"Этика общения"
методическая разработка

Сафонова Елена Валентиновна

Занятие с детьми по культуре общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_obshcheniya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение

         Республики Мордовия                                                                                              

“Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей”

Этика общения

Подготовила: Сафонова Е. В.

Цели: расширить знания воспитанников по вопросам общения; усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; привитие культуры поведения, речи, внешнего вида и общения воспитанников.

«Единственная настоящая роскошь в мире –

это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент-Экзюпери

I. Общение - основной инструмент взаимодействия между людьми. С помощью вербального (т.е. разговора, речи) и невербального (мимики, жестов) выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.

В общении между людьми всегда были и есть негласные правила, которых старается придерживаться почти каждый человек. Для начала давайте разберемся, что такое этика общения.

Что такое этика общения?

Этика - наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны, и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.

Этика общения - это совокупность определенных рекомендаций и советов, как вести себя человеку во время общения с другими людьми. Она отражает уровень нравственной культуры личности.

Нормы этики общения:

• вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

• корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

• тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека; деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

• скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

• простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

• обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

В перечне норм этики культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основное условие общения.

Основные принципы этики общения:

1. Пунктуальность (делайте всё вовремя).

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).

3. Любезность, доброжелательность и приветливость.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).

5. Внешний вид (одевайтесь, как положено).

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила.

Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать, или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»?

(Ответы детей. Передача определенной информации; взаимодействие партнеров в процессе какой-то деятельности; процесс воздействия на партнера (доказать, убедить и т.д.); передача мыслей и переживаний; вид деятельности, при котором происходит взаимовлияние.)

Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особенно велика потребность в общении со сверстниками.

Общение является и средством самовоспитания. Если бы наши предки не общались, а общаясь не взаимодействовали, разве они могли бы выжить и достичь того, чем обладает человек в наше время? Именно в процессе общения люди обменивались опытом и накапливали полезные знания для своей жизнедеятельности. Таким образом, именно в процессе общения люди развиваются, воспитываются и самосовершенствуются.

II. Чтобы быть хорошим собеседником, нужно не только быть общительным, но и быть приятным в общении. Но далеко не со всеми общительными людьми приятно разговаривать.

Далеко не каждый умеет правильно использовать язык в своей речи. М. В. Ломоносов говорил, что не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может». К чему нас подводит это высказывание? А к вопросу о грамотности, нашему словарному запасу, а еще вопросу культуры речи.

А что вы понимаете под культурой речи?

(Ответы детей.)

Культурная речь — это правильная речь с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

Кроме правильного построения фраз необходим еще и богатый словарный запас. Умение строить сложные фразы, используя богатый словарный запас, всегда считалось атрибутом человека умного, достойного и преуспевающего. Ученые считают, что богатый лексикон и, конечно, умение им пользоваться повышает вероятность того, что человек преуспеет в жизни.

Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение поэта Виктора Полторацкого «Слово о словах».

Слово о словах

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Я думаю, что эти стихи обращены не только к поэтам. Всем людям нужно задуматься о значении произносимых слов.

Очень часто мы засоряем нашу речь сленгом, жаргонизмами, словами-паразитами. Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Из дневника третьеклассника Саши Н.: « Иду я по школе и вдруг слышу: «А бык будет? Будет! И козел будет! Чего это тюлень вчера промазал? Да ему медведь помешал, у них сегодня вместо медведя гусь будет. А баран что? Баран на воротах! А мне кажется, гусь вместе со страусом будут!» Как я это услышал — бегом в класс. «Сережка! — кричу я другу, — Побежали быстрей, там в школу цирк приехал!» Обежали мы вокруг школы — никого! А на площадке старшеклассники в футбол играют, и тут я опять слышу: «Пасуй, гусь! Козел, нападай, чего рот разинул?» «Осел! — говорит Сережка. — Это у них клички такие». Прозвенел звонок, и мы опоздали на урок, учительнице объясняли, что цирк искали. А она сказала, что не позволит школу превращать в цирк. А я подумал: «Действительно, в школе даже слонов негде поставить».

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке

И грубые слова.

И без конца из уст летит

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира можем сохранить.

Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Приятно общаться с человеком умным, грамотным.

III. Каковы же секреты общения?

Назовем первый секрет общения. При разговоре с собеседником старайтесь следить не только за его речью, но и за мимикой, жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Второй секрет общения. Любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому чаще называйте его по имени.

Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого человека. И хочется привести такой пример. Вы ждёте внимания от своих близких людей. А сами в ответ не знаете их имени и отчества, дня рождения, не интересуетесь их здоровьем, увлечениями. Им тоже, как и вам необходимо внимание. Может, им было бы приятно, если бы вы позвонили и поздравили с праздником, отправили открытку, изготовленную своими руками. А не вспоминали о них, когда вам что-то от них нужно.

Третий секрет общения. Узнавайте мир других людей.

Иногда между вами возникают конфликтные ситуации. Вспомните, что означает слово «конфликт»?

(Ответы детей: ссора, ругань, драка, серьезное разногласие, острый спор.)

Как вы думаете, можно ли прожить без конфликтов? Почему?

(Ответы детей.)

Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации.

Вот конфликт между двумя подростками. Они не могут поделить между собой ноутбук. Как найти выход из конфликтной ситуации?

(Ответы детей.)

1. Первый подросток оставляет ноутбук второму подростку.

Как вы думаете, это всегда хороший выход из конфликтной ситуации?

(Ответы детей: нет.)

Почему?

(Ответы детей: потому что первый подросток может остаться недоволен, так как уступил компьютер второму подростку.)

2. Сначала занимается первый подросток, а потом второй подросток.

Такой выход из конфликтной ситуации называется компромисс.

(Компромисс – это разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок.)

3. Ребята вместе играют или оставляют ноутбук и находят другое занятие, например, футбол.

Такой выход из ситуации называется сотрудничество.

(Сотрудничество – это ориентация на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.)

Да, компромисс и сотрудничество - это хорошие выходы из конфликтной ситуации.

Что при этом сделали ребята между собой?

(Ответы детей: они поговорили и договорились.)

Давайте выведем четвёртый секрет общения. Не нужно ссориться и ругаться, а нужно договариваться.

Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение.

Послушайте историю, которая приключилась с барашками из известного стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Бараны».

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный.

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

"Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути."

Черный брат ответил: "Ме,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!"

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Почему погибли бараны?

(Ответы детей: из-за упрямства. Никто не хотел слышать друг друга, уступить другому. Нужно уступать, уметь договариваться.)

Неумение договариваться, уступать погубило барашков. Каждый из них считал себя лучше другого. Это их и сгубило.

Какие качества характера мешали им договориться?

(Ответы детей: гордыня, упрямство, эгоизм, несговорчивость.)

А если всё же у вас, ребята, возникает спор, то о чём нужно помнить? (Ответы детей: говорить спокойно, не перебивать, ясно излагать свою точку зрения, непонятное уточнить, уважать точку зрения собеседника.)

Учись договариваться, уступать!

Учись слушать и понимать другого, будь добрым, обладай терпением, чаще улыбайся.

Пятый секрет общения. Будь приветлив, улыбайся. В общении мимика, выражение лица, говорит больше, чем слова.

Какая интонация располагает к общению?

(Ответы детей: приветливая, радостная, сочувственная.)

А какая отталкивает людей?

(Ответы детей: угроза, насмешка.)

Какое правило культурного общения следует из этого?

(Ответы детей: беседуй спокойно, уважай собеседника, говорите друг другу комплименты.)

Что такое комплимент?

(Ответы детей: это искренние приятные слова, которые говорят человеку, чтобы выразить ему свое расположение.)

Добрые люди и люди, которые с улыбкой встречают, притягивают нас, и нам легко, и тепло рядом с такими людьми.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого: "Спасибо".

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: "Добрый день"!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси: "Прости, пожалуйста"!

В России, во Франции и в Дании

При расставании скажут: "До свидания".

Но увидимся с вами опять,

Чтобы «Здравствуйте» снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу,

И друг друга станет легче понять.

Секреты общения не новы. Вы их знаете. Только нужно стремиться их выполнять.

Каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и, конечно, нужно учиться договариваться.

IV. В культуре общения важное место занимает этикет.

«Этикет – это разум для тех, кто его не знает», - метко сказал французский философ Вольтер.

Этикет – это установленный порядок людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят, не уважают. Я предлагаю вам ответить на вопросы и проверить, знаете ли вы нормы этикета.

ВОПРОСЫ:

Любое общение начинается с приветствия.

В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – "здравствуйте"; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.)

Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий.)

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому.)

Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: "Здравствуйте".)

Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина.)

Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама.)

При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот.)

Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым?

(Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама.)

Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия?

(Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном.)

При разговоре по телефону кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись.)

Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?

(Позвонивший.)

Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/?

(Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.)

Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?

(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем.)

С какой стороны обходят прохожих?

(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа.)

Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница?

(Мужчина.)

Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина?

(Оба.)

Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?

(Правой.)

Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим?

(Лицом.)

Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?

(Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа.)

Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: "Извините" или "Извиняюсь"?

(Извините.)

Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек?

(Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие – нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют.)

Как правильно говорить: "звони́те"” или "зво́ните"?

(Звони́те.)

Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина?

(Женщина.)

В автобусе, и классе, и в шуме дискотек

Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

Но, делая уступки, ты резко не дели

Одежду, и поступки, и помыслы свои.

Случается нередко — и это не секрет —

Красивой этикеткой сменяют этикет.

И вроде все в порядке, и все как у людей,

Но это только прятки от совести своей.

Ребята, скажите мне, что такое «этикетка»?

(Ответы детей.)

Да, верно, это информация о вещи.

А что такое «этикет»?

(Ответы детей.)

Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.

Верно. Хорошее воспитание заключается не в стремлении в любой компании быть в центре внимания, а в умении помочь, быть доброжелательным, умении слышать других людей, сочувствовать им. По стилю поведения судят о человеке.

После сегодняшнего разговора, мы надеемся, что вы станете более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно. Но один закон следует запомнить: никогда не забывать тех, кто рядом с тобой.

Вот несколько пословиц и поговорок, которые характеризуют взаимоотношения людей.

Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

На дружеское слово дружески и отвечать надо.

Доброго держись, а от худого удались.

Неприятное слово нельзя передавать.

Итог. Самое ценное в человеческом обществе – это общение друг с другом. Слово «общаться» означает «община, общий, общительный, сообщник, иметь общие интересы, обсуждать что-либо». Значит, общение – это дружеские или деловые взаимоотношения между людьми, основанные на взаимном интересе.

Какой бы вы не выбрали способ общения, ПОМНИТЕ:

Попробуйте не наступить, а уступить;

Не захватить, а отдать;

Не кулак показать, а протянуть ладонь;

Не спрятать, а поделится;

Не кричать, а выслушать;

Не разорвать, а склеить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Этика общения в семье"

Блок "Семьеведение". ОЗОЖ. 9 класс...

Презентация по теме "Этика общения учителя с учащимися"

Это материал о правильном отношении учителя и учащегося, чего сегодня так не хватает в нашем обществе....

Этика общения с родителями

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»....

Презентация к семинару-практикуму "Психологическая этика общения"

Педагогам-выработка эффективного педагогического воздействия....

Семинар-практикум "Психологическая этика общения"

Педагогам - выработка эффективного педагогического взаимодействия....

Этика общения педагога с родителями

Статья рассказывает о важных аспектах взаимного общения педагогов и родителей - участников образователшьного процесса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...