Русский язык как основа избирательного права (внеурочная деятельность)
методическая разработка (9 класс)

Новикова Ксения Николаевна
Данная работа выполнена в рамках освоения внеурочной программы
«Школа деловых наук». Она, в свою очередь, направлена на выявление
лидерских качеств у учащихся и их совершенствование, а также развитию
умения работать в команде, учитывая различные психологические
особенности личности. В программу была включена система занятий,
которая описывается в данной работе, посвященных теме избирательного
права, поскольку в этих условиях возможно максимальное развитие
управленческих качеств личности и работы в команде.
В представленных материалах занятий осуществляется главная
образовательная задача – установить межпредметную связь, посредством
чего было достигнуто внутреннее единство образовательной программы и
соединение нескольких программ в одно целое. Использование в качестве
повторения тем русского языка и освоение избирательного права помогло
сконцентрировать внимание учащихся на каждом из этапов занятий,
поскольку формы работы постоянно менялись и были выбраны
нестандартные для классических уроков упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennyy_yazyk_kak_osnova_izbiratelnogo_prava_1.docx834.72 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        2

Основная часть        4

Занятие 1. Этимология и значение понятий избирательного права        4

Занятие 2. Введение в понятие «выборы» и их роль в политической системе        12

Занятие 3. Деловая игра. Предвыборные кампании и голосование как важный этап в понимании избирательной системы подрастающего поколения        27

Заключение        35

Список литературы        37

Приложение 1.        38

Введение

Данная работа выполнена в рамках освоения внеурочной программы «Школа деловых наук». Она, в свою очередь, направлена на выявление лидерских качеств у учащихся и их совершенствование, а также развитию умения работать в команде, учитывая различные психологические особенности личности. В программу была включена система занятий, которая описывается в данной работе, посвященных теме избирательного права, поскольку в этих условиях возможно максимальное развитие управленческих качеств личности и работы в команде.

В представленных материалах занятий осуществляется главная образовательная задача – установить межпредметную связь, посредством чего было достигнуто внутреннее единство образовательной программы и соединение нескольких программ в одно целое. Использование в качестве повторения тем русского языка и освоение избирательного права помогло сконцентрировать внимание учащихся на каждом из этапов занятий, поскольку формы работы постоянно менялись и были выбраны нестандартные для классических уроков упражнения.

Проработка темы «Избирательное право» на занятиях внеурочной деятельности выбрана не случайно. Как показывает практика, большинство учащихся старших классов, заканчивая общеобразовательные учреждения, не имеют элементарных навыков публичного выступления, не имеют навыков конструктивного обсуждения того или иного вопроса, не знакомы с технологиями «выхода» на решение и принятия его. Большинство старшеклассников демонстрируют абсолютную правовую безграмотность, они не знают своих конституционных прав и обязанностей, имеют весьма приблизительное представление о содержании основного закона страны — Конституции российской Федерации. Использование деловой игры в данной работе позволяет хотя бы в некоторой степени восполнить эти проблемы у учащихся.

Цель работы – показать важность государственного языка в избирательной системе и их взаимосвязь.

Обозначенная цель определила постановку следующих задач:

  1.  развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление;
  2. повышение интереса у молодежи к институту выборов;
  3. способствовать воспитанию правовой культуры и становлению активной гражданской позиции у подросткового поколения;
  4. показать, что выборы являются механизмом демократического управления;
  5. развитие самостоятельного мышления подростков и инициативы принятия решений.

Структура работы состоит из 3 взаимосвязанных занятий внеурочной деятельности.

Основная часть

Система занятий внеурочной деятельности «Школа деловых наук». Раздел «Участие в выборах как основа становления уверенной личности»

Занятие 1. Этимология и значение понятий избирательного права

Цель: 

- дать представление о важности этимологии слов в контексте изучаемой темы.

Задачи:

- обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;

- дать представление о типах избирательных систем;

- развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

- формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;

- сформировать у молодого поколения уважительное и внимательное отношение к выборам;

- установить связь поколений;

- воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! На предыдущих занятиях мы с вами говорили о том, кто такой лидер, зачем и для чего он нужен в группе. Также указали, что одним из важнейших лидеров является лидер государства.

Мотивация деятельности.

- Давайте подумаем, как тот или иной человек вдруг становится во главе страны?

Актуализация знаний и умений.

- На одном из занятий мы говорили о том, что есть 4 теории возникновения лидера: лидером можно стать, отличившись чертами характера, далее - в силу своей харизматичности, т.е. от природы человек является лидером, привлекает к себе людей. Оказывая эмоциональное влияние на членов группы, человек берет их под контроль и становится лидером. Но самое главное то, что лидер либо самовыдвигается, либо его выбирают члены той или иной команды, группы. 

- Таким образом, мы подошли с вами к теме, которой мы посветим пару занятий, а именно «Выборы» или же «Избирательное право».

- В качестве разминки сыграем в игру «Морфемный конструктор». В задании указано, какую часть слова нужно выпить. Затем из выписанных морфем вам нужно составить слово и придумать наиболее употребляемые словосочетания, связанные с выборами.

Найдите в предложении слово, у которого есть приставка из 4 букв, и выпишите ее. Выглянув, я снова увидел над скалой свирепое лицо этого субъекта и понял, что оно является предвестником нового камня. (Артур Конан Дойл «Возвращение Шерлока Холмса»)

Выпишите из третьей грамматической основы подлежащее. Костер постепенно разгорался, осужденного поджаривало все крепче, но у него оставался выбор: изжариться совсем или отхватить себе нос ножом и освободиться. (Сергей Крапивин «Портфель капитана Румба»)

Найдите в тексте определение, определите у него суффикс и выпишите его. Не имеет значения, что абзацных отступов, запятых и точек пока ещё нет. (Кирилл Берендеев «Окно в доме напротив»)

ПРЕД-, ВЫБОР, -Н-

- Получилось прилагательное предвыборный. Возможные словосочетания: предвыборная кампания, предвыборная агитация, предвыборный ролик, предвыборная программа и др.

Объяснение нового материала.

- Итак, что же такое избирательное право? Какие термины и понятия связаны с этой темой? Что они обозначают? На эти вопросы мы будем искать с вами ответы.

- Все мы с вами знакомы с понятием «выборы». Что же это такое?

(Сведения из Этимологического словаря русского языка М. Фасмера:

Происходит от гл. выбирать (выбрать), из вы- + брать, далее от праслав. *bьrati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. берѫбьрати, русск. берубрать, укр. беру́бра́ти, болг. бера́, сербохорв. бе̏ре̑мбра̏ти, словенск. bérembráti, чешск. berubrát, польск. biorębrać, в.-луж. bjerubrać, н.-луж. bjerubraś; восходит к праиндоевр. *bhere- «нести». Древнее знач. сохранилось в слове бере́мя).

- Это слово происходит от сущ. Выбор, а оно в свою очередь от гл. выбирать. Последнее же имеет праславянский корень *bьrati. Т.е. выборы – слово, имеющее исконно русское происхождение.

- И сегодня мы с вами предстанем учеными-лингвистами и будем исследовать избирательную систему с филологической точки зрения.

- Более того, стоит отметить, что суть избирательного права состоит в том, что граждане нашей страны имеют право, как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти (Статья 32 Конституции РФ гласит: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме). О чём это нам говорит?

- Если человек захочет стать «лидером» какого-либо органа власти, он может баллотироваться и быть избранным народом.

- Чтобы выяснить, из какого языка пришло слово «право», обратимся к этимологическому словарю.

- Оно происходит от старославянского слова правъ, что в свою очередь означает «прямойправильный». Таким образом, и право, и выбор исконно русские слова, и они (как возможность и принятие, соответственно) существуют у нашего народа очень долгое время.

(Сведения из Этимологического словаря русского языка М. Фасмера:

Происходит от общеслав. субстантивированное прил. от ст.-слав. правъ в форме среднего рода, далее из праслав. *pravъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правъ «прямойправильныйневиновный» (др.-греч. εὑθύςὀρθόςὀρθόδοξος), русск. правыйукр. правийбелор. правыболг. прав «прямой, правый», сербохорв. пра̏в «невинный, прямой», пра̑вӣ «правильный, настоящий», словенск. pràv, нареч. «правильно», рrа̑v, prȃvi, прилаг. «правильный, правый»).

Повторение изученного материала

- В мире существуют разные типы избирательных систем (далее ИС), и каждый из вас с ними знаком. Далее вам нужно будет угадать русское название типа ИС по его этимологии. Соотнесите происхождение и само понятие в таблице:

Происходит от франц. majoritaire, от франц. majorité «большинство»

Происходит от древнерусского мѣшати, старославянского съмѣшати 

Заимствовано через польское рrороrсjа.

- Конечно, мажоритарная, смешанная и пропорциональная ИС, соответственно.

Как вы могли догадаться, по этимологии слова можно предположить, какую роль сыграла та или иная языковая единица в истории. Давайте подумаем, какой вывод можно сделать о том, как появление данных понятий в различных языках повлияло на избирательный процесс?

- Законодательство Великой Французской революции (1789–1799 гг.) имело огромное значение для создания избирательных систем того времени, которые применяются до сих пор: мажоритарная и пропорциональная. А также отменялись избирательные цензы, выборы становятся всеобщими.

- Что же такое ценз? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову, чтобы объяснить его.

- «Перепись», «учёт», «условие», «подать», «оброк».

- Совершенно верно, но данные синонимы говорят нам о том, что в разные времена данный термин имел различные значения. В каком словаре мы можем отыскать значения слов? Конечно, в толковых словарях. Так какие лексические значения имеет термин «ценз»?

-  1) В древнем Риме — перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения[1].

2) В Средние века в Западной и Центральной Европе — крестьянская податьоброк, то же, что чинш[2].

3) В Англии и США — перепись населения или хозяйственная перепись, производящаяся в определенные промежутки времени (экон.)[3].

4) В СССР - условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав (преимущ. избирательных). Например: по Сталинской конституции установлен только один избирательный ц. — возрастной (18 лет)[4].

5) Ценз (в современном государственном праве) — совокупность условий, дающих лицу определенные политические или служебные права[5]

- И вернемся к тому, какое же право есть у каждого гражданина РФ?

- Избираться и быть избранным.

- Верно. В правоведении характеризуют эти избирательные права как активное и пассивное.

 

Как вы думаете, почему?

- Если рассматривать эти понятия с лексической точки зрения, то лексема «активное» предполагает какое-то участие в чём-либо, осуществление деятельности. Т.е. гражданин участвует в выборах в органы государственной власти и др. А «пассивное» подразумевает лишение деятельного начала, синоним к слову «бездеятельный». Однако нельзя сказать, что пассивное право обозначает вовсе отсутствие каких-либо действий. Почему? Потому что кандидат на предполагаемую, выбираемую должность осуществляет деятельность, направленную не на чей-то выбор, а в сторону выдвижения себя.

- Таким образом, можно сделать из этого вывод о том, что не всегда лексическое значение передаёт точное применение конкретной лексемы в словосочетании.

Подведение итогов.

 - Рассмотрев сегодня наиболее знакомые вам понятия, связанные с избирательной системой, с точки зрения их этимологии и лексического значения, мы определили, что эти характеристики позволяют окунуться в историю не только родного языка, поскольку во многих русских словах спрятаны латинские, греческие и европейские корни. Значение слова определяется местом и временем его использования. Более того, ту избирательную систему, которую мы используем сейчас, мы получили благодаря историческому прошлому как своего народа, так и «чужестранного». Также стоит отметить, что, изучая лексемы, связанные с правом, мы исследуем наш родной язык с разных его сторон. Русский язык – это государственный язык нашей страны, а значит мы познаем не только язык, но и то, как устроена наша страна и ее системы, и принимаем активное участие в ее развитии.

Рефлексия. Как выбираются лидеры в государственные органы, кто находится с ними в команде, придерживается их идеологий, об этом вы узнаете на последующих занятиях и даже сможете ненадолго окунуться в избирательные «сети».

Домашнее задание. Дома вам нужно будет узнать у своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр и др. о том, какое внимание они уделяют выборам, посещают ли они их и почему, если нет, то почему. И записать полученные данные в тетрадь.

 Всем спасибо за работу на уроке, она была плодотворной и разносторонней. Всего доброго!

Занятие 2. Введение в понятие «выборы» и их роль в политической системе

Цели:

- сформировать целостное представление о федеральных законах и главном законе Конституции РФ о выборах;

- дать понимание реализации избирательного права в РФ;

Задачи:

- познакомить учащихся с институтом выборов как с институтом демократии;

- дать понятие избирательного права;

- определить особенности избирательной компании;

- выявить специфику активного и пассивного лексического запаса слов, связанного с терминологией изучаемой темы.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас сегодня на нашем занятии. И давайте начнём с лингвистической разминки.

1. Какие корни имеют слова мажоритарный, избирательный, законодательство, предвыборный, пропорциональный, федеральный?

2. Угадайте, какое понятие скрывается за указанной этимологией слова?

Электорат

Происходит от лат. electoratus, далее из elector «избиратель», далее из eligere «выбирать», далее из ex- «из-от-» + legere «собиратьчитать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собиратьподбирать»

Кампания

Происходит от лат. campania «равнина», далее из campus «полеравнинастепь», далее из праиндоевр. *kampos «угол»

Голосование

Происходит от гл. голосовать, от голос, далее от праслав. *golsъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. гласъ (др.-греч. φωνή), русск. голосукр. го́лосбелор. голасболг. глас, сербохорв. гла̑с, словенск. glas, чешск. hlas, польск. głos, в.-луж. hłós, н.-луж. głos. 

Кандидат

Из лат. candidatus «одетый в белое платье; домогающийся должности, претендент на пост (в этом случае надевалась белая тога); кандидат», прич. прош. от  candidare «делать белым, одевать в белое; белеть», далее из candere «блистатьсиять», далее из праиндоевр. *kand- «сиять»

Партия

Происходит от франц. partie от лат. partīta, от partīre «делить». 

3. В ряду укажите лишнее понятие и объясните свой выбор.

- Либеральная, коммунистическая, мажоритарная, демократическая. (Это тип избирательной системы, а остальные понятия характеризуют партийные идеологии).

- Бюллетень, кампания, электорат, консерватизм. (Это одна из идеологий, которой могут придерживаться партии, а остальные понятия связаны с избирательным процессом).

- Голосование, комиссия, дебаты, праймериз. (Это орган, обеспечивающий подготовку и проведение выборов, а остальные понятия предполагают процесс)

Актуализация знаний.

- Хорошее начало – залог выполнения поставленных задач. Дома вам нужно было провести опрос среди своих близких на тему их отношения к выборам. Итак, давайте зачитаем полученные сведения и сделаем вывод.

Предположительные ответы:

1) у меня в семье 3 взрослых (мама, папа, бабушка) они все ходят на голосования, связанные с местным и государственным управлением. Однако из года в год они голосуют за одни и те же партии. Я не понимаю, как так может быть. Однако они мне это объясняют тем, что у выбираемых ими кандидатов заслуженная репутация, они расположили в себе. Чего нельзя сказать о только появившихся партиях: неизвестно, что будет, если выбрать их, как они справятся с поставленными задачами и сдержат ли свои обещания, заявленные в предвыборных кампаниях;

2) на выборы у меня ходит только старшая сестра, поскольку она верит в то, что каждый голос имеет место быть и должен быть учтен. Мои родители редко ходят на голосование из-за отсутствия у них свободного времени, также они объясняют это тем, что ничего не понимают в политике и что есть люди, которые примут верное решение и выберут нужных стране управленцев;

3) в моей семье 4 взрослых, из них дедушка и бабушка постоянно голосуют за коммунистическую партию, поскольку веруют в то, что Советский Союз должен возродиться и объединить всех людей. Мама с братом ходят только на президентские выборы, поскольку считают, что лишь правильно выбранная «голова» сможет что-то поменять в стране.

 - Прекрасная работа, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, и давайте попытаемся ответить на вопросы, которые возникают из услышанных данных. Правильный ли подход выбирает гражданин не идти на выборы только из-за того, что он ничего не понимает в политике?

- Я думаю, нет. Сейчас большое количество информации в интернет ресурсах, которая излагается понятным для простого человека языком. Более того, каждый законопослушный гражданин должен отдать свой голос за наиболее привлекательного ему кандидата, поскольку даже один голос может иметь вес.

- Абсолютно согласна с вами. Правильно ли, не доверять новым партиям?

- Наверное, да. Люди не знают, что последует за этим выбором. Однако в партии, как правило, вступают люди с высшим образованием, имеющие опыт работы в политике, в социальной сфере, в сфере образования и др., и они знакомы с проблемы населения страны и могут их предотвратить.

- Хорошо. Стоит ли надеяться на прошлые успехи государства и рассчитывать, что они повторятся?

- Мне кажется, нет, потому что то, что было сделано в прошлом, было хорошо для того времени, но для настоящего. В нынешнее время совершенно другие проблемы, задачи, которые требуют иных решений и ожидают нового благополучного результата.

- В ваших ответах были использованы такие термины, как коммунистический, голосование, кандидат, партия, государственное управление, предвыборная кампания. И, как вы знаете из курса русского языка, лексикон человека делится на две группы: активный и пассивный.

- Так же, как и избирательное право.

- Абсолютно верно, однако стоит уточнить, в чём состоит отличие употребления прилагательных активный, пассивный согласуемых с правом и лексикой.

- На основании приведенной таблицы мы с вами можем делить термины, связанные с избирательной системой, на группы: слова, которые мы используем в своей речи довольно часто и активно, и слова, которые мы не употребляем или же делаем это редко. Человек должен работать над обогащением своего лексического запаса и стараться, как можно больше слов из пассивного лексикона переводить в активный. Здесь как раз и возникает проблема некоторых граждан: они не понимают политической терминологии и не стараются её узнать, что напрямую влияет на избирательный процесс и их положение в этой системе.

- Сейчас попробуем с вами составить синквейн на тему «Выборы» на основе имеющихся сейчас данных. (Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам). Итак, существительное возьмем выборы. Затем во второй строке 2 прилагательных. Мы живем в стране с какой идеологией? Значит выборы будут демократическими и свободными. Что делают на выборах? (3 глагола, связанных с процессом выборов) Далее цитату, афоризм или предложения на нашу тему. И последним будет существительное, подводящее итог всему вышеизложенному (можно синоним).

Предполагаемый ответ:

Выборы.

Демократические, свободные.

Голосовать, агитировать, участвовать.

— Так! Выбирай: или я, или кот!

— Ну, я тебя выбираю! Я с тобой давно знаком, а этого кота я впервые вижу!

Политика.

Освоение новых знаний.

- В первой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1) Что характерно для демократического общества?

Предполагаемые ответы:

В демократическом обществе гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания выборов в демократическом обществе.

Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.

Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.

- Выборы — это институт, обеспечивающий одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Демократии нужно учиться со школьной парты, для этого необходимо осознавать свои интересы, иметь желание их реализовывать, быть политически активным. Основополагающие положения, относящиеся к организации и проведению выборов, содержит Конституция РФ, и они имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

В рамках нашей школы учащиеся имеют возможность проявить такую активность во время предстоящих выборов. Сейчас мы предлагаем вам небольшую справку о выборах школьной партии. Слово предоставляется представителю Женской либеральной партии Новиковой Анастасии.

- Итак, с чего начинаются наши выборы школьной партии? Вначале на заседании Школьного Совета принимается решение о проведении очередных выборов с целью выявления лидеров и политически подкованных учеников и устанавливается дата их проведения. В газете «Исток» публикуется объявление о предстоящих выборах и дате их проведения. Одновременно формируется избирательная комиссия и происходит выдвижение партий и их кандидатов. Выдвижение осуществляется только на добровольной основе. 

- Сегодня мы с вами начнём готовиться к предстоящим выборам и выявим особенности подготовки партий к голосованию. Для начала вам нужно разделиться на группы, схожие по интересам и взглядам, поскольку вы давно друг с другом знакомы, сделать это будет нетрудно.

Даётся время 5-7 минут для окончательного разделения детей на группы.

- Прекрасно. Поздравляю вас, теперь вы будете работать с людьми вашей команды над общим делом. Что же должно быть у партии, чтобы выйти на голосование и представить себя окружающим?

- Наверное, какие-то сведения о себе, рассказать о проблемах, которые вы бы хотели решить, пути решения указать и внушить доверие.

- Конечно, каждая партия должна дать о себе какое-то представление избирателям. Для начала вам следует выбрать, посовещавшись, идеологическую направленность вашей партии. Какие они бывают?

- Коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные, националистические и социал-демократические.

- Определите идеологию своей партии, руководствуясь брошюрами с описанием каждой идеологии.

- Каждая партия должна составить предвыборную кампанию. Это совокупность агитационных мероприятий, осуществляемых кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, чтобы получить максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Что должно входить в кампанию: составление программы вашей партии (цели, задачи, проблемы, какие действия будете предпринимать в связи с решением задач и т.д.), организация агитационных афиш, плакатов, выступление-статья в Телеграм-канале нашей школьной газеты «Исток» и снятие видеоролика в поддержку вашей партии в приложении Tiktok.

Давайте ознакомимся с тем, как должны выглядеть агитационные плакаты. Однако рассмотрим примеры, не связанные с политической сферой:

Плакат в поддержку запрета вырубки лесов.

Плакат, агитирующий возводить хозяйство и увеличивать культуры.

Данный плакат можно встретить на баннерах города или остановках, мотивирующий выкидывать мусор в урны.

Все агитационные материалы, связанные с политикой, должны содержать информацию о лицах, ответственных за содержание и выпуск. Агитационные материалы регулируются федеральных законом от 26 ноября 1996г. статья 28 «Использование печатных и иных агитационных материалов».

Пример программы существующей политической партии (они разделили ее на несколько смысловых частей, которые являются задачами партии: сильное государство, развивающееся гражданское общество, страна свободных людей, справедливое общество, безопасная страна, страна великой науки и культуры, великая Россия в меняющемся мире и др.):

РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Граждане должны активно участвовать в управлении общественными делами, контролировать действия власти. Ни один затрагивающий интересы человека вопрос не должен решаться без участия его самого или избранных им представителей. Наш программный принцип - не человек для власти, а власть для человека!

Наши приоритеты:

  • контроль общества над властью через партии и общественные объединения;
  • развитие самоорганизации граждан, общественного самоуправления;
  • вовлечение граждан в управление общественными делами;
  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений и их взаимоотношения с государством.

СТРАНА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ

Будущая Россия - страна свободных людей, где защищены права и свободы личности, где человек сможет обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, выполняя свои обязательства перед обществом и государством. Каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод.

Наши приоритеты:

  • осуществление принципа равных прав, свобод и возможностей различных социальных групп, национальностей и конфессий;
  • формирование действенных механизмов защиты прав и свобод.

СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО

Мы хотим построить в России справедливое общество, основанное на сильной социальной политике государства, в котором обеспечена высокая степень социальной защиты, где созданы равные стартовые возможности для всех. В обществе должны быть созданы условия для предпринимательства и творчества, обеспечено стимулирование эффективной занятости и развитие современного трудового законодательства.

Наши приоритеты:

  • формирование условий, в которых большинство населения будет способно самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы;
  • социальное партнерство;
  • эффективная система социальных гарантий, перераспределение льгот в пользу реально нуждающихся, адресная социальная помощь, формирование единой системы социального страхования и охраны

здоровья.

ПРОЦВЕТАЮЩАЯ СТРАНА

Мы хотим сделать Россию процветающей страной, где развитие экономики основано на мощном производственном потенциале, современных технологиях и эффективном использовании уникальных природных ресурсов. Государство должно стать реальным гарантом законности и права собственности, обеспечивать честную конкуренцию и единые правила для всех. Экономическая политика должна быть подчинена достижению долгосрочных целей, среди которых важнейшим является повышение уровня жизни населения с учетом новых стандартов труда, потребления и качества жизни.

Наши приоритеты:

  • содействие развитию высокотехнологичных отраслей науки и промышленности;
  • повышение качества управления государственной собственностью;
  • рациональное налогообложение природных ресурсов;
  • улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка;
  • дебюрократизация экономики, развитие малого и среднего бизнеса;
  • единые правила конкуренции между участниками хозяйственной жизни.

БЕЗОПАСНАЯ СТРАНА

Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система.

Наши приоритеты:

  • повышение обороноспособности страны, формирование профессиональной армии;
  • совершенствование деятельности правоохранительных органов;
  • последовательное проведение судебной реформы.

Россия ищет ответы на грозные вызовы противоречивого современного мира, переосмысливает свое прошлое, оценивает реальные возможности в настоящем, устремлена в будущее. Путь к нашим целям будет долгим и непростым. Но начинать его можно и нужно уже сегодня, прямо сейчас.

Нашими общими усилиями XXI век должен стать веком величия и процветания России.

- С агитационными видеороликами, я думаю, вы хорошо знакомы: в них обычно иллюстрируется какая-то проблема, существующая в обществе, которую та или иная партия намерена исправить. И в конце видео делается обращение к зрителям, например, «И вы хотите, чтобы это продолжалось? Давайте вместе изменим страну к лучшему! Только вы, народ, избиратели, можете это сделать. Мы вас ждём на голосовании N числа. Отдай свой голос за … партию!»

- Сегодня мы с вами проделали большую работу по подготовке к нашим предстоящим выборам, теперь ознакомлены еще лучше с тем, как представители партий привлекают к себе внимание и готовятся стать во главе государства. Закончим сегодняшнее занятие выполнением одного упражнение. На листках у вас даны задания и филворд, выполните их в соответствии с порядком.

Упражнение «Найди меня, если сможешь»

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде типы партий. Слова могут читаться по горизонтали, по вертикали или по ломаной линии; линия может изгибаться только под прямым углом.

  1. Этот тип партии создается профессиональными политиками для привлечения к выборам электората
  2. Этот тип партии создан по идеологическому признаку.
  3. Тип партии, существующей официально, зарегистрированной в законном порядке.

Л

Л

С

У

Ю

С

К

Е

К

Щ

И

К

Л

Е

Г

А

Л

А

А

Р

Б

О

Т

Б

Р

Т

Ь

С

Д

Й

Е

Ы

Р

О

С

Д

Н

Н

Р

Е

Р

Р

Л

Ж

Т

Ы

А

Е

О

Л

А

А

С

Ь

В

Е

Я

Е

В

И

Л

З

В

В

О

И

Г

Р

А

Т

Ь

Н

А

Я

Т

Л

К

В

Я

Е

В

В

А

И

Е

М

Н

Т

Л

Т

Домашнее задание. Чтобы выбрать наилучшую партию, нужно хорошо подготовиться к голосованию. Дома вам нужно будет подготовить: предвыборную программу, агитационные плакаты, брошюры, сделать небольшой пост о своей партии в Телеграм канале школьной газеты «Исток», видеоролик в формате Tiktok видео (т.е. короткий по времени) и написать речь для выступления перед избирателями. Чтобы лучше справиться с подготовкой, распределите внутри своей партии, кто будет ответственным за выполнение какого-либо задания. До встречи!

Занятие 3. Деловая игра. Предвыборные кампании и голосование как важный этап в понимании избирательной системы подрастающего поколения

Цели и задачи:

- повышение правовой грамотности и политической культуры подрастающего поколения;

- повышение интереса у молодежи к институту выборов;

- подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах;

- на практике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и т.д.

- развивать практические навыки участия в процедуре голосования, творческие способности, интерес к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения;

- подвести учащихся к пониманию Закона о выборах, осознанию эффективности влияния масс на политическую жизнь страны; показать, что выборы являются механизмом демократического управления.

Оборудование: подписные листы, списки избирателей по алфавиту, протокол голосования, бюллетени для голосования, удостоверение члена избирательной комиссии, избирательная урна, столики для участников игры, листовки (предвыборная агитация), бэйджики для участников игры.

Ход игры:

Здравствуйте, дорогие избиратели и кандидаты партий. Я приветствую всех собравшихся в этой аудитории. Тема нашей игры «Избирательное право». Сегодня мы с вами в условиях учебно-деловой игры «Партийные выборы» будем выбирать самую достойную и лучшую партию. В ходе игры вы сможете реализовать свои знания об избирательном процессе, окунуться ненадолго в атмосферу конкурентоспособности, почувствовать себя на месте политиков, проверите свои организаторские способности и приобретете навыки участия в выборах.

В классе развешаны агитационные материалы различных партий, избиратели изучают брошюры с программами выдвинутых партий.

- Начнём со словарной работы, вспомним понятия, связанные с темой «Избирательное право».

Вопросы и предполагаемые ответы:

Что такое выборы в РФ?

Раскройте понятие «Избирательное право граждан».

Что такое активное избирательное право?

Что такое пассивное избирательное право?

Раскройте понятие «Избиратель».

Дайте определение «Избирательной комиссии».

Продолжите фразу: «Баллотироваться на выборах - это значит…»

Что такое референдум?

Раскройте понятие «Избирательный ценз».

В классе были выбраны представители избирательной комиссии (3 человека), которые будут следить за проведением выборов и подсчетом голосов.

- Ну что ж, начнём наше мероприятие. Слово предоставляется члену избирательной комиссии.

Председатель избирательной комиссии. На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от партий «Женская либеральная партия», «ПУЭРФ», «УХ», «Всероссийская партия учеников» в том, что они выдвигают свои кандидатуры на выборы школьной партии. Они все были успешно зарегистрированы для участия в голосовании, подготовив все нужные для этого материалы. Слово предоставляется Женской либеральной партии для выступления с предвыборной речью.

- Наша партия называется «Женская либеральная партия». Сейчас мы вам расскажем о некоторых проблемах общества, с которыми мы призываем бороться. Социальные проблемы общества бывают самыми разными, однако самыми глобальными считаются следующие:

  • загрязнение окружающей среды;
  • экономическая нестабильность;
  • социальное неравенство;
  • безработица;
  • положение людей с ограниченными возможностями;
  • высокий рост преступности;
  • неполные семьи и возрастающее количество разводов.

Подробнее поговорим о проблемах современной семьи. Современные традиции и устои с каждым годом теряют свою актуальность. Новая модель семьи как таковая еще не сформировалась. Поэтому молодые люди становятся узниками этой проблемы. Рождение детей. На сегодняшний день уже никто не отрицает тот факт, что количество абортов и разводов неумолимо растёт. Молодые люди строят свои отношения, ориентируясь на современные социальные нормы. В обществе всё так же есть проблема современного многочисленного мнения. Мнение со стороны нередко становится главным ориентиром того, какой стиль жизни необходимо выбирать. Каждый 10 ребёнок, рождённый вне брака, одна из причин этого – репродуктивное насилие. Репродуктивное насилие – это принуждение к зачатию и вынашиванию ребёнка, родам или стерилизации. В современном мире ему подвергались или подвергаются каждая пятая женщина и каждый восьмой мужчина. В молодых семьях девушки часто страдают от репродуктивного насилия со стороны старшего поколения. Вследствие чего ей и ее партнёру приходится брать ответственность за ребёнка, к которому они не готовы. Это становится возможной причиной распада семьи. Это ведёт к тому, что девушкам или мужчинам приходится воспитывать детей в одиночку. Около 5 миллионов из 17 миллионов российских семей – это семьи с матерями одиночками (в 6000 семей детей воспитывают отцы-одиночки).

Женщина и карьера. Мало того, что женщинам приходится сталкиваться с   воспитанием ребёнка в одиночестве, так еще им тяжелее подняться по карьерной лестнице. В среднем в России зарплата женщины составляет 70% от зарплаты мужчины. По данным Росстата, лишь нескольких в сферах труда женщины зарабатывают больше, чем мужчины. К таким профессиям относятся учителя, социальные работники, средний медицинский персонал и работники сферы акушерства и гинекологии. Это, иными словами, профессии, которые изначально принято считать женскими. Однако за последние годы ситуация улучшается.

Целью нашей партии является повышение заработной платы женскому населению, предоставление увеличенных социальных выплат родителям-одиночкам, создание бесплатной психологической помощи лицам, подвергающимся репродуктивному насилию, увеличение количества заповедных территорий, увеличение штрафов за ненадлежащее отношение к окружающей среде. Решив выделенные нами проблемы, женскому населению страны станет жить гораздо комфортнее, легче и увереннее. Подумайте о нас! Голосуйте за Женскую либеральную партию!

Председатель избирательной комиссии. Спасибо большое за ваше выступление. Следующая партия «Всероссийская партия учеников».

- Наша партия называется «Всероссийская партия учеников». Цель нашей партии покончить с несправедливостью, улучшить положение российских учащихся во всех школах РФ. Наша предвыборная программа будет состоять из 3 положений:

  • равенство
  • справедливость
  • развитие

Что мы под этим имеем в виду? Равенство означает единство всех учеников перед учителями и школьными правилами. Нельзя допускать их абсолютного нарушения, ведь школа, в которой не соблюдаются банально правила дисциплины, не способна качественно обучить учеников и функционировать. Справедливость должна быть в каждой школе, ведь нередко случаются ситуации, когда учителя превышают свои полномочия либо же намеренно повышают или занижают оценки тем или иным ученикам исходя из личного отношения. Развитие предполагает то, что каждая школа нуждается в хороших кружках и внеурочных занятиях. Наша партия будет стремиться открывать бесплатные и общедоступные внеурочные школьные кружки, предлагать идеи для составления программ, темы, которые интересны детям для внеурочного изучения. Нами будет создана специальная программа по привлечению даже самых отъявленных прогульщиков к работе и полезным занятиям как для школы, так и для самих учеников.

Почему стоит выбрать нас? Мы собираемся отстаивать права учеников, создавать общедоступные внеурочные программы, привлекать ленивых учеников к самосовершенствованию, создавать клубы по интересам: музыкальные, спортивные и др.

Ученики должны быть защищены, услышаны и заинтересованы! Голосуйте за нашу партию «Всероссийская партия учеников» и ваше мнение будет услышано!

- Председатель избирательной комиссии. Прекрасное выступление ребят. Большое спасибо! А мы собираемся далее выслушать партию «УХ».

- Наша партия называется «УХ». Почему именно так? Потому что в математике есть две оси: У и Х. На этих двух осях можно построить всё, что угодно. Это означает свободу действий в российском бизнесе.

Основная задача нашей партии – создание специализированных уполномоченных людей для правильного перераспределения бюджета нашей страны. Выбранные люди перераспределят бюджет так, чтобы большая часть была направлена на развитие в стране предпринимательства, медицины и образования. На закупку военной техники и поддержку армии должно выделяться на 30% меньше денежных средств государства.

Предпринимательство – важная составляющая развития экономики страны, и мы настаиваем на его развитии. Наша партия поддерживает весь частный бизнес: малый и крупный. Поговорим о наиболее частых затруднениях, с которыми сталкиваются предприниматели. К ним относятся высокие налоги, тарифы, страховые взносы и налоговые платежи. Т.е. проблемы возникают из-за финансирования. А также влияет пониженный спрос на товары и услуги. Эти причины актуальны для всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производство и добыча полезных ископаемых, строительство оптовой и розничной торговли.

Мы также считаем, что отдельное внимание должно быть уделено развитию спорта в стране и выделяться большее количество средств на улучшение этой сферы. Должно быть построено больше бесплатных спортивных комплексов не только для детей, но и для взрослых.

Бюджет государства должен быть распределён по тем сферам, которые действительно нуждаются в развитии для улучшения благосостояния жизни населения, его физического и финансового состояния. Не сидите же на месте, отдайте голос за нашу партию, и в вашей жизни будет доступный спорт и качественно оказанные услуги! Примите правильный выбор. Если не «УХ», то кто?

Председатель избирательной комиссии. Спасибо за вашу предвыборную речь. Следующими приглашаются участники партии «ПУЭРФ».

- Вы знаете, экология всего мира находится в очень плачевном состоянии, и наша страна не исключение. Это связано с огромным выбросом углекислого газа в атмосферу, с избытком количества мусора, который не перерабатывается. Все это негативно сказывается на окружающей среде, поэтому наша партия будет с этим бороться на совершенно другом уровне!

Цели нашей партии:

  • перевести население страны на электрический транспорт;
  • постройка новых парков, рассаживание растительностей в пределах города;
  • контроль за выбрасывание мусора в непредназначенном для этого месте;

Для того, чтобы решить существующие проблемы, жители страны должны объединиться и лишь общими силами, упорством и терпением. Процесс очистки нашей земли, выращивание полноценных растений, переход на электромобили займёт большое количество времени, но это куда лучше, чем сидеть и ничего не предпринимать, и ждать ухудшения экологической обстановки. Мы требуем обеспечить нас должной финансовой поддержкой со стороны государства, поскольку в ее задачи входит обеспечение своего населения комфортным проживанием. Мы вместе сможем спасти красоту и ценность нашей природы.

В будущем, когда эти цели будут достигнуты в нашей стране, мы планируем найти сподвижников во всем мире и привлечь к себе еще большее внимание общественности, заручившись поддержкой таких компаний, как Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund), Гринпис (Greenpeace), Международный Зелёный Крест и др.

Друзья, наша жизнь в наших руках, и мы должен вместе делать ее лучше. Голосуйте за нашу партию «ПУЭРФ», и воздух в нашей стране будет чище и никому не навредит!

Председатель избирательной комиссии. Мы прослушали 4 замечательных предвыборных речи, каждый подчерпнул из этого что-то важное для себя, но теперь нам нужно определить, чья же партия достойна быть лучшей и внушающей больше доверия, чем остальные.

Теперь приступим с вами к голосованию. Каждый из вас знаком с этим процессом: регистрируемся в списке избирателей, получаем бюллетень и проходим за ширму, где осуществляем свой выбор, затем опускаем свой бюллетень в урну. Всем удачи и здравомыслия! (На фоне играет гимн РФ).

Подведение итогов голосования, подсчет голосов избирательной комиссией. Оглашение результатов.

- Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Ребята, сегодня на занятии вы приобрели практические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны. Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо вам за проделанную работу!

Заключение

Данная работа представляет собой абсолютно уникальный вариант проведения занятий внеурочной деятельности, направленные на установку межпредметных связей в образовательном процессе.

Более того, учащиеся смогут проводить лингвистический анализ слов, после изучения которого у них появится возможность проводить этимологические исследования и устанавливать межязыковые связи. Это может повлиять на определение выбора будущей сферы деятельности.

В результате проведенных занятий учащиеся получат четкое представление об избирательном процессе и избирательных отношениях в Российской Федерации, будут знать основы избирательного права и ознакомятся с принципами организации избирательной кампании и приобретут соответствующие навыки, которые впоследствии будут необходимы им в жизни. Также, они будут осведомлены о важности федеральных законов о выборах и избирательном процессе.

Цель и задачи, поставленные в начале работы, будут полностью достигнуты и раскрыты.

В качестве достигнутых результатов можно выделить:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы;

- понимание реализации избирательного права в РФ;

- повышение правовой грамотности и политической культуры подрастающего поколения;

- воспитание правовой культуры и становление активной гражданской позиции у подросткового поколения;

- мотивация на познавательную деятельность и обучение, готовность к самоопределению и развитию, имеют ценностно-смысловые установки, которые отражают их гражданскую и личностную позицию, обладание правосознанием, экологической культурой, толерантностью;

- коммуникация со сверстниками, аргументировать свои действия, координировать работу группы, работать в команде на разных ролях, предотвращать конфликты. 

Список литературы

  1. Волков, Ю.Т. и др. Социология молодёжи: учебное пособие / ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на Дону: Феникс, 2001. - 576 с.
  2. Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты: в 2 т. / Санкт – Петербург: Гуманитарно - политол. центр "Стратегия"; ред. М. Б. Горный. – Санкт - Петербург: Норма, 2000. - Т. 2. - 2000. - 303 с.
  3. Выдрин, И. В. Избирательное право Российской Федерации. - 3-е изд., перераб. и доп. / И. В. Выдрин. - Москва: Норма, 2009. - 223 с.
  4. Зиновьев, А. В. Избирательная система России (теория, практика и перспективы) : учебник / А. В.Зиновьев, И. С. Поляшова; Ассоц. "Юрид. центр". – Санкт - Петербург: Юридический центр Пресс, 2003. - 357 с.
  5. Конституция Российской Федерации; Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации; Общественно-политические организации России и др. документы государственно-патриотического объединения Духовное наследие [Текст]. - Москва: Обозреватель, 1995. - 195 с.
  6. Парамонова, Н. Применение ИНТЕРНЕТ в реализации молодёжных проектов / Н. Парамонова // Наша молодёжь. - 2010. - №4. - С. 33-34.
  7. Развитие молодёжных инициатив в России // Наша молодёжь. - 2010. - №2. - С.13-15.
  8. Соленикова, Н. В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях: (тенденции развития) / Н. В. Соленикова. - С.69 - 74. - Библиогр.: 8 назв.
  9. Туронок, С. Г. Интернет и политический процесс / С.Г. Туронок. – Общественные науки и современность. - 2001. - №2. - С. 51 – 63.
  10. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации": законы и законодательные акты. - Москва: Юридическая литература, 1995. - 30, [2] с.
  11. Шевчук, Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: конспект лекций / Д. А. Шевчук. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 383 с.

Приложение 1.

Раздаточный материал

Происходит от франц. majoritaire, от франц. majorité «большинство»

Происходит от древнерусского мѣшати, старославянского съмѣшати 

Заимствовано через польское рrороrсjа.

Электорат

Происходит от лат. electoratus, далее из elector «избиратель», далее из eligere «выбирать», далее из ex- «из-от-» + legere «собиратьчитать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собиратьподбирать»

Кампания

Происходит от лат. campania «равнина», далее из campus «полеравнинастепь», далее из праиндоевр. *kampos «угол»

Голосование

Происходит от гл. голосовать, от голос, далее от праслав. *golsъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. гласъ (др.-греч. φωνή), русск. голосукр. го́лосбелор. голасболг. глас, сербохорв. гла̑с, словенск. glas, чешск. hlas, польск. głos, в.-луж. hłós, н.-луж. głos. 

Кандидат

Из лат. candidatus «одетый в белое платье; домогающийся должности, претендент на пост (в этом случае надевалась белая тога); кандидат», прич. прош. от  candidare «делать белым, одевать в белое; белеть», далее из candere «блистатьсиять», далее из праиндоевр. *kand- «сиять»

Партия

Происходит от франц. partie от лат. partīta, от partīre «делить». 

Лист регистрации избирателей

ФИО

Подпись

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

1. Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от названия партии, за которую Вы голосуете, либо в квадрате справа от строки "Против всех ".

2. Избирательный бюллетень, в котором любой знак проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

3. Бюллетень не должен содержать никаких посторонних пометок и подписей.

1.

2.

3.

4.

Упражнение «Найди меня, если сможешь»

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде типы партий. Слова могут читаться по горизонтали, по вертикали или по ломаной линии; линия может изгибаться только под прямым углом.

  1. Этот тип партии создается профессиональными политиками для привлечения к выборам электората
  2. Этот тип партии создан по идеологическому признаку.
  3. Тип партии, существующей официально, зарегистрированной в законном порядке

Л

Л

С

У

Ю

С

К

Е

К

Щ

И

К

Л

Е

Г

А

Л

А

А

Р

Б

О

Т

Б

Р

Т

Ь

С

Д

Й

Е

Ы

Р

О

С

Д

Н

Н

Р

Е

Р

Р

Л

Ж

Т

Ы

А

Е

О

Л

А

А

С

Ь

В

Е

Я

Е

В

И

Л

З

В

В

О

И

Г

Р

А

Т

Ь

Н

А

Я

Т

Л

К

В

Я

Е

В

В

А

И

Е

М

Н

Т

Л

Т


[1] Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

[2] Энциклопедический словарь/ Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. — СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890-1907.

[3] Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[4] Там же. 

[5] Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мыследеятельностная педагогика. Сценирование современного урока русского языка как основа мотивации на учебную деятельность.

Выступление на педагогических чтениях памяти З. Н. Кулаковой. 1 часть теоретическая, 2 из опыта работы в данной технологии....

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК  И    ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....