Проект "Моя семья"
методическая разработка (5 класс)

Васильева Надежда Мансуровна

Материал может быть интересен педагогам коррекционной школы, работающим на дому с детьми с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»

ТЕМА ПРОЕКТА

Выполнил: учитель обучения на дому

                    Васильева Н.М.

Леуши, 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

Васильева Надежда Мансуровна

учитель обучения на дому

соответствие занимаемой должности

2.

Предметный раздел

Окружающий социальный мир

3.

Участники проекта

Обучающаяся 5«Б» класса, семья обучающейся

4.

Тема проекта

«Моя семья»

5.

Вид проекта

Практико-ориентированный проект

6.

Продолжительность проекта

(декабрь- март 2021-2022 года)

7.

Цель проекта

Обогащение коммуникативного опыта ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия с ближайшим окружением.

8.

Задачи проекта        

- Повышать уровень осведомлённости родителей о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком.

- Формировать доступные ребёнку коммуникативные умения.

- Учить ребёнка узнавать на фото своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.). 

игровую деятельность.

-Формировать и развивать пассивный словарь по данной теме.

-Воспитывать доброжелательное отношение ребёнка к близким людям.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)

 – обучающаяся получит опыт взаимодействия со всеми членами семьи в игровой деятельности, что будет способствовать развитию социально - коммуникативных навыков;

 – с помощью семейного фотоальбома ребёнок научится различать близких родственников на фотографиях;

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА……………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......................

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………..........

  1. Этапы проекта и методы работы……………………………………………………….
  2. Содержание проекта…………………………………………………….........................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

2

4

6

6

7

9

10

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается работа   по усвоению ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

        С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом, здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление.

        Актуальность проекта. В условиях, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения знаниями, умениями и навыками.

        Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с другими людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, понимание собственных возможностей. Дети с ТМНР, как правило, не игнорируют

контактов со взрослыми и детьми, но самостоятельно предъявить те или иные способы коммуникации не могут, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества окружающих людей с ребенком в ходе деятельности. Для данной категории детей характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе.

        Развитие социально-коммуникативных навыков ребёнка с ТМНР имеет свои особенности и часто родители испытывают в этом вопросе затруднения. Задача педагога помочь им в выборе адекватных  методов и приёмов взаимодействия с ребёнком,  включение его в повседневную жизнь семьи, что, в свою очередь, будет способствовать развитию положительных сторон его личности. Важность вовлечения семьи в обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями обусловлена необходимостью соблюдения единства структуры и содержания обучения для повышения результативности в овладении ЗУН.

        Адаптация ребёнка в семье является базовым условием для развития жизненно важных компетенций.

        Данный проект направлен на развитие социально коммуникативных навыков обучающейся в процессе взаимодействия с ближайшим окружением и повышение уровня осведомленности родителей и других родственников о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком.

Цель проекта:

Обогащение коммуникативного опыта ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия с ближайшим окружением.

Задачи: 

- Повышать уровень осведомлённости родителей о методах и приёмах, используемых педагогом в работе с ребёнком.

- Формировать доступные ребёнку коммуникативные умения.

- Учить ребёнка узнавать на фото своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.). 

-Формировать и развивать пассивный словарь по данной теме.

-Воспитывать доброжелательное отношение ребёнка к близким людям.

Результат проекта:

– обучающаяся получит опыт взаимодействия со всеми членами семьи в игровой деятельности, что будет способствовать развитию социально - коммуникативных навыков;

– с помощью семейного фотоальбома ребёнок научится различать близких родственников на фотографиях;

Продукт проекта: фотоальбом семьи Мурашовых, фотоотчет о проведенных мероприятиях (презентация).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Этапы проекта и методы работы

Работа над проектом включает деятельность педагога, ребёнка и ближайших родственников. Цели и задачи обусловили этапы работы над проектом:

Название этапа

Содержание

1.

Подготовительный

  • определение цели и задач;
  • изучение литературы;
  •  обновление содержания предметно-развивающей среды; 
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, литературных произведений, мультфильмов, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  •  составление конспектов, картотек игр, пособий;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.

Основной

  • внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний о семье, взаимодействию между членами семьи;
  • создание поздравительных открыток к 8 Марта и Дню Защитника Отечества;
  •  разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
  • создание альбома «Моя семья».

3.

Заключительный

  • обработка результатов по реализации проекта;
  • презентация проекта «Моя семья».

Методы работы:

- наглядные: работа с семейными фотографиями, памятка для родителей, куклы для кукольного театра, детские книги, детские костюмы, детские музыкальные инструменты;

- словесные: чтение сказок «Репка»«Курочка Ряба», стихов о маме, семье и папе, слушание песен;

- практические: рисование, пальчиковые игры, игра на детских музыкальных инструментах.

1.2. Содержание проекта

Содержание деятельности

Участники

 Дата проведения

1.

Беседа с родителями обучающейся, обсуждение целей и содержания проекта.

Учитель, родители

14.12.2021 г.

2.

Составление плана реализации проекта, подготовка материалов;

Учитель

15.12.2021г.-17.12.2021г.

3.

Разработка и оформление памятки для родителей «Рекомендации родителям детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и ДЦП» (приложение 1).

Учитель

18.12.2021г.

4.

Совместная предметно-практическая деятельность «Играем на детских музыкальных инструментах вместе с мамой», устные рекомендации родителям (приложение 2).

Учитель, мама обучающейся, обучающаяся

21.12.2021 г.

5.

Разучивание пальчиковых игр со старшей сестрой Олей, обучение взаимодействию с обучающейся (приложение 2).

Учитель, старшая сестра обучающейся, обучающаяся

22.12.2021 г.-25.12.2021 г.

6.

Семейный досуг возле новогодней ёлки «Наш весёлый карнавал» (приложение 2).

Учитель, семья обучающейся, обучающаяся

27.12.2021 г.

7.

Изготовление семейного фотоальбома (приложение 3).

Учитель

27.12.2021г.-30.12.2021 г.

8.

Обучение сестры Милены взаимодействию с обучающейся в процессе рассматривания иллюстраций в детских книгах (приложение 2.

Учитель, сестра Милена, обучающаяся

12.01.2022г.

9.

Рассматривание семейного фотоальбома, закрепление знаний у обучающейся о членах семьи.

Учитель, обучающаяся

январь- март 2022 г.

10.

Показ кукольного театра «Курочка ряба» с участием сестры Милены (приложение 2).

Учитель, обучающаяся, сестра обучающейся

17.01 2022г.

11.

Слушание песен о маме, бабушке и дедушке, семье.

Учитель, обучающаяся

январь- март 2022 г.

12.

Чтение стихов о маме, папе и т.д. (приложение 4).

Учитель, обучающаяся

январь- март 2022г.

13.

Изготовление поздравительной открытки «Нашей Армии салют!», вручение папе в День защитника Отечества (приложение 5).

Учитель, обучающаяся, папа обучающейся

21.02.2022г.

14.

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта, вручение маме (приложение 5).

Учитель, обучающаяся, мама обучающейся

06.03.2022 г.

15.

Подведение итогов реализации проекта

Учитель

09.03.2022г.- 11.03.2022 г.

В реализации проекта учитываются основные принципы образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы ребёнка в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  •  возрастная адекватность образования и соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Учитывалось эмоциональное благополучие ребёнка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения. В образовательном пространстве предоставлялись необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства предполагала возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребенка. Полифункциональность материалов предполагала: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, ширм, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.д. Вариативность среды предполагает: наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому так важно, когда процесс образования ведётся в творческом тандеме с родителями.

Главная задача педагога по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между школой и родителями.

В результате реализации проекта обогатился опыт ребёнка по взаимодействию с ближайшими родственниками, расширились знания  о своей семье: о членах семьи, их именах,  семейных традициях.

В ходе работы над проектом повысилась педагогическая культура родителей, укрепились доверительные и партнёрские отношения между родителями и педагогом. 

Взаимодействие педагога и семьи стало строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка.

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, совместная деятельность ребенка и членов семьи, был получен положительный результат:

  • Ребёнок узнает на фотографиях своих близких родственников (маму, папу, брата, сестру и др.), эмоционально на них реагирует;
  • обучающаяся получила опыт взаимодействия со всеми членами семьи в специально организованной деятельности, что способствовало развитию коммуникативных навыков;
  • в результате взаимодействия с семьей появился фотоальбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у ребёнка.

Каждый день альбом неоднократно просматривается, по просьбе ребёнок показывает на фото членов семьи. Стоит отметить, что этот альбом может пополняться новыми фото с другими членами семьи.

Активность родителей в создании альбома, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 368 с.
  2. Бондарь, Т. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. От индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. Бондарь, И. Захарова, И. Константинова, М. Посицельская, М. Яремчук. — М.: Теревинф, 2013. — 280 с.
  3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб. : Лань, 2003. — 656 с.
  4. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева; Ин-т социальной работы. — М., 1996. — 423 с.
  5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М.: Т. У. Сфера, 2004.
  6. Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ /С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова /Библиотека логопеда, 2017 – 58с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....