"Как подготовить и провести классный час"
презентация к уроку
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками»
Созонов В.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_kak_podgotovit_i_provesti_klassnyy_chas.ppt | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» Щуркова Н.Е., «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» Созонов В.П. «Час классного руководителя это та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным» Маленкова Л.И.
Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты: Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; Это форма общения классного руководителя и его воспитанников во внеурочное время, где ведущую роль играет педагог.
Функции классного часа: Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела. Формирующая - классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношение в классном коллективе.
Классный час способствует решению следующих педагогических задач: Обогащению учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике; Усвоению умений и навыков познавательной и практической деятельности ; Формированию и развитию эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности учащихся; Развитию индивидуальности и творческих способностей учащихся; Формированию и развитие классного коллектива.
Организационно- деятельный Целевой Оценочно- аналитический Содержательный Основные компоненты классного часа:
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа: Традиционный Личностно- ориентированный Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. Развитие индивидуальности учащегося и уникальности образа его жизнедеятельности. Определение темы и содержания выбирает педагог. Включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют учащиеся.
Часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строиться на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планами, который разработал учитель. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта учащегося, развитие творческих способностей, активности участия.
Организация классного часа: Составление педагогом совместно с учащимися тематики классного часа; Уточнение темы и цели, выбор формы проведения; Определение времени и места проведения; Определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения; Подбор соответствующего материала: наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.; Определение участников подготовки и проведения; Распределение заданий между участниками и группами; Проведение классного часа; Анализ и оценка результативности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Подготовка и проведение классного часа: Первый шаг: В определении темы классного часа принимают участие школьники (и их родители). Важно выяснить мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В определении классных часов педагог учитывает индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классный руководитель накапливает сведения об особенностях развития своих учеников, систематизирует и использует данную информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
Второй шаг: Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и идей по его подготовке и проведению: Здесь используется методика»куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учащихся по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог может выбрать интересные и полезные предложения.
Третий шаг: Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование общества его организаторов: Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, творческая группа. Четвертый шаг: Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа: Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
Пятый шаг: Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Важно подумать и найти ответы на следующие вопросы: Как обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности уже в первые минуты классного часа? Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы? В какие моменты учащиеся смогут проявить свои творческие способности? Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста»? Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Шестой шаг: Проведение классного часа. Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание учеников принять активное участие в нем. Главное назначение основной части – создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и заинтересованности. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсуждаемых проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
Седьмой шаг: Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению: В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта учащихся, индивидуальные возможности усвоения информации, комфортность и активность их участия, влияние классного часа на развитие творческих способностей школьников.
Формы проведения классного часа: Классное собрание Час общения Воспитательный час Экскурсия Тематическая лекция Викторина Игра- путешествие КВН Встреча с интересными людьми Сюжетно- ролевая игра Театральная премьера Игра- беседа Дискуссия
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен. Успешность проведения часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания понятны и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.
Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС (методический материал для МО классных руководителей)
КЛАССНЫЙ ЧАС – ЭТО… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?...
Классные часы, которые нужно провести в мае. "Подводим итоги года."
Классный час "Подводим итоги года"...
Классные часы, которые нужно провести в мае. Классный час-интеллектуальная игра.
Классный час-интеллектуальная игра...
«Как подготовить и провести классный час»
Презентация к выступлению на МО....
как провести классный час на окончание четверти
Идеи для проведения классного часа и сплочения ученического коллектива...
Классный час "Как провести безопасное лето"
Данный классный час проводится в конце учебного года и направлен на инструктаж по безопасному поведению летом...