Семинар-практикум "Психологическая этика общения"
методическая разработка по теме
Педагогам - выработка эффективного педагогического взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-vystuplenie.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Психологическая этика общения»
Форма работы: семинар с элементами тренинга
Участники: педагогический коллектив ДОУ
Цель: создание условий для осмысления собственного педагогического взаимодействия с детьми, родителями. Выработка эффективного педагогического воздействия.
Ответственный: психолог О.В. Марченко
Начало. Участники по кругу. Упражнение «Комплимент».
СЛАЙД 1…У восточного купца был попугай, умеющий говорить. В один прекрасный день птица опрокинула бутыль с маслом. Торговец разгневался и ударил попугая палкой по затылку. С этих пор умный попугай разучился говорить. Он потерял перья на голове и совсем облысел. Целыми днями сидел молчаливый попугай на своей жёрдочке, не проронив ни слова…
Вот таким образом можно описать случай неудачного педагогического воздействия. Думаю, что в практике любого педагога был случай когда его педагогическое воздействие только ухудшало ситуацию, вместо того чтобы улучшить её как надеялся педагог.
Эффективный педагог. Кто он, каким он должен быть? В педагогической науке под эффективностью понимают – достижение высоких результатов в воспитании и обучении согласно актуальному и потенциальному уровням развития ребёнка.
СЛАЙД 2 Эффективное педагогическое воздействие начинается с имиджа педагога. На слайде представлены составляющие имиджа педагога. Как видим, имидж, это не только внешний облик, но и личностные особенности, профессиональные умения…
Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет нам визуализировать образ педагога. Для этого, каждый желающий должен продолжить фразу: «На работу я беру…» (необходимо называть, например, качества характера, эмоции, профессиональные умения – как положительные так и отрицательные).
P.S. запись на доске! (открытость, радость, желание работать, умение строить отношения на доверительной основе, ответственность и т.п.).
Вывод: (в режиме – «здесь и сейчас», смысл, что именно эти качества и т.п. позволяют педагогу быть эффективным.
Для лучшего понимания себя, как личности, как педагога, необходимо постоянно заниматься самодиагностикой и, как следствие, саморазвитием. И сейчас я предлагаю мини-тест.
Представьте ситуацию: Вы заходите в магазин и покупаете пончик с повидлом. Но когда приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция?
- Относите бракованный пончик назад в магазин и требуете взамен новый.
- Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
- Съёдаете что-то другое.
- Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
СЛАЙД 3
Обратимся к результатам:
Вариант «Отнести»: человек, не поддающийся панике, рассудительный, организованный, но иногда относится к коллегам с чувством
Вариант «Бывает...»: мягкий, терпимый и гибкий человек. Иногда вы кажетесь нерешительным.
Вариант «Съедаете другое» – быстро принимаете решения и быстро действуете (хотя и не всегда правильно). Авторитарный человек, требуете чёткости и ответственности.
Вариант «Намазываете масло и т.п.» – нестандартное мышление, новаторские идеи. Готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
СЛАЙД 4 Личностные особенности педагога, безусловно влияют на стиль общения в системе «педагог-ребёнок». Ещё в 1938 г. немецкий психолог Курт Левин выделил три основных стиля делового общения:
Демократический – широкий контакт с детьми, проявление доверия и уважения к ним. Эмоциональный контакт с ребенком. Педагог испытывает потребность в обратной связи от детей. Стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности.
Авторитарный – избирательность по отношению к детям, используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства.
Либеральный – безынициативность, безответственность, нерешительность в трудных ситуациях. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований.
СЛАЙД 5 Для эффективного образовательного процесса необходимо гибко сочетать все три стиля общения, но в основе общения должен лежать демократический стиль.
СЛАЙД 6
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В основе этих понятий лежит гуманистическое образование.
Процесс взаимодействия можно считать успешным, если он:
- Реализует умения, знания, навыки детей
- Не ломает личность индивидуальность ребёнка
- И позволяет ему развиваться дальше
Задание педагогам: Сторонники положительного и отрицательного ответов – необходимо убедить в правильности в своего мнения. Всегда ли нужно ставить (давать) оценку ребёнку адекватную его умениям и знаниям?
