Краткосрочный курс "Читательская грамотность"
методическая разработка (5 класс)

Мелехина Татьяна Серафимовна

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5, 7 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksk_chitat.gramotn.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»                                                                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

Решением ШМО учителей МБОУ                                                                                                                 Директор МБОУ «СУВУ№14 «Подросток»

«СУВУ №14 «Подросток»                                                                                                                                                 г. Чусовой, Пермский край

Протокол №1 от «____»_____ 2021                                                                                                                                      _________В.М. Максимова

                                                                                                                                                                                                   от «___» _________ 2021 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в рамках воспитательного блока

Краткосрочный курс «Читательская грамотность»

(Основы смыслового чтения и работы с текстом)

Классы: 5, 7

Преподаватель: Мелехина Татьяна Серафимовна

Нагрузка: 12 часов

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5, 7 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
  • углубления базовых знаний по теории текста;
  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 9 часов в течение учебного года (в каждом классе). Время проведения занятия – 25 мин.

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемые мероприятия:

  1.  Тематический конкурс чтецов «Зимние страницы».
  2.  Проект «Читательская революция» (в течение учебного года).
  3.  Игра «Аукцион вопросов и ответов» (апрель)

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
  • находить основные текстовые и в нетекстовые компоненты (в не сплошных текстах);
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах);
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Дата проведения занятия

Характеристика деятельности учащихся

По плану

фактическая

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио

Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах

Освоение стратегий смыслового чтения.

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа).

1

Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста

Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

Наши друзья и помощники (Словари и справочники).

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

Знакомство с словарями.

Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

Как читать не сплошной текст?

Шифровка и дешифровка текста.

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Погружение в текст.

Воображение и прогнозирование.

1

Поиск и обработка информации в не сплошных текстах

Поиск и нахождение информации в не сплошных текстах

Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи

Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения

Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи

Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи

Изучение приёмов прогнозирования

Прогнозирование содержания.

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1

Составление вопросов к тексту.

Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

Участие в командной игре.

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Что помогает понять текст? (План текста)

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации

Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание  и фиксирование сжатой информации в форме плана

Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание  и фиксирование сжатой информации в форме плана

Шифровка и дешифровка текста.

Когда текст прочитан.

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

Обработка и перекодирование информации

Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

Работа с тестом

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

Создание памятки

Итого:

12

Содержание программы

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).

Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блицтурнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.

Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

  • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
  • прочитайте аннотацию;
  • обратите внимание на условные обозначения;
  • выделите заголовки и рубрики;
  • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
  • просмотрите первую и последнюю страницы.
  • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с цельюболее подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

  • прочитайте, кто автор текста;
  • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
  • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
  • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать?Чего жду от этой главы, параграфа?
  • найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)

Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели, осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:

  1. заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
  2. заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
  3. самостоятельное чтение текста и выявление информации,
  4. совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
  5. заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
  6. добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.

Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

  • Географические последствия землетрясений (отражает тему);
  • Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
  • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
  • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
  • Золотые пески Египта (рекламная функция);
  • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
  • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

  • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
  • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
  • подбор заглавий,
  • характеризующих тему;
  • характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
  • указывающих на событие, время, действующее лицо;
  • заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
  • выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
  • анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).

В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:

  • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
  • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
  • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
  • Что вам уже известно по этой теме?
  • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

  • Аукцион «Кто больше?»
  • Игра «Правда ли, что .?.»
  • Реши задачу
  • В поисках слова
  • Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Зимние страницы» (возможны другие варианты тем)

        Объектами проверки являются умения

  • отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
  • понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
  • отражать это понимание в выразительном чтении.

Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Интеллектуальный марафон: решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

  • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
  • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
  • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометриз слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
  • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).

Игры:

  • «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам).
  • «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
  • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
  • «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).

Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.

Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

  • Разминкана развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.);
  • Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
  • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации

В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
  • определите границы известной/неизвестной информации;
  • выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
  • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).

Оформление результатов в портфолио.

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.

Тема 14. Как читать не сплошной текст? (Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)

Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Не сплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Турнир догадливых:

  • «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в не сплошных текстах)

Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:

  • определите вид текста;
  • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
  • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
  • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
  • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
  • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
  • определите основное содержание;

вопросы при изучающем чтении

  • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
  • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
  • найдите неявную информацию.

Дополнительные вопросы

  • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
  • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
  • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
  • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
  • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными

Оформление результатов в портфолио.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Исследовательская задача:

  1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
  2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
  3. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

  • Каким типом речи является данный текст? Докажите.
  • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
  • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
  • Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
  • Объясните деление текста на абзацы?
  • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
  • Определите средства связи между … и …предложениями.
  • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?

Тема 17. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. (Дидактический материал: к занятию 18.)

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:

  • «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
  • «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
  • «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
  • «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
  • «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».

Тема 18. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Дополнительные задания к практикуму:

  • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
  • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
  • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»

Тема 19. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.

Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.

Тема 20. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Интеллектуальная разминка

  • «Угадай слово»
  • «Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 21. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли

Тема 22. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Тема 23. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.

Тема 24. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.

Тема 25. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

Тема 26. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Тема 27. Что помогает понять текст? (План текста). Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
  • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
  • выясните значение незнакомых слов, терминов;
  • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
  • запишите главную мысль абзаца кратко;
  • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Тема 28. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).

Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.  

Тема 29. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:

  • определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
  • коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
  • реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
  • предъявление результатов деятельности и рефлексия.

Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 30. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.

Тема 31. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

  • Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
  • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
  • Что нового и полезного вы узнали из текста?
  • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
  • Возможны ли другие пути решения вопроса?
  • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.

Тема 32. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

Тема 33. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Литература для учащихся

  1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
  8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
  9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
  3. Библиотека http://lib.ru
  4. Википедия https://ru.wikipedia.org
  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект на занятиях по страноведению

Данная статья посвящена использованию краткосрочного проекта по  страноведению на базе выездного языкового семинара для осуществления информационной, познавательной и практической деятельности уч...

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»

Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

Понятие и виды функциональной грамотности; понятие «математической грамотности», основные подходы к оценке математической грамотности

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально ...