гибридные конфликты
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Формирование ответственной гражданской позиции учащихся в условиях внешних угроз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gibridnye_konflikty_feyki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов
Тема «Гибридные конфликты»
Цель: формирование ответственной гражданской позиции учащихся в условиях внешних угроз.
Большинство людей при слове «война» представляют себе открытое вооруженное сопротивление: работа танков, самолетов, артиллерии и пехоты. Но в XXI веке во время конфликтов уже не обязательно применять силу, чтобы победить противника, в ход идут элементы информационных, психологических и экономических манипуляций. То естьсмешиваются разные методы воздействия на людей.
По-другому всё это называется «гибридные конфликты».
Сегодня мы с вами стали свидетелями исторических событий. При проведении специальной операции на Украине наши войска сталкиваются с вооруженным сопротивлением. Но помимо прямых боестолкновений, мы встречаемся сегодня и с экономическим, и с политическим, и с психологическим давлением со стороны стран Запада.
Вопросы классу:
1. Какие проявления гибридного конфликта мы можем наблюдать сейчас?
2. Какие методы используют при гибридном конфликте?
Давайте разберем несколько примеров информационных манипуляций.
Вспомним, как началась война в Ираке.В феврале 2003 г. госсекретарь США Колин Пауэлл продемонстрировал на заседании Совбеза ООН пробирку с белым порошком, объявив, что это споры сибирской язвы. Пауэлл убеждал всех, что Ирак имеет ядерное оружие и запасы химического оружия, а значитпредставляет угрозу для мира. В результате 20 марта 2003 года США ввели войска в Ирак. Погибло более 9 тыс. иракских солдат и 7,5 тыс. гражданских лиц. Операция продолжалась до 2011 года и по сей день Ирак охвачен гражданской войной.
Но на самом делеповод для войны был американцами сфальсифицирован. Подобного оружия у Ирака никогда не было, а цели у США были совершенно другие – подавление и разрушение одного из наиболее мощных государств арабского мира и контроль над нефтяными и прочими природными ресурсами Ирака. В 2004 году расследование подтвердило, что никакого оружия массового поражения у Ирака не было.
Для наиболее сильного влияния на общественность создаются «фейки» - новости, сообщения, которые не соответствуют действительности.
Приведу несколько ярких примеров.
- «Фейк» про девочку и солдата
Видео, на котором утверждается, что украинская девочка противостоит российскому солдату в ходе специальной военной операции на территории Украины, набрало миллионы просмотров в социальных сетях.
На самом делефотография 2012 года и на ней представлена 11-летняя девочка Ахед Тамими из Палестины, кричащая на израильского солдата после того, как ее старший брат был арестован.
- «Фейк» про остров Змеиный
Украинская сторона сообщила, что Россия захватила остров Змеиный, расстреляв весь его гарнизон. Владимир Зеленский сказал, что представит их посмертно к государственной награде.
На самом деле украинский президент сам «похоронил» пограничников. Военные сами сложили оружие. У них проверили состояние здоровья, выдали сухпайки и отправили для проведения юридических процедур – пограничники находятся в полной безопасности.
- Дом в Харькове
ВВС разместила фотография разрушенного дома, который якобы находится в Харькове. По версии британского СМИ, российские военные обстреляли здание.
На самом делефото сделано в Донецке, а разрушения – последствия попадания снаряда украинской армии. Российское высокоточное оружие поражает только военные объекты, о чем неоднократно говорило Минобороны России.
- Корабль в Одессе
Возле Одессы армия Украины подбила российский десантный корабль. Такие сообщения появились в украинских СМИ.
На самом делена фото – действительно десантный корабль. Только не российский, а американский. В июле 2020 года судно находилось на военно-морской базе в Сан-Диего и на нем вспыхнул пожар. Именно его фото взяли для создания фейка о «подбитом российском корабле».
Еще один способ распространения фейковой информации – агрессивная реклама в соцсетях.
Например, в социальных сетях вместо рекламы пускают видео с разрушениями и призывами выйти на несанкционированные акции. Таким же контентом может похвастаться, и Инстаграм, и YouTube. При этом мы видим слово «реклама», а, значит, этот пост специально оплачен, а материал подготовлен профессиональными журналистами.
Помните, что любая реклама с политической подоплекой – это почти всегда «фейк». Реклама может продавать вам только товар, но не информацию.
Задание: Сравните примеры. Какие еще примеры информационных манипуляций вы знаете?
Второй важнейшей частью гибридного конфликта является экономическое давление. Сегодня это давление мы видим в трех основных направлениях.
- Санкции в отношении наших банков.
