Программа пришкольного лагеря
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кочнева Мария Михайловна

Программа пришкольного лагеря кратковременного прибывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lager_sotsialnaya_napravlennost.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя  общеобразовательная школа»

 

ПРОГРАММА

 социально-педагогического направления

лагеря с дневным пребыванием детей

«Мечта»

на базе МАОУ «Калиновская СОШ»

п. Калиновка

2022 год

Информационная карта программы лагеря

Полное название программы

Программа социально-педагогического

направления  лагеря с дневным

пребыванием детей «Мечта»

Основания для разработки программы

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  •  Концепция  развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Автор – составитель программы

Кочнева М.М.

Образовательное учреждение, представившее программу

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя  общеобразовательная школа»

Срок реализации программы

1 лагерная смена

С 01.06.по 22.06.2018 г.

15 рабочих дней

Место реализации

Лагерь с дневным пребыванием на базе МАОУ  

«Калиновская средняя  общеобразовательная школа»

Количество, возраст учащихся

10 учащихся от 7 до 14 лет

Направление

деятельности программы

Социально-педагогическое

Продолжительность программы

Краткосрочная (с 01.06. по 22.06. 2018 г.) –

15 рабочих дней

Цель программы

Развитие личности ребенка через реализацию его творческой и социальной активности в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей.

Задачи программы

1. Развитие у детей навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие интереса детей к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности.

3. Развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка в условиях летнего оздоровительного лагеря.

4. Формирование качеств ребенка, составляющих культуру поведения.

5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических возможностей.

6. Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Основное содержание программы

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Содержание программы

1.4 Планируемые результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2. 1 Календарный учебный график

2.2 Условия реализации программы

2.3 Формы аттестации

2. 4 Оценочные материалы

2. 5 Методические материалы

2.6 Список литературы

Ожидаемые результаты

по итогам реализации программы дети должны:

  • строить конструктивное общение друг с другом в разновозрастной группе, используя коммуникативные умения, основы правильного поведения, культуры, досуга;
  • расширить свой социальный опыт через общественно-значимую деятельность;
  • проявлять творческую активность в различных выставках, конкурсах, фотоотчетах о проделанной работе;
  • укрепить здоровье и иметь развитый интерес к занятиям физкультурой и спортом;
  • иметь осознанное отношения к себе как части окружающего мира.

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

1.1.1 Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая. Основная идея программы ЛДП «Мечта» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия напряжения, восполнения сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

1.1.2 Актуальность данной программы заключается в том, что организация летнего отдыха детей позволяет осуществлять непрерывное дополнительное образование и решает существующие противоречия:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- между потребностью детей в практическом познании мира и теоретизированным характером обучения;

- между педагогической опекой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания направлена на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

1.1.3 Отличительные особенности программы заключаются в ее комплексном характере. Содержание программы реализуется по социально-педагогическому направлению.

В программу включены нетрадиционные соревнования и конкурсы, предполагающие сочетание спорта и искусства, будут проводиться соревнования, в ходе которых перед участником ставится задача – «победить самого себя, а не других», игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших, при определении лауреатов программа учитывает не только результаты выступления участников, а так же нравственные и эстетические аспекты их поведения.

1.1.4 Адресат программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 14 лет.

Основной состав лагеря - это обучающиеся начального звена. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на одну лагерную смену с 01.06.2018 г. по 22.06.2018г.

1.1.6 Формы обучения

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Праздники,

Конкурсы,

Экскурсии, походы

Спортивные соревнования

Беседы,

Спортивно-оздоровительные мероприятия,

Тренинги

Индивидуальные беседы,

Индивидуальные занятия

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Живущие на Планете «Мечта» жители путешествуют по другим галактикам и планетам:

- планете Эко, конкурс рисунков «Летний день», тематический день Рыбака, игры на свежем воздухе;

- планете Спортландия, спортивные состязания, праздник «О, спорт, ты – жизнь!»;

- планете Клио, мероприятия исторической направленности;

- планете ПДД, КТД «Красный. Желтый. Зеленый», конкурс рисунков по ПДД, Дорожная азбука в загадках;

- планете Сказок, викторина «В гостях у сказки», инсценировка отрывков из русских народных сказок, просмотр мультфильмов по сказкам;

- планете Патрио, мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне;

- планете Здоровья, игра-путешествие «Все нам лето подарило!»,  минитурслет «Вместе весело шагать»;

В течение смены происходит исследование «соседних» планет. На каждой из них ребята открывают для себя секреты. Перед детьми ставится задача обжить, исследовать незнакомые места, изучить неизвестных животных, птиц, познакомиться с растениями, жителями планеты. Действие происходит по заранее продуманному плану, который может варьироваться в зависимости от графика проведения мероприятий.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: развитие личности ребенка через реализацию его творческой и социальной активности в условиях летнего лагеря дневного пребывания детей.

