Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию " Кто если не мы ответственные граждане своей страны!!!"
классный час (9 класс)

Бараева Динара Расимовна

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и е город, а всю страну. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами, настоящими гражданами своей Родины!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 21 города Кузнецка

Кузнецкого района Пензенской области

Методическая разработка воспитательного мероприятия

гражданско- патриотической направленности:

«Кто если не мы ответственные граждане своей страны !!!»

Организационная информация

Тема мероприятия

«Кто если не мы ответственные граждане своей страны!!!»

Класс

С 9 по 11

Автор урока

Бараева Динара Расимовна, учитель химии

Образовательное учреждение

МБОУ Лицей №21 города Кузнецка

Город/поселение

г. Кузнецк

Методическая информация

Форма мероприятия

Мероприятие дискуссия

Цели для педагога

Образовательные:

1.Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;  

Развивающие:

1. Сформировать позитивное отношение к своему родному краю;

2. Определить роль патриотизма в жизни современного общества;  

Воспитательные:

1.Сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Цели для учащихся

Определить для себя что значит быть патриотом своей страны. Как стать ответственным гражданином

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Личностно-ориентированные технологии: предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи, организация обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Технология исследовательской деятельности: позволяет развить у учащихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, умение высказывать и анализировать свою точку зрения.

Технология коллективного взаимообучения: совершенствование навыков логического мышления и понимания, мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, повышение ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечение более прочного усвоения нового материала.

Методы обучения

Обсуждение, беседа о том, что значит быть патриотом и ответственным гражданином

По источнику получения знаний: словесные; наглядные;

По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; проблемный.

Методы стимулирования: эмоционального стимулирования; развития познавательного интереса; развитие личных качеств учащихся.

Формы работы

групповая

Время реализации мероприятия

45 минут

Принципы в реализации мероприятия

— активность участников группы;

— аналитическая позиция;

— партнерское общение;

— участие может быть только добровольным;

— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;

— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.

Ожидаемые результаты

Личностные:

Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;

Осознание себя как  члена здорового общества (член классного коллектива), умение разграничивать понятия, понимание себя как части великой страны.

Коммуникативные:

Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе старших и средних  школьников.

Приобретается навык конструктивного мышления, оценке информации.

Познавательные:

Выявление причинно-следственных связей, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

Выделение проблемы (совместно с педагогом и учениками), при изучении новой темы, решении новой задачи;

Участие в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.

Регуляционные:

Оценивание своих действий, осознание проблем (если она есть), поиск  причины и пути преодоления.

Опорные понятия, термины

Патриот, гражданин, страна, ответственность, гражданственность, долг

Необходимое оборудование и материалы

Стулья по количеству участников группы, презентация, проектор

Дидактическое обеспечение мероприятия

Презентация : «Кто если не мы , ответственные граждане своей страны».

Ход и содержание мероприятия,

деятельность педагога и учащихся

1 этап. Организационный момент

Мотивация учащихся

2 мин.

Знакомство участников, положительный настрой на взаимодействие.

2 этап.

Введение в тему занятия (22 мин)

Обсуждение понятий

Ответы учеников

Слайд. Первый блок информационная часть

Вопросы по 1 блоку

Ответы детей.

Выводы

Слайд презентации

Информационная часть

Вопросы по 2 блоку

Общий вывод по второму блоку

Слайд презентации

Информационная часть

Вопросы по третьему блоку

Выводы по 3 блоку

Педагог подводит общий вывод внеклассного мероприятия

Первый блок (информационно-просветительский)

Цель: познакомить учащихся с понятием патриотизма

Учитель : Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и е город, а всю страну. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами, настоящими гражданами своей Родины.

   Тема классного часа «Патриотизм. Гражданственность. Долг».

Попытаться определить что значит понятие «долга перед отечеством»; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации были предложены следующие вопросы:

- знаете ли вы что такое долг?

-в чем заключается долг гражданина перед отечеством?

- в чем отличие понятия малая родина и родина?

- как человек живя в другой стране может остаться патириотом?

 

1 Блок. Уважение к прошлому страны

Ученик читает заранее полученные листок с отрывком стихотворения :

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Кому не известны эти  строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы.  Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.

Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

Учитель:

-Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

-Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Учитель : -Давайте сделаем вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

2 Блок. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы — многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Мигранты — не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы — это в основном граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин — политических, техногенных, может быть, даже климатических — вынуждены были покинуть территорию своей страны.

Много проблем сейчас и у наших сограждан за рубежом. Представителями российской гражданской нации, проживающими за пределами Российской Федерации, являются граждане России и соотечественники. Соотечественник — лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность).

Учитель:

-Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой?

-Как вы её разрешили или какие способы её разрешения могли бы предложить?

-Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Учитель : - Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Власть должна немало сделать для того, чтобы в России окончательно сложилась новая политическая гражданская общность, объединяющая все народы страны. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

Блок 3. Вера в возрождение России как сильной державы.

"Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом “Геймер”. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются русские солдаты (или советские это дела не меняет), а таких игр сейчас достаточно. Так вот мой друг их расхваливал замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и.т.д. После того, как он спросил мое отношение к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых нужно убивать русских солдат!!! Я понимаю, что это глупо (это всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, я так считаю. Так вот мой друг ответил на это совершенно неожиданно, он сказал, что патриотизм это глупость, какая разница кого убивать. На что я ему ответил, что в игре тебе может быть все равно кого убивать, но патриотизм – это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что “защищать родину глупо, а гордость за страну - тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья” меня сразила наповал. Это ужасно!!!

Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить.

Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть я в чем-то не прав, не знаю……."

Учитель:

-Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?

-Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

Предлагаем учащимся дать определение патриотизма, рассказать что входит в понятие патриотизм, есть ли еще важные аспекты которые не были рассмотрены во время сегодняшней беседы, но они также являются важными составными частями патриотизма в целом.

С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

        

3 этап практикум

Упражнение

«Закончи предложения»

(10 мин)

Обсуждение полученных ответов.

4 этап

Рефлексия

Подведение итогов.

(3 мин).

Второй блок занятий (практический).

Цель упражнения — побудить ученика задуматься над своим отношением к своей  малой Родине.

Ученикам предлагается закончить предложения:
«Я люблю свою малую Родину, потому что…»
«Я чувствую себя гражданином своей великой страны и должен…».
Листы разрешается не подписывать. Педагогу необходимо выслушать и обсудить полученные ответы.

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Учитель:

Подводя общий итог хочется сказать словами поэта:

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Список используемой литературы

1. Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов : [б. и.], 2016. – 59 с. – Библиогр.: с. 56-57 (36 назв.). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2. Морозова, Е. Е. Экологообразовательный проект «Мир прошлого, настоящего и будущего глазами ребенка» : учебное пособие для педагогов / Е. Е. Морозова. – Саратов : Амирит, 2018. – 63, [1] с. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 13

3. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Пастернак. – Электрон. дан. – Москва : ФЛИНТА, 2018. – 166 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/105187. – Загл. с экрана. – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто если не мы, самые ответственные граждане нашей прекрасной страны! Внеклассное мероприятие в формате беседы

Слайд 2

Цель: выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра; определить роль патриотизма в жизни современного общества; сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Слайд 3

Задачи: воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности учащихся; Рассмотреть вопросы толерантности и затронуть проблему беженцев

Слайд 4

Родина – мать зовет!

Слайд 5

I Блок.Уважение к прошлому страны Два чувства дивно близки к нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Слайд 7

Выводы по I блоку Давайте сделаем вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Слайд 8

II Блок. Толерантность в национальном вопросе .

Слайд 9

Толерантность не только к гражданам своей страны

Слайд 10

Выводы ко II блоку Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

Слайд 11

Блок III Вера в возрождение России как сильной державы.

Слайд 12

Вывод к б локу III Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

Слайд 13

Общий вывод беседы Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия:"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье"

Разработка внеклассного мероприятия"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье" поможет ознакомить с национальными традициями в кулинарии,способствует развитию культуры здорового ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...

Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»

Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни   Цель: Формирование привычки  здорового образа жизни. Задачи:  Познакомить обучающихся с ...

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Если я стану президентом"

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках недели по избирательному праву.     Это мероприятие позволит творчески подойти к обсуждению темы, поможет убедить учащихся в том,...

урок по обществознанию "Мы граждане своей страны"

Познакомить учащихся с основными моментами складывания гражданственности;изучить символику  Российской Федерации ;воспитывать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции;изучить символику...

Внеклассное мероприятие в 6 классе "Если добрый ты"

Внеклассное мероприятие в 6 классе "Если добрый ты"...

Кто если не мы ответственные граждане своей страны

Презентация к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учеников...