Внеклассное мероприятие посвященное 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Умники и умницы»
классный час (7 класс)
Мероприятие проходит в форме телеигры “Умницы и умницы”.Данный материал предназначен для расширения кругозора обучающихся, повышения интереса к русской литературе и творчеству Ф,М, Достоевского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_umniki_i_umnitsy_7_klass_1.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 10 имени Ф.М.Достоевского»
Внеклассное мероприятие
посвященное 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского
«Умники и умницы»
Авторы-разработчики:
Л.С. Глушакова, Е.Г. Масалова,
классные руководители
7Б и 7В классов
Новокузнецк
Игра “Умницы и умницы”
для учащихся 7 классов
Мероприятие проходит в форме телеигры “Умницы и умницы”.
Цели:
• Развитие и поощрение познавательной деятельности школьников;
• Содействие интеграции предметных областей знаний в процессе образования школьников;
• Развитие творческих способностей, познавательной активности учащихся.
Задачи:
• Выявлять талантливых учащихся, обеспечивать их поддержку и поощрение;
• Создавать условия для вовлечения в творческую деятельность учащихся;
• Содействовать повышению учебной мотивации учащихся.
В жюри (др. греч. - ареопаг) входят учителя, классные руководители.
Отборочный тур представлял собой викторину по творчеству Ф.М. Достоевского. Его победители становятся основными участниками данного этапа.
Правила игры:
Предварительно, за несколько дней обучающимся озвучивается тема игры, для того, чтобы они могли подготовиться к состязанию.
Игра состоит из отборочного тура и финального агона (отборочный тур - тест для участников команды класса, победители выходят в финал и становятся агонистами). Агонисты (4 человека, по одному из каждого класса данной параллели) участвуют в соревнованиях на дорожках. Жюри (высокий ареопаг) в составе ___ человек оценивает ответы участников.
1) Конкурс для агонистов «Читаем Ф.М. Достоевского». Победитель конкурса первым выбирает дорожку. Учащиеся по очереди читают отрывки из произведения Ф.М. Достоевского «Божий дар».
2) Игра на дорожках. На красной дорожке ошибаться нельзя, но быстрее можно победить. На красной дорожке при ошибке участник выбывает из игры и становится теоретиком.
На желтой дорожке можно ошибиться только один раз.
На зеленой - 2 раза.
На оранжевой – 3 раза
Побеждает тот, кто первым прошел дорожку.
Если участник агона не ответил на вопрос, его задают теоретикам (зрителям) и они отвечают на него с места и за правильный ответ получают «Звезду». Ведущий следит за тем, кто первым поднимет руку для ответа.
Содержание
1 | Орг. момент. Вступительное слово учителя | 3 мин. |
2 | Конкурс «Читаем Ф.М. Достоевского» | 10 мин |
3 | Игра на дорожках | 35 мин. |
4 | Подведение итогов | 2 мин. |
Итого 50 мин.
Ход мероприятия
- Организационный момент. Вступительное слово
Ведущий: Телепередача «Умники и умницы», придуманная Юрием Вяземским, появилась в 1992 году. Эта передача стала первой очень серьезной игрой для старшеклассников; на вопросы, которые им задаются, не каждый взрослый может ответить, а результатом сезонной серии игр является прием победителей в МГИМО без конкурса.
Игроков называют агонистами (из др. греч.), жюри – ареопагом. Ареопа́г — это орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Зрителей называют теоретиками. Состязания состоят из агонов. Агоном — называлась у греков всякая борьба или состязание. В каждом агоне участвует три агониста.
В нашей игре Агонистам предоставляются на выбор четыре дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку. На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре «шага» и два неверных ответа. На оранжевой – пять «шагов» и 3 неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «оранжевого» игрока шансов меньше, чем у других – но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.
Агонисты выбирают дорожки в порядке мест, занятых по результатам конкурса «Читаем Ф.М. Достоевского» и начинают отвечать на вопросы. Если агонист не может ответить, вопрос переадресовывается зрителям-теоретикам. Правильный, полный ответ зрителя поощряется значком в виде звезды, который впоследствии может быть заменён на приз.
Ареопаг подводит итоги и награждает победителя после агона.
2. Конкурс «Читаем Ф.М. Достоевского»:
Ведущий:
ребята, вы должны показать мастерство умения читать отрывки из произведения Ф.М. Достоевского без ошибок и с выражением, получая в награду общественное признание и успех.
