«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире познакомится с жизнью и творчеством Достоевского. Страницу с веб-квестом можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/user/59266/page/veb-kvest-chto-rasskazal-nam-o-peterburge-fmdostoevskii

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_urok_1.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?»

(Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание»)

Цель: знакомство с уникальным художественным миром романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», создание веб-страниц, посвященных жизни и творчеству Ф.М.Достоевского, а также героям и образу Петербурга в романе.

Задачи:

  1. совершенствовать  навыки анализа художественного текста на примере романа Ф.М.Достоевского,
  2. использовать информационное поле сети Интернет для изучения художественных произведений,
  3. примененять текстовой редактора для редактирования и форматирования текстов электронной библиотеки (на примере текста романа),
  4. работать с сайтом учителя.

Этапы деятельности обучающихся

I этап.

Обучающиеся выходят на сайт учителя. Знакомятся с условиями работы, читают вступительное слово преподавателя, заполняют анкету участников, Выбирают роли, внимательно изучают задания свое группы, распределяют поручения.

II этап.

Обучающиеся выполняют задания, заполняют отчет своей группы, готовятся к защите своей работы на уроке.  

III этап.

Создание веб-страниц, посвященных отдельным темам, видео-роликов, презентаций, электронной газеты.

IV этап.

Защита исследований.

I этап. Знакомство со стартовой (Title) страницей веб-квеста

II этап. Переход на вступительную (Introduction) страницу

Вступительное слово учителя.

        Дорогие ребята! Мы начинаем знакомство с великим романом Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Действие в нем происходит в Санкт-Петербурге. Этот город всегда владел умами русских писателей, но особенную роль он сыграл в творчестве Ф.М. Достоевского. Наш веб-квест поможет вам, разобраться в том, как и какой образ города создал писатель в романе, чем он отличается от описаний других писателей. Выполняя различные роли, отвечая на вопросы, занимаясь поиском информации, вы поймете, почему нужно внимательно относиться к художественному слову писателя, что писатель хотел выразить с помощью художественных деталей.

Таким образом, ключевой проблемный вопрос веб-квеста: 

«Какой образ города Петербурга предстает перед читателями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

III этап. Переход к странице общих задач (Tasks).

Задача №1.

Выберите для себя одну из ролей, которая кажется вам наиболее интересной, и по этим ролям  объединитесь в группы.

  1. Экскурсоводы
  2. Историки
  3. Литературоведы
  4. Лингвисты
  5. Психоаналитики

Заполните следующую анкету.

ФИ участника

Роль в проекте

Адрес электронной почты

Что нового хотел бы узнать во время участия в проекте

IV этап. Переход к процессу работы (Process)

Задача №2

Внимательно изучите задания своей группы. Распределите задания и приступайте к их выполнению.

Задания для группы «Экскурсоводы»

Вы выбрали роль экскурсоводов по Петербургу. Ваша задача – изучить новый материал на многочисленных сайтах в Интернете, который поможет выполнить следующие задания.

  1. Какие годы своей жизни прожил Федор Михайлович Достоевский в Петербурге?
  2. По каким адресам проживал писатель в Петербурге? В каких домах сейчас находятся мемориальные музеи писателя?
  3. Какой дом в Петербурге сейчас называется домом Раскольникова и почему?
  4. В каких еще произведениях Ф.М.Достоевского кроме романа «Преступление и наказание» действие происходит в Петербурге?
  5. Разработайте маршрут небольшой экскурсии по местам Ф.М.Достоевского в Петербурге.

Адреса сайтов о жизни Ф.М.Достоевского в Интернете, на которых размещена информация:

http://dostoevsky.df.ru/biografia-1.html

http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/325

http://audioguide.spb.ru/

http://www.otelrent.ru/articles/dostoprimechatelnosti-spb/musei-dostoevskogo/

Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте

Задание

Отчет

Какие годы своей жизни прожил Федор Михайлович Достоевский в Петербурге?

По каким адресам проживал писатель в Петербурге? В каких домах сейчас находятся мемориальные музеи писателя?

Какой дом в Петербурге сейчас называется домом Раскольникова и почему?

В каких еще произведениях Ф.М.Достоевского кроме романа «Преступление и наказание» действие происходит в Петербурге?

Разработайте маршрут небольшой экскурсии по местам Ф.М.Достоевского в Петербурге.

Разработанную экскурсию по памятным местам Ф.М.Достоевского в Петербурге обучающиеся проводят на заключительном уроке с помощью презентации или созданного видеоролика

Задания для группы «Историки»

Вы выбрали роль историков Санкт-Петербурга. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете, и исследовать, какие писатели до Достоевского обращались к теме этого города. Как эти образы отличались от трактовки Достоевского. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания.

