Конкурс "Воспитать человека"
статья

Школа –  это важнейший этап в жизни каждого человека. Именно школа дает основной толчок в формировании личности, обогащает знаниями и умениями, формирует мировоззрение и жизненные принципы. Поэтому вопросы воспитания детей в школе являются одними из важнейших в системе педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ – это …

Слайд 2.Добрый день!

Я, Лунева Татьяна Геннадьевна, учитель МКОУ СОШ №2, с. Ладовская Балка.

Что такое воспитание?

Кто может сказать о себе: «Я воспитанный человек?»

В каких единицах измеряется воспитанность?  И какой уровень воспитанности можно считать  эталоном?

Слайд 3.

Определений понятия ВОСПИТАНИЕ много, по моему мнению, воспитание и в широком,  и в узком смысле – это социальный процесс. Процесс передачи опыта от родителей  их детям, от учителя  ученику, от старших  младшим, между ровесниками друг другу и так далее. От того,  каким будет этот опыт, зависит результат –« хороший» опыт, значит и воспитание хорошее, опыт плохой, результат отрицательный.

Сколько времени необходимо для того, чтобы воспитать ребёнка, а потом и человека в целом?

 Думаю, всё начинается с рождения, а может быть ещё раньше, до рождения и продолжается всю его жизнь.

Слайд 4.

 Советский педагог  Антон  Семёнович  Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Слайд 5.

 Роль родителей в воспитании  детей главная и первостепенная. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. В семье ребёнок получает первые представления о мире и жизни в нём. Семья –  первый коллектив, который формирует  умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы,  закладывает программу будущего жизненного успеха ребёнка.

 

Слайд 6.

Немецкий социолог Эрих Фромм отмечал: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».

  Хочу немного рассказать о том, как воспитывали нас с братом  родители. Это я сейчас понимаю, что шёл процесс воспитания. На самом деле – мы любили родителей, они любили нас. Для меня мои мама и папа –это  непререкаемый авторитет и постоянный положительный пример. Правила устанавливали взрослые (они умнее), но выполняли все члены семьи. Нас с раннего детства учили понимать слово «нельзя». В моей семье никогда не сквернословили и не оскорбляли друг друга. Своим примером нас учили уважать старших,  любить Родину, быть патриотами, понимать музыку, любить спорт, уметь работать, учиться,  отдыхать и многое, многое другое. Я бесконечно благодарна своим родителям за радостное, счастливое детство и достойное воспитание.

Слайд 7.

Английский философ Джон  Локк сказал «От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа».

Слайд 8.

Следующий этап воспитания ребёнка – школа. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки,.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников.

  Компетентность классного руководителя, учителей-предметниковиграет главную роль в школьном воспитательном процессе. Школьное воспитание нацелено на формирование у маленького человека гуманистических качеств, моральных ценностей, активной жизненной позиции, обширного мировоззрения. Многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе. 

  Слайд 9.

 Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель способствует развитию положительных качеств, корректирует возможные

 слабые стороны ученика.

 Слайд 10.

 Школа помогает ребенку становиться  самостоятельным, способствует самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Слайд 11.

Закончить своё выступление я хочу словами писателя-публициста Юрия Борисовича Рюрикова:

«Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к  самой важной из всех земных профессий…»        

Спасибо!        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

т Э D В оспитание – это…

Слайд 3

Воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание – это специально организованный, целенаправленный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности полезной обществу.

Слайд 4

« Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко

Слайд 5

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А. С. Макаренко

Слайд 6

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Немецкий социолог Эрих Фромм

Слайд 7

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». английский философ Джон Локк

Слайд 8

В Законе Об образовании в Российской Федерации сказано : воспитание - деятельность, направленная на развитие личности , создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных духовно нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Слайд 9

«Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек» В.А.Сухомлинский

Слайд 10

«Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя» А. Н. Острогорский

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

     Киноискусство как средство гражданско-патриотического воспитания школьников.

   2  Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

      Школа –  это важнейший этап в жизни каждого человека. Именно школа дает основной толчок в формировании личности, обогащает знаниями и умениями, формирует мировоззрение и жизненные принципы. Поэтому вопросы воспитания детей в школе являются одними из важнейших в системе педагогики.

     Школьное воспитание  осуществляется в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в  школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.

  3   Патриотизм – это одно из важных, глубоких человеческих чувств. Это качество личности,  характеризующее высокую степень духовного развития человека, выраженную в любви к своему Отечеству, почтительному отношению к истории и культуре своей страны, а также готовности к самопожертвованию во имя интересов своей Родины.

  4   Школа играет главную роль в гражданско-патриотическом становлении личности человека. Она должна воспитывать в молодом поколении чувства долга. Известный русский историк и публицист Михаил Меньшиков считал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

5   Цель патриотического воспитания:

воспитание патриотических качеств личности, формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

6. Задачи патриотического воспитания:

- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 7   Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Поколения  2000 – 2013 годов рождения, так называемое Z поколение людей, которые не представляют жизни без интернета, «зеты» буквально родились и выросли с гаджетами в руках. Зумеры воспринимают интернет и гаджеты,  как продолжение реальной жизни, это уже не вспомогательный инструмент для решения практических задач, а место, где строятся личные отношения, создаются рабочие места и репутация. Зумеры привыкли к быстрой смене картинки – клипы, короткие видео, небольшие тексты. У Зумеров слабая память, главный навык – быстро найти нужную информацию, а не запомнить её. Выгорание – поколение Z с удовольствием начинают заниматься чем-то новым, но при малейшей неудаче теряют интерес, разочаровываются. Представители поколения Z в целом открыты миру и любят общаться, но предпочитают делать это онлайн. При взаимодействии с окружающими в реальной жизни дети поколения Z часто теряются, не знают, как начать разговор. Им проще найти единомышленников в интернете.      

     Работа по развитию и формированию гражданско-патриотического мировоззрения должно быть организовано и проводиться с учетом новых качеств личности, новых способностей и возможностей учащихся и предполагает поиск нестандартных форм работы.    

8 Одним из способов повышения интереса у учащихся является использование  видеофильмов. Видеофильмы предоставляют учащимся наглядное представление об истории, культуре нашей страны, вместе с тем, делают образовательный процесс познавательным и интересным. Восприятие фильма – творческий процесс, в нем активно участвуют мышление, воображение, память, эмоции.  Это своеобразное сотворчество для юного зрителя. Чем богаче внутренний мир человека, тем тоньше, многообразнее, многомернее его восприятие картины.

9    Цель использования кинофильмов: развитие и воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, патриотического сознания  на ярких примерах героизма и жизни героев Великой Отечественной войны и наших современников.

10  Задачи: 

1.Воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к памяти защитников Отечества.

2.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3.Развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.

         

11 Наиболее  эффективные жанры киноискусства, которые могут использоваться в  работе с учащимися:

- Мультфильм - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

-  Военный фильм — фильм о войне.
- Фильм-биография — фильм, основанный на биографии какой-либо известной личности.
- Исторический  фильм — фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра.
- Киноповесть - произведение киноискусства, сюжет которого (сравнительно сложный) базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности.
- Документальный фильм – фильм, использующий документальные съемки и реальные события жизни.
-  Познавательный учебный фильм – фильм, излагающий учебный материал по какому-либо предмету, с использованием различных наглядный средств
- Кинохроника – реальные съемки исторических событий

  Кино и различные видеопрограммы являются одним из самых эффективных средств воздействия на детей и подростков.

Среди киноисторий есть и такие, которые учитель не может рассказать и объяснить учащимся без помощи экрана: героизм и самопожертвование, мужество и военные подвиги.

После просмотра видеоматериала учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют развитию умений анализировать, сопоставлять факты и делать выводы.

12    Сложная структура видео-воспитательного процесса определяется рядом моментов. В коллективных формах занятий учитываются возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одинаковая по содержанию задача на разных ступенях общего развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается по-разному.

      Поэтому непосредственным обязательным качеством кино-уроков являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любым выполняемым заданиям. Патриотическое воспитание на кино-уроках в школе осуществляется через:

-введение ребенка в  мир кино; 

-знакомство с российскими фильмами, историей народа и его традициями;

-знакомство с историей Отечества, историческим наследием.

Одной из составляющих применения кино в воспитательном процессе является проект «Киноуроки в школах России».  Это короткометражные фильмы  о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных понятиях.

13Киноуроки проводятся в рамках классных часов и состоят из блоков:

- Просмотр детского игрового фильма на определённую тематику.

- Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого школьники решают поставленные педагогом задачи.

- Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока.

  1.  Этапы восприятия киноурока

- Впечатление — через просмотр фильма.

- Осмысление — через обсуждение в классе и дома.

- Применение — через участие школьников в организованной созидательной деятельности, социальной практике/акции по теме киноурока.

15 Отталкиваясь от темы просмотренного фильма, дети вместе с педагогами, родителями, одноклассниками разрабатывают социально-полезную практику для дальнейшей реализации. Это важная составляющая проекта, которая позволяет школьникам закрепить изученные понятия, ценности, вовлечь в проект общественные организации, развивать и поддерживать на местах добровольческие движения и группы.

16 Инновационная система духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс  в увлекательной интерактивной форме. В рамках проекта были просмотрены фильмы «Честь имею», «Ванька адмирал», «Пять дней» и другие. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.

       Большую роль в развитии патриотического воспитания учащихся  играет проект «Дети войны».   Это художественно-документальные мини-фильмы, рассказанные от первого лица детьми, чьим детством стала Великая отечественная война. Реальные истории, собранные по всему бывшему СССР. «Корочка хлеба», «Месть», «Спасительница», «Кукла Валечка», «Капля крови», «Маленький кавалерист», «Дорога к морю» и  другие. Каждый фильм – это история страха, подвига маленького человека, обреченного на выживание, ежечасную борьбу и возможную гибель, храброго сердца, ранней зрелости и не по годам развитой мудрости.

Анкетирование:

1.Кино       9

2. Музыка  15

3. Литература 3

17     1.Как часто смотрите кино?

1.Каждый день.

2. Два раза в неделю.

3. Несколько раз в месяц.

18    2. Какое кино вы смотрите чаще?

1. Отечественное.

2.Зарубежное.

19    3. Какой наиболее предпочитаемый вами жанр?

1. Патриотические фильмы.

2.Фантастика.

3.Драма.

4. Комедия.

5.Детектив.

6.Научно-познавательные.

7. Боевик.

         

20   4. Какую цель вы преследуете при просмотре фильма?

1. Узнать что-то новое.

2.Развлечься с друзьями.

3. Просто отдохнуть.

4.Общение с родителями.

   Анкетирование было проведено дважды: в сентябре 2021 года и в марте 2022 года. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что просмотр запланированных фильмов и сопутствующая воспитательная работа, хоть и незначительно, но изменила некоторые позиции анкеты. Дети чаще стали смотреть отечественные фильмы,  по сравнению с зарубежными. Из них увеличился просмотр  военных и научно-познавательных фильмов.    

   Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной педагогики, потому что детство и юность — самая благодатное время для развития чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности, чувства долга, совести и чести.  Использования видео материалов позволяет решать эти  задачи с большим эффектом и качеством.

Интерес, вызываемый просмотром видеофильмов, значительно повышает межкультурной компетенции, делает учебный процесс более результативным и творческим.

21  «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».                   Ш.А. Амонашвили

                         

Используемые источники:

1.Гуляев А. С., Евченко М. Н. Кино как средство патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 749-751. — URL https://moluch.ru/archive/67/11451/ (дата обращения: 22.02.2020).

2.Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 2005. -342 с.

3.Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 2008. - 101 с. 31 .Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.«Круглый стол» // Педагогика. - 2008. - №5. - С.41-44.

4. Сергеева, H. Ю. Использование педагогического потенциала кино в воспитательном процессе /// Воспитание школьников. – № 2. – 2015. – С. 25-31.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Киноискусство как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. Классный руководитель 6А класса МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка Лунева Т.Г.

Слайд 2

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Президент Российской Федерации В.В.Путин Стратегические ориентиры воспитания

Слайд 3

– это качество личности, характеризующее высокую степень духовного развития человека, выраженную в любви к своему Отечеству, почтительному отношению к истории и культуре своей страны, а также готовности к самопожертвованию во имя интересов своей Родины.

Слайд 4

направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

Слайд 5

воспитание патриотических качеств личности, формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

Слайд 6

формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Слайд 7

клиповое мышление; отсутствие длительной концентрации на деле; преобладание кратковременной и поверхностной памяти; стремление к многозадачности; неразвитость навыков общения в реальной жизни. Какие особенности поколения Z влияют на их жизнь?

Слайд 8

осуществляется через: введение ребенка в мир кино; знакомство с российскими фильмами, историей народа и его традициями; знакомство с историей Отечества, историческим наследием.

Слайд 9

- развитие и воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств, патриотического сознания на ярких примерах героизма и жизни героев Великой Отечественной войны и наших современников .

Слайд 10

1. Воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к памяти защитников Отечества. 2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. 3. Развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.

Слайд 11

мультфильм; военный фильм; фильм-биография; исторический фильм; киноповесть; документальный фильм; познавательный учебный фильм; кинохроника.

Слайд 12

проект «Киноуроки в школах России»; проект «Дети войны»; посещение кинотеатра (использование «Пушкинской карты»); просмотр кинофильмов в кругу семьи .

Слайд 13

Просмотр фильма на определённую тематику. Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого школьники решают поставленные педагогом задачи. Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока (по возможности).

Слайд 14

Впечатление — через просмотр фильма. Осмысление — через обсуждение в классе и дома. Применение — через участие школьников в организованной созидательной деятельности, социальной практике/акции по теме киноурока.

Слайд 17

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Ш.А. Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....