В единстве народа - сила России
методическая разработка (6 класс)
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником.
- формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор
Ход мероприятия:
- Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.
Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_edinstve_naroda_sila_rossii.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
классный час
для учащихся 6 класса
Классный руководитель Ивлиева Марина Васильевна
2021г
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником.
- формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор
Ход мероприятия:
- Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.
Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.
12 декабря | День Победы |
12 июня | Рождество Христово |
4 ноября | Праздник Весны и Труда |
23 февраля | День защитника Отечества |
9 мая | День независимости России |
1 мая | День народного единства |
1 января | День Конституции |
8 марта | Новый год |
7 января | Международный женский день |
(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)
- Самоопределение темы
Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?
(День народного единства)
Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?
(предположения учащихся)
Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).
- РАБОТА ПО ТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЯ
3.1.
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?
Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они
совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
3.2. Пословицы о Родине.
Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?
(учащиеся перечисляют по очереди)
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
- Из истории праздника.
Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?
(В единстве, единении народа — сила России)
Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!
Ушли в историю года.
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.
Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
- О Минине и Пожарском.
Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
- Работа со словарём Ожегова
Шлем - средство защиты головы воина от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее — огнестрельным.
Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием
Меч – вид холодного (белого) оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего и колющего ударов. Лезвие меча заточено с одной или двух сторон.
Ратник - воин, ратай, ратный (военный) человек в Древнерусском государстве
А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.(Звучит в записи колокольный звон)
Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)
Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
- Икона Казанской божьей матери
Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани (отсюда ее название) девятилетней девочке Матроне. Явление повторялось три раза, о чем девочка рассказала Казанскому архиерею, который по указанию Матроны нашел икону в земле и совершил с ней крестный ход.
Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года и освободил город от поляков. После изгнания врагов князь исполнил данный им обет: построил в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери, где и установили икону.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года.
- Памятник Минину и Пожарскому в Москве
В 1818 году в Москве на Красной площади состоялось торжественное открытие первого в городе скульптурного памятника, сооруженного на средства, собранные по общественной подписке. "Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года", – гласила надпись на пьедестале монумента. Созданный в 1804-1818 годах русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом памятник запечатлел руководителей национального сопротивления 1611-1613 годов – Кузьму Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Пьедестал монумента украсили барельефы "Нижегородские граждане" и "Изгнание поляков". Произведению суждено было стать шедевром русского монументального
- Рефлексия
Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)
Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)
Что помогло победить врага? (Единение народа.)
- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.
Помните лозунг победителей?
«Держаться вместе,
любить и помогать друг другу,
уметь искренне прощать обидчика»
Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
/У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок (солнышко) единства/
- Итог классного часа
Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся высказывают пожелания
Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.
Я желаю мира .
Я желаю согласия
Я желаю единомыслия.
Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.
Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "В единстве народов - сила России!"
Сценарий воспитательного мероприятия для предметной недели МО гуманитарного цикла....
Сила России в единстве народов
О толерантности...
Урок мужества. «Россия, армия, народ – в единстве наша сила»
Россия, армия, народ в России-эти понятия неотделимы друг от друга. Только в единстве наша сила....
Презентация "Сила России – в единстве народов"
Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический...
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...
Сила России в единстве народа!
Сила России в единстве народа!...
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». В единстве народа – сила России.
Конспект урока обощения по изучению романа М.Шолохова "Тихий Дон...