Федор Достоевский
Божий дар
1 Агонист:
Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник, –
Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», — Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
2 Агонист:
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде Божьей елки,
Всё забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
3 Агонист:
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»
И на улице встречает
Ангел крошку, — он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! — захлопал
Он в ладоши. — Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но неси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
4 Агонист:
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принёс.
3. АГОН
Вопросы на дорожках (Порядок вопросов может меняться)
Красная дорожка | Желтая дорожка | Зеленая дорожка | Оранжевая дорожка |
1. Какое учебное заведение окончил Достоевский? (Главное инженерное училище) | 1. За что Достоевский был приговорён к смертной казни? На что был заменён смертный приговор? (За участие в революционном кружке Петрашевского; смертная казнь была заменена четырьмя годами каторги) | 1. В каком городе умер и похоронен Достоевский? (В Петербурге) | 1. В каком городе родился Достоевский и когда? (в Москве, 11 ноября 1821 года) |
2. С кем Ф.М. Достоевский встретился в Тобольске? Что эти люди ему подарили? (с жёнами декабристов , которые подарили ему Евангелие, с вложенной купюрой) | 2. С кем произошло венчание Ф.М. Достоевского в Кузнецке (С Марией Исаевой) | 2. В какой церкви состоялся обряд венчания Ф.М. Достоевского и Марии Исаевой? (В Одигитриевской церкви Кузнецка) | 2. Когда состоялся обряд венчания Ф.М. Достоевского и Марии Исаевой в городе Кузнецке? (6 февраля 1857 г. состоялся обряд венчания) |
3. Как звали родителей Ф.М.Достоевского и чем занимались? (Родился Федор Достоевский в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Отец мальчика принадлежал к роду шляхтичей Достоевских, местом его работы была Мариинская больница для неимущих, где и родился будущий классик русской литературы. Мать Федора была из рода столичных купцов.) | 3. Какое наказание получил Достоевский за участие в кружке М.В. Буташевича – Петрашевского? (23 апреля 1849 года Ф.М.Достоевский арестован и заключён вместе с 37 членами кружка в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После семимесячного следствия приговорён к смертной казни.) | 3. Какая пагубная привычка Ф.М.Достоевского была бичом семьи и непреодолимым препятствием к достатку в доме? (Пагубная привычка писателя – игра в карты) | |
4. Кто познакомил юного Достоевского и его братьев и сестер с миром сказок (миром устного народного творчества)? (Нянюшки и кормилицы) | 4. Каким наказанием был заменен расстрел? (4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты) | ||
5. В каком городе находился острог, куда был сослан Ф.М. Достоевский? (г. Омск) |
Дополнительные вопросы.
1.От какой страшной болезни мучился Достоевский? (от эпилепсии)
2.Какое последнее произведение было написано Ф.М.Достоевским?(«Братья Карамазовы»)
4. Подведение итогов
Ведущий: В заключение хочется процитировать Ф.М. Достоевского.
1) Жизнь задыхается без цели.
2) Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
3) Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
4) Мир спасёт красота.
Мудрые и вдохновляющие цитаты Федора Михайловича, которые дадут вам пищу для размышлений.
Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он — писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.
Приложение 1.
Тест для отборочного тура
1. По своим политическим взглядам Ф.М. Достоевский был:
А. Революционером-демократом
Б. Почвенником
В. Либералом
Г. Славянофилом
2. К какому событию приурочена знаменитая «Пушкинская речь»?
А. Открытие дома-музея Пушкина
Б. Годовщина смерти Пушкина
В. Открытие памятника Пушкину
Г. Издание полного собрания сочинений Пушкина
3. Какова сквозная тема в творчестве Ф.М. Достоевского?
А. Тема маленького человека
Б. Сатирическое изображение «сильных мира сего»
В. Прославление русского народа
Г. Тема революционного преобразования России
4. Какое произведение не принадлежит Ф.М. Достоевскому?
А. «Неточка Незванова»
Б. «Обыкновенная история»
В. «Бесы»
Г. «Идиот»
5. Как звали вторую жену Ф. М. Достоевского?
А. Анна Снегина
Б. Анна Сниткина
В. Апполинария Суслова
Г. Мария Констант
6. К какому сословию принадлежал Ф.М. Достоевский?
А. К дворянству
Б. К мещанству
В. К купечеству
Г. К разночинцам
Ключ:
№ вопроса | ответ |
Б | |
В | |
А | |
Б | |
Б | |
А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина
Внеклассное мероприятие ожизни и реформах П.А. Столыпина....
Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова
Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....
внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....
Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия: Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...
Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения
Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...
Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать» М.В. Ломоносов Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о мног...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.
Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящён...