Проект "Моя семья"
методическая разработка (5 класс)
Материал может быть интересен педагогам коррекционной школы, работающим на дому с детьми с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Моя семья" 5 кл. коррекционная школа, обучающаяся с ТМНР | 254.06 КБ |
Предварительный просмотр:
казённое образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Фестиваль педагогических проектов
«Новая волна»
ТЕМА ПРОЕКТА
Выполнил: учитель обучения на дому
Васильева Н.М.
Леуши, 2022 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. | Ф.И.О. руководителя проекта должность, квалификация | Васильева Надежда Мансуровна учитель обучения на дому соответствие занимаемой должности |
2. | Предметный раздел | Окружающий социальный мир |
3. | Участники проекта | Обучающаяся 5«Б» класса, семья обучающейся |
4. | Тема проекта | «Моя семья» |
5. | Вид проекта | Практико-ориентированный проект |
6. | Продолжительность проекта | (декабрь- март 2021-2022 года) |
7. | Цель проекта | Обогащение коммуникативного опыта ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия с ближайшим окружением. |
8. | Задачи проекта | - Повышать уровень осведомлённости родителей о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком. - Формировать доступные ребёнку коммуникативные умения. - Учить ребёнка узнавать на фото своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.). игровую деятельность. -Формировать и развивать пассивный словарь по данной теме. -Воспитывать доброжелательное отношение ребёнка к близким людям. |
9. | Результат проекта (ожидаемый или реальный) | – обучающаяся получит опыт взаимодействия со всеми членами семьи в игровой деятельности, что будет способствовать развитию социально - коммуникативных навыков; – с помощью семейного фотоальбома ребёнок научится различать близких родственников на фотографиях; |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................... ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ | 2 4 6 6 7 9 10 |
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается работа по усвоению ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом, здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление.
Актуальность проекта. В условиях, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения знаниями, умениями и навыками.
Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с другими людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, понимание собственных возможностей. Дети с ТМНР, как правило, не игнорируют
контактов со взрослыми и детьми, но самостоятельно предъявить те или иные способы коммуникации не могут, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества окружающих людей с ребенком в ходе деятельности. Для данной категории детей характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе.
Развитие социально-коммуникативных навыков ребёнка с ТМНР имеет свои особенности и часто родители испытывают в этом вопросе затруднения. Задача педагога помочь им в выборе адекватных методов и приёмов взаимодействия с ребёнком, включение его в повседневную жизнь семьи, что, в свою очередь, будет способствовать развитию положительных сторон его личности. Важность вовлечения семьи в обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями обусловлена необходимостью соблюдения единства структуры и содержания обучения для повышения результативности в овладении ЗУН.
Адаптация ребёнка в семье является базовым условием для развития жизненно важных компетенций.
Данный проект направлен на развитие социально коммуникативных навыков обучающейся в процессе взаимодействия с ближайшим окружением и повышение уровня осведомленности родителей и других родственников о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком.
Цель проекта:
Обогащение коммуникативного опыта ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия с ближайшим окружением.
Задачи:
- Повышать уровень осведомлённости родителей о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком.
- Формировать доступные ребёнку коммуникативные умения.
- Учить ребёнка узнавать на фото своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.).
-Формировать и развивать пассивный словарь по данной теме.
-Воспитывать доброжелательное отношение ребёнка к близким людям.
Результат проекта:
– обучающаяся получит опыт взаимодействия со всеми членами семьи в игровой деятельности, что будет способствовать развитию социально - коммуникативных навыков;
– с помощью семейного фотоальбома ребёнок научится различать близких родственников на фотографиях;
Продукт проекта: фотоальбом семьи Мурашовых, фотоотчет о проведенных мероприятиях (презентация).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Этапы проекта и методы работы
Работа над проектом включает деятельность педагога, ребёнка и ближайших родственников. Цели и задачи обусловили этапы работы над проектом:
№ | Название этапа | Содержание |
1. | Подготовительный |
|
2. | Основной |
|
3. | Заключительный |
|
Методы работы:
- наглядные: работа с семейными фотографиями, памятка для родителей, куклы для кукольного театра, детские книги, детские костюмы, детские музыкальные инструменты;
- словесные: чтение сказок «Репка», «Курочка Ряба», стихов о маме, семье и папе, слушание песен;
- практические: рисование, пальчиковые игры, игра на детских музыкальных инструментах.
1.2. Содержание проекта
№ | Содержание деятельности | Участники | Дата проведения |
1. | Беседа с родителями обучающейся, обсуждение целей и содержания проекта. | Учитель, родители | 14.12.2021 г. |
2. | Составление плана реализации проекта, подготовка материалов; | Учитель | 15.12.2021г.-17.12.2021г. |
3. | Разработка и оформление памятки для родителей «Рекомендации родителям детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и ДЦП» (приложение 1). | Учитель | 18.12.2021г. |
4. | Совместная предметно-практическая деятельность «Играем на детских музыкальных инструментах вместе с мамой», устные рекомендации родителям (приложение 2). | Учитель, мама обучающейся, обучающаяся | 21.12.2021 г. |
5. | Разучивание пальчиковых игр со старшей сестрой Олей, обучение взаимодействию с обучающейся (приложение 2). | Учитель, старшая сестра обучающейся, обучающаяся | 22.12.2021 г.-25.12.2021 г. |
6. | Семейный досуг возле новогодней ёлки «Наш весёлый карнавал» (приложение 2). | Учитель, семья обучающейся, обучающаяся | 27.12.2021 г. |
7. | Изготовление семейного фотоальбома (приложение 3). | Учитель | 27.12.2021г.-30.12.2021 г. |
8. | Обучение сестры Милены взаимодействию с обучающейся в процессе рассматривания иллюстраций в детских книгах (приложение 2. | Учитель, сестра Милена, обучающаяся | 12.01.2022г. |
9. | Рассматривание семейного фотоальбома, закрепление знаний у обучающейся о членах семьи. | Учитель, обучающаяся | январь- март 2022 г. |
10. | Показ кукольного театра «Курочка ряба» с участием сестры Милены (приложение 2). | Учитель, обучающаяся, сестра обучающейся | 17.01 2022г. |
11. | Слушание песен о маме, бабушке и дедушке, семье. | Учитель, обучающаяся | январь- март 2022 г. |
12. | Чтение стихов о маме, папе и т.д. (приложение 4). | Учитель, обучающаяся | январь- март 2022г. |
13. | Изготовление поздравительной открытки «Нашей Армии салют!», вручение папе в День защитника Отечества (приложение 5). | Учитель, обучающаяся, папа обучающейся | 21.02.2022г. |
14. | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта, вручение маме (приложение 5). | Учитель, обучающаяся, мама обучающейся | 06.03.2022 г. |
15. | Подведение итогов реализации проекта | Учитель | 09.03.2022г.- 11.03.2022 г. |
В реализации проекта учитываются основные принципы образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы ребёнка в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность образования и соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Учитывалось эмоциональное благополучие ребёнка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения. В образовательном пространстве предоставлялись необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства предполагала возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребенка. Полифункциональность материалов предполагала: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, ширм, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.д. Вариативность среды предполагает: наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому так важно, когда процесс образования ведётся в творческом тандеме с родителями.
Главная задача педагога по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между школой и родителями.
В результате реализации проекта обогатился опыт ребёнка по взаимодействию с ближайшими родственниками, расширились знания о своей семье: о членах семьи, их именах, семейных традициях.
В ходе работы над проектом повысилась педагогическая культура родителей, укрепились доверительные и партнёрские отношения между родителями и педагогом.
Взаимодействие педагога и семьи стало строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка.
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, совместная деятельность ребенка и членов семьи, был получен положительный результат:
- Ребёнок узнает на фотографиях своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.), эмоционально на них реагирует;
- обучающаяся получила опыт взаимодействия со всеми членами семьи в специально организованной деятельности, что способствовало развитию коммуникативных навыков;
- в результате взаимодействия с семьей появился фотоальбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у ребёнка.
Каждый день альбом неоднократно просматривается, по просьбе ребёнок показывает на фото членов семьи. Стоит отметить, что этот альбом может пополняться новыми фото с другими членами семьи.
Активность родителей в создании альбома, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 368 с.
- Бондарь, Т. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. От индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. Бондарь, И. Захарова, И. Константинова, М. Посицельская, М. Яремчук. — М.: Теревинф, 2013. — 280 с.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб. : Лань, 2003. — 656 с.
- Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева; Ин-т социальной работы. — М., 1996. — 423 с.
- Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М.: Т. У. Сфера, 2004.
- Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ /С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова /Библиотека логопеда, 2017 – 58с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....