Задачи:

1. Развитие у детей навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие интереса детей к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности.

3. Развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка в условиях летнего оздоровительного лагеря.

4. Формирование качеств ребенка, составляющих культуру поведения.

5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических возможностей.

6. Воспитание толерантного отношения к окружающим, уважение к культуре других народов.

1.3. Содержание программы

1.3.1 План смены Идея смены

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума, новый эмоционально-ценностный опыт. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Мечта» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Перечень дел и мероприятий

1. Образовательная деятельность в рамках смены «Мечта» предусматривает:

- воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края;

- знакомство с единой картиной мира, с миром движений, звуков, красок, ощущений на основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов в процессе продуктивной творческой деятельности детей;

- тематические дни - «День памяти и скорби», «День семьи, любви и верности», «Всемирный день ребенка», «Всемирный день защиты окружающей среды» и пр.;

- библиотечные часы;

2. Спортивно-оздоровительная деятельность включает физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий, что способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

3. Культурно-досуговая деятельность состоит из поселковых и  лагерных мероприятий - это творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов, театрализованные игровые программы и т. д.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

5. Социально-педагогическая деятельность способствует формированию социально активной позиции ребенка, развитию коммуникативных навыков и включают различные волонтерские акции, реализацию социально-значимых проектов.


1.3.2 Содержание дел и мероприятий

№ дня

Мероприятия

1 день - Здравствуй, Планета детства, это я!

Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Проведение инструктажа по ТБ.

2 день - Посещение планеты Спортландия

Диагностика здоровья. Спортивные состязания «О, спорт, ты – жизнь!». Оформление уголка лагеря.

3 день - Путешествие на планету Эко

 Экскурсия в лес. Беседа о поведении в лесу.

4 день- Секреты планеты Эко

Конкурс рисунков «В летнем лесу». Игры на свежем воздухе.

5 день - Планета Клио, здравствуй!

 Игра «Исторический калейдоскоп»

6 день - Планета  ПДД

КТД. «Красный. Желтый. Зеленый»

 Конкурс рисунков по ПДД.

Дорожная азбука в загадках.

7 день - День мальчиков и девочек на планете детства

Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря». Интеллектуальный марафон.

8 день - Планета путешествий и «Здоровья»

Минитурслёт «Вместе весело шагать»

Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».

Оформление альбома.

9 день - День России» на планете «Патрио»

День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»

10 день - День пожарной безопасности на Планете Детства

Беседа о правилах пожарной безопасности.

Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»

 Экскурсия в пожарную часть.

11 день - День шахматистов-шашистов

Шахматно-шашечный турнир. Спортивные состязания «Царь горы».

12 день - Планета Сказок

«В гостях у сказки». Инсценировка отрывков из Русских народных сказок.

13 день - Планета  Нептуна

Игра «Я – Нептун»

14 день -  Планета  Патрио  вновь приглашает друзей

Видео-урок «Герои России - Герои нашего двора» День памяти и скорби. «Никто не забыт – ничто не забыто

15 день - Планета детства, до свидания!

Листок динамики здоровья  «Азбука здоровья»

Праздничная программа «День именинника».

Закрытие лагерной смены.

1.4 Планируемые результаты

По итогам реализации программы дети должны:

- строить конструктивно общение друг с другом в разновозрастной группе, используя коммуникативных умений, основы правильного поведения, культуры, досуга;

- расширить свой социальный опыт через общественно-значимую деятельность;

-проявлять творческую активность в различных выставках, конкурсах, фотоотчетах о проделанной работе;

- иметь осознанное отношение к себе как части окружающего мира;

- укрепить здоровье и иметь развитый интерес к занятиям физкультурой и спортом;

II. Комплекс организационно-педагогических условий        

2.1 Механизм оценивания результатов

Для отслеживания общего фона настроения, психологического климата на протяжении всей смены ребята заполняют «Барометр настроения»,  где они цветом показывают свое эмоциональное настроение. В конце лагерной смены проводится «Анкета личностного роста», она необходима для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ежедневно в конце дня ребята заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели руководитель лагеря  анализирует качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работает листок откровения., который, выполняя функции «психологического забора», регулярно обновляется, сделать там запись может каждый.

