Умники и умницы
методическая разработка (10 класс)
Предварительный просмотр:
Математическая игра для старшеклассников «Умники и умницы»
Цели занятия:
- Методические
– закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики. - Психолого-педагогические
– создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и творческих действий;
– помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями;
– повысить общую культуру учащихся;
– расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества;
– воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование:
- иллюстративный материал: плакаты «Клуб Весёлых Математиков», высказывания о математике и от её роли;
- наглядный материал: необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов ( зелёные, красные, синие – по два каждого цвета), грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.
Продолжительность мероприятия: 40-45 минут.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Формирование команд, выбор капитанов.
- Вступительное слово ведущего.
- Соревнования:
1 конкурс. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).
2 конкурс. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).
3 конкурс. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).
4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).
5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (умение определять закономерности)
6 конкурс. Эстафета команд. - Подведение итогов. Награждение.
- Фото на память.
Ведущий: О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Ведущий. Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.
Чтобы этот КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.
Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас
С любовью называется.
Ведущий.
Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
Ведущий. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют…
команда «Квадрат» из учащихся _________________ классов
У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.
Ведущий . И команда «Круг» из учащихся ____________________классов
В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!
Ведущий . Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри
_________________________________________________________________________________________________________
Ведущий .
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
1 конкурс. Разминка команд.
А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости
Командам предлагаются карточки:
Каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения
48756394678831234567
654321987654314216217
456789123456716317461
673829145673491291231
827746757353709880283
637708957497455055335
289763782093824328427
637444666888313451789
321123123543543782382
978786826728676570198
2 конкурс. Конкурс шифровальщиков
Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.
82 + 56
198 - 136
136 + 289
146 – 67
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Д | О | Ю | В | Ч | М | К | Й | А |
(Ответ: Дюймовочка.)
«Дюйм» –
- дольная единица длины в системе английских мер: 1дюйм=1/12 фута = 0,0254м;
- русская дометрическая единица длины: 1дюйм=1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54см).
3 конкурс. Конкурс счётчиков.
По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3х3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.
4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое»
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.
Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.
Ведущий.
Построить башню так, чтобы
- Красный кубик был выше синего, а зелёный между ними. /К, С, З/
- Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного. /С, З, К/
- Синий кубик был в середине, а красный ниже зелёного. /З, С, К/
Положи кубики в ряд так, чтобы
- Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего. /К, С, З/
- Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. /С, З, К/
- Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. /К, З, С/
5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить?
(т.е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)
Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.
Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (сестрой)
Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)
Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? ( Пётр)
6 конкурс. Эстафета команд.
Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате. В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела.
-35,8 - 47,8=
100,8 : 12,6=
(-4,4-1,5) * (-1)=
3,14 * 2+0,72=
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?
Жюри объявляет результаты встречи. Награждение.
Подводим итог
Ведущий:
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все. ДО СВИДАНИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...