Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"
классный час (5, 6, 7 класс)
ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.
2. Патриотическое воспитание школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_narodnogo_edinstva_den_soglasiya_i_primireniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Урмаевская средняя общеобразовательная школа»
День согласия и примирения.
День народного единства
ВЫПОЛНИЛА:
Зиганшина Гульназ Камиловна
педагог дополнительного образования
Урмаево, 2020
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.
2. Патриотическое воспитание школьников.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 5-7 классов
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вступительное слово учителя (эпиграф.)
Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.
На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.
В начале ноября мы отмечаем День согласия и примирения и День народного единства. Согласие и примирение… О чём говорят эти слова? О спокойной и мирной жизни, которая наступает после войны и смуты.
1 чтец: Завет (Д. Кедрин)
В час испытаний
Поклонись Отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
« - Мать!
Ты – жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою – жить,
С тобою – умирать!»
Будь верен ей.
И как бы ни был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби её.
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь её и честь,
Чтобы сказать
В желанный час победы:
« - И моего
Тут капля мёда есть!»
Учитель: В этом стихотворении есть слова: «Коль пахарь ты, отдай ей всё, как Минин…». А кто такой этот Минин? И почему его имя вошло в историю Отечества?
2 чтец: Начало 17 века для России было нерадостным. «Смутным временем» прозвали его. Закончилась династия Рюриковичей - царей московских. На престол выбирают царя из бояр. В стране голод и разорение. По земле русской рыщут шведы и поляки – подчинить себе хотят Россию-матушку.
3 чтец: Самозванцы народ мутят – объявляют себя царями настоящими. Поляки в Москве хозяйничают, подчиняют себе города русские.
Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.
4 чтец: Минин Кузьма Минич (? – 1616) – Нижегородский земский староста, торговый человек осенью 1611 года обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
5 чтец: Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) – князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 года, один из руководителей второго ополчения и временного земского правительства – Совета земли Русской. Руководил военными действиями против польских интервентов.
Учитель: Но героями были не только купцы и князья. В годы Смутного времени прославился крестьянин из-под Костромы по имени Иван Сусанин.
«В исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Народ же русский царём своим хотел видеть Михаила. Один отряд поляков проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его.
Раздражённые поляки убили Сусанина.
По восшествии на престол Михаила Фёдоровича (в 1613 году) потомству Сусанина была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи».
6 чтец: Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев:
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мёртво и глухо…
«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.
Убейте! Замучьте – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! – закричали враги закипев, -
Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
Учитель: Народ не забыл своих героев. В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, а на Красной площади в Москве – памятник Минину и Пожарскому.
Но ополчение 1612 года было не единственным в истории нашей Родины.
Был 1812 год, когда Наполеон Бонапарт во главе своей могучей армии хотел захватить Россию.
Но благодаря единому желанию народа освободиться от захватчиков, армия французов была выметена с территории нашей страны.
И был 1941 год, когда гитлеровская армия мечтала пройти победным маршем по Красной площади. Но и эти мечты разрушились, натолкнувшись на несгибаемую волю и свободолюбие русского народа. Ведь в сердце у каждого человека – Родина.
7 чтец: Родина (К. Симонов)
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
8 чтец:
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить, в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Учитель: Кто сейчас может сказать, о чём думал рядовой Александр Матросов, закрывая своей грудью фашистский ДОТ?
И кто знает, что вспоминал лётчик Виктор Талалихин, направляя свой горящий самолёт на колонну вражеской техники?
Сколько их было – героев, погибших во имя Родины? И о чём они вспоминали в свою последнюю минуту? Может быть, именно о таких берёзах, и речках, и дорогах, по которым им не суждено больше ходить… Они отдали свои жизни для победы над врагом, как когда-то это сделал Сусанин.
9 чтец: Да, на долю России выпало много бед и несчастий. Но всё это не сломило, а только закалило нашу страну. И, несмотря ни на что, Россия живёт и развивается. Однако есть люди, которые ругают свою страну, и хвалят чужие земли. Наверное, они забыли мудрость народную: «Где родился, там и пригодился». Так вот ответом им может стать стихотворение Ольги Фокиной:
10 чтец:
Мне рано, ребята, в Европы
Дороги и трассы торить:
Ещё я на родине тропы
Успела не все исходить.
Исхожена самая малость,
И мне неизвестны пока
Ни холодность чувств, ни усталость
В стремленье к родным родникам.
Сильнее не ведаю власти,
Чем власть материнской земли:
Берёзы мне света не застят,
Не носят тоски журавли.
11 чтец:
Не верю, что вся современность –
В романтике сверхскоростей!
Храню откровенную верность
Раздольности русских полей,
Молчанию гордого бора,
Надёжности сельской избы
И тем вековым разговорам,
Что до или после косьбы,
Что до или после же сева,
Пастьбы, молотьбы и жнитьва…
Жаль, слушаем, слышим не все мы
Хорошие эти слова.
12 чтец:
А если б успели услышать
Да если б сумели понять,
То стали бы ездить – потише,
Пониже, поближе летать.
На все возражения: - «Что ты!» -
Отвечу: «Жалею минут,
Которые на перелёты
Над милой землёю уйдут».
Твердящим, что много теряю,
Одно беспечально скажу:
« - Не мыслю соперников краю,
Которым живу и дышу».
Учитель: Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.
Литература:
- Кучер Н.И. Здравствуй, школа. М., «Просвещение», 1986.
- Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 7.М., творческий центр «Сфера»,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.
Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....
Классный час "День народного единства"
Классный час даёт представление о новом празднике, его роли для сохранения единства народа...
Классный час на тему: «День народного единства».
Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...
День народного единства и согласия
Сценариц спортивно-музыкального праздника....
классный час на тему "День народного единства и примирения"
Классный час, посвященный Дню народного единства, который отмечается в России 4 ноября — дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г....
Классный час в 5 классе «День народного единства»
Цель: Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории с...
Классный час в 5 классе «День народного единства»
Цель: сформировать представление о российском празднике, его истоках и значении.Задачи:...