Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить разговор о Человеке, о процессе формирования личности позволяют короткие произведения М. Горького, перекликающиеся с позицией автора, сформированной в пьесе. Материал по биологии в теме «Антропогенез» делает разговор глубже и позволяет вывести к теме сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!»
(по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова учитель биологии Н.Н. Себельдина
Анализ темы
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить разговор о Человеке, о процессе формирования личности позволяют короткие произведения М. Горького, перекликающиеся с позицией автора, сформированной в пьесе. Материал по биологии в теме «Антропогенез» делает разговор глубже и позволяет вывести к теме сегодняшнего дня.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы и биологии способности понимать себя, человеческую личность вообще.
Обучающие цели: научить работать с текстом прозаического произведения; формировать умения собирать, систематизировать, сопоставлять материал по теме.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова.
Развивающие задачи: развивать умения воспринимать Человека как уникальное явление природы, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое мышление, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используется технология развития критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок, на котором применяется прием «Фишбоун». Учащиеся получают опережающие задания по текстам рассказа и очерка М. Горького как по литературе, так и по биологии.
Индивидуальная работа в группах представляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия, для свободного творческого роста.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, использ. учителем |
Вызов 5-10 минут | Проблема | Используя цитатный материал предыдущих уроков по пьесе «На дне» формулируют позиции Сатина, Луки и автора в споре о Человеке | Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока |
Осмысление содержания | Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает для работы высказывание, в котором поднята проблема Человека. 1. «Знающий других людей умен; знающий самого себя – просвещен. Побеждающий других силен; побеждающий самого себя – могуществен. Тот же, кто, умирая, знает, что он не уничтожается, - вечен» Лао-Тхе 2. «Человек отличается от животных лишь своим разумом. Иные развивают его, но многие пренебрегают им: точно как будто хотят отречься от того, что отличает их от скотов» Восточная мудрость 3. «Как жестоко ошибаются те, которые думают, что они могут жить высокой духовной жизнью, в то время, как тела их коснеют в праздности и роскоши. Тело всегда первый ученик души» Торо 4. «Разумением жив человек. Никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе эту внутреннюю силу. Вся оболочка жива лишь этой силой разумения; без нее она – как челнок без ткача, перо без писца» Мари Аврелий 5. «Искусен тот, кто знает людей; но истинно просвещен тот, кто знает самого себя. Кто знает самого себя – тот знает Бога» Восточная мудрость Каждая группа должна, выбирая цитатный материал из рассказа и очерка, а также знания по биологии, подтвердить или опровергнуть данное им высказывание. Для работы используется прием «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Причины Проблема Факты, явления Вывод | Учащиеся работают с цитатой и текстами, используя знания по биологии. Во время работы используют «Рыбий скелет», где: 1) в голове поставленная проблема; 2) на верхних косточках скелета отмечают причины возникновения проблемы; 3) на нижних косточках факты, явления, подтверждающие правильность причин, высказанных на стадии вызова; 4) фразы могут быть записаны в виде ключевых слов; 5) хвост – главный вывод. | Форма работы – групповая. Каждая группа получила опережающие задания. Результаты работы заносятся в схему |
Рефлексия | Подведение предварительных итогов Изменилась ли позиция автора (по сравнению с пьесой)? | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы. | Учащиеся собирают материал для написания сочинения по теме «Все в Человеке – все для Человека» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.
Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Конспект урока "Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Расскза "Тоска". Тема одиночества человека в мире"
Конспект урока литературы в 9 классе....

В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В.П. Астафьева (по рассказу «Людочка»)
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок литературы в 11 классе"Зачем живет на свете человек?"(по рассказам Шукшина и Горького)
Разработка урока для подготовки 11 класса к ЕГЭ....

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»
28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...

Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....

Открытый урок по литературе 9 а класс "Быть или не быть Человеком? " (по рассказу М.Горького «Челкаш»)
Данный урок по рассказу "Челкаш" М.Горького через аналитическое чтение текста, через индивидуальную и парную работу с материалом с использованием форм и методов технологй критического ...