Этнографическая игра "Загадки русской истории"
материал
Игра содержит материалы и презентацию к игре, в которой ребята среднего звена могут проявить свои знания о культуре русского народа, задания включают в себя вопросы викторины, игру-пантомиму, заддания для рассуждения и обсуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnograficheskaya_igra.zip | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Этнографическая игра для ЛТО
«Загадки русской истории »
Цели:
- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль человека в истории;
-развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного периода: комплексный анализ, историческое мышление;
- воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны.
Задачи:. Усиление интереса к истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью.
Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Оборудование:. Музыкальное сопровождение, русские пословицы, иллюстрации, по содержанию игры карточки ,презентация.
Ход игры:
1.Ум за разум (2 балла -быстрый ответ,1 балл-с подсказкой)
1. Когда бывает Вербное Воскресенье: а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.
2. Какой из перечисленных праздников является языческим: а) Рождество; б) Масленица; в) Троица; г) Духов день.
3. Кто такая кикимора? а) лесная ночная птица; б) лягушка на болоте; в) фантастическое существо - обитатель болота; г) большой черный таракан.
4. Вечерницы - это: а) вечерние зарницы; б) вечерние дойки; в) вечерние посиделки; г) вечерние дежурства.
5. Во время какого праздника молодежь прыгает через огонь? а) Масленица; б) Вербное Воскресенье; в) Ивана Купала; г) Троица.
6. Когда происходит праздник Красная Горка? а) в Рождественскую неделю; б) в Великий пост; в) в Пасхальную неделю; г) через неделю после Троицы.
Оживи праздник
Команды выбирают листы с названиями народных праздников. Нужно представить свой праздник пантомимой. Команда-соперница должна отгадать название и, если были ошибки, исправить.
( Иван Купала, Масленица, Рождество, Яблочный спас, ).
Этнография старого быта
1. Ушат - это: а) ведро с ушами для воды; б) шапка-ушанка; в) ушастый зверек; г) котел для варки ухи, ушицы.
2. Наличник - это: а) наличные деньги; б) компресс на лицо; в) украшение над окном; г) украшение над иконой.
3. Портки - это: а) портовые постройки; б) испорченные вещи; в) мужские штаны; г) портняжные ножницы.
4. Столешник - это: а) столетний дед; б) вязаная скатерть на стол; в) поверхность стола, верхняя доска; г) денежный знак в сто рублей.
5. при помощи чего носили вёдра –КОРОМЫСЛО
6. Ступа - это: емкость для толчения зерна;
7.Якорь для подъема затонувших в колодце ведер называется:
а) мышка; б) кошка; в) жучка; г) внучка.
8. Плетенка - это: а) плетеная сеть для ловли рыбы; б) плетеная корзина для хлеба; в) плетеный кнут для коров; г) корзина для ниток.
.Пословицы и поговорки
Каждая команда получает одинаковый список пословиц. Команда должна выбрать и объяснить пословицы по своей теме:
- земледелие, 2) скотоводство
Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
Грибов ищут, по лесу рыщут.
Лук семь недугов лечит.
Без капусты – щи не густы.
Хрен редьки не слаще.
Не разбивши яйца, не сделаешь яичницы.
Жнут поле в пору.
Куй железо, пока горячо.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнешь.
Согласное стадо и волк не берет.
Не боги горшки обжигают.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Волк не пастух, свинья – не огородница.
Не убив медведя, шкуры не продают.
Пожалел волк кобылу, оставил хвост и гриву.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Твоими бы устами да мед пить.
Пустили козла в огород.
Не взявшись за топор, избы не срубишь.
На охоту ехать, собак кормить.
Овчинка выделки не стоит.
И волки сыты, и овцы целы.
Хлеб да каша еда наша
назвать продукты, которые не употреблялись в пищу во времена Руси.
Продукты: Белый хлеб Черный хлеб Сахар Соль Кофе Чай Огурцы Картофель Гречка Подсолнух
Ответ: В пищу не употреблялись: Сахар Кофе Чай Картофель Подсолнух
Этимология
(Соедините части таблицы ) Объясните этимологию - происхождение – некоторых крылатых выражений, дошедших до нас со времен Древней Руси.