  1. Прочитайте оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, посвященные Санкт-Петербургу. Выберите цитаты, посвященные этому городу,  как поэты-классицисты писали о городе?
  2. Обратитесь к тексту поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Выберите цитаты, посвященные Санкт-Петербургу.  Как Пушкин описывает строительство великого города?
  3. Выберите из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» цитаты, посвященные Санкт-Петербургуу. Как Гоголь отзывается о городе?
  4. Подготовьте сообщение «Петербург глазами русских писателей до Ф.М.Достоевского»

Адреса сайтов о Петербурге и творчестве русских писателей в Интернете:

http://www.refz.ru/referat_sankt_peterburg_v_tvorchestve_russkih_pisatelei.m.htm

http://www.bibliofond.ru/

http://www.litra.ru/

http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)

Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте.

Задание

Цитаты

М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин о Петербурге

Н.В.Гоголь о Санкт-Петербурге

А.С.Пушкин о Санкт-Петербурге

Сообщение «Петербург глазами русских писателей до Ф.М.Достоевского» можно оформить на заключительном уроке в виде электронной газеты на сайте веб-квеста.

Задания для группы «Литературоведы»

Вы выбрали роль литературоведов. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете, перечитать первые главы романа «Преступление и наказание», к которому вы обратитесь в Электронной библиотеке Александра Владимирова, и выполнить следующие задания.

  1. Найдите описание улиц, домов, дворов Санкт-Петербурга, где происходит действие в романе «Преступление и наказание». Имеют ли оно что-нибудь общее с официальным описанием знаменитых проспектов и площадей города?

  1. Найдите в первых главах перечисление того, кто населяет Петербург на страницах романа? Назовите их профессии и социальное положение.

  1. Перечислите, комнат каких героев мы видим в романе. Выпишите самые яркие определения и сравнения из этих описаний.

  1. Подготовьте сообщение  «Жизнь семьи Мармеладовых»

Адреса сайтов о Петербурге в творчестве Ф.М.Достоевского в Интернете:

http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/42

http://www.litra.ru/

http://referatbooks.ru/

http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)

Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте.

Задание

Отчет

Процитируйте описание улиц, где происходит действие

дома

дворы

Кто населяет Петербург на страницах романа? Назовите их профессии

Перечислите, описание, чьих комнат мы видим в романе.

Эпитеты

Сравнения

Сообщение «Жизнь семьи Мармеладовых» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.

Задания для группы «Лингвисты»

Вы выбрали роль лингвистов. Используя материал Интернета, который вы найдете на многочисленных сайтах, внимательно перечитав первые главы романа «Преступление и наказание» в Электронной библиотеке, найдите те выразительные средства, которые использует Ф.М.Достоевский для создания образа Петербурга, какие тропы помогают раскрыть внутреннее состояние героя. Для этого необходимо выполнить следующие задания.

  1. Выпишите эпитеты, обозначающие запахи, царящие в квартирах, кабаках, на улицах Санкт-Петербурга, где бывает Родион Раскольников. Охарактеризуйте этот художественный прием.
  2. Выпишите эпитеты, обозначающие цвета, царящие в интерьерах романа. Охарактеризуйте этот художественный прием.
  3. Выпишите сравнения, используемые Ф.М.Достоевским при описании комнат Раскольникова, Сони, Мармеладовых и старухи. Охарактеризуйте этот художественный прием.
  4. Подготовьте сообщение «Роль художественной детали в тексте романа «Преступление и наказание»?

Адреса сайтов о Петербурге в творчестве Ф.М.Достоевского в Интернете:

http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/42

http://www.litra.ru/

http://referatbooks.ru/

http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)

Задание

Отчет

Выпишите эпитеты, обозначающие запахи, царящие в квартирах, кабаках, на улицах Санкт-Петербурга, где бывает Родион Раскольников. Охарактеризуйте этот художественный прием.

Выпишите эпитеты, обозначающие цвета, царящие в интерьерах романа. Охарактеризуйте этот художественный прием.

Выпишите сравнения, используемые Ф.М.Достоевским при описании комнат Раскольникова, Сони, Мармеладовых и старухи. Охарактеризуйте этот художественный прием.

Сообщение «Роль художественной детали в тексте романа «Преступление и наказание» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.

Задания для группы «Психоаналитики»

Вы выбрали роль психоаналитиков. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете,  внимательно перечитав первые главы романа в Электронной библиотеке, найти те выразительные средства, которые использует Ф.М.Достоевский для создания образа Санкт-Петербурга, какие слова помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова. Вам необходимо понять, какое болезненное состояние описывает Ф.М.Достоевский. Для этого необходимо выполнить следующие задания.

  1. Выпишите те существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова.
  2. Найдите информацию, что обозначает у психологов желтый цвет, который так часто встречается на страницах романа.
  3. Приготовьте сообщение «В больном городе рождаются болезненные идеи».

Адреса сайтов об образе Раскольникова в романе  в Интернете:

http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)

http://www.litra.ru/

http://spintongues.msk.ru/Toviy

http://lit.1september.ru/2001/32/no32_01.htm

http://thepoem.narod.ru/do_stoev.htm

Задания

Отчет

Выпишите те существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова.

Найдите информацию, что обозначает у психологов желтый цвет, который так часто встречается на страницах романа.

Сообщение «В больном городе рождаются болезненные идеи» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.

Защита веб-сайта, который учащиеся создают под руководством учителя информатики, а при хорошей подготовке самостоятельно, может проходить на нескольких уроках.

VI этап.  Страница с критериями оценивания (Evaluation).

Адреса критериев оценивания:

http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_226g3c4fzft http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_22786fcnhc9 http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_229d9bhsjfm 

V этап. Страница с выводом (Conclusion)

        Результаты этой большой работы могут быть представлены на предпоследней странице в виде сводной страницы.

На заключительном этапе работы каждая группа оформляет свой материал в виде веб – страниц. Это можно делать в программах MS Word, в MS Publisher. Получается локальный варианта веб – квеста.  Результаты работы и исследования каждая группа защищает свою веб – страницу. Итогом веб – квеста становится урок защиты веб-сайта «Что рассказал нам о Санкт-Петербурге Ф.М.Достоевский?»

В помощь учителю

Образ «Желтого Петербурга» в романе «Преступление и наказание»

          Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки — «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин, то — город трущоб и узеньких улочек — «каменных мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним.
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками.
Главный герой романа Достоевского живет в доме на углу Средней Мещанской и Столярного переулка, которые расположились среди таких же «серединных улиц», с холодными угловыми домами, лишенными всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировс-ком переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами... Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской... Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы». Еще один пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми. Раскольников оказался свидетелем сцены на Вознесенском мосту, этого «дикого и безобразного видения», когда женщина с желтым лицом бросилась в воду, и грязная вода поглотила свою жертву. На другом мосту — Николаевском — Раскольников получает удар кнутом в присутствии смеющихся людей. Блуждающий герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, а в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами у распивочно-увеселительного заведения. Родиона ошеломляет сцена на Конногвардейском бульваре, где жирный франт преследует пьяную девочку, чтобы воспользоваться ее беспомощностью. Другая девочка, в старом затасканном одеянии, поет чувствительный романс под шарманку. В полицейской конторе содержательница дома терпимости защищает свой, по ее словам, «благородный дом». Все эти реалии создают суровый образ столицы. Людям нечем дышать: духота, зловоние лестниц и трущоб. На улицах Петербурга «как в домах без форточек». Людей давит теснота дворов-колодцев, подворотен, переулков, толкучек, сдавленного пространства кварталов.
Петербург в «Преступлении и наказании» — это уже не просто фон, на котором разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше похожие на бред.
Еще одна черта Петербурга Достоевского — атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих. Люди здесь отчуждены друг от друга, обособлены от других, несмотря на тесноту. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления. Кажется, будто в самом воздухе Петербурга растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. И создается впечатление, что Петербург болен и больны, кто нравственно, кто физически, все его жители.
И еще один компонент образа Петербурга у Достоевского — навязчивый желтый цвет, постоянно упоминающийся в романе. Этот цвет, как и особая музыка, сопровождающая скитания Раскольникова: тренькающая гитара, хриплое пение, нудное и тоскливое звучание шарманки, усиливает ощущение нездоровья, болезненности. «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Мы видим желтые обои, желтую мебель, картинки в желтых рамочках на стенах в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на шкаф или на сундук, каморка Раскольникова с желтенькими пыльными обоями. В комнате Сони все те же желтоватые обои, и в кабинете Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева. Такие «желтые» детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живут действующие лица романа. Он словно является предвестником каких-то недобрых событий в их жизни.
Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.
В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желчный» и «желтый», прослеживая взаимодействие внутреннего мира Раскольникова и мира внешнего, так, например, он пишет: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». «Желчь» и «желтизна» приобретают, таким образом, смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Образ Петербурга становится не только равноправным с другими героями романа, но и центральным, значимым, он во многом объясняет двойственность Раскольникова, провоцирует его на преступление, помогает понять Мармеладова, его жену, Сонечку, процентщицу, Лужина и других персонажей

(http://thepoem.narod.ru/do_stoev.htm)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание»".

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»по роману «Преступление и наказание»" :показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; к...

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...