Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков химии"
план-конспект
Задачи. В занимательной форме обобщить и закрепить знания учащихся по вопросам неорганической и органической химии, расширить химический кругозор и уровень химической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_himii.docx | 318.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Турнир знатоков химии
Задачи. В занимательной форме обобщить и закрепить знания учащихся по вопросам неорганической и органической химии, расширить химический кругозор и уровень химической культуры школьников.
Ход урока.
Девиз урока; «Делу -время , потехе –час»
- Подготовительный этап.
Подготовить две команды в которые войдут учащиеся 9-11 классов
Выбрать жюри, которое будет оценивать ответы и выбирать лучшую команду.
Выступление учителя.
Проведение игры.
первый конкурс «Угадай элемент»
Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)
2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)
3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)
4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)
5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)
6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)
7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)
8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)
(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)
Второй конкур Загадки
1. Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это … (Углерод)
2. Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ … (Неон)
3. Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (Хлор)
4. Хранят обычно в керосине,
И бегает по воде.
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях его открыть возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его … (Натрий)
5. Он в белом песке и кварце.
В составе стекла и сплавов,
И если в резину войдет,
Стойкость к жаре и
Морозу ей придает. (Кремний)
6. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем.
Но как кумир , он свержен нами
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все, то ценно , что блестит. (Золото)
7. Угадать меня легко,
Из двух животных я составлен,
А в целом – сильный яд,
Зовут меня… (Мышьяк)
8. Его названье светоносный,
Он ядовитый и горюч.
Есть аллотроп его известный
Безвредный красный как сургуч.
Он очень нужен всем растениям,
В природных минералах есть.
Относят соли к удобреньям,
Числа которых и не счесть. (Фосфор)
9. Она сильный окислитель,
Иногда восстановитель.
Светло- желтый порошок,
Очень плохо проводит ток.
Тверда и кристаллична.
Желта и энергична,
На воздухе устойчива,
К воде безразлична (Сера)
10. К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность — моя стихия
И в купоросе брат я сводный. (Медь)
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
(Кислоты)
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
(Неон)
Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
(Натрий)
Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой,
А слог мой первый – божество,
Река – мой слог второй.
(Родон)
Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.
(Ксенон)
3) Конкурс «Необычные жильцы таблицы Менделеева»
1. Какой галоген защищает от кариеса, придаёт твёрдость и белизну зубной эмали?
А) Бром
Б) Фтор
В) Хлор
Г) Йод
Ответ: Б. фтор
Фтор является токсичным для бактерии. Бактерии, как и все живые формы, тоже питаются, и в качестве пищи используют сахар (глюкозу, сахарозу, фруктозу, лактозу или пищевые крахмалы) и отходы жизнедеятельности бактерий которые способны растворить эмаль
зуба и есть те самые кислоты, которые вызывают деминерализацию зуба или кариес. Фтор отравляет бактерию, снижая ее способность перерабатывать сахар.
2. Каким образом слово “пломба” может быть связано с химией?
А) Золото
Б) Платина
В) Свинец
Г) Медь
Ответ: В.свинец
Когда-то образующиеся полости в разрушающихся зубах стоматологи заполняли свинцом. Поскольку свинец по-латыни “плюмбум”, то заполненную полость стали называть пломбой. Для опечатывания контейнеров при перевозке долгое время применяли пломбы, изготовленные из свинца. В настоящее время для этой цели применяют в основном полимерные материалы, слово “пломба” так же, как и в стоматологии, существует вне связи со словом “свинец”.
3. Антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, ядов и продлевает жизнь человека?
А) Магний
Б) Селен
В) Натрий
Г) Калий
Ответ:Б. селен
Функции селена в организме человека можно назвать одним словом: защита. Селен - мощный (возможно, лучший) антиоксидант. Селен защищает нас от рака, болезней сердца, токсического воздействия радиации, тяжёлых металлов и большинства других ядов. Доказано, что достаточное количество селена (200 и более мкг) снижает риск возникновения многих видов рака на 60-70% и более. Также происходит снижение уровня сахара в крови, а давление снижается в 30-40% случаев. Селен также сильный стимулятор иммунитета (крайне важно для долголетия). Способствует образованию антител, препятствует возникновению инфекционных заболеваний; помогает улучшить мыслительные способности, борется с депрессиями с усталостью.
4. Какое животное причастно к открытию йода?
А) Собака
Б) Кролик
В) Кошка
Г) Хомяк
Ответ: В. Кошка
В 1811 году французский химик-технолог и фармацевт Бернар Куртуа открыл иод. У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около лабораторного стола. В одной бутылке Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей (содержащей иодид натрия) в этаноле, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших черно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом. Это и был новый химический элемент иод.
5. Как-то Дмитрию Ивановичу Менделееву подарили весы, одна чашка которых была из золота. Из какого металла была другая чашка?
А) Железо
Б) Платина
В) Серебро
Г) Алюминий
Ответ: Г. Алюминий.
Однако, как это ни удивительно, до конца ХIХ века он ценился наравне с золотом и серебром. Причина этого кроется в том, что на тот момент не существовало технологии, позволяющей получать данный металл в промышленных масштабах. Только в 1855 году химическим способом был получен восьмикилограммовый слиток.
6. Какой металл называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»?
А) Железо
Б) Платина
В) Серебро
Г) Алюминий
Ответ: Б. Платина.
НАЗВАНИЕ - от испанского "plata" — серебро, т.е. название "платина" можно перевести как "серебришко" или "себрецо". «Белое золото», «гнилое золото», «лягушачье золото» - под этими названиями платина фигурирует в литературе XVIII в.
Пока жюри подводит итоги
Вопросы для игры со зрителями
1. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)
2. Чем пахнет после грозы? (Озон)
3. Незаменимый компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит ..... (Железо)
4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)
5. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)
6. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)
7. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)
8. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)
9. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)
10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)
11. Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)
12. Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)
13. Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)
14. Каустическая сода – это... (гидроксид натрия)
15. Речной песок, кремнезем, кварц – это ... (Оксид кремния (IV))
16. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)
17. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)
18. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)
19. Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)
20. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы для конкурса «Знаток химии»( неделя химии)
Вопросы для конкурса «Знаток химии»...
Внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии».
Данное мероприятие можно провести как среди школьников одной возрастной категории, так и среди любителей науки химии. Это мероприятие решает следующие задачи которые говорят сами за себя. Образо...
Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков химии"
Игра для учащихся 8 класса...
внеклассное мероприятие "Турнир знатоков химии"
Данную разработку можно использовать при проведении декад, внеклассных уроков по химии с обучающимися 9-11 классов...
Внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии.»
Закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся п...
Внеклассное мероприятие на тему: «Знатоки химии» 8 класс
Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе«Знатоки химии»...
Внеклассное мероприятие по химии "Лучшие знатоки Химляндии"
Здесь представлены: конспект мерорприяти, сопрорсодительная презентация, критерии оценивания и много другое...