Программа пришкольного лагеря
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа пришкольного лагеря кратковременного прибывания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lager_sotsialnaya_napravlennost.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
социально-педагогического направления
лагеря с дневным пребыванием детей
«Мечта»
на базе МАОУ «Калиновская СОШ»
п. Калиновка
2022 год
Информационная карта программы лагеря
Полное название программы | Программа социально-педагогического направления лагеря с дневным пребыванием детей «Мечта» |
Основания для разработки программы |
|
Автор – составитель программы | Кочнева М.М. |
Образовательное учреждение, представившее программу | муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа» |
Срок реализации программы | 1 лагерная смена С 01.06.по 22.06.2018 г. 15 рабочих дней |
Место реализации | Лагерь с дневным пребыванием на базе МАОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» |
Количество, возраст учащихся | 10 учащихся от 7 до 14 лет |
Направление деятельности программы | Социально-педагогическое |
Продолжительность программы | Краткосрочная (с 01.06. по 22.06. 2018 г.) – 15 рабочих дней |
Цель программы | Развитие личности ребенка через реализацию его творческой и социальной активности в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей. |
Задачи программы | 1. Развитие у детей навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. 2. Развитие интереса детей к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности. 3. Развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка в условиях летнего оздоровительного лагеря. 4. Формирование качеств ребенка, составляющих культуру поведения. 5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических возможностей. 6. Воспитание толерантного отношения к окружающим. |
Основное содержание программы | 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2. 1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации 2. 4 Оценочные материалы 2. 5 Методические материалы 2.6 Список литературы |
Ожидаемые результаты | по итогам реализации программы дети должны:
|
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
1.1.1 Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая. Основная идея программы ЛДП «Мечта» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия напряжения, восполнения сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
1.1.2 Актуальность данной программы заключается в том, что организация летнего отдыха детей позволяет осуществлять непрерывное дополнительное образование и решает существующие противоречия:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- между потребностью детей в практическом познании мира и теоретизированным характером обучения;
- между педагогической опекой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания направлена на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
1.1.3 Отличительные особенности программы заключаются в ее комплексном характере. Содержание программы реализуется по социально-педагогическому направлению.
В программу включены нетрадиционные соревнования и конкурсы, предполагающие сочетание спорта и искусства, будут проводиться соревнования, в ходе которых перед участником ставится задача – «победить самого себя, а не других», игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших, при определении лауреатов программа учитывает не только результаты выступления участников, а так же нравственные и эстетические аспекты их поведения.
1.1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 14 лет.
Основной состав лагеря - это обучающиеся начального звена. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на одну лагерную смену с 01.06.2018 г. по 22.06.2018г.
1.1.6 Формы обучения
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники, Конкурсы, Экскурсии, походы Спортивные соревнования | Беседы, Спортивно-оздоровительные мероприятия, Тренинги | Индивидуальные беседы, Индивидуальные занятия |
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Живущие на Планете «Мечта» жители путешествуют по другим галактикам и планетам:
- планете Эко, конкурс рисунков «Летний день», тематический день Рыбака, игры на свежем воздухе;
- планете Спортландия, спортивные состязания, праздник «О, спорт, ты – жизнь!»;
- планете Клио, мероприятия исторической направленности;
- планете ПДД, КТД «Красный. Желтый. Зеленый», конкурс рисунков по ПДД, Дорожная азбука в загадках;
- планете Сказок, викторина «В гостях у сказки», инсценировка отрывков из русских народных сказок, просмотр мультфильмов по сказкам;
- планете Патрио, мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне;
- планете Здоровья, игра-путешествие «Все нам лето подарило!», минитурслет «Вместе весело шагать»;
В течение смены происходит исследование «соседних» планет. На каждой из них ребята открывают для себя секреты. Перед детьми ставится задача обжить, исследовать незнакомые места, изучить неизвестных животных, птиц, познакомиться с растениями, жителями планеты. Действие происходит по заранее продуманному плану, который может варьироваться в зависимости от графика проведения мероприятий.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: развитие личности ребенка через реализацию его творческой и социальной активности в условиях летнего лагеря дневного пребывания детей.