Наиболее жесткие санкции США ввели против ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, «Открытия» и Промсвязьбанка — все они попали в санкционный список. Это значит, что всем гражданам США и юридическим лицам запрещается иметь дело с этими банками и необходимо прекратить с ними все экономические отношения. Несколько иные санкции власти США ввели против Сбербанка. Американским гражданам и компаниям не запрещаются экономические отношения со Сбербанком, однако банкам США предписано заблокировать его счета с 26 марта. Теперь без особого разрешения американские финансовые институты не смогут открывать и обслуживать счета Сбербанка, а также принимать транзакции с его участием.
2) Прекращение поставки оборудования и товаров, закрытие торговых сетей. Это вызывает остановку производств, увольнение тысяч людей, разрыв партнерских соглашений,недовольство граждан отсутствием привычных товаров. Интересно, что остановка поставок оборудования и закрытие торговых сетей влечет за собой экономические последствия и для стран Запада, где производители так же платят налоги, как и в России.
3) Выделение оружия и средств в помощь Украине.Не вступая в прямой конфликт с Россией, Запад фактически использует Украину, ее солдат, увеличивая жертвы с обеих сторон, провоцирует гонку вооружений, необходимость тратить средства бюджета страны на военную операцию.
Эти меры направлены на искусственное создание серьезного экономического кризиса. Их цель - подрыв финансовой устойчивости России, падение доходов граждан, создание безработицы.
Однако кризиса можно избежать. Для этого необходимо развивать собственное производство, поддерживать добрососедские отношения с другими странами. (Например, Китай, Индия, Казахстан, Белоруссия и др.). Такой опыт у нашей страны есть – в 2014 году после присоединения Крыма Россия уже оказывалась под санкциями Запада. Тем не менее, нам удалось не только выдержать экономический удар, но и стать значительно сильнее(с 2014 года по 2021 год почти в два раза вырос ВВП России (с 79 трлн до 130 трлн.).
Экономические кризисы часто становятся кризисами политическими. Разжигание внутреннего конфликта и есть основная цель гибридного давления на Россию. Именно для этого нас призывают выйти на несанкционированные акции, толкают на правонарушения, стараются запугать.
Наше государство многое делает для защиты стабильности и порядка. Действует закон об уголовной ответственности за ложную информацию о российских Вооруженных силах. За публичное распространение заведомо ложной информации предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет. А в случае, если распространение дезинформации повлекло за собой тяжкие последствия, тюремный срок составит от 10 до 15 лет.
Итак, мы имеем дело с гибридным конфликтом.
- в информационном плане (распространяют ложную информацию, запугивают людей в социальных сетях).
- в экономическомплане (накладывают санкции на наши банки и предприятия, запрещают пользоваться банковскими картами, закрывают крупные торговые сети);
- в политическомплане (поддерживают экстремистские оппозиционные объединения).
Понимая это, мы должны сделать основные выводы:
- Мы не должны слепо доверять информации. Необходимо учиться отличать правду от фейков, пользоваться только официальными источниками информации, не поддаваться панике (именно этого и ждут враги). Любую информацию важно фильтровать! Используйте только официальные источники информации!
- Кризис поможет нам стать сильнее. Без зарубежных товаров будут развиваться наши предприятия и торговые сети, уже появляется большое количество новых возможностей (новые соцсети, новые возможности сделать свои бренды одежды, развивать туризм в России и тд.).
- Сегодня нам очень важно сплотиться и поддерживать друг друга. Разжигание внутреннего конфликта – основная цель наших противников.
Прошу вас высказать свое мнение. Как вы будете вести себя в условиях гибридного конфликта? (ответы учащихся).
Подведение итогов урока.
Вопросы для домашнего изучения:
- Чем опасны соцсети во время гибридных конфликтов?
- Какую роль сыграли санкции в росте экономики России в 2014-2021 году?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГИБРИДНЫЕ АВТОМОБИЛИ - ЭКОЛОГИЧНЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ XXI ВЕКА.
Экология.Недавно опубликованный доклад Межправительственной группы экспертов ООН дает возможность понять, что около 90 % от всех изменений климата (отнюдь не в нашу пользу) – это итог действия человеч...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...
Реферат " ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ."
работа в зоне конфликта...
Гибридное обучение
Гибридное обучение в свете короновируса...
Исследовательская работа по теме : «Сортоиспытание гибридных сортов томатов и огурцов фирмы «Семко» на базе учебно-опытного участка лицея»
Исследовательская работа по теме «Сортоиспытание гибридных сортов томатов и огурцов фирмы «Семко" на базе учебно-опытного участка лицея»...
Презентация к открытому уроку по теме: "Гибридные конфликты"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы по обществознанию "Гибридные конфликты"...