Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_7_klasse_2.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель Шовгурова Г.И.

                                    Урок чтения в 7 классе.

Тема: «Я душу посвятил народу своему»

                   (к 90-летию Д.Н.Кугультинова)

Цель:1)познавательная-познакомить с биографией Д.Н.Кугультинова,показать, как основные ее факты отражаются в творчестве поэта;

           2)развивающая-развивать навыки грамотного выразительного чтения,память,мышление,речь;

            3)воспитательная-прививать интерес к творчеству калмыцкого народа,чувство патриотизма,мотивацию к учению.

Оборудование:интерактивная доска,презентация ,книжная выставка,портрет поэта,иллюстрации,аудиозапись песни на стихи Д.Кугультинова.
Задачи:учить анализировать стихотворения,уметь аргументировать свой ответ,пополнять словарный запас учащихся.

Межпредметные связи:история,музыка,ИЗО.

                                        План.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей урока(на интерактивной доске).
слайд1-2

3.Слово учителя.       Слайд 3

           Давид Никитич Кугультинов родился 13марта 1922г. в селе Гахан-Абганеры Большедербетовского улуса Калмыкии(ныне село Эсто-Алтай Яшалтинского района)в семье сельского учителя.С детства писал стихи.Он учился в 10 классе,когда был издан его 1-й сборник «Стихи юности».Молодого поэта заметили в 1940г.,когда в Элисте праздновали 500-летие калмыцкого народного эпоса «Джангар».В 18лет его приняли в Союз писателей по рекомендации Александра Фадеева.Его тогда уже называли «надеждой калмыцкой поэзии».Он успел проучиться 2года на историческом факультете Элистинского пединститута.Конечно же,в детских и юношеских стихах Давы Кугультинова отражаются впечатления об увиденном и услышанном-это стихи о природе,Родине,о степи.

4.Чтение стихотворения «Первый снег»

-Все мечты о будущем нарушила Великая Отечественная война.Д.Кугультинов в 1941г.ушел на фронт,воевал в частях 252 Краснознаменной ордена Богднана Хмельницкого харьковско-братиславской стрелковой дивизии в звании младшего лейтенанта.Был сотрудником газеты «Боевая красноармейская».Как и многие другие калмыки,Кугультинов доблестно воевал за Родину,но,то,что произошло в декабре 1943г.,повергло всех в шок.
слайд 4

5.Словарная работа.
 ДЕПОРТА́ЦИЯ (от лат. deportatio — изгнание, ссылка) — высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных офиц. властью социально опасными, из мест постоянного проживания.

6.Беседа.
-Что вы знаете о депортации калмыцкого народа?

-Как вы думаете,благодаря кому выжили многие калмыки?

7.Продолжение рассказа учителя.

            В январе 1944г.Д.Кугультинов был осужден по национальному признаку и отправлен в ссылку на вечное поселение.Тогда всех солдат-калмыков собрали со всех фронтов и отправили в лагеря:в Молотовскую область,на станцию Половинка,где строили Кунгурскую ГЭС.В обвинении говорилось,что 110-я Калмыцкая Кавалерийская дивизия сдалась в плен.В действительности,когда немцы форсировали Дон,всю эту дивизию бросили на немецкие танки.После этих событий пошла легенда,будто бы калмыцкая дивизия вся сдалась.Разбежалась.Но дивизия героически погибла.Тогда все калмыки как «изменники и предатели»подлежали выселению в Сибирь,а Калмыцкая республика ликвидировалась.Вот такая несправедливость постигла народ,участвоваший в сражениях за независимость России.Кстати,боевой клич храбрых калмыцких воинов «Уралан»стал в русской армии победным «Ура».Кугультинова отправили сначала в Бийск,где он работал преподавателем русской литературы в автомобильном техникуме.Потом,вспоминая о нелегкой жизни калмыков в Сибири,Давид Никитич называет сибиряков лучшими русскими,щедрейшими в мире,делившими с ними и судьбу,и хлеб.

-Чтение стихотворения «Я помню прошлое»

8.Физпауза.(Гимнастика для профилактики нарушения зрения)

9.Продолжение рассказа учителя.

-По своей наивности Д.Кугультинов,тогда еще молодой человек(ему было всего 23года)думал,что Сталин ничего не знает о страшной несправедливой трагедии калмыцкого народа.Он пишет письмо Сталину,в котором осуждает выселение целого народа и предлагает возвратить его обратно,сформировать из калмыков национальную дивизию и послать ее на фронт,чтобы солдаты кровью доказали свою невиновность.За это письмо и другие произведения Кугультинов был осужден на 10лет и отправлен в Норильский особый режимный лагерь.