2.2. Этапы реализации программы:

1.Подготовительный (май):

- подбор кадров;

- подготовка методических материалов;

- подготовка материально-технической базы.

2. Организационный

- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

- оформление уголка лагеря.

3. Основной (15 дней):

- образовательная деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- культурно-досуговая деятельность;

- эколого-биологическая деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность;

- социально-педагогическая деятельность;

4. Заключительный:

- закрытие смены (последний день смены);

- сбор отчетного материала;

- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

- выпуск дневника.

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Наименование

Применение

Спортивная площадка и спортивный зал

Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады, спортивных состязаний, игр на свежем воздухе

Актовый зал, столовая

Организация общих праздничных мероприятий и концертов в лагере

Просмотр мультфильмов и видеофильмов, проведение отрядных мероприятий

Комнаты гигиены

Туалеты

2.2.2 Информационное обеспечение

Информационное сопровождение жизнедеятельности лагеря осуществляется на страницах сайта МАОУ «Калиновская СОШ».

2.2.3 Кадровое обеспечение

Кадровый состав лагеря:

- педагог-организатор;

Подбор руководителя лагеря проводит администрация учреждения. Руководитель  лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагог-организатор организует воспитательную работу и организует мероприятия, акции, праздники; отвечает за жизнь и безопасность ее участников.

Обязанности обслуживающего персонала определяются руководителем  лагеря.

Руководитель лагеря отвечает за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:

  • аналитическая справка,
  • грамоты, дипломы,
  • дневник наблюдений,
  • журнал посещаемости,  
  • фото,
  • отзыв детей и родителей.

2.3.2  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • аналитическая справка,
  • праздник закрытия лагерной смены «День именинника»

2.4 Оценочные материалы

- «Барометр настроения» - на основе методики Цветопись;

- Анкета «Изучение  удовлетворенности детей жизнью в лагере»;

- Рисуночная методика «Я в лагере «Мечта».

2.4.1 Оценка эффективности программы

Анализ результатов диагностических методик осуществляется по традиционной схеме: обработка информации, качественный и количественный анализ данных, пополнение банка имеющихся данных.

 Одна и та же диагностическая информация исследуется с различных позиций, что дает возможность получить максимально объективную информацию.

В целом, результаты реализации программы работы можно рассмотреть связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего образовательно-воспитательного процесса в лагере.

Показателями можно рассматривать качество обучения и воспитания; уровень удовлетворенности воспитанников, педагогов и родителей качеством предоставляемых услуг; социальную активность детей, их участие в значимых мероприятиях, акциях; уровень реализации дополнительных образовательных программ.

2.5 Методические материалы

Информационно-методическое обеспечение программы

Программа разработана руководителем лагеря, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Основные методы работы

- метод игры (игры отбираются педагогом-организатором  в соответствии с поставленной целью);

- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

- метод коллективной творческой деятельности (КТД);

- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Методы оздоровления:

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике вредных привычек;

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);

-  экскурсии;

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);

- проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа (упражнения, тренинги);

- наблюдения (ежедневная рефлексия деятельности запись наблюдений).

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная и дополнительная

Основная литература:

1. Внимание, каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост.Н.В.Соколова; конс.М.Н.Крухмалева, В.А.Федулова.- Оренбург: Изд-во «Детство», 2014.-136с.

2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2013. –160 с.

3. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5/Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2015.-40 с.

4. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2014.-№3.-С.217-223.

9. Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2013.-№3.-С.212-220.

Дополнительная литература:

1. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.

2. Рудченко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого - Ростов Н/Д: «феникс», 2003.-192с.

3. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

4. Акимова Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Летний пришкольный   лагерь -  с одной стороны,  является формой  организации свободного времени  детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...

Программа пришкольного лагеря 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...

Программа пришкольного лагеря

Профильная эколого-краеведческая программа «Родными тропами» летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Тёйские звёзды" поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем...