил сотни врагов, не взял огонь на себя     и т. д.)
  4. Почему написана икона?
  5. Кому принадлежат слова, которые являются главной мыслью фильма? (священнику) .Перескажите их.
  6. Можно ли Евгения Родионова  назвать патриотом?

3.Рефлексия. Юный  солдат, воспитанный отнюдь не в воцерковленной семье, способен совершить поступок, подобный подвигам раннехристианских мучеников. А именно – устоять перед искушением сохранить жизнь в обмен на предательство веры. Отказаться снять нательный крест и быть обезглавленным чеченскими боевиками. В день своего 19-летия.

Учащиеся должны прийти к выводу : православие-это часть души русского человека. Предать веру – предать Родину. Для нас патриотизм и православие не разделимы.

5).Беседа с  представителем церкви.

В ходе беседы учащиеся  должны понять, что для христианства патриотизм является  исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. Христианин-патриот любит свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется Православная Церковь.

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

- Чтобы определить, насколько  у вас сформировалось понимание термина «патриотизм», предлагаю поработать в группах.

Задание для 1 группы -  создать эмблему патриотизма,  которая могла бы  стать официальной: печататься на политических документах, национальных флагах.

Задание для 2 группы – составить синквейн к слову «патриотизм»

Учащиеся работают в группах. Всему классу представляют эмблему и синквейн. Пример синквейна:

Патриотизм

Истинный, ложный

Любить, гордиться, преумножать

Патриотизм и православие  тесно связаны

Гражданственность

 V. Итог.

Что значит быть патриотом? Конечно,  это любить свою Родину и свою страну. Гордиться своей национальностью. Но без перегибов.

Нация, в которой молодежь любит страну и стремится к улучшению её состояния во всех сферах жизни, несомненно, станет лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .

Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....

Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"

Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности

В статье говорится о разнообразных формах, методах и приёмах в работе классного руководителя по формированию духовно-нравственной личности. Все названные формы подкреплены собственным опытом и примера...

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию «Два гномика. Дорога добра»

“Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.Л.ТолстойОписание. Данная методическая разработка являет...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"

Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризм...

Разработка классного часа для учащихся 7 класса на тему духовно-нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;    ...