-Чтение стихотворений «В то время гнев…», «Норильск,Норильск», «От прошлого я не отрекался»

В Норильске Д.Кугультинов встретил свою будущую жену-Анну Георгиевну Пахомову.Как только освободился из лагерей,неуемный борец за правду сразу стал писать письма с просьбой –решить судьбу Республики Калмыкия.И 1958 год  стал годом активного возвращения калмыков из ссылки в родную степь.Именно Д.Кугультинов в декабре 1958г.обратился к Хрущеву Н.С. с просьбой поспособствовать утверждению 350-летней даты добровольного вхождения Калмыкии в состав России.В результате Академия Наук подтвердила юбилейную дату.Затем Д.Кугультинов закончил заочно Литературный институт им.А.М.Горького.Возглавил Союз писателей Калмыкии.Его стихи стали активно переводить на многие языки мира.Среди его переводчиков-Михаил Светлов,Новелла Матвеева,Семен Липкин.Были опубликованы его поэмы и сборники( «Я твой ровесник», «Любовь и война», «Моабитский узник», «Песнь чудесной птицы», «Сар-Герел», «Повелитель Время», «Бунт разума», «Шахматист», «Зов апреля»).Всего на его счету более 80 книг.За заслуги перед Отечеством был награжден орденами и медалями.Ему,видному деятелю,предлагали переехать в Москву.Но он остался верен своему краю.За искреннюю любовь к своему народу в 1991г. Международный астрономический центр в США назвал звезду № 2996 «Кугультинов».

9.Прослушивание   отрывка из « Поэмы о Пушкине и Марии» в  исполнении Д.Н.Кугультинова.

10.Чтение стихотворения «Баллада о диких тюльпанах». Слайд «Тюльпаны»

11Прослушивание песни на стихи Д.Кугультинова(исп.Г.Гладков).

12.Коллективное рисование на интерактивной доске «Степь весной»  

13.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вам больше всего запомнилось?

14.Оценки.


                           

             

                         


                                                                       Учитель Лалаева А.Н.

                      Урок русского языка в 6 классе.

Тема:Имя прилагательное как часть речи.(Повторение)

Цель:1)закрепить понятие об имени прилагательном как о части речи,

2)коррекция познавательных процессов:памяти,мышления,речи.

3)прививать мотивацию к учению.

Оборудование:таблица,иллюстрации,мяч.

                                        План.

1)Оргмомент.

2)Сообщение темы и целей урока.

3)Вступительное слово учителя.

Сегодня тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»Мы с вами еще раз повторим,какие же слова относятся к части речи «имя прилагательное».На какие вопросы отвечает имя прилагательное?Что обозначает имя прилагательное?Давайте все это повторим по таблице.(Уч-ся выходит к доске).

4.Словарная работа.

Сегодня мы с вами познакомимся со словарным словом «Поэт»..Говорим «паэт»,пишем «поэт»,ударение падает на звук «э».

Поэт-автор стихотворений,поэтических произведений.

Скоро наша республика будет отмечать 90-летие известного калмыцкого поэта Д.Н.Кугультинова.Это человек,который всю свою жизнь и творчество посвятил родному народу.

Давайте подберем прилагательные к слову «поэт»(какой)великий,народный,знаменитый,настоящий,замечательный.

А почему эти слова относятся к именам прилагательным?

5.Работа с учебником.(Упр.194)

-Прочитайте задание.

Декабрь(какой?)снежный,морозный,хмурый.

Линейка(какая?)длинная,ученическая,деревянная.

Лицо(какое?)румяное,симпатичное,приветливое.

Каникулы(какие?)школные,зимние,радостные.

6.Физминутка.

7.Самостоятельная работа.(по рабочей тетради).

Котенок-маленький,пушистый.

Ручей-прохладный,серебристый.

Зима-холодная и снежная.

Трава-зеленая и нежная.

Подумай,что ты подберешь

К слова река,малина,ёж.

8.Игра «Допиши словечко».

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные:

Говорит корова:

-Вы купите молочка,

Вкусного,п…

Зимой из чащ холодных

Слышен вой волков г…

Береги землю любимую

Как матушку р…

В лесу березы с кленами

Машут ветками з…

9.Подведение итогов.

-Какую работу вы проделали на уроке?

Что нового узнали?Какие правила повторили?

Давайте еще раз все вместе скажем,что такое имя прилагательное.

10.Оценки.

11.Домашнее задание-повторить правила,стр.8,упр.15

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

Урок внеклассного чтения по главам романа И. С. Шмелёва "Лето Господне"

Сравнение картин Бориса Кустодиева и символики в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне". Урок показывает красоту православных обрядов, их воспевание в литературе и изобразительном искусстве...

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...

"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны

Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы  хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...