Задачи:
1. Развитие у детей навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
2. Развитие интереса детей к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности.
3. Развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка в условиях летнего оздоровительного лагеря.
4. Формирование качеств ребенка, составляющих культуру поведения.
5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических возможностей.
6. Воспитание толерантного отношения к окружающим, уважение к культуре других народов.
1.3. Содержание программы
1.3.1 План смены Идея смены
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума, новый эмоционально-ценностный опыт. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Мечта» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Перечень дел и мероприятий
1. Образовательная деятельность в рамках смены «Мечта» предусматривает:
- воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края;
- знакомство с единой картиной мира, с миром движений, звуков, красок, ощущений на основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов в процессе продуктивной творческой деятельности детей;
- тематические дни - «День памяти и скорби», «День семьи, любви и верности», «Всемирный день ребенка», «Всемирный день защиты окружающей среды» и пр.;
- библиотечные часы;
2. Спортивно-оздоровительная деятельность включает физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий, что способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
3. Культурно-досуговая деятельность состоит из поселковых и лагерных мероприятий - это творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов, театрализованные игровые программы и т. д.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
5. Социально-педагогическая деятельность способствует формированию социально активной позиции ребенка, развитию коммуникативных навыков и включают различные волонтерские акции, реализацию социально-значимых проектов.
1.3.2 Содержание дел и мероприятий
№ дня | Мероприятия |
1 день - Здравствуй, Планета детства, это я! | Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Проведение инструктажа по ТБ. |
2 день - Посещение планеты Спортландия | Диагностика здоровья. Спортивные состязания «О, спорт, ты – жизнь!». Оформление уголка лагеря. |
3 день - Путешествие на планету Эко | Экскурсия в лес. Беседа о поведении в лесу. |
4 день- Секреты планеты Эко | Конкурс рисунков «В летнем лесу». Игры на свежем воздухе. |
5 день - Планета Клио, здравствуй! | Игра «Исторический калейдоскоп» |
6 день - Планета ПДД | КТД. «Красный. Желтый. Зеленый» Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках. |
7 день - День мальчиков и девочек на планете детства | Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря». Интеллектуальный марафон. |
8 день - Планета путешествий и «Здоровья» | Минитурслёт «Вместе весело шагать» Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома. |
9 день - День России» на планете «Патрио» | День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» |
10 день - День пожарной безопасности на Планете Детства | Беседа о правилах пожарной безопасности. Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность» Экскурсия в пожарную часть. |
11 день - День шахматистов-шашистов | Шахматно-шашечный турнир. Спортивные состязания «Царь горы». |
12 день - Планета Сказок | «В гостях у сказки». Инсценировка отрывков из Русских народных сказок. |
13 день - Планета Нептуна | Игра «Я – Нептун» |
14 день - Планета Патрио вновь приглашает друзей | Видео-урок «Герои России - Герои нашего двора» День памяти и скорби. «Никто не забыт – ничто не забыто |
15 день - Планета детства, до свидания! | Листок динамики здоровья «Азбука здоровья» Праздничная программа «День именинника». Закрытие лагерной смены. |
1.4 Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети должны:
- строить конструктивно общение друг с другом в разновозрастной группе, используя коммуникативных умений, основы правильного поведения, культуры, досуга;
- расширить свой социальный опыт через общественно-значимую деятельность;
-проявлять творческую активность в различных выставках, конкурсах, фотоотчетах о проделанной работе;
- иметь осознанное отношение к себе как части окружающего мира;
- укрепить здоровье и иметь развитый интерес к занятиям физкультурой и спортом;
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Механизм оценивания результатов
Для отслеживания общего фона настроения, психологического климата на протяжении всей смены ребята заполняют «Барометр настроения», где они цветом показывают свое эмоциональное настроение. В конце лагерной смены проводится «Анкета личностного роста», она необходима для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ежедневно в конце дня ребята заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели руководитель лагеря анализирует качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работает листок откровения., который, выполняя функции «психологического забора», регулярно обновляется, сделать там запись может каждый.
2.2. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
- подбор кадров;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы.
2. Организационный
- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- оформление уголка лагеря.
3. Основной (15 дней):
- образовательная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность;
- эколого-биологическая деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- социально-педагогическая деятельность;
4. Заключительный:
- закрытие смены (последний день смены);
- сбор отчетного материала;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- выпуск дневника.
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Наименование | Применение |
Спортивная площадка и спортивный зал | Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады, спортивных состязаний, игр на свежем воздухе |
Актовый зал, столовая | Организация общих праздничных мероприятий и концертов в лагере Просмотр мультфильмов и видеофильмов, проведение отрядных мероприятий |
Комнаты гигиены | Туалеты |
2.2.2 Информационное обеспечение
Информационное сопровождение жизнедеятельности лагеря осуществляется на страницах сайта МАОУ «Калиновская СОШ».
2.2.3 Кадровое обеспечение
Кадровый состав лагеря:
- педагог-организатор;
Подбор руководителя лагеря проводит администрация учреждения. Руководитель лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Педагог-организатор организует воспитательную работу и организует мероприятия, акции, праздники; отвечает за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются руководителем лагеря.
Руководитель лагеря отвечает за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
- аналитическая справка,
- грамоты, дипломы,
- дневник наблюдений,
- журнал посещаемости,
- фото,
- отзыв детей и родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:
- аналитическая справка,
- праздник закрытия лагерной смены «День именинника»
2.4 Оценочные материалы
- «Барометр настроения» - на основе методики Цветопись;
- Анкета «Изучение удовлетворенности детей жизнью в лагере»;
- Рисуночная методика «Я в лагере «Мечта».
2.4.1 Оценка эффективности программы
Анализ результатов диагностических методик осуществляется по традиционной схеме: обработка информации, качественный и количественный анализ данных, пополнение банка имеющихся данных.
Одна и та же диагностическая информация исследуется с различных позиций, что дает возможность получить максимально объективную информацию.
В целом, результаты реализации программы работы можно рассмотреть связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего образовательно-воспитательного процесса в лагере.
Показателями можно рассматривать качество обучения и воспитания; уровень удовлетворенности воспитанников, педагогов и родителей качеством предоставляемых услуг; социальную активность детей, их участие в значимых мероприятиях, акциях; уровень реализации дополнительных образовательных программ.
2.5 Методические материалы
Информационно-методическое обеспечение программы
Программа разработана руководителем лагеря, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Основные методы работы
- метод игры (игры отбираются педагогом-организатором в соответствии с поставленной целью);
- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД);
- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Методы оздоровления:
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике вредных привычек;
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);
- проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);
- практическая работа (упражнения, тренинги);
- наблюдения (ежедневная рефлексия деятельности запись наблюдений).
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная и дополнительная
Основная литература:
1. Внимание, каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост.Н.В.Соколова; конс.М.Н.Крухмалева, В.А.Федулова.- Оренбург: Изд-во «Детство», 2014.-136с.
2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2013. –160 с.
3. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5/Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2015.-40 с.
4. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2014.-№3.-С.217-223.
9. Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2013.-№3.-С.212-220.
Дополнительная литература:
1. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
2. Рудченко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого - Ростов Н/Д: «феникс», 2003.-192с.
3. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
4. Акимова Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием "Город Мастеров" при МОУ СОШ с. Вознесенское
программа летнего пришкольного лагеря...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Летний пришкольный лагерь - с одной стороны, является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...
Программа пришкольного лагеря 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...
Программа пришкольного лагеря
Профильная эколого-краеведческая программа «Родными тропами» летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Тёйские звёзды" поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем...