внеклассное мероприятие "Турнир знатоков химии"
учебно-методический материал по химии на тему

Бурдуковская Любовь Александровна

Данную разработку можно использовать при проведении декад, внеклассных уроков по химии с обучающимися 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Турнир знатоков химии56 КБ

Предварительный просмотр:

«Турнир знатоков  химии»

Цели:

Образовательные: расширение и углубление знаний обучащихся по  химии;

Воспитательные: формирование интереса к предмету; умение работать в коллективе;

Развивающие: расширение общего кругозора; развитие самостоятельности; развитие творческого и логического мышления.

Оборудование и реактивы: 

Два цилиндра,  стаканы, стеклянные палочки, фарфоровая чашка, спиртовка, 25% раствор аммиака, соляная кислота (конц.), перманганат калия, серная кислота (конц.), хлорид кальция (крист.), хлорид марганца (II) (крист.), хлорид кобальта (II) (крист.), хлорид никеля (II) (крист.), силикат натрия (раствор), сахарная пудра, вода.

Предварительная подготовка. Ученики разбиваются на две команды, садятся за составленные столы кругом, на столах листочки, ручки. Необходимо заранее продумать и состав жюри.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались с вами, чтобы проверить свои знания и умения, которые вы получили, изучая химию. Добро пожаловать на турнир знатоков химии! Ваши ответы будут оценивать «хранители знаний». За каждый правильный ответ команда получает один балл. Итак, начинаем!

Ученик:

О! Физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть станет  математика плечами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остёр

И знанье человеческое шире.

Учитель: Всё сплошные «что» да «если»,

                 «почему», «откуда», «как»,

                 А на них ответы есть ли?

                 Вас проверю я -  вот так!

Итак, начинаем игру. Учащиеся разделились на две команды и назвали их. Команда «___________» и команда «_______________»

Оценивать ваши ответы будут «Хранители знаний» - компетентное жюри в составе_________________________________________________

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Первый тур называется «Разминка»

(Командам по  очереди загадывают загадки)

  1. Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились.  (весы)

2.  Его придумал Макентош
Когда ходил он в нем под дождь.
Надевал он всем в пример
Натуральный полимер.  
(каучук)

  1. Мы часто её за столом  встречаем,

Названье её мы сейчас угадаем,

Рассыпать её, говорят к несчастью,

К обеду иметь, наверное, счастье. (соль)

  1. Я мягкий, ковкий, легкий сверкаю в упаковке,

Обернуты конфеты блестящею фольгой,

Для плиток шоколада меня немало надо.

А раньше был я очень дорогой.  (алюминий)

Историческая справка: в 1855 году  на всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений,  который ценился дороже золота.

         5.  Такова моя природа:

         Известняк, песок и сода,

         Много требуют огня,

         Чтобы выплавить меня

         Я прозрачно и светло

         И зовут меня … (стекло)

         6. Он с морской капустой дружит.
       И лекарством людям служит.
       Знает млад и знает стар народ –
       Коль ушиб, то нужен…
 (йод)

Учитель: Теперь мы переходим с вами во второй тур, который называется «Вопросы  для смекалистых из черного ящика». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопрос команде 1

  1. Однажды Бертолле растирал кристаллы хлората калия KClO3 в ступке, в которой осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле впервые осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве ……Чего? (Щведских спичек).

Вопрос команде 2

  1. По приказу Наполеона, для солдат долго находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучше не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается в нашей стране? (Тройной одеколон)

Вопрос команде 1

  1. Это средство было изобретено как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков, цветов и ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало чуть ли не самым главным мусором планеты. Что это? (Целлофан)

Вопрос команде 2

  1. Не так давно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение этого дома потребовалось более полумиллиона единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё? (Банки из-под пива и безалкогольных напитков)

Учитель: И теперь благополучно перебираемся в третий тур, который называется «Крылатые выражения»

Вашему вниманию будет предложено несколько крылатых выражений, в которых некоторые слова заменены противоположными по смыслу словами (слова-антонимы). Вот пословицы и поговорки, которые  необходимо расшифровать и записать на листочке. Каждое правильное выражение оценивается в 1 балл.

Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл)

Не та грязь, что тусклая. (Не все золото, что блестит)

Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)

Разговор серебро – крик золото. (Слово серебро – молчание золото)

Пролежал холод, сушь и медные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)

Под стоячий камень лед течет. (Под лежачий камень вода не течет)

Учитель: А теперь пока наши «хранители знаний» подводят итоги за 3 тура нашей игры, я предлагаю вам отдохнуть. Предлагаю вашему вниманию занимательные опыты по химии.

(Жюри подводит итоги, учитель выполняет опыты, которые необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении или в вытяжном шкафу).

«Дым без огня»

 Возьмите два цилиндра. В один из них налейте несколько капель 25 % раствора аммиака, а в другой - несколько капель концентрированной соляной кислоты (будьте осторожны!). Поднесите цилиндры друг к другу. Произойдет выделение белого дыма. Это образуется хлорид аммония.

«Волшебная палочка»
       Для опыта в фарфоровую чашку помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки, фитиль воспламеняется.

«Химические водоросли»
       В стакан наливают раствор силиката натрия и на дно бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца(II),кобальта(II),никеля(II). Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.

     

  «Чертов палец»

       В химический стакан ёмкостью 150 мл насыпьте 40 гр сахарной пудры и слегка смочите его 3-4 мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25 мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "вырастать" чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегидратацией сахара серной кислотой.

    Учитель: А теперь плавно  переходим к четвертому туру нашей игры. Это блиц - опрос «Все о воде».  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.    (по очереди задавать вопросы командам, ответы дают сразу, не обдумывая)

1. При какой температуре замерзает чистая вода? (00)

2. При какой температуре закипает чистая вода? (1000)

3. Реагирует ли вода с натрием? (да)

   4. Реагирует ли вода с медью? (нет)

   5. Из каких атомов состоит молекула воды? (один атом кислорода и два атома водорода)

   6. Какая вода тяжелее: пресная или солёная? (соленая)

   7. Содержит или нет морская вода золото? (да)

   8. Сколько дней человек может прожить без воды: 3 дня или 7 дней? (7дней)

   9. Какая часть поверхности покрыта водой?  (3/4)

  10. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды: в Антарктиде или в Евразии? (в Антарктиде)

  11. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевленная вода». А какова массовая доля воды в организме человека? (75%)

  12. В кактусах вода полностью обновляется за 28 лет, в организме черепахи – за один год, верблюда – за 3 месяца. А в организме человека: за 1 месяц или полгода? (1 месяц)

 13. Как древние греки звали бога морей? (Посейдон)

 14. По легенде, какая из героинь: Венера или Афродита родилась из морской пены? (Афродита)

Учитель: А теперь, закончив червертый тур на исторической нотке, мы переходим к пятому туру нашей игры, который также связан с историей и называется  «Знатоки истории».

 Вашему вниманию будут поочерёдно предоставляться подсказки, по которым вы должны будете угадать, о каком великом учёном идёт речь. С каждой подсказкой число баллов уменьшается на 1 (максимально 5 баллов)

Вопрос  команде 1

Подсказка 1

1. А.С.Пушкин сказал о нём: «наш первый университет»

Подсказка 2

2. Этому ученому принадлежит крылатое выражение: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»

Подсказка 3

3. Он работает не только в области химии, но и физики, астрономии, географии, истории, языкознания. Он был первооткрывателем техники изготовления окрашенных стекол для мозаичных картин. Да и сам создал их не мало – более 40 штук.

Подсказка 4

4. Родился он 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии в семье крестьянина – помора (рыбака)

Подсказка 5

5. В возрасте 19,5 лет он уходит с обозом в Москву и поступает  учиться в 1 класс. (Михайло Ломоносов)

Вопрос команде 2

Подсказка 1

1. Его научная деятельность обширна и многогранна: химия, физика, воздухоплавание, метеорология, экономика. За всю свою деятельность он опубликовал более 500 работ по данным дисциплинам.

Подсказка 2

2. В 1875 году он изобрёл стратостат.

Подсказка 3

3. В свободное время он занимался любимым делом – клеил чемоданы.

Подсказка 4

4. Родился этот ученый 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии.

Подсказка 5

5. В 1869 году он открыл закон,  на основе которого составил знаменитую таблицу химических элементов.  (Дмитрий  Иванович Менделеев)

Учитель: Подходит к концу наша игра и мы переходим к последнему шестому туру, который называется «Кто больше?»

У вас на столе лежит листочек. На котором написано слово «углеводород». Необходимо как можно больше составить слов, используя буквы этого слова, Имена существительные, в единственном числе.

УГЛЕВОДОРОД  (имя существительное, в единственном числе)

Водород, двор, угол, ведро, дело, луг, вор, лев, город, гол, рог, долг, гул, друг, лед, род, и др.

Подведение итогов, награждение победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Турнир знатоков естественных наук"

Внеклассное интегрированное мероприятие включаетв в себя метериал по географии, биологии, химии. Проводится в форме игры....

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков по информатики"

Цель мероприятия: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике;повторение и закрепление основного программного мате...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков английского языка"

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков английского языка"...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков английского языка"

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков английского языка"...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков химии"

Задачи. В занимательной форме обобщить и закрепить знания учащихся по вопросам неорганической и органической химии,  расширить химический кругозор  и уровень химической культуры школьников....