Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Шовгурова Г.И.
Урок чтения в 7 классе.
Тема: «Я душу посвятил народу своему»
(к 90-летию Д.Н.Кугультинова)
Цель:1)познавательная-познакомить с биографией Д.Н.Кугультинова,показать, как основные ее факты отражаются в творчестве поэта;
2)развивающая-развивать навыки грамотного выразительного чтения,память,мышление,речь;
3)воспитательная-прививать интерес к творчеству калмыцкого народа,чувство патриотизма,мотивацию к учению.
Оборудование:интерактивная доска,презентация ,книжная выставка,портрет поэта,иллюстрации,аудиозапись песни на стихи Д.Кугультинова.
Задачи:учить анализировать стихотворения,уметь аргументировать свой ответ,пополнять словарный запас учащихся.
Межпредметные связи:история,музыка,ИЗО.
План.
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы и целей урока(на интерактивной доске).
слайд1-2
3.Слово учителя. Слайд 3
Давид Никитич Кугультинов родился 13марта 1922г. в селе Гахан-Абганеры Большедербетовского улуса Калмыкии(ныне село Эсто-Алтай Яшалтинского района)в семье сельского учителя.С детства писал стихи.Он учился в 10 классе,когда был издан его 1-й сборник «Стихи юности».Молодого поэта заметили в 1940г.,когда в Элисте праздновали 500-летие калмыцкого народного эпоса «Джангар».В 18лет его приняли в Союз писателей по рекомендации Александра Фадеева.Его тогда уже называли «надеждой калмыцкой поэзии».Он успел проучиться 2года на историческом факультете Элистинского пединститута.Конечно же,в детских и юношеских стихах Давы Кугультинова отражаются впечатления об увиденном и услышанном-это стихи о природе,Родине,о степи.
4.Чтение стихотворения «Первый снег»
-Все мечты о будущем нарушила Великая Отечественная война.Д.Кугультинов в 1941г.ушел на фронт,воевал в частях 252 Краснознаменной ордена Богднана Хмельницкого харьковско-братиславской стрелковой дивизии в звании младшего лейтенанта.Был сотрудником газеты «Боевая красноармейская».Как и многие другие калмыки,Кугультинов доблестно воевал за Родину,но,то,что произошло в декабре 1943г.,повергло всех в шок.
слайд 4
5.Словарная работа.
ДЕПОРТА́ЦИЯ (от лат. deportatio — изгнание, ссылка) — высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных офиц. властью социально опасными, из мест постоянного проживания.
6.Беседа.
-Что вы знаете о депортации калмыцкого народа?
-Как вы думаете,благодаря кому выжили многие калмыки?
7.Продолжение рассказа учителя.
В январе 1944г.Д.Кугультинов был осужден по национальному признаку и отправлен в ссылку на вечное поселение.Тогда всех солдат-калмыков собрали со всех фронтов и отправили в лагеря:в Молотовскую область,на станцию Половинка,где строили Кунгурскую ГЭС.В обвинении говорилось,что 110-я Калмыцкая Кавалерийская дивизия сдалась в плен.В действительности,когда немцы форсировали Дон,всю эту дивизию бросили на немецкие танки.После этих событий пошла легенда,будто бы калмыцкая дивизия вся сдалась.Разбежалась.Но дивизия героически погибла.Тогда все калмыки как «изменники и предатели»подлежали выселению в Сибирь,а Калмыцкая республика ликвидировалась.Вот такая несправедливость постигла народ,участвоваший в сражениях за независимость России.Кстати,боевой клич храбрых калмыцких воинов «Уралан»стал в русской армии победным «Ура».Кугультинова отправили сначала в Бийск,где он работал преподавателем русской литературы в автомобильном техникуме.Потом,вспоминая о нелегкой жизни калмыков в Сибири,Давид Никитич называет сибиряков лучшими русскими,щедрейшими в мире,делившими с ними и судьбу,и хлеб.
-Чтение стихотворения «Я помню прошлое»
8.Физпауза.(Гимнастика для профилактики нарушения зрения)
9.Продолжение рассказа учителя.
-По своей наивности Д.Кугультинов,тогда еще молодой человек(ему было всего 23года)думал,что Сталин ничего не знает о страшной несправедливой трагедии калмыцкого народа.Он пишет письмо Сталину,в котором осуждает выселение целого народа и предлагает возвратить его обратно,сформировать из калмыков национальную дивизию и послать ее на фронт,чтобы солдаты кровью доказали свою невиновность.За это письмо и другие произведения Кугультинов был осужден на 10лет и отправлен в Норильский особый режимный лагерь.
-Чтение стихотворений «В то время гнев…», «Норильск,Норильск», «От прошлого я не отрекался»
В Норильске Д.Кугультинов встретил свою будущую жену-Анну Георгиевну Пахомову.Как только освободился из лагерей,неуемный борец за правду сразу стал писать письма с просьбой –решить судьбу Республики Калмыкия.И 1958 год стал годом активного возвращения калмыков из ссылки в родную степь.Именно Д.Кугультинов в декабре 1958г.обратился к Хрущеву Н.С. с просьбой поспособствовать утверждению 350-летней даты добровольного вхождения Калмыкии в состав России.В результате Академия Наук подтвердила юбилейную дату.Затем Д.Кугультинов закончил заочно Литературный институт им.А.М.Горького.Возглавил Союз писателей Калмыкии.Его стихи стали активно переводить на многие языки мира.Среди его переводчиков-Михаил Светлов,Новелла Матвеева,Семен Липкин.Были опубликованы его поэмы и сборники( «Я твой ровесник», «Любовь и война», «Моабитский узник», «Песнь чудесной птицы», «Сар-Герел», «Повелитель Время», «Бунт разума», «Шахматист», «Зов апреля»).Всего на его счету более 80 книг.За заслуги перед Отечеством был награжден орденами и медалями.Ему,видному деятелю,предлагали переехать в Москву.Но он остался верен своему краю.За искреннюю любовь к своему народу в 1991г. Международный астрономический центр в США назвал звезду № 2996 «Кугультинов».
9.Прослушивание отрывка из « Поэмы о Пушкине и Марии» в исполнении Д.Н.Кугультинова.
10.Чтение стихотворения «Баллада о диких тюльпанах». Слайд «Тюльпаны»
11Прослушивание песни на стихи Д.Кугультинова(исп.Г.Гладков).
12.Коллективное рисование на интерактивной доске «Степь весной»
13.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вам больше всего запомнилось?
Учитель Лалаева А.Н.
Урок русского языка в 6 классе.
Тема:Имя прилагательное как часть речи.(Повторение)
Цель:1)закрепить понятие об имени прилагательном как о части речи,
2)коррекция познавательных процессов:памяти,мышления,речи.
3)прививать мотивацию к учению.
Оборудование:таблица,иллюстрации,мяч.
План.
1)Оргмомент.
2)Сообщение темы и целей урока.
3)Вступительное слово учителя.
Сегодня тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»Мы с вами еще раз повторим,какие же слова относятся к части речи «имя прилагательное».На какие вопросы отвечает имя прилагательное?Что обозначает имя прилагательное?Давайте все это повторим по таблице.(Уч-ся выходит к доске).
4.Словарная работа.
Сегодня мы с вами познакомимся со словарным словом «Поэт»..Говорим «паэт»,пишем «поэт»,ударение падает на звук «э».
Поэт-автор стихотворений,поэтических произведений.
Скоро наша республика будет отмечать 90-летие известного калмыцкого поэта Д.Н.Кугультинова.Это человек,который всю свою жизнь и творчество посвятил родному народу.
Давайте подберем прилагательные к слову «поэт»(какой)великий,народный,знаменитый,настоящий,замечательный.
А почему эти слова относятся к именам прилагательным?
5.Работа с учебником.(Упр.194)
-Прочитайте задание.
Декабрь(какой?)снежный,морозный,хмурый.
Линейка(какая?)длинная,ученическая,деревянная.
Лицо(какое?)румяное,симпатичное,приветливое.
Каникулы(какие?)школные,зимние,радостные.
6.Физминутка.
7.Самостоятельная работа.(по рабочей тетради).
Котенок-маленький,пушистый.
Ручей-прохладный,серебристый.
Зима-холодная и снежная.
Трава-зеленая и нежная.
Подумай,что ты подберешь
К слова река,малина,ёж.
8.Игра «Допиши словечко».
Вставьте подходящие по смыслу прилагательные:
Говорит корова:
-Вы купите молочка,
Вкусного,п…
Зимой из чащ холодных
Слышен вой волков г…
Береги землю любимую
Как матушку р…
В лесу березы с кленами
Машут ветками з…
9.Подведение итогов.
-Какую работу вы проделали на уроке?
Что нового узнали?Какие правила повторили?
Давайте еще раз все вместе скажем,что такое имя прилагательное.
10.Оценки.
11.Домашнее задание-повторить правила,стр.8,упр.15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова
Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....
Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...
Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»...

Урок внеклассного чтения по главам романа И. С. Шмелёва "Лето Господне"
Сравнение картин Бориса Кустодиева и символики в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне". Урок показывает красоту православных обрядов, их воспевание в литературе и изобразительном искусстве...

Открытый урок внеклассного чтения «Я поведаю вам свою боль…» по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе + презентация...

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова
Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны
Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...