Этическая беседа "Нравственно-эстетическое качество человека."
классный час (6 класс)

Ефимова Марина Валерьевна

Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Причинами такого недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность практического опыта.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы. В своей работе большое внимание уделяю методу этической беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_beseda.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ

Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Причинами такого недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре  личности,  проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность  практического опыта.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы. В своей работе большое внимание уделяю методу этической беседы.

Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблем.

При проведении этической беседы необходимо соблюдать следующие условия:

1.Беседа должна носить проблемный характер. Классный руководитель стимулирует нестандартные вопросы, а потом помогает детям находить на них вопросы.

2.Этическая беседа- не лекция, Дети, направляемые классным руководителем, сами приходят к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. И проходить она должна в теплой и доверительной обстановке.

3.Не допускается развитие беседы по заранее составленному, заученному сценарию. Дети говорят то, что думают, но и уважают мнение других.

4.Темы беседы должны быть близки эмоциональному опыту детей. Обсуждение должно вестись с опорой на реальный опыт обучающихся.

5.При проведении беседы нужно выявлять и сопоставлять все точки зрения. Ничье мнение не должно   быть проигнорировано.

6.Воспитатель должен помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Смотреть на события и поступки глазами детей.

Этическая беседа состоит из следующих этапов:

1.Подготовительного

2. Основного

3.Заключительного

            Этические беседы можно разделить:

1.Беседы по прочитанному рассказу

2.Обсуждение книги

3.Беседы. в основе которых лежат проблемы ( школы  или проблемы всех в данный момент)

4.Обсуждение фильма и мультфильма.

5.Обсуждение материала, который дети получили в результате наблюдений за явлениями жизни.

6.Обсуждение вопросов. Которые предложили дети.

Этические беседы могут быть коллективными и индивидуальными.

При проведении таких мероприятий должны  присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему, Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на плохие, связанные с успеваемостью и поведением.

При определении темы в начале беседы необходимо вызвать интерес детей к восприятию этического материала. Для этого используются следующие приемы:

-поставить вопросы. Связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы;

-прежде чем объявить тему, нужно вспомнить случай из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия  и осмысления  соответствующей  нравственной нормы.

Используем в своей работе такие темы этических бесед:

-Вежливость

-Дружба

Доброжелательность

-Как мы бережем природу и другие.

Конечно, проведение беседы требует большого мастерства от классного руководителя. Главное- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Задавать вопросы, приводить яркие примеры, делать краткие. Убедительные замечания, направлять и уточнять высказывания детей, не дать закрепиться неверным мыслям.

Этические беседы не должны носить морализирующий характер, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу- дело сложное, но интересное, а главное оно является эффективным средством нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.

Задачи:

1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.

2. Развивать навыки самооценочной деятельности.

3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.

Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.

- Добрый ребята! Добрый день всем! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах, давайте вспомним слова отрядной песни «Дорога добра». Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.

- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».

-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.

- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).

- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.

- Наша школа, наш класс – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка).

- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».

- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).

- Представим себе, что у каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.

-Сейчас, ребята, вы должны доказать, что вы – достойные представители нашей планеты. Для этого нам нужно определить правила взаимоотношений на нашей планете, которые позволяют нам быть друзьями. Наши гости хотят по больше узнать о нашей планете, о событиях, которые здесь происходят.

- Какими яркими впечатлениями вы можете поделиться?

- Иногда случается так, что люди не понимают друг друга, поддаются чужому влиянию и могут ошибаться. Чтобы это доказать, давайте послушаем историю: «Где-то далеко-далеко, на другом конце земли есть такая страна – Баргония. Там живут очень приветливые и добрые люди – баргоны. Они миролюбивы и доброжелательны, любят и умеют дружить, уважать друг друга.

- Какие черты говорят о его доброте и миролюбии? (ответы обучающихся).

- Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Но на этой земле есть и другая страна. Она называется Футрия. Даже само название говорит о том, что там живут злые, жестокие люди и даже их имя звучит злобно – футрии. Они постоянно ссорятся, ругаются что–то доказывают друг другу, делают своим близким пакости, обзывают и обижают их. Там всегда холодно и неуютно.

- Какие черты говорят об их злобности и хитрости?» (ответы обучающихся)
- Вывод учителя: Вы видите, ребята, как часто мы можем поддаваться чужому влиянию.

Поэтому очень важно иметь собственное мнение, уметь видеть позитив, т.е. положительное в себе, в друзьях, в родителях, в природе, в жизни, во всем.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул» (на него по очереди приглашаются все по очереди. Как только человек садится на этот стул, «высвечиваются» все его достоинства, дети по очереди говорят то, что видят их глаза.

Ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато ее положительное становится явным.

(дети по очереди говорят комплименты сидящему на стуле).

- Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

- Трудно ли говорить добрые слова или приятно?

- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

- Кого же мы называем добрым человеком?

- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Когда вы стеснялись – когда говорили или когда слушали комплименты?

- Какие качества важны в дружбе?

- Дружбой нужно уметь дорожить.

Работа с пословицами на доске.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Помните: Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

- Дружить, жить в мире с собой и с другими – не сложно, очень просто. Этому можно и нужно учиться. От нас самих зависит, как будут складываться наши отношения на нашей планете дружбы, на нашей Земле. Давайте еще раз посмотрим на ту горошину, которую каждый получил в начале классного часа.

Сумели ли вы ее сохранить?

- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части, закатиться в щель. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным, бережливым, жить в мире с собой, в согласии с другими людьми.

- Заключительное упражнение «Паутина пожеланий». Учитель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д.

- Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы. Мира и Добра всем!

Викторина «По страницам любимых сказок»

Вступление: Сказки любят не только дети, но и взрослые. А как вы думаете почему? Правильно, в сказках всегда побеждает добро. Они учат быть честными, справедливыми, призывают уважительно относиться к старшим, помогать малышам. А еще в сказках осуждаются человеческие пороки и недостатки. Вот как вы выбираете себе герое? Конечно, по хорошим поступкам. Значит и нам с вами нужно совершать хорошие поступки. Так в реально жизни  получаются настоящие герои.

Задание 1.

А сейчас приступим к разминке: я называю первую часть названия, а вы продолжите:

Цветик……, Меч……,Кощей,,,,,Палочка…..,Снежная…..,Крошечка…..,

Мальчик……,Финист…., Иван…., Ковер….

Задание 2.

Отгадать героя по описанию:

  1. Милая, работящая  девушка, которая первый раз попала на королевский бал.
  2. Этот усатый герой победил людоеда.
  3. Красивый. В меру упитанный мужчина.
  4. Мальчик. Который вырос в джунглях в волчьей стае.
  5. Красивая девочка с голубыми волосами, которая любила во всем порядок.
  6. Он попал в магазин в коробке с апельсинами.
  7. Он путешествовал с гусями   дикими.

Задание 3.  

Нарисовать сказочного героя Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с … (Буратино).

(Дети рисуют по очереди)

А вот волшебный сундучок. На нем  написано, что прибыл к нам из сказочной страны. Адрес- школа-интернат. Знатокам сказок. Посмотрим, что здесь. А тут письмо: «Узнала, что вы проводите викторину по сказкам и решила задать вам каверзные вопросы. Думаю, что вы на них не ответите. Б-Яга.

Попробуем отгадать?

  1. На чем я передвигаюсь?
  2. Маленький зверек заставил из-за этого плакать бабку и деда
  3. Из-за нее принцесса не могла заснуть всю ночь, ворочалась.
  4. Назовите предмет, который говорит всегда правду.
  5. Я прилетела к лягушке на болото.
  6. Что подарила Сова на день рождения Ослику?
  7. А что подарила Тортила Буратино?

                   Динамическая пауза  от Буратино

Мы говорили, что каждая сказка нас чему-то учит. Давайте попробуем узнать мораль следующих сказок:

КОЛОБОК – нельзя быть доверчивыми с хитрецами, « Простота хуже воровства»

ЖИХАРКА- нужно слушать старших, а то попадешь в беду.

РЕПКА – только все вместе могут решить любую задачу.

ГУЛИ-ЛЕБЕДИ- сделай добро, оно к тебе вернется.

Следующий конкурс  называется СКОЛЬКО

  1. Сколько героев тянули репку(6)
  2. Сколько было козлят(7)
  3. Сколько раз дед обращался к золотой рыбке (5)
  4. Сколько лет спала спящая красавица (100)
  5.  Сколько витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных (33)
  6. Сколько золотых монет было у Буратино (5)
  7. Сколько месяцев сидели у новогоднего костра (1)

Следующее задание - Сочини  сказку.

Подведение итогов.

Сказка-это не просто выдумки! Знаменитая фраза: «Сказка ложь, да в ней намек», говорит о том, что все что есть в сказках - это опыт людей, которым они делятся с другими. В сказках добро всегда побеждает зло. А главные герои всегда храбрые и отважные, преодолевают трудности. Это говорит о том, что трудности надо побеждать, а не убегать от них.

Сказка великая духовная  культура народа, которую мы собираем по крохам. А через сказку раскрывается  перед нами  тысячелетняя  история нашего народа. А.Н. Толстой.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Физические качества человека".

Тема дидактического материала:  «Физические качества человека».Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал о физических качествах и мог развивать их без...

Презентация "Физические качества человека"

Презентация "Физические качества человека"...

«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Родительское  собрание  в  6   классе« Роль чтения  в  развитии  интеллектуальных  и  личностных качеств  человека»...

Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...

Этический классный час "Успешный человек. Какой он?"

Цели: формирование  универсальных учебных действий,                  формирование  мотивации  у...

Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ

   Физическое качество – сила. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для ...

Презентация к этической беседе "Нравственно -эстетическое качество человека."

Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого...