Конкурс "Воспитать человека"
статья
Школа – это важнейший этап в жизни каждого человека. Именно школа дает основной толчок в формировании личности, обогащает знаниями и умениями, формирует мировоззрение и жизненные принципы. Поэтому вопросы воспитания детей в школе являются одними из важнейших в системе педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1vospitanie.docx | 17.44 КБ |
1ted_vospitanie_-eto.pptx | 790.91 КБ |
2kinoiskusstvo_kak_sredstvo_grazhdansko.docx | 26.89 КБ |
3patrioticheskoe_vospitanie_cherez_kino.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ – это …
Слайд 2.Добрый день!
Я, Лунева Татьяна Геннадьевна, учитель МКОУ СОШ №2, с. Ладовская Балка.
Что такое воспитание?
Кто может сказать о себе: «Я воспитанный человек?»
В каких единицах измеряется воспитанность? И какой уровень воспитанности можно считать эталоном?
Слайд 3.
Определений понятия ВОСПИТАНИЕ много, по моему мнению, воспитание и в широком, и в узком смысле – это социальный процесс. Процесс передачи опыта от родителей их детям, от учителя ученику, от старших младшим, между ровесниками друг другу и так далее. От того, каким будет этот опыт, зависит результат –« хороший» опыт, значит и воспитание хорошее, опыт плохой, результат отрицательный.
Сколько времени необходимо для того, чтобы воспитать ребёнка, а потом и человека в целом?
Думаю, всё начинается с рождения, а может быть ещё раньше, до рождения и продолжается всю его жизнь.
Слайд 4.
Советский педагог Антон Семёнович Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Слайд 5.
Роль родителей в воспитании детей главная и первостепенная. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. В семье ребёнок получает первые представления о мире и жизни в нём. Семья – первый коллектив, который формирует умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, закладывает программу будущего жизненного успеха ребёнка.
Слайд 6.
Немецкий социолог Эрих Фромм отмечал: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».
Хочу немного рассказать о том, как воспитывали нас с братом родители. Это я сейчас понимаю, что шёл процесс воспитания. На самом деле – мы любили родителей, они любили нас. Для меня мои мама и папа –это непререкаемый авторитет и постоянный положительный пример. Правила устанавливали взрослые (они умнее), но выполняли все члены семьи. Нас с раннего детства учили понимать слово «нельзя». В моей семье никогда не сквернословили и не оскорбляли друг друга. Своим примером нас учили уважать старших, любить Родину, быть патриотами, понимать музыку, любить спорт, уметь работать, учиться, отдыхать и многое, многое другое. Я бесконечно благодарна своим родителям за радостное, счастливое детство и достойное воспитание.
Слайд 7.
Английский философ Джон Локк сказал «От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа».
Слайд 8.
Следующий этап воспитания ребёнка – школа. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки,.
С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников.
Компетентность классного руководителя, учителей-предметников, играет главную роль в школьном воспитательном процессе. Школьное воспитание нацелено на формирование у маленького человека гуманистических качеств, моральных ценностей, активной жизненной позиции, обширного мировоззрения. Многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.
Слайд 9.
Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель способствует развитию положительных качеств, корректирует возможные
слабые стороны ученика.
Слайд 10.
Школа помогает ребенку становиться самостоятельным, способствует самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.
Слайд 11.
Закончить своё выступление я хочу словами писателя-публициста Юрия Борисовича Рюрикова:
«Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…»
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание – это специально организованный, целенаправленный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности полезной обществу.
« Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А. С. Макаренко
«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Немецкий социолог Эрих Фромм
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». английский философ Джон Локк
В Законе Об образовании в Российской Федерации сказано : воспитание - деятельность, направленная на развитие личности , создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
«Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек» В.А.Сухомлинский
«Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя» А. Н. Острогорский
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Киноискусство как средство гражданско-патриотического воспитания школьников.
2 Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Школа – это важнейший этап в жизни каждого человека. Именно школа дает основной толчок в формировании личности, обогащает знаниями и умениями, формирует мировоззрение и жизненные принципы. Поэтому вопросы воспитания детей в школе являются одними из важнейших в системе педагогики.
Школьное воспитание осуществляется в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.
3 Патриотизм – это одно из важных, глубоких человеческих чувств. Это качество личности, характеризующее высокую степень духовного развития человека, выраженную в любви к своему Отечеству, почтительному отношению к истории и культуре своей страны, а также готовности к самопожертвованию во имя интересов своей Родины.
4 Школа играет главную роль в гражданско-патриотическом становлении личности человека. Она должна воспитывать в молодом поколении чувства долга. Известный русский историк и публицист Михаил Меньшиков считал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
5 Цель патриотического воспитания:
воспитание патриотических качеств личности, формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
6. Задачи патриотического воспитания:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
7 Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Поколения 2000 – 2013 годов рождения, так называемое Z поколение людей, которые не представляют жизни без интернета, «зеты» буквально родились и выросли с гаджетами в руках. Зумеры воспринимают интернет и гаджеты, как продолжение реальной жизни, это уже не вспомогательный инструмент для решения практических задач, а место, где строятся личные отношения, создаются рабочие места и репутация. Зумеры привыкли к быстрой смене картинки – клипы, короткие видео, небольшие тексты. У Зумеров слабая память, главный навык – быстро найти нужную информацию, а не запомнить её. Выгорание – поколение Z с удовольствием начинают заниматься чем-то новым, но при малейшей неудаче теряют интерес, разочаровываются. Представители поколения Z в целом открыты миру и любят общаться, но предпочитают делать это онлайн. При взаимодействии с окружающими в реальной жизни дети поколения Z часто теряются, не знают, как начать разговор. Им проще найти единомышленников в интернете.
Работа по развитию и формированию гражданско-патриотического мировоззрения должно быть организовано и проводиться с учетом новых качеств личности, новых способностей и возможностей учащихся и предполагает поиск нестандартных форм работы.
8 Одним из способов повышения интереса у учащихся является использование видеофильмов. Видеофильмы предоставляют учащимся наглядное представление об истории, культуре нашей страны, вместе с тем, делают образовательный процесс познавательным и интересным. Восприятие фильма – творческий процесс, в нем активно участвуют мышление, воображение, память, эмоции. Это своеобразное сотворчество для юного зрителя. Чем богаче внутренний мир человека, тем тоньше, многообразнее, многомернее его восприятие картины.
9 Цель использования кинофильмов: развитие и воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, патриотического сознания на ярких примерах героизма и жизни героев Великой Отечественной войны и наших современников.
10 Задачи:
1.Воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к памяти защитников Отечества.
2.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
3.Развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.
11 Наиболее эффективные жанры киноискусства, которые могут использоваться в работе с учащимися:
- Мультфильм - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.
- Военный фильм — фильм о войне.
- Фильм-биография — фильм, основанный на биографии какой-либо известной личности.
- Исторический фильм — фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра.
- Киноповесть - произведение киноискусства, сюжет которого (сравнительно сложный) базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности.
- Документальный фильм – фильм, использующий документальные съемки и реальные события жизни.
- Познавательный учебный фильм – фильм, излагающий учебный материал по какому-либо предмету, с использованием различных наглядный средств
- Кинохроника – реальные съемки исторических событий
Кино и различные видеопрограммы являются одним из самых эффективных средств воздействия на детей и подростков.
Среди киноисторий есть и такие, которые учитель не может рассказать и объяснить учащимся без помощи экрана: героизм и самопожертвование, мужество и военные подвиги.
После просмотра видеоматериала учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют развитию умений анализировать, сопоставлять факты и делать выводы.
12 Сложная структура видео-воспитательного процесса определяется рядом моментов. В коллективных формах занятий учитываются возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одинаковая по содержанию задача на разных ступенях общего развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается по-разному.
Поэтому непосредственным обязательным качеством кино-уроков являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любым выполняемым заданиям. Патриотическое воспитание на кино-уроках в школе осуществляется через:
-введение ребенка в мир кино;
-знакомство с российскими фильмами, историей народа и его традициями;
-знакомство с историей Отечества, историческим наследием.
Одной из составляющих применения кино в воспитательном процессе является проект «Киноуроки в школах России». Это короткометражные фильмы о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных понятиях.
13Киноуроки проводятся в рамках классных часов и состоят из блоков:
- Просмотр детского игрового фильма на определённую тематику.
- Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого школьники решают поставленные педагогом задачи.
- Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока.
- Этапы восприятия киноурока
- Впечатление — через просмотр фильма.
- Осмысление — через обсуждение в классе и дома.
- Применение — через участие школьников в организованной созидательной деятельности, социальной практике/акции по теме киноурока.
15 Отталкиваясь от темы просмотренного фильма, дети вместе с педагогами, родителями, одноклассниками разрабатывают социально-полезную практику для дальнейшей реализации. Это важная составляющая проекта, которая позволяет школьникам закрепить изученные понятия, ценности, вовлечь в проект общественные организации, развивать и поддерживать на местах добровольческие движения и группы.
16 Инновационная система духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной интерактивной форме. В рамках проекта были просмотрены фильмы «Честь имею», «Ванька адмирал», «Пять дней» и другие. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Большую роль в развитии патриотического воспитания учащихся играет проект «Дети войны». Это художественно-документальные мини-фильмы, рассказанные от первого лица детьми, чьим детством стала Великая отечественная война. Реальные истории, собранные по всему бывшему СССР. «Корочка хлеба», «Месть», «Спасительница», «Кукла Валечка», «Капля крови», «Маленький кавалерист», «Дорога к морю» и другие. Каждый фильм – это история страха, подвига маленького человека, обреченного на выживание, ежечасную борьбу и возможную гибель, храброго сердца, ранней зрелости и не по годам развитой мудрости.
Анкетирование:
1.Кино 9
2. Музыка 15
3. Литература 3
17 1.Как часто смотрите кино?
1.Каждый день.
2. Два раза в неделю.
3. Несколько раз в месяц.
18 2. Какое кино вы смотрите чаще?
1. Отечественное.
2.Зарубежное.
19 3. Какой наиболее предпочитаемый вами жанр?
1. Патриотические фильмы.
2.Фантастика.
3.Драма.
4. Комедия.
5.Детектив.
6.Научно-познавательные.
7. Боевик.
20 4. Какую цель вы преследуете при просмотре фильма?
1. Узнать что-то новое.
2.Развлечься с друзьями.
3. Просто отдохнуть.
4.Общение с родителями.
Анкетирование было проведено дважды: в сентябре 2021 года и в марте 2022 года. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что просмотр запланированных фильмов и сопутствующая воспитательная работа, хоть и незначительно, но изменила некоторые позиции анкеты. Дети чаще стали смотреть отечественные фильмы, по сравнению с зарубежными. Из них увеличился просмотр военных и научно-познавательных фильмов.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной педагогики, потому что детство и юность — самая благодатное время для развития чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности, чувства долга, совести и чести. Использования видео материалов позволяет решать эти задачи с большим эффектом и качеством.
Интерес, вызываемый просмотром видеофильмов, значительно повышает межкультурной компетенции, делает учебный процесс более результативным и творческим.
21 «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Ш.А. Амонашвили
Используемые источники:
1.Гуляев А. С., Евченко М. Н. Кино как средство патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 749-751. — URL https://moluch.ru/archive/67/11451/ (дата обращения: 22.02.2020).
2.Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 2005. -342 с.
3.Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 2008. - 101 с. 31 .Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.«Круглый стол» // Педагогика. - 2008. - №5. - С.41-44.
4. Сергеева, H. Ю. Использование педагогического потенциала кино в воспитательном процессе /// Воспитание школьников. – № 2. – 2015. – С. 25-31.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Президент Российской Федерации В.В.Путин Стратегические ориентиры воспитания
– это качество личности, характеризующее высокую степень духовного развития человека, выраженную в любви к своему Отечеству, почтительному отношению к истории и культуре своей страны, а также готовности к самопожертвованию во имя интересов своей Родины.
направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
воспитание патриотических качеств личности, формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
клиповое мышление; отсутствие длительной концентрации на деле; преобладание кратковременной и поверхностной памяти; стремление к многозадачности; неразвитость навыков общения в реальной жизни. Какие особенности поколения Z влияют на их жизнь?
осуществляется через: введение ребенка в мир кино; знакомство с российскими фильмами, историей народа и его традициями; знакомство с историей Отечества, историческим наследием.
- развитие и воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, патриотического сознания на ярких примерах героизма и жизни героев Великой Отечественной войны и наших современников .
1. Воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к памяти защитников Отечества. 2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. 3. Развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.
мультфильм; военный фильм; фильм-биография; исторический фильм; киноповесть; документальный фильм; познавательный учебный фильм; кинохроника.
проект «Киноуроки в школах России»; проект «Дети войны»; посещение кинотеатра (использование «Пушкинской карты»); просмотр кинофильмов в кругу семьи .
Просмотр фильма на определённую тематику. Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого школьники решают поставленные педагогом задачи. Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока (по возможности).
Впечатление — через просмотр фильма. Осмысление — через обсуждение в классе и дома. Применение — через участие школьников в организованной созидательной деятельности, социальной практике/акции по теме киноурока.
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Ш.А. Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....