Классный час в 5 классе «День народного единства»
классный час (5 класс)
Цель: сформировать представление о российском празднике, его истоках и значении.
Задачи:
- воспитание у школьников гражданских качеств;
- активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
- формирование гражданской позиции;
- воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»
Валуйского района Белгородской области
Классный час в 5 «Б» классе
Классный руководитель:
Рубежанская Ю.В.
2018-2019 учебный год
Цель: сформировать представление о российском празднике, его истоках и значении.
Задачи:
- воспитание у школьников гражданских качеств;
- активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
- формирование гражданской позиции;
- воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.
Ход занятия.
- Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час мы посвятим одному из национальных праздников, отмечаемых в нашей стране.
- Определение темы занятия. Целеполагание.
Россия в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.
Сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, его истоках и значении, а в конце занятия вам предстоит ответить на несколько вопросов по поводу услышанного материала.
- Работа по теме.
День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.
- Что означает название этого праздника?
- Скажите, а что такое единство?
- Зачем оно нужно?
- В каких условиях оно возникает?
- В чем и с кем мы должны объединяться?
Ребята, на доске вы видите слова великого русского писателя Н. А. Некрасова.
«Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан!»
Н.А. Некрасов.
Как вы думаете, о чем хотел сказать автор этих строк?
Празднование Дня народного единства связано с событиями российской истории далёкого 1612 года, герои которых по-настоящему проявили свою гражданскую позицию, повлиявшую на будущее нашей страны. Эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов, с событиями Смутного времени.
Давайте узнаем, что такое Смута.
Ученик 1: Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лжецари. Также этот период связан с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённое вторжением поляков, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.
Ученик 2: В 1584 году в Москве умер царь Иван IV Грозный, прозванный так за свой крутой нрав. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.
В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий, как его потом прозвали, был с почестями встречен в Москве.
Ученик 3: Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца.
Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
Ученик 4: В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II.
Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но, как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.
Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Ученик 5: Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава.И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов. Поляки посадили в темницу патриарха Гермогена, который отказался подписать документ, о том, что церковь венчает на царство царевича Владислава. За это поляки заморили голодом Гермогена.
Эти действия Семибоярщины и поляков послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».
Ученик 1: Это было в далеком 1611 году. В Нижнем Новгороде весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»
Ученик 2: На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага! Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»
Воеводой пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который жил в деревне недалеко от Нижнего Новгорода.
Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе).
Ученик 3: 22 октября по старому стилю, а по новому стилю 4 ноября совершили молебен перед иконой Казанская Божья Матерь, а 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Остатки польско-литовского гарнизона отпущены восвояси.
После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя.
Ученик 4: После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса).
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
Ученик 5: На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н. Кончаловская)
Учитель: Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.
А теперь мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов викторины, посвященной истории праздника «День народного единства».
- Празднование «Дня народного единства» связано с событиями…
А) 1712 года
Б) 1612 года
В) 1632 года
- Какое событие послужило началу Смутного времени на Руси?
А) смерть царя Ивана IV Грозного
Б) вторжение поляков на территорию Руси
В) смерть Бориса Годунова
- Назовите настоящее имя Лжедмитрия I
А) Василий Шуйский
Б) Григорий Отрепьев
В) Дмитрий Пожарский
- Какое прозвище было у Лжедмитрия II?
А) «Пущинский вор»
Б) «Внуковский вор»
В) «Тушинский вор»
- В чьих руках оказалась власть после отречения Василия Шуйского от престола?
А) в руках «пятибоярщины»
Б) в руках «семибоярщины»
В) в руках «восьмибоярщины»
- Из какого города начали ополчение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
А) из Петербурга
Б) из Нижнего Новгорода
В) из Мурома
- Когда на Красной площади в Москве был установлен памятник героям-освободителям К. Минину и Д. Пожарскому?
А) в 1818 году
Б) в 1915 году
В) в 1812 году
4. Итог урока.
Вопросы для беседы с учащимися:
- А теперь вы мне ответите, что означает название праздника День народного единства?
- Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
- А за какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому?
Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
Что же такое 4 Ноября? (Дети выбирают высказывание, доказывают, почему выбрал именно это высказывание).
4 ноября – это день единства всех российских народов.
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.
4 ноября – это день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.
Память о события такого масштаба ни в коем случае не должна быть утрачена потомками. В этой памяти мы черпаем силы для преодоления трудностей, в этой памяти – мы единый и непобедимый русский народ, хранитель Православной Веры.
Наш классный час я бы хотела завершить следующими словами:
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.
Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....
Классный час на тему: «День народного единства».
Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...
Классный час 9 класс "День Народного Единства".
Классный час 9 класс "День Народного Единства"....
Классный час на тему "День народного единства"
Целью классного часа является показать решающую роль народных масс, К.Минина и Д.Пожарского в борьбе против польской интервенции и освобождении страны. Показать значимость национального самосознания р...
Классный час в 5 классе «День народного единства»
Цель: Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории с...
Классный час для 5-6 классов "День народного единства"
классный час для 5-6 классов "День народного единства"...
Классный час на тему: "День народного единства" (7 класс)
Цель:Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории св...