Мнения педагогов…
Вывод (в режиме «здесь и сейчас», смысл – в случае неуспешного ребёнка иногда необходима завышенная оценка, в целях создания ситуации успеха, стимулировании к выполнению задания и тем более не допустимо проявление со стороны взрослого излишней строгости и злости т.п.)
СЛАЙД 7 Кроме оценочного стимулирования когда педагог вдохновляет ребёнка на действие, необходимы психологические приёмы достижения расположенности детей к себе:
- «Имя собственное» – называйте детей по имени
- «Зеркало отношений» – эмоции педагога (доброжелательные или наоборот) отражаются на лицах детей
- «Золотые слова» – небольшое преувеличение положительных качеств ребёнка
- «Терпеливый слушатель» – терпеливо и внимательно слушать ребёнка
- «Личная жизнь» – при общении с детьми интересуйтесь их личными делами, заботами используя эту информацию в интересах воспитания и обучения.
Эксперимент: Ситуация 1. Два желающих. Первый – слушатель. Другой – говорящий. Слушатель нетерпелив, постоянно подгоняет говорящего, даёт ему отрицательные реплики. (УМЕНИЕ СЛУШАТЬ)
Ситуация 2 (важность интонации) Сказать слово «Молодец» в разной интонации (тихо, нежно, иронично, ласково, громко, удивленно, восторженно, требовательно).
СЛАЙД 8 Но даже при максимально грамотном подходе к созданию эффективной организации воспитательного процесса, найдётся «ребёнок-нарушитель» и вот тут-то пригодится умение разрешать конфликтную ситуацию методом «Я-высказывания».
Существует два типа высказывания : «Ты» и «Я». «Ты»-высказывания затрагивают личность и потому всегда обидные. «Я»-высказывания, дают оценку действиям человека и расцениваются как корректные.
На примерах видно, насколько, по ощущениям, «Ты» и «Я» высказывания разные.
СЛАЙД 9 Предлагаю сейчас потренироваться в построении «Я»-высказываний, используя примерную схему построения.
(педагоги формулируют свой ответ в виде «Я»-высказывания).
Эксперимент 1: Желающий Рассказать любое стихотворение.
Дать оценку «Вы плохо справились». Это ты-высказывание. Как сказать правильно? Потренируйтесь в группах и скажите «вызвавшемуся», так, чтобы ему не было обидно и появилось желание исправиться и работать дальше.
Эксперимент 2. Желающий (ситуация объяснения материала, в это время один человек всё время разговаривает. Педагог подходит и со злостью дёргает его за плечо. Как правильно сделать замечание). В форме я-высказывания или психологического бутерброда.
Ситуация «На родительском собрании воспитатель рассказывает детям об особенностях воспитания и вдруг один родитель настойчиво и зло начинает утверждать, что его ребёнок недостаточно хорошо сам одевается на прогулку из-за чего простывает, а воспитатели не проверяют». Что делать. Как организовать ответ родителю (подумать в группах).
СЛАЙД 10 Педагог – это профессия, которая требует постоянного обновления, перезагрузки, работы над своей личностью и пусть наша с вами небольшая работа поможет увидеть плюсы и минусы собственного педагогического общения.
В завершении: Упражнение «Рассказ по кругу». Рассказ называется «Один день из жизни воспитателя»
Каждый участник продолжает предложение другого, так, чтобы получился интересный рассказ.
«Однажды».. Подарок «Календарик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Этика общения в семье"
Блок "Семьеведение". ОЗОЖ. 9 класс...
Презентация по теме "Этика общения учителя с учащимися"
Это материал о правильном отношении учителя и учащегося, чего сегодня так не хватает в нашем обществе....
Этика общения с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»....
Презентация к семинару-практикуму "Психологическая этика общения"
Педагогам-выработка эффективного педагогического воздействия....
Этика общения педагога с родителями
Статья рассказывает о важных аспектах взаимного общения педагогов и родителей - участников образователшьного процесса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика общения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
"Этика общения"
Занятие с детьми по культуре общения...