«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире познакомится с жизнью и творчеством Достоевского. Страницу с веб-квестом можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/user/59266/page/veb-kvest-chto-rasskazal-nam-o-peterburge-fmdostoevskii
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_urok_1.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?»
(Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание»)
Цель: знакомство с уникальным художественным миром романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», создание веб-страниц, посвященных жизни и творчеству Ф.М.Достоевского, а также героям и образу Петербурга в романе.
Задачи:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста на примере романа Ф.М.Достоевского,
- использовать информационное поле сети Интернет для изучения художественных произведений,
- примененять текстовой редактора для редактирования и форматирования текстов электронной библиотеки (на примере текста романа),
- работать с сайтом учителя.
Этапы деятельности обучающихся
I этап.
Обучающиеся выходят на сайт учителя. Знакомятся с условиями работы, читают вступительное слово преподавателя, заполняют анкету участников, Выбирают роли, внимательно изучают задания свое группы, распределяют поручения.
II этап.
Обучающиеся выполняют задания, заполняют отчет своей группы, готовятся к защите своей работы на уроке.
III этап.
Создание веб-страниц, посвященных отдельным темам, видео-роликов, презентаций, электронной газеты.
IV этап.
Защита исследований.
I этап. Знакомство со стартовой (Title) страницей веб-квеста
II этап. Переход на вступительную (Introduction) страницу
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы начинаем знакомство с великим романом Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Действие в нем происходит в Санкт-Петербурге. Этот город всегда владел умами русских писателей, но особенную роль он сыграл в творчестве Ф.М. Достоевского. Наш веб-квест поможет вам, разобраться в том, как и какой образ города создал писатель в романе, чем он отличается от описаний других писателей. Выполняя различные роли, отвечая на вопросы, занимаясь поиском информации, вы поймете, почему нужно внимательно относиться к художественному слову писателя, что писатель хотел выразить с помощью художественных деталей.
Таким образом, ключевой проблемный вопрос веб-квеста:
«Какой образ города Петербурга предстает перед читателями романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
III этап. Переход к странице общих задач (Tasks).
Задача №1.
Выберите для себя одну из ролей, которая кажется вам наиболее интересной, и по этим ролям объединитесь в группы.
- Экскурсоводы
- Историки
- Литературоведы
- Лингвисты
- Психоаналитики
Заполните следующую анкету.
ФИ участника | |
Роль в проекте | |
Адрес электронной почты | |
Что нового хотел бы узнать во время участия в проекте |
IV этап. Переход к процессу работы (Process)
Задача №2
Внимательно изучите задания своей группы. Распределите задания и приступайте к их выполнению.
Задания для группы «Экскурсоводы»
Вы выбрали роль экскурсоводов по Петербургу. Ваша задача – изучить новый материал на многочисленных сайтах в Интернете, который поможет выполнить следующие задания.
- Какие годы своей жизни прожил Федор Михайлович Достоевский в Петербурге?
- По каким адресам проживал писатель в Петербурге? В каких домах сейчас находятся мемориальные музеи писателя?
- Какой дом в Петербурге сейчас называется домом Раскольникова и почему?
- В каких еще произведениях Ф.М.Достоевского кроме романа «Преступление и наказание» действие происходит в Петербурге?
- Разработайте маршрут небольшой экскурсии по местам Ф.М.Достоевского в Петербурге.
Адреса сайтов о жизни Ф.М.Достоевского в Интернете, на которых размещена информация:
http://dostoevsky.df.ru/biografia-1.html
http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/325
http://www.otelrent.ru/articles/dostoprimechatelnosti-spb/musei-dostoevskogo/
Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте
Задание | Отчет |
Какие годы своей жизни прожил Федор Михайлович Достоевский в Петербурге? | |
По каким адресам проживал писатель в Петербурге? В каких домах сейчас находятся мемориальные музеи писателя? | |
Какой дом в Петербурге сейчас называется домом Раскольникова и почему? | |
В каких еще произведениях Ф.М.Достоевского кроме романа «Преступление и наказание» действие происходит в Петербурге? | |
Разработайте маршрут небольшой экскурсии по местам Ф.М.Достоевского в Петербурге. |
Разработанную экскурсию по памятным местам Ф.М.Достоевского в Петербурге обучающиеся проводят на заключительном уроке с помощью презентации или созданного видеоролика
Задания для группы «Историки»
Вы выбрали роль историков Санкт-Петербурга. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете, и исследовать, какие писатели до Достоевского обращались к теме этого города. Как эти образы отличались от трактовки Достоевского. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания.
- Прочитайте оды М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, посвященные Санкт-Петербургу. Выберите цитаты, посвященные этому городу, как поэты-классицисты писали о городе?
- Обратитесь к тексту поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Выберите цитаты, посвященные Санкт-Петербургу. Как Пушкин описывает строительство великого города?
- Выберите из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» цитаты, посвященные Санкт-Петербургуу. Как Гоголь отзывается о городе?
- Подготовьте сообщение «Петербург глазами русских писателей до Ф.М.Достоевского»
Адреса сайтов о Петербурге и творчестве русских писателей в Интернете:
http://www.refz.ru/referat_sankt_peterburg_v_tvorchestve_russkih_pisatelei.m.htm
http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)
Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте.
Задание | Цитаты |
М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин о Петербурге | |
Н.В.Гоголь о Санкт-Петербурге | |
А.С.Пушкин о Санкт-Петербурге |
Сообщение «Петербург глазами русских писателей до Ф.М.Достоевского» можно оформить на заключительном уроке в виде электронной газеты на сайте веб-квеста.
Задания для группы «Литературоведы»
Вы выбрали роль литературоведов. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете, перечитать первые главы романа «Преступление и наказание», к которому вы обратитесь в Электронной библиотеке Александра Владимирова, и выполнить следующие задания.
- Найдите описание улиц, домов, дворов Санкт-Петербурга, где происходит действие в романе «Преступление и наказание». Имеют ли оно что-нибудь общее с официальным описанием знаменитых проспектов и площадей города?
- Найдите в первых главах перечисление того, кто населяет Петербург на страницах романа? Назовите их профессии и социальное положение.
- Перечислите, комнат каких героев мы видим в романе. Выпишите самые яркие определения и сравнения из этих описаний.
- Подготовьте сообщение «Жизнь семьи Мармеладовых»
Адреса сайтов о Петербурге в творчестве Ф.М.Достоевского в Интернете:
http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/42
http://www.litra.ru/
http://referatbooks.ru/
http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)
Заполните отчет о вашей работе в специальной таблице на сайте.
Задание | Отчет |
Процитируйте описание улиц, где происходит действие | |
дома | |
дворы | |
Кто населяет Петербург на страницах романа? Назовите их профессии | |
Перечислите, описание, чьих комнат мы видим в романе. | |
Эпитеты | |
Сравнения |
Сообщение «Жизнь семьи Мармеладовых» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.
Задания для группы «Лингвисты»
Вы выбрали роль лингвистов. Используя материал Интернета, который вы найдете на многочисленных сайтах, внимательно перечитав первые главы романа «Преступление и наказание» в Электронной библиотеке, найдите те выразительные средства, которые использует Ф.М.Достоевский для создания образа Петербурга, какие тропы помогают раскрыть внутреннее состояние героя. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
- Выпишите эпитеты, обозначающие запахи, царящие в квартирах, кабаках, на улицах Санкт-Петербурга, где бывает Родион Раскольников. Охарактеризуйте этот художественный прием.
- Выпишите эпитеты, обозначающие цвета, царящие в интерьерах романа. Охарактеризуйте этот художественный прием.
- Выпишите сравнения, используемые Ф.М.Достоевским при описании комнат Раскольникова, Сони, Мармеладовых и старухи. Охарактеризуйте этот художественный прием.
- Подготовьте сообщение «Роль художественной детали в тексте романа «Преступление и наказание»?
Адреса сайтов о Петербурге в творчестве Ф.М.Достоевского в Интернете:
http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/op/author/42
http://www.litra.ru/
http://referatbooks.ru/
http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)
Задание | Отчет |
Выпишите эпитеты, обозначающие запахи, царящие в квартирах, кабаках, на улицах Санкт-Петербурга, где бывает Родион Раскольников. Охарактеризуйте этот художественный прием. | |
Выпишите эпитеты, обозначающие цвета, царящие в интерьерах романа. Охарактеризуйте этот художественный прием. | |
Выпишите сравнения, используемые Ф.М.Достоевским при описании комнат Раскольникова, Сони, Мармеладовых и старухи. Охарактеризуйте этот художественный прием. |
Сообщение «Роль художественной детали в тексте романа «Преступление и наказание» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.
Задания для группы «Психоаналитики»
Вы выбрали роль психоаналитиков. Ваша задача – изучить новый материал, который вы найдете на многочисленных сайтах в Интернете, внимательно перечитав первые главы романа в Электронной библиотеке, найти те выразительные средства, которые использует Ф.М.Достоевский для создания образа Санкт-Петербурга, какие слова помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова. Вам необходимо понять, какое болезненное состояние описывает Ф.М.Достоевский. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
- Выпишите те существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова.
- Найдите информацию, что обозначает у психологов желтый цвет, который так часто встречается на страницах романа.
- Приготовьте сообщение «В больном городе рождаются болезненные идеи».
Адреса сайтов об образе Раскольникова в романе в Интернете:
http://www.modernlib.ru/books/vladimirova_aleksandra/(Электронная библиотека)
http://www.litra.ru/
http://spintongues.msk.ru/Toviy
http://lit.1september.ru/2001/32/no32_01.htm
http://thepoem.narod.ru/do_stoev.htm
Задания | Отчет |
Выпишите те существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают раскрыть внутреннее состояние Родиона Раскольникова. | |
Найдите информацию, что обозначает у психологов желтый цвет, который так часто встречается на страницах романа. |
Сообщение «В больном городе рождаются болезненные идеи» можно оформить на заключительном уроке в виде презентации.
Защита веб-сайта, который учащиеся создают под руководством учителя информатики, а при хорошей подготовке самостоятельно, может проходить на нескольких уроках.
VI этап. Страница с критериями оценивания (Evaluation).
Адреса критериев оценивания:
http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_226g3c4fzft http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_22786fcnhc9 http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_229d9bhsjfm
V этап. Страница с выводом (Conclusion)
Результаты этой большой работы могут быть представлены на предпоследней странице в виде сводной страницы.
На заключительном этапе работы каждая группа оформляет свой материал в виде веб – страниц. Это можно делать в программах MS Word, в MS Publisher. Получается локальный варианта веб – квеста. Результаты работы и исследования каждая группа защищает свою веб – страницу. Итогом веб – квеста становится урок защиты веб-сайта «Что рассказал нам о Санкт-Петербурге Ф.М.Достоевский?»
В помощь учителю
Образ «Желтого Петербурга» в романе «Преступление и наказание»
Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки — «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин, то — город трущоб и узеньких улочек — «каменных мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним.
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками.
Главный герой романа Достоевского живет в доме на углу Средней Мещанской и Столярного переулка, которые расположились среди таких же «серединных улиц», с холодными угловыми домами, лишенными всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировс-ком переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами... Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской... Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы». Еще один пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми. Раскольников оказался свидетелем сцены на Вознесенском мосту, этого «дикого и безобразного видения», когда женщина с желтым лицом бросилась в воду, и грязная вода поглотила свою жертву. На другом мосту — Николаевском — Раскольников получает удар кнутом в присутствии смеющихся людей. Блуждающий герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, а в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами у распивочно-увеселительного заведения. Родиона ошеломляет сцена на Конногвардейском бульваре, где жирный франт преследует пьяную девочку, чтобы воспользоваться ее беспомощностью. Другая девочка, в старом затасканном одеянии, поет чувствительный романс под шарманку. В полицейской конторе содержательница дома терпимости защищает свой, по ее словам, «благородный дом». Все эти реалии создают суровый образ столицы. Людям нечем дышать: духота, зловоние лестниц и трущоб. На улицах Петербурга «как в домах без форточек». Людей давит теснота дворов-колодцев, подворотен, переулков, толкучек, сдавленного пространства кварталов.
Петербург в «Преступлении и наказании» — это уже не просто фон, на котором разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше похожие на бред.
Еще одна черта Петербурга Достоевского — атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих. Люди здесь отчуждены друг от друга, обособлены от других, несмотря на тесноту. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления. Кажется, будто в самом воздухе Петербурга растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. И создается впечатление, что Петербург болен и больны, кто нравственно, кто физически, все его жители.
И еще один компонент образа Петербурга у Достоевского — навязчивый желтый цвет, постоянно упоминающийся в романе. Этот цвет, как и особая музыка, сопровождающая скитания Раскольникова: тренькающая гитара, хриплое пение, нудное и тоскливое звучание шарманки, усиливает ощущение нездоровья, болезненности. «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Мы видим желтые обои, желтую мебель, картинки в желтых рамочках на стенах в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на шкаф или на сундук, каморка Раскольникова с желтенькими пыльными обоями. В комнате Сони все те же желтоватые обои, и в кабинете Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева. Такие «желтые» детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живут действующие лица романа. Он словно является предвестником каких-то недобрых событий в их жизни.
Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.
В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желчный» и «желтый», прослеживая взаимодействие внутреннего мира Раскольникова и мира внешнего, так, например, он пишет: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». «Желчь» и «желтизна» приобретают, таким образом, смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Образ Петербурга становится не только равноправным с другими героями романа, но и центральным, значимым, он во многом объясняет двойственность Раскольникова, провоцирует его на преступление, помогает понять Мармеладова, его жену, Сонечку, процентщицу, Лужина и других персонажей
(http://thepoem.narod.ru/do_stoev.htm)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание»".
Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»по роману «Преступление и наказание»" :показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; к...
Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...
Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...