Выражение | Значение | Этимология (происхождение) |
1. Дым коромыслом | Шум, гам, беспорядок, суматоха. | |
2. Как пить дать | Точно, несомненно. | |
4. Лезть на рожон | Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности. | |
5. Лыка не вяжет | Пьян до предела | |
6. Не лыком шит | Непростой человек, себе на уме | |
7. Опростоволоситься | Ошибиться, сплоховать |
Выражение | Значение | Этимология (происхождение) |
1. Дым коромыслом | Шум, гам, беспорядок, суматоха. | В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" - к туману, дождю, "коромыслом" - к ветру, непогоде, а то и буре. |
2. Как пить дать | Точно, несомненно. | По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. Т.е. воду любой человек получал точно. |
4. Лезть на рожон | Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности. | В Древней Руси (да и сейчас еще в некоторых диалектах) рожон — «заостренный с одного конца кол, шест, рогатина». Смельчаки-охотники шли на медведя с выставленным перед собой колом. Разъяренный зверь, напоровшись на рожон, зверь погибал. |
6. Не лыком шит | Непростой человек, себе на уме | Но в то же время лапти, лычная обувь были верным признаком бедности. Вот почему не лыком шит прежде означало: он не из простых, в переносном смысле: не такой уж он простак, себе на уме. |
7. Опростоволоситься | Ошибиться, сплоховать, | Опростоволоситься означает «по пасть в неловкое положение». Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой, простоволосой. |
Наша История
1.Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия — не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопереводимых рек, указывает автор.
Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
Краткая история. Искусство наведения мостов высоко развито с древнейших времен. Основным строительным материалом была сосна благодаря прямизне и ровности ствола, хорошим механическим свойствам древесины и устойчивости к загниванию, а также широкому распространению. Древние мосты, как и другие сооружения, рубили и обрабатывали при помощи топора: вырубали пазы и гнезда при связке брусьев; даже изготовление теса производилось раскалыванием клиньями бревен вдоль на несколько частей. Поэтому летописцы, говоря о постройках деревянных зданий или сооружений, употребляли вместо слова «построить» слово «срубить»: рубили избы, хоромы, мосты и т. д.
Первые упоминания о мостах в русских летописях относятся к концу X в. Совершенствование строительного искусства вызвало появление особого рода специалистов — строителей мостов и переправ, называвшихся «мостниками». Первые мосты представляли собой переброшенные с берега на берег деревья, на больших реках устраивались плоты-паромы. Несколько связанных между собой плотов, поверх которых укладывался бревенчатый настил, образовывали «живой», наплавной мост. Они были распространены на больших реках.
В 1115 г. при Владимире Мономахе в Киеве был построен наплавной мост через Днепр. Так как плавучие мосты быстро наводились и легко разбирались, то они играли большую роль в военных действиях. Известны два таких моста через Волгу,
2. Для защиты
Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» — подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры — щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной. Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).
Уязвимым местом на подвижной башне — «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня?
Щиты покрывались сырыми шкурами животных.
3. Ладья
В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не- всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато, четвертое свилевато. К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним — поперек. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой. Миновало лето, прошла осень. Наступила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение. Начали ладить ладью. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода все больше становилась похожа на лодку. Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.
Ответ. Славяне разожгли костёр. Когда костёр разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалась выжженная ямка. Славяне клали в неё новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.
Вопрос. Предположите, как это делали славяне?
4. «Чур, меня!»
Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога- громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Даждь- Бог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верованию наших предков) жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в руслах рек — русалки; особенно же чтили домашнего бога — домового.
Славяне, как и другие родственные народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!»
Вопрос. Предположите, что означали эти слова?
Ответ. Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков называли часто «чурами» или «Щурами». Вот почему говорили в случае беды «Чур, меня защити»!
Подведение итогов игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК
Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....
Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.
Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...
Диктант по истории: «События XIX века в русской истории»
Данная работа может использоваться для контроля знаний учащихся по разделу «События XIX века в русской истории»...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....
Презентация по истории Герои Русской истории
Презентация для использования на уроках истории, внеурочных мероприятиях. Представлены наиболее значимые личности русской истории...
Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории»
Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории» (6 класс)...